000КАТАСОНОВ

Актуальный комментарий В.Ю.Катасонова. Украина: в погоне за траншами МВФ

Вопрос от Редакции. Мы продолжаем следить за развитием ситуации на Украине. Валентин Юрьевич, с какими острыми вызовами сегодня сталкивается украинская экономика?

Ещё в конце 2015 года я говорил, что дальнейшее финансирование Украины Международным валютным фондом весьма проблематично — в том числе связи в тем, что власти Украины приняли решение о моратории на погашение своих обязательств перед Российской Федерацией. Я тогда сказал, что даже несмотря на поправки в правила МВФ, которые позволяли не квалифицировать этот отказ от погашения как суверенный дефолт, вероятность продолжения финансирования невысока.

Я рассчитывал, что украинское правительство будет более благоразумным, т.к. эти правила предусматривали, что если должник предпринимает какие-то добросовестные действия, попытки по урегулированию своих отношений с кредитором, то  потенциальная возможность продолжения финансирования сохраняется. Но прошло без малого полгода, а никаких попыток Киева по внесудебному урегулированию этого вопроса не предпринималось. С этой точки зрения МВФ даже формально не имеет права продолжать финансирование Украины. А если бы Россия более определённо обозначала свою позицию в МВФ – там у нас всё-таки есть директор в Совете директоров, то мы могли бы тоже блокировать решения МВФ о возможном продолжении финансирования.

Но сегодня ситуация складывается таким образом, что даже само руководство МВФ сомневается в целесообразности выделения очередных траншей. Как мы помним, в прошлом году было выделено два транша, сейчас стоит вопрос о выделении следующих – примерно по $1,7 млрд – но затяжка уже превысила полгода, и появляется всё больше обстоятельств, которые заставляют усомниться в том, что очередные транши будут выданы. Например, последнее событие – банкротство Пенсионного фонда Украины. Это очень серьёзное событие, которое лишний раз доказывает, что страна находится в сложнейшем положении. Фактически, это тоже признаки суверенного дефолта, только уже дефолта по обязательствам не перед какими-то внешними кредиторами, а перед миллионами собственных граждан. Это, кстати, тоже принимается во внимание МВФ.

Далее мне хотелось бы обратить внимание на то, что Европейский союз занял достаточно жёсткую позицию.   Брюссель заявил о том, что, несмотря на обещанный транш «макрофинансовой помощи» на 600 миллионов евро, он  его предоставит только при выполнении Украиной определённых условий. Часть этих условий совпадает с МВФовскими, а часть является специфическими, европейскими. Из общих условий: например, либерализация тарифов на рынке энергии и коммунальных услуг. С точки зрения Брюсселя, такой либерализации до сих пор не проведено.

Чисто европейские требования   очень любопытны. Украина ассоциировалась с ЕС. Брюссель говорит: «Ребята, вы должны снять всякие ограничения на экспорт европейских товаров на внутренний рынок, а также ограничения на экспорт товаров, необходимых европейскому рынку. В частности, речь идёт о том, что в 2015 году Украина приняла Закон о защите лесов, по которому ограничивается и даже запрещается вывоз необработанного кругляка за пределы страны. А Европа долгое время «питалась» украинским необработанным кругляком, и сейчас, естественно, выставляет требования: если вы не возобновите экспорт кругляка (а это очень выгодный бизнес для европейских компаний по деревообработке, целлюлозно-бумажной, мебельной промышленности) – мы вам этой «макрофинансовой помощи» не выдадим.  Брюссель добивается, чтобы все леса Украины были пущены под топор.

Пресс-секретарь МВФ на днях сказал, что экспертная группа МВФ будет работать на Украине летом, в июле – а это значит, что вопрос о возможном продолжении финансирования может быть решен не раньше, чем через 2 месяца. С моей точки зрения, они ждут более радикальных решений со стороны Украины: в частности, они ждут поправок в законодательство о земле. Там сейчас новый министр, который планирует земельную реформу. Он заявил, что Украина будет проводить завершающую фазу земельной реформы. Известно, что с 2004 года народные избранники Украины всячески противились принятию поправок, легализующих куплю-продажу земли. А сейчас заявляется, что будет разрешена купля-продажа «долгосрочных прав аренды на землю». Получается двухходовка: сначала мы легализуем право на переуступку аренды, а потом предоставим таким долгосрочным пользователям земли приоритетное право стать собственниками. Поправки могут позволить  не только   куплю-продажу прав, но и использовать эти права в качестве залога. Всё  нацелено на то, чтобы привлечь дополнительные кредиты в Украину под залог таких прав аренды.

Транснациональным корпорациям этого будет вполне достаточно. Сегодня на Украине высказывают вполне серьёзные опасения по поводу того, что за несколько лет все пахотные земли будут заняты ГМО-культурами, которые будут туда принесены ТНК. Полагаю, что МВФ ждёт какого-то прорыва и на этом направлении: если будет легализована купля-продажа хотя бы прав аренды – тогда мы, может быть, и выдадим вам эти $1,7 млрд.

В общем, ситуация складывается таким образом, что Украина не сумеет полностью получить те  $ 17,5 млрд, которые ей были обещаны ещё в прошлом году. Напомню, что пока Украина получила менее половины этой суммы ($ 6,7 млрд.).

 

Смотрите также