В последние годы в мировых СМИ появилась очень любопытная разновидность сенсаций. Нам регулярно стали сообщать о проектах строительства небоскребов «высотою до небес» в разных точках земного шара. Причем каждый последующий своей высотой пытается «перекрыть» предыдущий. Чем-то похоже на азартный спорт. Что стоит за этим, странным на первый взгляд, явлением? У нас в этой связи есть веское основание поговорить о серьезных, «вечных» вопросах человеческой жизни и истории.
/ От Редакции: уже опубликованную статью на эту тему — Тень Вавилонской башни. Зловещие символы «высотою до небес» — можно посмотреть здесь /
В [136] псалме оплакивается судьба Иерусалима и иудеев; им было попущено за их согрешение пленение Вавилонское, и когда их вели в Вавилон, они, принужденные ведущими их вавилонянами к пению, горько плакали, вспоминая свое отечество, свой славный город Иерусалим, свой храм. Как было у них хорошо, какого они лишились блага, счастья, свободы и удобства к служению Господу, и они скорбно восклицали: “Како воспоем песнь Господню на земли чуждей? Прильпне язык мой к гортани, если забудем тебе Иерусалиме, если будем искать иного утешения кроме тебя!”. Подобную скорбь, подобную печаль переживаем и мы … в настоящее время.
Объяснение значения 136-го псалма «На реках Вавилонских»
преподобным Никоном Оптинским
Небоскребы в новейшей истории
История небоскребов не столь уж и давняя. Самым первым небоскребом в мире считается 10-этажный The Home Insurance Building (дом Страхования) в Чикаго, который был построен всего 130 лет назад – в 1885 году. При строительстве этого здания использовался несущий стальной каркас, к которому крепились все остальные элементы здания, в том числе и стены. В 1891 году был построен 11-этажный небоскреб в Сент-Луисе. В этом же году над упомянутым небоскребом в Чикаго было надстроено еще два этажа, и он опять стал самым высоким в США. Многоэтажное строительство диктовалось тем, что земля в крупных американских мегаполисах быстро дорожала. По нашим меркам XXI века указанные здания конца XIX века кажутся более чем скромными. Их смешно даже называть небоскребами. Что же, есть лишний раз повод подумать о том, как быстро меняется мир.
К первым «высоткам» с полным правом можно отнести и Эйфелеву башню в Париже. Строительство башни длилось два года с января 1887 до конца марта 1889 года. Башня была высотой почти 313 метров, она на долгие годы стала недосягаемым рекордсменом высотного строительства. В прошлом веке сенсацией стали небоскребы в Нью-Йорке на Манхэттене. В 1930 годы корпорацией Chrysler Corporation был возведен высочайший в мире небоскреб Крайслер-билдинг высотою 319 метров.
А уже в следующем году появился новый рекордсмен — 102-этажный небоскреб Эмпайр-стейт-билдинг, который имел высоту 443 метра.
Финал «одноэтажного мира».
Известные советские писатели Ильф и Петров путешествовали в середине 1930-х гг. по США, после чего издали в СССР книгу «Одноэтажная Америка». Помимо всего, они отразили в своей книге тот энтузиазм, который переживала Америка в связи с появлением небоскребов. Писатели тонко почувствовали, что эпоха «одноэтажной Америки» подходила к своему финалу.
Развивая эту мысль, можно сказать, что сегодня «одноэтажный мир» безвозвратно уходит из жизни не только американцев, но и всего человечества Окончательному забвению предана заповедь Бога человеку: живи на земле. Между прочим, основателем первого города был Каин. Городская цивилизация пошла от первого убийцы, который опасаясь возмездия, решил укрыться за городской стеной. Само слово город происходит от «ограды», «ограждения». Почему-то на ум приходят строки из поэмы «Цыгане» гениального А.С. Пушкина. Алеко, обращаясь к Земфире, восклицает:
Когда бы ты воображала
Неволю душных городов!
Там люди, в кучах за оградой,
Не дышут утренней прохладой,
Ни вешним запахом лугов;
Любви стыдятся, мысли гонят,
Торгуют волею своей,
Главы пред идолами клонят
И просят денег да цепей.
Трудно найти другое, более емкое и апеллирующее к человеческим чувствам описание той городской цивилизации, основы которой заложил Каин, первый сознательный бунтовщик против Бога.
Вспомним другое слово – «крестьянин». Значение данного слова понятно всем: это человек, живущий на земле, занимающийся сельским хозяйством. Но этимологически оно означает «христианин», т.е. живущий по христианским заповедям. В каком-то смысле статистику распределения населения между селом и городом можно использовать (естественно не прямолинейно) для того, чтобы оценивать динамику изменений духовного состояния человечества. В 1800 году доля городского населения в мире оценивалась в 3,0%; в 1900 г. – 13,6%; 2000 г. – 43,0%; 2005 г. – 47,9%[1]. Можно предположить, что на сегодняшний день (2016 год) в городах уже проживает больше людей, чем в сельской местности. Даже просто жизнь в городе уже идет вразрез с замыслом Бога о человеке. А жизнь среди небоскребов и в небоскребах? – Думаю, — тем более.
Небоскребы как иррациональные проекты.
Вернемся к нашему рассказу об истории небоскребов. Сооружение и Эйфелевой башни, и указанных выше двух нью-йоркских небоскребов уже диктовалось не только и не столько экономической необходимостью. Это были проекты, нацеленные преимущественно на повышение престижа города, компании, государства. Затраты на те же самые нью-йоркские небоскребы до начала второй мировой войны так и не окупились. Правда, отчасти это может быть объяснено тем, что они были введены в эксплуатацию в разгар экономического кризиса, начавшегося в конце 1929 года. Высотки стояли на половину пустыми.
Эмпайр-стейт-билдинг держал пальму первенства в США до 4 апреля 1973 года, когда в эксплуатацию был введен Всемирный торговый центр (World Trade Center) — комплекс из семи зданий, спроектированный Минору Ямасаки.
Архитектурной доминантой комплекса были две башни, каждая по 110 этажей — Северная (высотой 417 м, а вместе с установленной на крыше антенной — 526,3 м) и Южная (высотой 415 м). Некоторое время после окончания строительства ВТЦ его башни были высочайшими небоскрёбами в мире. Как известно, 11 сентября 2001 года комплекс ВТЦ был разрушен. Эмпайр-стейт-билдинг после разрушения ВТЦ вновь стало самым высоким зданием Нью-Йорка и оставалось таковым до восстановления основного корпуса Всемирного торгового центра в ноябре 2014 года. Его новая высота вместе с антенной – 541 м.
Ряд экспертов целенаправленно занимаются изучением вопросов, связанных с сооружением небоскребов в мире. Выявлена интересная закономерность: активизация высотного строительства обычно предшествует экономическим кризисам. После Крайслер-билдинг и Эмпайр-стейт-билдинг эту закономерность продемонстрировали и многие другие высотные проекты. С каждым годом возникает все больше оснований для утверждения того, что экономику небоскребов следует относить к сфере иррационального. Дело в том, что мотивация их строительства преимущественно не экономического характера. Даже применительно к американским мегаполисам сделаны расчеты, которые показывают, что окупаемость высоток начинает падать при высоте более 60 этажей. Тем более это справедливо в отношении многих других стран, где земля не столь дорога, как в США. Там разумными пределами может быть высота 50, 40 и менее этажей. Но именно как раз за пределами США сегодня намечается и уже происходит бум такого странного, иррационального строительства.
«Вавилонская гонка» XXI века.
Особенно активизировались нефтедобывающие страны. Они накопили в своих суверенных фондах сотни миллиардов долларов резервов. Сферы приложения инвестиций для суверенных фондов сужаются. США и другие страны Запада активно противодействуют покупке на их территориях активов реального сектора экономики, прикрываясь соображениями национальной безопасности. «Зеленый свет» Запад дает лишь инвестициям в долговые бумаги своих казначейств. Что на практике означает почти беспроцентное кредитование экономик стран «золотого миллиарда». Вот и остается у нефтедобывающих стран небогатый выбор: либо западные «казначейки», либо престижные небоскребы.
Пальма первенства в соревновании по высотному строительству в настоящее время за небольшим государством Дубай в Персидском заливе. На его территории находится самый высокий в мире небоскреб, называемый «Бурдж-халифа», возвышающийся над землёй на 828 метров.
Но пальму первенства может захватить Саудовская Аравия, которая заявила о планах возведения в городе Джедда самой высокой башни в мире под названием «Бурдж аль-мамляка» («Башня королевства»).
