00РЭОШ

«ДАРВИНИЗМ И НАУКА КАК РЕЛИГИЯ». КРАТКИЙ ПОСТ-РЕЛИЗ О ЗАСЕДАНИИ КРУГЛОГО СТОЛА РЭОШ

8 июня 2017 г. состоялось заседание молодежной секции Русского Экономического Общества имени Сергея Фёдоровича Шарапова, которое проходило в форме Круглого стола, на котором выступающие излагали свои мнения  и суждения по теме: «Дарвинизм и наука как религия». ( Видеосюжет выступлений участников — ЗДЕСЬ )

Т.Н. Юдина,  д.э.н., доцент, сделала акцент на том, что наука – это деятельность по выработке нового знания, познание истины, т.е. того, что было разработано «небесной канцелярией», постижение Божественной Истины. Именно так понимал предназначение науки великий русский ученый М.В.Ломоносов. Между тем в эпоху модерна и постмодерна культ «золотого тельца», страсти к наживе за счет ближнего, т.е. хрематистика, уводил и уводит человеческое общество, и особенно страны Запада, от подлинной цели науки. В свое время даже Дж. М.Кейнс указывал на то, что ростовщичество будет презираться в будущем. Нравственное отношение к науке находило отражение в Домострое как Ромейской империи, так и Сильвестра (XVI в.).

В.Н.Катасонов, доктор богословия, доктор философских наук, профессор, автор книги «О границах науки», сконцентрировал внимание на том, что в настоящее время естествознание не выходит за рамки математики, и этот подход по сути навязывают человеческому обществу в целом (например, искусственный интеллект, т.е. моделирование рассудка). Однако невозможно смоделировать такие высшие способности человека, как любовь и вера. Поэтому наука должна быть скромнее и уступить место «человеческим» формам познания, как, например, религиозное познание, философия. Если не ограничить науку, то что толку, «если человек обретет весь мир, а душу потеряет».

 

П.А.Морозов, Товарищ Председателя РЭОШ, высказал суждение о том, что истинное стремление познать мир включает в себя теорию (созерцание) и «праксис», т.е. опыт и его обобщение. При этом опасно доверять чувствам. Так считали древнегреческий философ Платон и его последователи. Люди вначале доверяли Святоотеческому преданию, и преемственность поколений не была нарушена. Однако со временем теория, или созерцание, для простоты была отброшена, а остались только чувства и страсти, возникающие в ходе практической деятельности. На этом зыбком фундаменте люди стали строить жизнь, руководствуясь ложными моделями. Так, например, в политике возник макиавеллизм, а в экономике – учение А.Смита и др. Эти ложные теории достигли своей кульминации в создании теории дарвинизма, согласно которой выживает наиболее сильный и ловкий, а остальные обречены на нищету и вымирание. В действительности же человек живет для того, взращивать любовь, радость, мир и согласие между людьми.

 

О.Н.Рыбковская, Секретарь РЭОШ, отметила, что в небогоборческих цивилизациях, ориентированных на нравственные и религиозные ценности, наука служила/служит познанию истины в интересах народа и государства. В Ромейской империи покорение природы на основе научных достижений не было самоцелью; главным было духовное самосовершенствование человека; в России поздних Рюриковичей как Третьем Риме  наука использовалась для нужд государства и народа. При Романовых наука стала превращаться в религию: именно так был воспринят дарвинизм; в культ религии были возведены также теория норманизма и учение Смита и Риккардо. В СССР 30-50-х гг. на деле осуществлялся отход от теории  марксизма-ленинизма как своего рода религии, однако в культе самой науки присутствовали элементы богоборчества. В брежневском СССР постепенно происходила деградация науки и нарастал ее догматизм. В постсоветской России воцарились засилие неолиберализма и норманизма как своего рода религии. В последнее время именно российскому обществу усиленно и в полной мере навязывают цифровую экономику, которая на деле приведет к установлению тотального контроля за каждым членом общества, децентрализации экономики и невозможности обретения Россией полномасштабного суверенитета.

 

По мнению члена молодежной секции РЭОШ Д.Афанасьева, падение предваряет гордость. Наука мертва уже потому, что отвергли основы жизни предков. В настоящее время происходит умножение ненужных знаний. Ученые должны понимать, что они «глаза общества», а церковь, по выражению К.Семина, должна побуждать молодежь изучать полезные для общества науки, например, в Физтехе.

 

В заключение Председатель РЭОШ В.Ю.Катасонов сконцентрировал внимание на том, что мифологизация научных знаний образно отражена в работе Святителя Николая Сербского «Наука о законе», «»Слово о законе». Россия испытала два ига в своей обозримой истории: татаро-моногольское и иго классической немецкой философии конца XVIII в., которое не преодолено и поныне. Оно включает в себя материализм, позитивизм, детерминизм и атеизм, в результате чего «поплыли» абсолютные истины предков, и с эпохи Возрождения начался закат Европы. Святитель Николай Сербский остро критиковал натурализм как диктатуру естественных законов, т.к. неживая природа не может быть законодателем. Основным экономическим законом капитализма стало стремление к получению прибыли, т.е. эта цель была привнесена извне, а закон конкуренции представляет собой проецирование естественных природных явлений на общество. Таким образом, в сфере общественных наук процветает натурализм, что означает, что общество развивается по законам природы. Святитель Николай Сербский указывал на то, что это не что иное, как химера. Если социальные законы написаны не в соответствии с Божественным Высшим нравственным законом, то он реализуется через природу. Природа служит своего рода инструментом для Промысла Божия и реализации этого Высшего закона. Главное в экономике – гармония, пропорции и красота.

Интеллектуальная элита, оформившаяся со времен А.Смита в профессиональные корпорации, использует свой профессиональный язык как нейролингвистическое программирование. В настоящее время происходит подмена Слова как Логоса цифрами в рамках цифровой экономики, где цифра используется как управляющий сигнал. Святитель Николай Сербский предостерегал также от сакрализации буквенного уровня текста, т.к. это всего лишь «телесный» уровень, в то время как тексте существуют более высокие уровни – моральный и духовный.

В завершение круглого стола Валентин Юрьевич выразил благодарность всем докладчикам и подчеркнул, что эта сложная тема требует дальнейшего внимательного исследования.

Редакция Сайта РЭОШ в ближайшее время планирует выкладывать доклады всех участников круглого стола.

 

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar

wpDiscuz

Смотрите также