Другое название небоскреба — «Башня Джедда». «Jeddah Economic Company» и «Saudi Arabia’s Alinma» подписали документ о финансировании проекта на 2,2 миллиарда долларов. Дата завершения работ — середина 2017 года. Высота небоскрёба будет составлять 1000 метров, площадь помещений — 5,3 млн. кв. м. В конце прошлого года строительство дошло до 26 этажа. Для его сооружения необходимо использовать около 80 тысяч тонн стали. С окон высотного здания будет открываться потрясающая панорама на Красное море. Организаторы проекта признают, что хотя строительство ведется, но не все проблемы до конца решены. Во-первых, морская вода, которая может повредить основу небоскреба. Во-вторых, опасность ветровой нагрузки для сооружений такого масштаба. И, несмотря на риски, строительство продолжается в атмосфере нездорового азарта.
Появилось даже выражение «Вавилонская гонка». В эту гонку включаются и другие нефтедобывающие страны. Например, о строительстве башни высотой под 1 километр заявил Азербайджан. И это на фоне падающих цен на «черное золото» и сильную девальвацию национальной валюты.
Впрочем, в Вавилонской гонке участвуют и страны, не относящиеся к нефтедобывающим государствам, но располагающие большими международными резервами. В первую очередь, это Китай, у которого в конце 2015 года имелось 3,5 трлн. долларов золотовалютных резервов. Вот сообщение о планах строительства башни Sky City. Хоть она и будет несколько ниже одного километра, но этот проект, скорее всего, первым побьет рекорд Бурдж-Халифы с ее 828 метрами. Проект предусматривает строительство ступенчатой 838-метровой башни в китайском городе Чанша, на 202 этажах которой расположатся жилые квартиры, отели, учебные заведения, больницы, офисы, магазины. Китай обещает поразить весь мир не только высотой сооружения, но и сроками строительства. Он обещает осуществить блиц-строительство, уложившись в 2-3 месяца!
Не менее сенсационным стало сделанное в конце 2015 года заявление о строительстве небоскреба в Ираке. Оно было сделано не только на фоне падающих цен на «черное золото», но также на фоне войны, которая ведется с формированиями «Исламского государства» (ИГИЛ) на территории Ирака. Проект был представлен архитектурной фирмой AMBS Architects. Строительство предполагается в городе Басра. Город основан в VII в. н. э., лежит на юго-востоке страны, являясь одновременно вторым по величине городом Ирака, главным его портом и крупнейшим нефтеперерабатывающим центром. Басра считается одним из наиболее быстро развивающихся деловых центров на Ближнем и Среднем Востоке.
Заявленная высота небоскреба – 1,1 км. Как говорится, «пересечен психологический барьер» в один километр. Небоскреб будет состоять из 4 башен, соединенных между собой горизонтальными и вертикальными перемычками. Самая высокая точка с южной стороны покроется «фатой» — солнечными панелями, которые преобразуют солнечную энергию в электрическую. Планируется, что вся энергия будет направлена на обслуживание небоскреба. Кроме того, тень от «фаты» защитит от палящего солнца рестораны, бары, малоэтажные здания. Новая башня получит название «Невеста». Предполагается, что строительство башни окончится к 2025 году.
Дубай смотрит на перечисленные выше проекты с опаской – они уже в самом скором будущем могут побить высотный рекорд небоскреба Бурдж-Халифы. Но, с другой стороны, и в этом городе не сидят, сложив руки. Там полным ходом идет работа над созданием проекта первого в мире двухкилометрового здания.
В качестве основы для конструкции Dubai City Tower взята Эйфелева башня. Но размеры этого арабского небоскреба будут в семь с половиной раз больше, чем у французского прототипа. Высота будущей башни составит 2400 метров. 400 этажей небоскреба Dubai City Tower будет соединены между собой не только лифтами, но и вертикальным поездом, который может передвигаться со скоростью 200 километров в час и доставлять людей с нижнего этажа на верхний за считанные секунды.
А что Россия? Она до сих пор выглядит весьма скромно на фоне перечисленных выше проектов. Если не считать Останкинскую башню (540 м), которая небоскребом не считается, а выполняет функции гигантской телевизионной антенны. В сентябре 2014 года был открыт самый высокий российский небоскреб — «Башня Федерация» в Москва-Сити, его высота 343 метра. На втором месте — «Меркурий Сити Тауер»; 75-этажный небоскреб имеет высоту лишь 338, 8 м. Несмотря на скромные показатели по сравнению с небоскребами США, Китая или нефтедобывающих стран, указанные московские небоскребы на сегодняшний день считаются самыми высокими зданиями в Европе. В 1994 году было сделан заявление о планах строительства высотной башни «Россия», однако в апреле 2009 года в связи с финансовым кризисом проект был окончательно похоронен. О новых планах участвовать в Вавилонской гонке власти России ничего не заявляли. Правда, еще лет десять назад был брошен клич: «Сделаем Москву международным финансовым центром». Тогда велись разговоры, что такому центру потребуются «высотки» мирового уровня. Но сегодня ситуация в мире и в России серьезно поменялась, проект создания международного финансового центра в Москве почти умер.
Вавилонская башня как «иррациональный» проект ранней истории.
Следует отметить, что подобного рода мегапроекты далеко не у всех вызывают восторг и восхищение. Еще в ХХ веке многие специалисты, внимательно присматриваясь к конструкциям и оформлению небоскребов, обращали внимание на то, что их архитектура несет большую «смысловую нагрузку». А именно многие из этих сооружений напоминают образ хорошо известной всем грамотным людям вавилонской башни. Той самой, о которой сказано в Священном Писании, в главе 11 Книги Бытие.
Вавилонская башня – проект, который не был продиктован какими-то жизненно необходимыми потребностями людей. Таковым могло бы быть, например, строительство крепости для обороны. Или, например, порта, моста, дороги для сообщений и торговли. Это был проект духовно-религиозного свойства. Вавилонская башня – эмансипация человека от Бога, самоутверждение человека как бога, соперничество человека с Богом. В конечном счете, бунт против Бога. Нимрода часто в литературе сравнивают с первым бунтовщиком против Бога – падшим ангелом Денницей.
В книге Бытие читаем:
«И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя…» (Быт. 11:4).
Здесь прямо указывается на то, что люди хотели прославиться, это был главный движущий мотив их столпотворения. В строительстве участвовали десятки тысяч людей – потомков Ноя (событие происходило примерно через полтысячи лет после Великого потопа).
Нимрод как организатор «великой стройки».
Собрал их под свое руководство Нимрод. В переводе это имя означает «мятежный», «возмутительный». В разных источниках его имя пишется по-разному: Нимрод, Нимврод, Неврод и т.п. Нимрод – сын Хуша, внук Хама. Его имя упоминается в книге Бытие:
Хуш родил также Нимрода; сей начал быть силен на земле;
он был сильный зверолов пред Господом [Богом], потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом [Богом].
Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар (Быт. 10: 8-10)
Выражение, что Нимрод был сильным «перед Господом», скорее всего, воспринимается в смысле враждебности Богу. Предлог «пред», по мнению некоторых знатоков Библии, может означать «против» Бога.
Почему Нимрод назван «сильным звероловом»? Как пишет святитель Димитрий Ростовский, «прегордый эфиоп и гигант Неврод впервые начал в Вавилоне возвышать свою власть над людьми, покоряя и порабощая себе всех окрестных жителей, а не желающих ему повиноваться, принуждая мучительством. Он творил насилия и убийства, и трепетала страна та от страха его. Он первым среди людей назвал себя царем и обладал народом не отечески, но мучительски. Те, которые изначала были владыками в человеческих родах, как до Потопа Адам, Сиф и Енос, а после Потопа Ной, те не назывались царями, но отцами, ибо они отечески управляли детьми, внуками и правнуками своими. Неврод же не был отцом, но мучителем, гонителем, насильником и хищником. Поэтому-то в Священном Писании он и назван ловцом: не потому, что он ловил зверей, но потому, что уловлял в свое подданство и рабство свободных людей и похищал их имения, присваивая себе чужое»[2]
Нимрод продолжил традицию строительства городов, начатую еще до Великого потопа Каином. Как видно, в составе царства Нимрода было, по крайней мере, четыре города: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне. Но именно из древнего Вавилона берет свое начало слово «столпотворение» — сооружение башни, в котором принимают участие толпы людей из разных концов света (столпотворение, толпа – однокоренные слова). Нимрод был первым в истории человечества царем, причем с явно диктаторскими замашками и претензиями на способность встать вровень с Богом. Для него проект башни был помимо всего средством зажечь человечество своим энтузиазмом, собрать его под свое начало и управлять миром.
Организовать работы по сооружению башни не было трудно, поскольку люди, собравшиеся с разных концов, говорили на одном языке. Шумерский текст III тысячелетия до Р.Х. «Энмеркар и господин Аратты» повествует о счастливом времени древности, когда весь мир, все люди «вместе обращались к Энлилю на одном языке»[3]
«Столпотворение» как бунт против Бога.
Нимрод обещал строителям подобно змию-искусителю, что «они будут как боги», одновременно настраивая их на борьбу с Истинным Богом. На этот момент обращает внимание знаменитый иудейский историк Иосиф Флавий:
«Это был Нимрод, кто возбудил людей к такому оскорблению и презрению Бога… Он также изменил прежнюю форму правления в тиранию, не видя другого способа отвратить людей от страха Божьего… Массы были хорошо подготовлены, чтобы повиноваться Нимроду… и они построили башню, не обращая внимания на боль, не проявляя ни в малейшей степени небрежности в работе, и по причине множества рабочих рук она выросла очень высоко… Место, где они построили башню, сейчас называется Вавилон».
Особо подчеркнем: Бог после того, как «вода всемирного потопа» вернулась в свои границы, заключил с Ноем обновленный Завет (предыдущий был заключен с Адамом еще в раю и был нарушен первыми людьми). Бог дал наставление спасенным людям:
«И благословил Бог Ноя и сынов его, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 9:1).
Через некоторое время после щедрых материальных обетов-подарков и грозных предупреждений (Быт. 9: 2-6) Бог еще раз наставил Ноя и его семейство:
«Вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней» (Быт 9:7).
Но наставление Бога было грубым образом нарушено. Центробежные процессы сменились на центростремительное движение. Потомки Ноя стеклись в одно место, устроив «столпотворение». Были, конечно, исключения. Например, праведный Евер (буквальный перевод – «перешедший реку») не внял призывам Нимрода и удалился от Вавилона, уйдя за пределы реки Тигр. От Евера пошла та ветвь человечества, которая дала ему Авраама и последующих праведников.
Разрушение Богом замысла вавилонских «революционеров».
Нимрод был посрамлен: строительство Вавилонской башни было остановлено вследствие того, что ее строители перестали понимать друг друга. Они неожиданно стали разговаривать на разных языках (до этого был один, общий язык) и были рассеяны по разным направлениям. Вот этот фрагмент Книги Бытие:
И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.
И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать;
сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.
И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню].
Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле. (Быт. 11: 5-9)
Согласно преданиям, строительство было не просто остановлено, башня была Богом разрушена[4]. Впрочем, археологические раскопки, которые активно велись в том месте, где некогда была стройка, дают основание полагать, что действительно произошло сильнейшее разрушение. В Вавилоне, севернее храма Мардуха были найдены остатки башни – огромный котлован, из которого местное население «добывало» кирпичи: археолог Джордж Смит в середине 19 века обнаружил на этом месте древнюю табличку с надписью: «Строительство этого храма рассердило богов. Однажды ночью они сравняли с землей то, что уже было построено. Людей они переместили в дальние края и внесли смешение в их речь»[5]
Сам Нимрод, по преданиям, во время разрушения башни погиб. Подтверждения и подробности этой трагической истории люди черпали не только из Священного Писания, но также из многих других источников (например, хроник Иосифа Флавия, Геродота и других древних историков, работ Сивилла, Платона и др.) и археологических находок.
Когда происходили события, описанные в 10 и 11 главах Книги Бытие? Мнения разных авторов на этот счет не совпадают. Впрочем, некоторые авторы такую хронологию приводят. Из наиболее авторитетных источников датировки библейской истории – труд святителя Димитрия митрополита Ростовского «Келейный летописец». По его данным, от времени потопа до начала строительства прошло 453 года. Он определяет время строительства башни периодом с 2793 по 2716 гг. по Р.Х.[6] Получается всего 77 лет. Впрочем, имеются и отличные оценки продолжительности строительства. Поскольку одни включают лишь срок строительства самой башни, а другие – также время подготовки необходимых материалов, а третьи — и строительство поселения для работников. В «Энциклопедии архимандрита Никифора», в частности, читаем: «Хронологи вычисляют, что потомки Ноя должны были употребить три года только на одно собрание материалов и не менее двадцати двух лет на постройку самой башни».
«Технико-научный Вавилон»
История Вавилонской башни является убедительным предупреждением тем, кто наивно полагает, что технический прогресс – единственное, универсальное средство решения всех проблем человечества. Вспомним, что для строительства башни впервые были использованы обожженные кирпичи и асфальт (как связующий материал):
И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести (Быт. 11:3)
До этого использовались камни, глина, известь и необожженные кирпичи. Более того, примененные на «стройке века» кирпичи не были привычного размера. Это были, скорее, плиты или блоки[7]. Вручную их переносить было трудно или даже невозможно. Следовательно, была какая-то строительная техника (о ней Книга Бытие умалчивает). Для обжига кирпичей требовались гигантские печи и энергоносители, о которых Библия также не сообщает подробностей. Проект башни в Вавилоне показал ограниченность науки и техники, их бессмысленность и даже вредность в случае, если они не «оплодотворены» высшими целями, сообразующимися с замыслом Бога о человеке. В дореволюционном сборнике, составленном под руководством святого праведного Иоанна Кронштадского, содержится понятие «технико-научного Вавилона»:
«…техника последних времен достигнет, по свидетельству еще Древних отцов, величайшего развития. Да и ныне видим зачатки последних чудес в технических усовершенствованиях всякого рода. По этим замечательным уже в нашем столетии открытиям в области технических знаний, легко догадываться, что XX столетие еще более приблизит человечество к тому пределу в области техники, далее которого некуда будет идти. Этот технико-научный Вавилон превзойдет дерзостью замыслов древних, жрецов Вавилона и Египта и ускорит приближение всемирного огненного потопа. Ибо, наряду с техникой, получит, по свидетельству Писания, ужасающее развитие упадок нравов, поклонение лжи и отвращение к истине. Тогда-то подобное состояние нравов воздаст само себе отмщение в лице сына погибели, всемирного обольстителя человечества. Тогда-то наступят неслыханные бедствия для всех признавших лжеца и принявших его вместо Христа, будто бы явившегося на земле»[8].
Тема Вавилона в Священном Писании: от Книги Бытие до Откровения Иоанна Богослова.
В Священном Писании тема Вавилона не ограничивается только Книгой Бытие, это «сквозная» тема Писания. О Вавилоне как историческом событии, символе богоборчества и будущем человечества мы читаем также в Ветхом Завете в книгах пророков Исаии, Даниила, Иезекииля, Иеремии, в Псалмах и других книгах. В Новом Завете Вавилон вспоминается в последней его книге — Откровении от Иоанна, или Апокалипсисе (главы 17 и 18). Там он выступает в образе Вавилонской блудницы, олицетворяющей падение греховного мира последних времен. Читателю дается понять, что земной мир, основанный на идеалах и ценностях древнего Вавилона, обречен. Согласно рассказу евангелиста и апостола Иоанна Богослова, явившийся ему ангел повёл его смотреть
суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином её блудодеяния упивались живущие на земле…
и на челе её написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным (Откр. 17:1-2; 5).
На протяжении многих веков образы Вавилонской башни и Нимрода были в центре внимания писателей, художников, скульпторов, композиторов, философов, богословов и всех думающих людей. В ХХ веке по сюжетам событий в древнем Вавилоне было снято большое количество художественных фильмов. Все произведения искусства были навеяны Священным Писанием. В христианском обществе оценки тех далеких событий в Вавилоне были однозначными: это — урок и предупреждение новым поколениям. Сегодня СМИ пытаются внушить массам, что небоскребы – символ могущества. А в христианской традиции башня Вавилона и ее ремейки в виде небоскребов – символ безумия.
Восприятие Вавилонской башни за пределами христианства.
Строительство небоскребов настораживает и мусульман. Во-первых, потому, что образованные мусульмане хорошо знают историю Вавилонской башни и Нимрода по Священному Писанию и мировой литературе. Хотя напрямую в Коране нет сюжета, связанного со строительством Вавилонской башни, однако некоторые исламские богословы в своих трудах затрагивали это событие и его духовный смысл. Во-вторых, согласно исламу, строительство величественных зданий относится к малым признакам Последнего Дня (Судного Дня). Сказано, что знамением конца времён станет соревнование людей в строительстве высоких зданий: «Когда пастухи начнут соревноваться в строительстве домов [зданий]».
С учетом сегодняшних реалий можно сказать, что цель строительства Вавилонской башни Нимродом — глобализация, разрушение национальных государств и создание единой власти в мире (мировое правительство). Глобализация нашего времени предполагает не только преодоление и устранение торговых и финансовых границ, но также распространение «общечеловеческих ценностей». А таковыми на поверку оказываются ценности каиновой цивилизации, которые были заложены еще до Великого потопа, а затем были восприняты и развиты в царстве Нимрода. Те закулисные силы, которые сегодня продвигают проект глобализации и создания мирового правительства, рассматривают Вавилонскую башню и Нимрода в качестве примера, достойного подражания.
Начала Вавилонского царства.
Дадим самый краткий экскурс истории вавилонской цивилизации для понимания ее места в мировой истории. Некоторое время после окончания потопа Ной и его семейство, а также народившиеся потомки, оставались на горе Арарат, где произошла высадка из ковчега. Видимо, первое время они опасались, что потоп может повториться. Спустившись, в конце концов, с армянского нагорья, сыновья (Сим, Хам, Иафет) и более молодые потомки Ноя (сам Ной к тому времени уже умер) оказались в долине, которую они назвали Сеннаар:
Двинувшись с Востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там (Быт.11:2).
Другое наименование земли Сеннаар – Шумер. В долине стали возникать поселения. Был возведен первый город Эриду. Он состоял из домов, построенных из необожженного кирпича и тростника. Некоторые историки утверждают, что те племена, которые населяли долину Сеннаар, образовали первую цивилизацию, назвав ее шумерской. Скорее, это еще не была самостоятельная цивилизация, это было «предисловие» к цивилизации вавилонской.
Вавилонская цивилизация была создана группой кочевых племен аммореев, семитского происхождения, которые завоевали Шумер, Аккад, Ассирию и создали крупнейшую цивилизацию древнего востока — Вавилонскую, с центром в городе Вавилоне.
Важной вехой в истории Вавилонии является царство Ассура, сына Сима. Некоторое время он жил на одной земле с Нимродом, последний Ассуру был племянником. Однако, будучи стесняем этим узурпатором, Ассур удалился из Шумера, уйдя в верховья реки Тигр, где он построил три города (а дальнейшем образовавших царство Ассура, или Ассирию):
Из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию, Реховоф-ир, Калах
и Ресен между Ниневиею и между Калахом; это город великий (Быт. 10: 11-12).
У Димитрия Ростовского читаем следующие разыскания по поводу первых веков истории Вавилонии:
«Хроник Карион говорит, что племя Хамово, начиная с Неврода, около двухсот лет царствовало в Вавилоне, а потом царство перешло в руки племени Сима, в Ассирию, когда был создан Нином город Ниневия…дети Неврода, ради клятвы, которою Ной проклял Хамово племя, не долго обладали Вавилонским царством, так как у ассирийцев получило начало новое царство и монархия, которая основана была сыном Сима Ассуром, создавшим град Ниневию и окончательно покорившим себе Вавилонию»[9].
Собственно вавилонская цивилизация началась с образования первого мегаполиса, получившего название Вавилон и строительства башни. Позднее на развалинах царства Нимрода (в результате исхода разноязычных народов) было восстановлено новое царство. Историки до сих пор спорят по вопросу, сколько времени прошло от развала царства до его восстановления. Но в научной литературе отсчет ведется не от Нимрода, а от момента восстановления (когда появились первые документальные свидетельства). По справедливому мнению многих историков, философов и богословов, более поздние царства, располагавшиеся в Междуречье, позаимствовали многое у первого Вавилонского царства времен Нимрода.
Если основываться на хрониках Димитрия Ростовского и отсчитывать от начала строительства башни, то Вавилонская цивилизация родилась за 28 веков до Р.Х. А вот известный американский археолог и историк Уильям Олбрайт полагает, что события времен Нимрода имели место примерно за 35 веков до Р.Х.[10] Таким образом, под разными названиями вавилонская цивилизация просуществовала от 2,5 тысяч до 3 тысяч лет, не дотянув пяти веков до Рождества Иисуса Христа. Согласно общепринятым канонам, история Вавилонского царства делится на четыре основных периода:
1) старовавилонский (предположительно с конца III тысячелетия до 18 в. до Р.Х.);
2) средневавилонский (с 18 в. до 12 в. до Р.Х.);
3) ассиро-вавилонский (с 12 в. до 8 в. до Р.Х.);
4) нововавилонский (с 8 до 6 в. до Р.Х.).
Великий Вавилон: от Хаммурапи до Навуходоносора II
Первый взлет Вавилонского царства произошел в старовавилонский период, во времена царя Хаммурапи (правил в 1792—1750 г до Р.Х.). Хаммурапи прославился как автор первого в мире свода законов (Кодекс Хаммурапи). В этих законах отразились хозяйственная жизнь, быт, нравы и мировоззрение древних обитателей междуречья. Мировоззрение их определялись необходимостью постоянной борьбы с окружающими племенами, особого статуса верховного жречества, признанием рабства, ростовщичества, и т.п.[11]
Столица Вавилонского царства при Хаммурапи превратилась в величайший мегаполис. Вавилон может считаться древнейшим городом планеты (из тех, которые имели статус столиц)[12]. Он в дальнейшем был центром Шумера и Урарту, Аккадии и Месопотамии, Сузианы и Ассирии.
Хаммурапи также знаменит тем, что он восстановил ту самую башню, которую строил Нимрод (по другим данным, он ее построил в другом месте, но старался воспроизвести исходную модель)[13]. Царствованием Хаммурапи завершился старовавилонский период истории. Кстати, после смерти Хаммурапи башня была разрушена хеттами почти полностью. Башню пытались восстановить Навуходоносор I (правил приблизительно в 1125 — 1103 годах до Р.Х.), , Асархаддон (680 – 669), Набопаласар (626-604).
Второго взлета мегаполис Вавилон и вавилонское царство достигли в нововавилонский период, при царе Навуходоносоре II (606-561 гг. до Р.Х.). В это время город представлял собой замечательнейшее зрелище: квадратный в плане, он был окружен мощными стенами длиной около 23 км с каждой стороны. Стены эти имели 250 башен и 100 медных ворот. Ширина стен поверху была равна 24 м, высота — от 60 до 100 м и углублены они были в землю более, чем на 10 м. Две части города, разделенные Евфратом, соединял огромный каменный мост. В северной части города возвышался величественный храм Меродаха (Мардуха), сосредоточивший в себе несметные сокровища почти со всего света (в том числе и из ограбленного Иерусалима). Да и остальные постройки города были прекрасны.
При царе Навуходоносоре II была в очередной раз воссоздана Вавилонская башня и были устроены знаменитые Висячие сады («сады Семирамиды»). Недалеко от развалин башни уже в наши времена археологи обнаружили табличку с надписью царя Навуходоносора II: «Я восстановил башню, которую не мог кончить первый царь. Люди оставили ее, произнося слова в беспорядке»[14]
Трудно себе представить какого-либо иного царя или императора, который бы достиг такой власти и такого богатства (может быть, только Александр Македонский или премудрый Соломон, царь Израиля). Царь Навуходоносор, однажды обозревая все это великолепие из своего дворца, так возгордился, что был наказан безумием (Дан 4: 26-30). Этот факт, кстати, подтверждается историческими документами.
«На реках Вавилонских». Закат Вавилона.
При Навуходоносоре II был захвачен Иерусалим, и жители Иудеи были угнаны в рабство. Они примерно семьдесят лет пребывали в Вавилоне и были поражены его великолепием. О впечатлениях пленников можно прочитать в Ветхом Завете. В том числе Псалом 136 «На реках Вавилонских». «Реки вавилонские», называемые в тексте, — Евфрат, Тигр и, возможно, Ховар (упоминается у Иезекииля). Между прочим, в псалме есть такие слова:
Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! (Пс. 136: 8).
Своим могуществом и своеобразием культуры произвёл на иудеев после вавилонского пленения такое неизгладимое впечатление, что имя его сделалось синонимом всякого большого, богатого и притом безнравственного города. Пророк Исаия предрекал гибель Вавилона, сравнив его с Содомом и Гоморрой (Исаия 13:19).
После Навуходоносора город постепенно начал терять свое значение. Его сын Евилмеродах царствовал один год. За ним воцарился Нериглиссар (560-556 гг. до Р.Х.), затем — Мардук (556-555 гг. до Р.Х.) и, наконец, Набонид (555-538 гг. до Р.Х.), в последние годы правления которого его соправителем был его сын Валтасар. В ту ночь, когда все в Вавилоне от царя до последнего солдата по случаю праздника предавались пьянству и разврату, город был захвачен персидским царем Киром. Начался закат Вавилонии, она оказалась под владычеством Персидской империи.
Вавилонское царство завершило свое существование в 539 г. по Р.Х., когда оно было покорено персидским царем Киром. Сбылось то самое возмездие, которого ждали евреи в плену на реках Вавилонских (Пс. 136: 8). На историческую сцену вышло Мидо-Персидское царство. Однако, пребывание евреев в вавилонском плену сказалось на них неоднозначно. Одни из них забыли то идолопоклонство, к которому тяготели до Вавилона и вернулись к почитанию Единого Бога. Другие, наоборот, «заразились» духом Вавилона, что имело далеко идущие последствия как для Иудеи, так и для всего мира[15]. Эстафета духа Вавилона была продолжена. Забегая вперед, отметим, что она продолжается и по сей день.
Разрушение древней столицы.
Мегаполис Вавилон продолжал существовать в рамках Персидского царства, оставаясь самым населенным городом того времени. Позднее Александр Македонский (в 331 году по Р.Х.) в ходе своих победоносных завоеваний захватил город. Александр даже хотел сделать Вавилон столицей своей империи. Однако империя быстро распалась, вавилонское царство уже не имело сил для восстановления, стало умирать, а его столица Вавилон – разрушаться. Как пишет английский историк Дж. Веллард, «Вавилон умер со смертью этого греческого покорителя мира»[16]. В общей сложности город процветал около двух тысячелетий.
Стоит задуматься над тем, что есть определенное сходство между разрушением грандиозной башни Нимрода и разрушением самого могущественного и славного и тогдашней истории города. Тот же Дж. Веллард отмечает: «Кажется невероятным, что такая крупная и могущественная столица исчезла с лица земли: внешне защищенные сооружения Вавилона имели 10 миль в окружности, 50 футов в высоту и почти 55 – в ширину. Но факт остается фактом: к началу нашей эры от Вавилона сохранились одни стены. Он так часто подвергался опустошениям, что к этому времени его покинули все жители, за исключением немногих беженцев, обитавших в развалинах. Царские дворцы были разграблены, храмы превратились в руины, все поросло травой»[17]. Последние документальные описания Вавилона относятся к 4 веку по Р.Х. Это записи Зосимы, историка эпохи Юлиана Отступника, датируемые 363 г. по Р.Х. Из них мы узнаем, что город превращен в парк для диких зверей, который находился в ведении персидского царя Шапура I. Об этом же мы читаем у святого Иеронима, жившего в те времена. О существовании города напоминали лишь мощные стены, возведенные во времена Навуходоносора II. Когда произошло падение Римской империи и римские легионы покинули Междуречье, исчезли даже могучие стены Вавилона. В средние века никто уже не знал точно, где располагался некогда всемирно известный город. Обнаружили это место лишь археологи в 19 веке. Теперь на месте Вавилона находится небольшой арабский поселок Гила (Гиллах), окруженный холмами, покрывшими руины некогда великого города.
Город Вавилон остался в памяти человечества как символ того, что «ничто не вечно под луной», что «все суета сует и томление духа». Для христиан (да и представителей многих других религий) Вавилон стоит в том же ряду, что и Содом и Гоморра, которые были уничтожены Богом за смертные грехи людей.
Оккультизм древнего Вавилона.
Используя термин «вавилонская цивилизация», мы объединяем в рамках этой большой социальной общности самые разные племена, народы, государства, царства и империи. «Ядром» любой цивилизации является духовно-религиозная общность. Вавилонская цивилизация своим основанием имела язычество. Имело место многобожие, причем со времен царя Хаммурапи наиболее почитаемым стал бог по имени Мардук. Исследователи религии древнего Вавилона обращают внимание на элементы сатанизма, присутствовавшие в ритуалах и мистериях. Это объясняет, почему к изучению вавилонской истории и культуры имеют такой нездоровый интерес разные толки масонов, оккультистов, спиритов, чернокнижников и откровенных сатанистов. При этом стараются следовать тем ритуалам, которые практиковались в вавилонских зиккуратах и храмах.
Жозефуса (1860) в «Древней истории иудеев» подчеркивает оккультную функцию первого всемирного языческого храма: «В центре Вавилона был расположен храмовый город Эсагила, обнесенный крепостной стеной. На его территории, помимо других храмов, располагалась Этеменанка — храмовая башня, состоящая из семи ступеней, на каждой из которых размещался храм, посвященный одному из богов. Венчал башню седьмой ярус с храмом верховного бога Вавилона Мардука. Эсагила являлась религиозным центром не только Вавилонии, но и всего тогдашнего мира. Жрецы, обучавшиеся в ее школах, отправлялись затем в разные страны — Египет, Элам, Мидию, Ассирию, сохраняя верность верховному жрецу Эсагилы, таким образом, Этеменанка была оплотом язычества всего тогдашнего мира в его борьбе с религией истинного Бога. Помимо этого, храмы, подобные ей (зиккураты), олицетворяли собой связь неба с землей, миром людей и миром духов, которую, якобы, осуществляли жрецы. Астрология, знаки зодиака и гороскопы, гадания, гемерология (определение «благоприятных» и «неблагоприятны» дней), мистика цифр, спиритизм, магия, колдовство, заговоры, сглазы, вызывание злых духов — все эти «мерзости пред Господом» были разработаны именно в Эсагиле, и дожили до наших дней»[18].
Богослов нашего времени священник Николай Карасев говорит то же самое, что и французский автор 19 века: «…Вавилонское вероучение с некоторыми добавлениями является составной частью нынешнего оккультного учения…И до сих пор как Египет, так и Вавилон манят оккультистов своей «мудростью тайного знания». Но мудрость эта таит в себе много опасностей и коварства»[19]
Влияние древнего Вавилона на другие цивилизации.
Итак, в XIX-XX вв. начались активные археологические раскопки в
Палестине и на всем Ближнем и Среднем Востоке. Особый интерес представлял арабский поселок Гила (Гиллах) – то самом место, где некогда существовал величайший из городов мира – Вавилон. Исследовались также шумерские развалины башни в Уре — родном городе Авраама. Она была построена еще до Авраама, а в VI веке до нашей эры восстановлена царем Навуходоносором. Считается, что это одна из копий той самой Вавилонской башни.
Впрочем, внимание ученых, занявшихся первыми веками послепотопной истории человечества, было обращено не только на территорию Ближнего и Среднего Востока, но также другие регионы и части света. Возникли вполне убедительные версии, что пирамиды египетских фараонов и американских индейцев, пагоды Китая и Японии удивительно схожи с Вавилонской башней, что она является их духовной праматерью. Ничего удивительного тут нет.
Так, считается, что второй после вавилонской цивилизации является египетская цивилизация. Но она унаследовала признаки вавилонской цивилизации. Признанные многими археологами даты возникновения египетской цивилизации согласуются с библейской датой времени Вавилонской башни. Разделение языков, происшедшее в Вавилоне, заставило расселиться тысячи людей, обладавших тем или иным мастерством и ремеслом, по всему миру. Считается, что многие устремились на территорию Египта. Согласно некоторым источникам, Хам (сын Ноя) после разрушения Вавилонской башни вместе со своим сыном Мицраимом (Осирисом) отправился в Египет, который поэтому и называется в псалмах землей Хамовой (Пс. 104: 23). Именно после появления вавилонских беглецов в Египте там стали возводиться пирамиды.
Между прочим, во многих книгах Священного Писания фигурирует Египет, причем не как географическое понятие, а как образ греховного мира, греховной жизни. Описанное в Книге Исход и других книгах Ветхого Завета рабство израильтян в стране Египетской, их страдания под властью египетских фараонов – символ состояния человека, находящегося под игом греха. Бегство еврейского народа из Египта под предводительством Моисея – символ освобождения человека из-под этого ига. Такие образные сравнения не случайны. Древний Египет воспринял от Вавилона не только пирамиды, но и сопутствующую им магию. «Египетская религия во многом пронизана магическим духом. Элементы магии в египетской религии проявляются и в письменных источниках, и в символике, и в архитектуре, и в характере самой религии…Наиболее магический характер носит учение о боге Луны Тоте, который, согласно оккультному преданию, является прототипом греческого бога Гермеса Трисмегиста, основателя оккультной философии. Символика и тексты пирамид, особенно те, которые посвящены Тоту, также принадлежат к источникам тайного знания»[20].
Богословы обращают внимание на то, что после столпотворения в человечестве зародилось такое нечестие, как идолопоклонство. Возникло оно, в первую очередь, у древних египтян. Св. Иоанн Златоуст говорил: «В Египте возникли первые зачатки того обмана (идолопоклонства), в силу которого тельцы и рыбы, звери и птицы и все подобного рода живые существа были боготворимы и почитаемы за богов»[21].
Зиккураты как ремейки Вавилонской башни
Подготовка сторонников Нимрода с целью взять реванш наблюдались на протяжении пяти тысяч лет с того времени, когда Вавилонская башня была разрушена. На территории восстановленного позднее Вавилонского царства выстраивались зиккураты (от вавилонского слова sigguratu — «вершина», в том числе «вершина горы»). Это тип сооружений, которые берут свое начало от древнего Вавилона. Зиккурат — многоступенчатое культовое сооружение (храм, в котором происходило поклонение языческим богам и духам). В этом смысле Вавилонская башня – первый в истории человечества зиккурат, поскольку Нимрод планировал его для организации различных ритуалов. Включая ритуалы поклонения ему самому как богу.
Один из зиккуратов в Вавилоне носил название Этеменанки. Это фактически и была та самая частично восстановленная Вавилонская башня. Древнегреческий историк Геродот писал, что зиккурат Этеменанки представляет собой «массивную башню, имеющую по одной стадии (сто восемьдесят метров) в длину и ширину. Над этой башней поставлена другая, над второй — третья и так далее, до восьмой. Подъем на них сделан снаружи, он идет кольцом вокруг всех башен. Поднявшись до середины подъема, находишь место со скамейками для отдыха: восходящие на башню садятся здесь отдохнуть. На последней башне есть большой храм…». Вавилонская башня – зиккурат Этеменанки являлся центром колоссального по площади храмового города Эсагилы, окруженного крепостными стенами и башнями, включая в себя множество дворцов и храмов, где происходило поклонение языческим богам. В свою очередь, Эсагила (Дом поднятия головы) находился в центре мегаполиса Вавилона. Эсагила являлась местопребыванием главного вавилонского жреца, бывшего одновременно и верховным жрецом всего мирового жречества. Зиккурат Этеменанки не сохранился до нашего времени, раскопки, проведенные в XX веке, лишь установили место, где он находился.
Яркий пример современного зиккурата – мавзолей Владимира Ленина на Красной площади в Москве. Но духовно-мистический смысл этого архитектурного сооружения в сердце нашей страны советскому народу никто не объяснял. Ни в одной даже сугубо научной работе в СССР никаких намеков на связь мавзолея «основоположника» с древним Вавилоном не дозволялось. На сегодняшний день в мире число известных зиккуратов составляет 32, в том числе 28 находятся в Ираке[22].
Масоны как продолжатели дела Нимрода.
Существующее с начала 18 века масонство – сообщество «вольных каменщиков» — также вдохновляется проектом Вавилонской башни и героизмом Нимрода. Принято считать, масоны вспоминают о тех каменщиках, которые сооружали храм в Иерусалиме во времена царя Соломона. Однако духовно-идейные корни масонства намного глубже, они уходят к временам Каина и Нимрода, которые почитаются «вольными каменщиками» нашего времени. В некоторых манускриптах вольных каменщиков вообще утверждается, что масонство зародилось в Вавилоне. Согласно масонским преданиям, после Великого потопа Люцифер/Сатана поселился в Вавилоне. Символика Вавилонской башни широко представлена в масонских ритуалах и внутреннем оформлении масонских храмов и лож (на эту тему написаны десятки, если не сотни работ). Но та символика ранее была сокрыта от человеческих глаз. По крайней мере, до последнего времени не выпячивалась.
Масоны, в частности, почитают вавилонскую Семирамиду. На старинных монетах Семирамиду изображали с лучами, исходящими от ее головы, то есть практически как статую Свободы — подарок парижских масонов масонам Нью-Йорка. Эта статуя держит факел свободы, символизирующий знание просветленных — иллюминатов. Но она же символизирует и невесту Люцифера. Американская статуя — копия масонской статуи, установленной на острове на реке Сена[23].
Масоны пытаются взять реванш за провал глобалистского проекта в Вавилоне. В том числе пытаются преодолеть смешение языков путем насаждения всемирного (искусственного) языка эсперанто. Для его распространения в 1905 г. ими было организовано общество «Эсперанто-Фремасона».
В XIX-XX вв. резко обострился интерес масонов и приверженцев оккультизма (тайного знания) к тем местам, где закладывалась первая в послепотопной истории цивилизация, получившая название «вавилонская». Местонахождение первой цивилизации после потопа было на территории Месопотамской долины, в границах современного Ирака. Территории находились под контролем Британии, что обеспечивало свободный доступ археологических экспедиций из Лондона и других городов Европы.
Современная «цивилизация»: возрождение духа Вавилона
Мы уже отметили небывалую археологическую активность в Междуречье в XIX – XX вв. Однако имевшие место в недалеком прошлом бесконечные раскопки и исследования найденных предметов слабо, если вообще как-то, повлияли на улучшение духовного состояния человечества. В большей степени эти раскопки вдохновляли масонов и оккультистов, которые по-своему интерпретировали находки. Знания о древнем Вавилоне способствовали не вразумлению, а еще большему развращению человечества. В XIX – XX вв. оно было окончательно одурманено идеалами технического прогресса, духом экономического материализма и религией денег[24]. А в настоящее время мы видим, как одичавшие люди, представляющие так называемое Исламское государство (ИГИЛ), без какого-либо размышления и сожаления уничтожают ценные реликвии, захваченные ими музеях Сирии. До этого аналогичные уничтожения происходили в Ираке.
Сегодня сторонники глобализации и мирового правительства заинтересованы в том, чтобы оккультная символика Вавилонской башни была в «шаговой доступности» каждого жителя планеты. Более того, такая символика агрессивно навязывается. Ее продвигают через телевидение и другие СМИ. Через театральные подмостки и кинематограф. Ее можно видеть в наружной рекламе. А архитектурная символика по своему эффекту вообще вне конкуренции. «Вавилонская гонка» небоскребов – важная составная часть плана мировой закулисы по установлению своего мирового господства.
Впрочем, строительство башен и пирамид как вид архитектурной деятельности является дополнением к более грандиозному проекту. Речь идет о деятельности по строительству финансовых пирамид. Мы живем в эпоху капитализма, основой которого является ссудный капитал. Ссудный капитал (кредиты, займы) предусматривает ссудный процент. Этот процент создает долг, который погасить никогда не возможно. Всевозможные виды финансовых пирамид основываются на долге, это долговые пирамиды. Периодически они обваливаются. Возникают разные кризисы – банковский, экономический, финансовый. Каждый следующий кризис становится более разрушительным по сравнению с предыдущим[25]. На то, что современный финансовый мир устроен по принципу Вавилонской башни, обращает внимание ведущий в мире каббалист Михаэль Лайтман: «Финансовая Вавилонская башня была построена из символических активов, имеющих только спекулятивную стоимость. Башня должна была обязательно обрушиться, когда был утрачен язык общения — язык финансов неожиданно начал выражать только пустые обещания».
В 2007-2009 гг. мир пережил первую волну финансового кризиса. Сегодня, в 2016 году мировая долговая пирамида выше той, которая была в 2007 году, накануне первой волны кризиса. Вторая волна принесет еще большие бедствия человечеству. Впрочем, любой кризис в переводе с греческого означает «суд Божий». Поэтому последствия второй волны кризисы ведомы только Богу, мы можем на этот счет лишь гадать.
Но вернемся к архитектурным и строительным башням и пирамидам. Между прочим, второе название высочайшего на сегодняшний день небоскреба «Бурдж Халифа» в Дубае – «вавилонская башня». И никого это на Ближнем Востоке с его ревностным следованием учению и традициям ислама не смущает. Особенно символичным и вызывающим является только что обнародованный проект небоскреба в Ираке. Дело в том, что башня Вавилона сооружалась на той территории, которая сегодня относится к Ираку. Башня в Басре – ремейк башни Нимрода.
Падение башен в Нью-Йорке как репетиция Апокалипсиса.
В каком-то смысле использование символики в виде башни Вавилона является тестированием общественного мнения, оценкой понимания простыми людьми происходящего вокруг них и в мире в целом. К сожалению, реакция со стороны общественности и политиков почти нулевая. Вспомним события 11 сентября 2001 года. Падение башен ВТЦ не могло не напомнить грамотным и вдумчивым людям, что это предупреждение человечеству, вступающему в XXI столетие. Рушащиеся башни ВТЦ – символ падающей башни древнего Вавилона и прообраз последних времен, описанных в последней книге Священного Писания – Апокалипсисе. Приведу слова ангела, услышанные евангелистом и апостолом Иоанном Богословом:
И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы (Откр. 18:2).
Падение башен ВТЦ можно сравнить с падением Вавилонской блудницы:
Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. Ибо она говорит в сердце своём: «сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!»
За то в один день придут на неё казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнём, потому что силен Господь Бог, судящий её. (Откр. 18:7-8).
Нет смысла цитировать все места из Откровения. Очевидно, что падение башен в Нью-Йорке – прообраз последних времен, напоминание падшему человечеству о том, что мир, отринувший Бога, обречен на то, чтобы сгореть в адском пламени. «Дров» для этого адского «костра» уже более чем достаточно: накопленные запасы ядерного оружия достаточны для того, чтобы спалить мир десятки или даже сотни раз. Однако Америка с упорством Нимрода продолжает идти тем же путем, «штурмуя небо». О чем свидетельствует восстановление в Нью-Йорке одной из башен ВТЦ, причем с еще большей высотой.
Кстати, кому-то очень выгодно, чтобы по всему миру строились небоскребы, подобные башням ВТЦ. Ведь сегодня ни у кого нет сомнения, что взрывы и пожары в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года были инициированы не какими-то эфемерными мусульманскими террористами. Все это было сделано руками ЦРУ и, вероятно, других спецслужб по команде все той же «закулисы», рвущейся к мировой власти. Чем больше будет небоскребов, тем больше будет заложено мин по всему миру. Причем закладка производится за счет тех стран, которые могут стать жертвами террористических актов типа 11.09.2001.
Претенденты на роль Вавилонской блудницы.
В совсем давние времена христиане полагали, что в роли Вавилонской блудницы выступит Рим как преемник Римской империи. Вероятно, подобного рода суждения основывались также на том, что апостол Петр именовал Рим Вавилоном (1 Пет. 5: 13). В Толковой Библии под редакцией проф. А.П. Лопухина (начало прошлого века) говорилось (со ссылкой на христианских богословов), что Вавилон и его блудница представляют собой «город антихристианскаго царства, который может быть назван Вавилоном или Римом по сходству своей культуры и по своему боговраждебному развращающему влиянию на другие народы». Известный шотландский богослов середины прошлого века Уильям Баркли в своём комментарии к Новому Завету также пишет: «Вавилон значит Рим; что неведомо постороннему, то хорошо знает христианский читатель. Всё, что сказано о Вавилоне, в действительности относится к Риму».
Были и другие мнения. В начале прошлого века блудницей называли Лондон: «В наши исторические времена к такому типу скорее подходит Лондон, который претендует на всемирное господство, и купцы его, вельможи земли, мечтают управлять миром»[26].
Сегодня достаточно часто «новым Вавилоном» называют Нью-Йорк. Сторонники этой точки зрения полагают, что именно данный мегаполис выступит в качестве той самой Вавилонской блудницы, на которую будут наведены казни, смерть и плач и голод и которая будет сожжена огнём. События 11 сентября 2001 года укрепили позиции сторонников этой точки зрения.
Еще убедительнее выглядят мнения, что в таком качестве выступит вся Америка (Соединенные Штаты). Кстати, действительно Америка появилась на свет совсем недавно. В отличие от европейских (и не только европейских) государств Соединенные Штаты возникли в результате смешения многих языков (народов). На берега Нового света, начиная с 16 века, высаживались англичане, голландцы, французы и всякие другие шведы. Позднее появились итальянцы, а в конце 19 – начале 20 вв. мощной была иммиграция из России. Одним словом, «вавилонский интернационал». Пусть первоначально мигранты говорили на разных языках. Со временем все заговорили на английском. Но больше чем язык мигрантов сплачивал тот «дух капитализма», о котором немецкий социолог Макс Вебер в начале ХХ века писал в своей книге «Протестантская этика и дух капитализма». Синергия пестрых толп мигрантов, заряженных духом капиталистического обогащения, дала свой результат: Америка стала главной страной мирового капитализма[27]. Символом американского капиталистического лидерства стал небоскреб Эмпайр-стейт-билдинг. А в последние десятилетия ХХ века американский капитализм занялся также строительством финансовых пирамид.
В Откровении говорится о том, что состоится
суд над великою блудницею, сидящею на водах многих (Откр. 17:1)
И далее:
с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле (Откр. 17:2)
Ангел говорит Иоанну:
воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки (Откр. 17:15).
Из приведенных фрагментов следует, что Вавилонская блудница осуществляла власть над различными племенами и народами. Цари земные, которые стояли над этими народами, фактически были заодно с Вавилонской блудницей, поскольку она пользовалась благами племен и народов, а часть того, что получала блудница, перепадало и этим царям. Наверное, в конце 19-начале 20 вв. это соответствовало Великобритании, которая была колониальной империей, в которой «не заходило солнце». Лондону служили цари земные всех частей света. Сегодня приведенные стихи книги Откровения вполне точно описывают состояние США, которые на протяжении четверти века выстраивают в мире Pax Americana.
Сегодня уже чаще говорят, что в качестве Вавилонской блудницы может выступить также Единая Европа как современный ремейк Римской империи.
Но почему бы не представить Вавилонской блудницей весь современный Запад? Он ведь является продолжателем той самой вавилонской цивилизации, которая закладывалась примерно пять тысяч лет назад.
Глобальные последствия ожидаемой смерти Вавилонской блудницы.
Независимо от того, как будут развиваться события с условным названием «казнь и смерть Вавилонской блудницы», последствия будут носить глобальный характер. В частности, возникнет такой кризис, который по своим масштабам не будет иметь прецедентов. Об этом, между прочим, достаточно четко сказано в главе 18 Откровения от Иоанна. Сначала мы читаем:
…купцы земные разбогатели от великой роскоши ее (Откр. 18:3).
А через несколько строк ниже следуют описание того, что произойдет после смерти Вавилонской блудницы:
И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает,
товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга, и виссона и порфиры, и шелка и багряницы, и всякого благовонного дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора,
корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих.
И плодов, угодных для души твоей, не стало у тебя, и все тучное и блистательное удалилось от тебя; ты уже не найдешь его.
Торговавшие всем сим, обогатившиеся от нее, станут вдали от страха мучений ее, плача и рыдая
и говоря: горе, горе тебе, великий город, одетый в виссон и порфиру и багряницу, украшенный золотом и камнями драгоценными и жемчугом,
ибо в один час погибло такое богатство! И все кормчие, и все плывущие на кораблях, и все корабельщики, и все торгующие на море стали вдали
и, видя дым от пожара ее, возопили, говоря: какой город подобен городу великому!
И посыпали пеплом головы свои, и вопили, плача и рыдая: горе, горе тебе, город великий, драгоценностями которого обогатились все, имеющие корабли на море, ибо опустел в один час! (Откр. 18: 11-19).
Думаю, что, скорее всего, речь в 18 главе книги Откровения идет о Соединенных Штатах. В пользу этого говорит, во-первых, предупреждение Америке в виде подрыва зданий ВТЦ. Во-вторых, уничтожение никакой другой страны, кроме США не в состоянии нанести столь сильный удар по мировой экономике. О каких драгоценностях, позволивших купцам разбогатеть, может идти речь? Думаю, скорее всего, речь идет о продукции «печатного станка» Федеральной резервной системы США. Состояние ФРС, снабжающей весь мир своей «зеленой продукцией» и без того сегодня неустойчиво.
Кстати, сегодня в мире существует движение, получившее название «растафарианство», или «растафари». Отчасти это религиозное, отчасти политическое движение, охватывающее по всему миру около 1 миллиона своих приверженцев. Название растафари происходит от имени последнего императора Эфиопии Хайле Селассие I, до коронации (которая произошла в 1930 году) известного как Рас Тафари Маконнен. Движение в духовно-религиозном смысле полностью языческое. Критическим его разбором заниматься не буду. Но вот один позитивный момент растафари отмечу. А именно отказ от образа жизни западного общества, которое растаманы называют «Вавилон». Весь Запад и по своей символике, и по своей духовной сути – Вавилон. Или Вавилонская блудница. И казням, о которых говорится в главе 18 Откровения, подвергнется вся западная цивилизация, истинное имя которой: Вавилон.
«Единая Европа» как ремейк древнего Вавилона.
«Цивилизованная» Европа в этом отношении ничуть не лучше Соединенных Штатов. Европа буквально напичкана разного рода оккультной символикой, причем часть ее имеет прямое отношение к теме библейского Вавилона. Вот, например, скульптура, украшающая лужайку перед зданием Европарламента в Брюсселе. Металлическая скульптура в стиле модерн изображает женщину, восседающей на скачущем быке. Этот же образ использован в оформлении интерьера зданий Европарламента в том же Брюсселе, а также в Страсбурге. Некоторые наивные наблюдатели могут подумать, что образ заимствован из древнегреческой мифологии. Мол, это сюжет из мифа о похищении Европы (дочери финикийского царя) богом Зевсом, принявшим образ быка. Даже если бы было так, то и то возникает вопрос: почему в христианской Европе в ее политическом центре следует вдохновляться языческими сценами? Сам по себе мифологический сюжет более чем сомнителен и двусмыслен: зачем надо похищать Европу? Кто и куда собирается ее похищать? Но вообще-то скульптура представляет собой откровенно богохульный символ. Она отображает тот образ, который описан в Апокалипсисе апостола и евангелиста Иоанна Богослова:
жена, сидящая на звере багряном,…
мать блудницам и мерзостям земным», несущая имя «тайна, Вавилон великий» (Откр. 17:3,5).
Одним из символов Евросоюза является новое здание Европарламента в Страсбурге. Объект был введен в эксплуатацию в 2000 году, приурочен к вхождению Европы в новое тысячелетие. Строительство объекта налогоплательщикам Единой Европы обошлось в копеечку — 12 млрд. долларов. При этом объект имеет вид недостроенного здания. Нет сомнения, что проект здания делался по известной картине голландского живописца Питера Брейгеля Старшего «Вавилонская башня» (1563г.). Авторы проекта (а, в конечном счете, его заказчики) вдохновлялись строительством башни в Вавилоне, которое происходило примерно пять тысяч лет тому назад. В центре Европы сооружена башня «Вавилон – II». Надо полагать, что заказчики строительного проекта в Страсбурге рассчитывали, что им удастся сделать то, что не успел сделать Нимрод. А именно завершить проект глобализации. Единая Европа – лишь первая очередь этого проекта. Конечная цель – Единая Земля, полное уничтожение национальных суверенитетов, подготовка прихода Машиаха (в христианском понимании – антихриста). Постхристианская Европа в своей массе достаточно спокойно восприняла архитектурное новшество в Страсбурге. За исключением редких протестов, которые даже не попали в европейские СМИ. Штаб-квартиру высшего законодательного органа Единой Европы иногда называют «башней Евровавилона».
Европе в ближайшее время придется расплачиваться за такую безумную дерзость. Уже сегодня видно, что проект Евровавилона трещит по швам. Кстати, напомним, что Вавилон в переводе означает «смешение». Толпы мигрантов прибывают в Европу как раз из того региона, где в свое время возводилась Вавилонская башня. Европа начала играть с огнем, воссоздав на рубеже веков и тысячелетий символ Вавилонской башни в Страсбурге. Теперь она получит совсем не символичное столпотворение и смешение.
Post Scriptum
В Священном Писании имеется большое количество мест, где называются признаки последних времен. Это многочисленные ветхозаветные пророки, особенно пророк Даниил. В Новом Завете это, в первую очередь, глава 24 Евангелия от Матфея, глава 21 Евангелия от Луки, Послания апостолов Петра и Павла (особенно 2Пет.3:3; 2Тим.3:1-5) и т.д. Про Откровение от Иоанна я не говорю (выше мы уже достаточно ссылались на эту последнюю книгу Священного Писания). Если копать глубже, то, пожалуй, в каждой книге Нового Завета можно найти те или иные признаки приближения конца земной истории. Скептический и въедливый читатель может возразить автору, что среди содержащихся в Священном Писании признаков о небоскребах ничего не сказано. Но обо всем сказать и невозможно. Для этого не хватит и десятка толстых книг.
Большая часть признаков, перечисляемых в Новом Завете, связана с духовно-нравственным состоянием людей. В этом плане особенно ярким и запоминающимся является описание, содержащееся во втором послании апостола Павла Тимофею:
«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся» (2 Тим.3:1-5).
На мой взгляд, выше приведен вполне исчерпывающий список тех духовных заболеваний, которым подвержены люди в последние времена. Это, если так можно выразиться, глубинные мутации природы человека. Любая болезнь имеет внутренние причины, и ее зарождение происходит незаметно. Но, рано или поздно, болезнь выходит наружу и становится доступной всем или некоторым из пяти органов чувств – как самого больного человека, так и окружающих. Например, в виде язв или гниения тела. Точно также духовные мутации человека, перечисленные апостолом, через некоторое время получают внешние проявления.
На протяжении нескольких последних веков человечество (здесь я имею в виду христианскую цивилизацию) отходило от Бога, но лишь в наше время духовная деградация человечества трансформировалась в зримые, материализованные образы. Это гигантские мегаполисы, истерзанная шахтами и карьерами поверхность земли, циклопические производственные комплексы, отравленная выбросами автомобилей и промышленных предприятий атмосфера, громадные арсеналы оружия массового поражения, загрязненные моря и океаны.
В этом же ряду – небоскребы. Но все-таки они отличаются от многих других элементов той искусственной материальной среды, в которых обитает человек последних времен. Первые небоскребы еще можно было воспринимать как проявление привычного рационализма человека эпохи экономического материализма. Иное дело — небоскребы XXI века. Это уже наглая демонстрация вызова человека Богу. Современные небоскребы – откровенные ремейки Вавилонской башни. Болезни, поразившие древний Вавилон, возвращаются с новой силой.
Если древние иудеи оказались в чуждом им Вавилоне в результате того, что были захвачены и уведены в плен из родного им Иерусалима (Псалом 136), то мы оказались в вавилонском плену, оставаясь у себя дома. В значительной степени по той причине, что соблазнились обманчивым блеском вавилонской цивилизации. Вавилон пришел к нам домой, в Россию. Разве небоскреб «Меркурий Сити Тауер» и «Башня Федерации», находящиеся в сердце России, нам об этом не напоминают? Тогда пленников из Вавилона освободил и вернул домой персидский царь Кир. Мы сегодня не видим такого Кира-освободителя. Вырываться из плена нам придется самим. Помочь нам в этом может только Бог. Но только в том случае, если мы освободимся от искушений и соблазнов вавилонской цивилизации.
ВПЕРВЫЕ ОПУБЛИКОВАНО: http://webkamerton.ru/2016/01/bashni-do-nebes-ili-vavilon-v-nashej-zhizni/
[2] Святитель Димитрий митрополит Ростовский. Келейный летописец. – М.: Паломник, 2000. С.222.
[3] С.Ю. Воробьев. Библия, история, археология. – М.: Планета, 2015, с. 42. Энлиль (букв. «Владыка-ветер», аккад. Эллиль) — в шумеро-аккадской мифологии — один из трех великих богов (наряду с Ану и Эа).
[4] Согласно апокрифической «Книге Юбилеев», или «Книга Малого Бытия», башня была разрушена сильными порывами ветра. Согласно другим преданиям, Бог послал на башню сильнейшие молнии.
[5] С.Ю. Воробьев. Библия, история, археология. – М.: Планета, 2015, с. 42.
[6] Святитель Димитрий митрополит Ростовский. Келейный летописец. – М.: Паломник, 2000.
[7] В «Энциклопедии архимандрита Никифора» говорится: «По одному древнему преданию, кирпичи или, как вернее можно назвать их, плиты, употребленные для постройки башни, имели каждая по 20-ти англ. футов в длину, 15-ти в ширину и 7-ми в толщину».
[8] Иоанн Кронштадтский. Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса. Изд. 2-е. – СПб, 1904 // «Кончины века», Беседа 9.
[9] Святитель Димитрий митрополит Ростовский. Келейный летописец. – М.: Паломник, 2000, с. 225-226.
[10]Хэрольд Кэмпинг. Библейская хронология истории мира (http://www.weburoki.info/books/calendar/cdr06.html)
[11] Анализ социально-экономического устройства жизни в Вавилонском царстве – тема отдельного разговора. Автор планирует посвятить ей отдельную работу.
[12] Другими древнейшими городами, построенными во времена Нимрода, как следует из Книги Бытие, были Эрех (по-шумерски – «Урук»), Аккад, Халне (Быт. 10:10). Также в это время были построены города Ниневия, Реховоф-ир, Калах и Рессен (Быт. 10: 11-12). Последние четыре города были построены Асуром, который ушел из-под власти Нимрода в верховья реки Тигр. Некоторые из этих городов позднее (через несколько веков) также стали столицами.
[13] В некоторых работах Хаммурапи по ошибке называют инициатором и строителем первой Вавилонской башни.
[14] С.Ю. Воробьев. Библия, история, археология. – М.: Планета, 2015, с. 42.
[15] См.: В. Катасонов. Иерусалимский храм как финансовый центр. – М.: Кислород, 2014.
[16] Дж. Веллард. Вавилон. Расцвет и гибель города чудес. – М.: Центрполиграф, 2004, с. 11.
[17] Там же, с.11.
[18] Цит. по: Сергей Лычев. Новый Мировой Порядок Древнего Змия (http://www.foru.ru/slovo.6927.1.html)
[19] Священник Николай Карасев. Путь оккультизма. Историко-богословские исследования. – М.: Пренса, 2003, с. 72.
[20] Священник Николай Карасев. Путь оккультизма. Историко-богословские исследования. – М.: Пренса, 2003, с. 66-67.
[21] Цит. по: Иеромонах Евфимий (Саморуков). Два пути. Путь благодатный и путь безблагодатный. – М.: Русская идея», 2012, с. 181.
[22] http://proznania.ru/books.php/?page_id=370
[23] Николас Хаггер. Синдикат. История грядущего мирового правительства. – М.: СТОЛИЦА-ПРИНТ, 2007, с. 519-520.
[24] См.: В. Катасонов. Религия денег. Духовно-религиозные основы капитализма. – М.: «Кислород», 2014.
[25] Подробнее см.: В.Ю. Катасонов. О проценте: ссудном, подсудном, безрассудном. – М.: «Кислород», 2014.
[26] Иоанн Кронштадтский. Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса. (http://www.zaistinu.ru/articles/?aid=965). Кстати, в 2012 году на экраны вышел фильм «Лондон – новый Вавилон» (режиссер Джульен Темпл), в котором даются неопровержимые факты и доказательства, что и в 21 веке (несмотря на развал британской колониальной системы) Англия сохраняет образ нового Вавилона.
[27] Впрочем, ряд авторов не согласен с такой трактовкой истории США. Они полагают, что под вывеской национальных миграций из Старого Света в Новый Свет происходило перемещение преимущественно евреев. Именно их дух определил уникальные свойства американского капитализма. По мнению таких авторов, Америку правильнее называть не Новым Вавилоном, а Новым Израилем. См., например: Даймонт Макс. Евреи, Бог и история. Пер. с англ. // гл. 42 «Соединенные Штаты: новый Вавилон» (http://www.e-reading.club/chapter.php/18001/41/Daiimont_-_Evrei,_Bog_i_istoriya.html). Впрочем, данный автор полагает, что влияние еврейского фактора на жизнь Америки стало значительным лишь с конца ХIX века, и он связывает это с большим притоком еврейских мигрантов из России, а позднее из Германии (накануне и в ходе второй мировой войны). До этого времени США были новым Вавилоном.