31-ссс

Аксиосемантическая экономика. Смыслы прибыли

Материал размещен на сайте ПЕРЕПРАВА.

Аксиосемантическая экономика. Смыслы прибыли

(от греч. αξία – ценность и σημασία – значение, смысл)

В современном мире основной целью и содержанием экономической деятельности признаётся получение прибыли – по крайней мере в части предпринимательства, функционирования коммерческих организаций, компаний, что закреплено и российским законодательством. Наши попытки усомниться в аксиоматическом характере данного постулата часто встречают непонимание и даже иронию: «прибыль – отражение успешности роста производства, мера эффективности преобразования ресурса в полезный продукт, ну какое без неё развитие?..». Попробуем обосновать свою позицию.

Безусловно, значимая доля корней непонимания кроется под терминологическими хитросплетениями. «Прибыль» – многозначное понятие. Бывает она предпринимательской, экономической, бухгалтерской, валовой, чистой… Хотя, в общем понимании, это всё же разница между доходами и затратами или разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчетного периода. Соответственно, хозяйственная деятельность, все доходы которой направляются на покрытие текущих затрат, амортизацию основных средств и активов, реинвестируются в развитие может трактоваться как бесприбыльная. Исходя из этого, будем понимать под «прибылью» долю дохода, активов, отчуждаемых собственниками из процесса производства, на основании прав собственности и размера доли в ней.

Можно возразить: даже при отсутствии дивидендных выплат, если есть устойчивое финансирование развития, значит доход превышает расходы, и прибыль есть уже вопрос различных подходов к учётной политике, субъективно формируемых их авторами, исходя из своих мировоззренческих взглядов, смыслов хозяйственной деятельности. Сегодня это действительно понимается в основном так. Но так было не всегда. Применявшиеся ранее системы учёта допускали полное отнесение затрат будущих периодов на себестоимость. До сих пор нет единого мнения по вопросу: есть ли прибыль в социалистической экономике? В то же время, до известных реформ Косыгина-Либермана 1965 г., даже среди западных экономистов присутствовало единство мнений: прибыли в экономике СССР нет! Стоит ли напоминать о темпах роста советской экономики эпохи индустриализации или послевоенного восстановления?

Давайте просто сравним достигнутые в годы социалистического строительства результаты социально-экономического развития, инфраструктурного обустройства величайшей на планете Земля территории, с тем, чего удалось добиться за последнюю четверть века? И не забудем, что «тогда» прибыли не было, а то, что имеем теперь достигнуто в условиях «спасительного переосмысления» и возврата к «цивилизованным» нормам экономических (хрематистических в этом случае) мировоззрений – то есть, через примат ориентации на прибыль. Есть о чём задуматься?

Также, понимая хозяйственную деятельность, как одну из составляющих целостного мироустройства, мы убеждены, что её фундаментальные основы должны соответствовать единым принципам мироздания. В этой связи, памятуя законы сохранения и гомеостаза, следует понимать, что постоянное требование к наличию прибыли в рамках экономической макросистемы на длительных сроках рассмотрения является очевидным противоречием. Периоды роста объективно и неизбежно будут сменяться кризисами.

Говоря о прибыли, уместно вспомнить известную цитату английского публициста Томаса Даннинга (часто ошибочно приписываемую Марксу):

«Капитал… избегает шума и брани и отличается боязливой натурой. Это правда, но это ещё не вся правда. Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 %, и капитал согласен на всякое применение, при 20 % он становится оживлённым, при 50 % положительно готов сломать себе голову, при 100 % он попирает все человеческие законы, при 300 % нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. Если шум и брань приносят прибыль, капитал станет способствовать тому и другому. Доказательство: контрабанда и торговля рабами»

Данное напоминание должно вернуть нас к осознанию, что прибыль, в своей первородной сущности, является более смыслом и ориентиром для капитала – субстанции бездушной, но не маяком для человека-созидателя, реализующего свой богоданный творческий потенциал в предпринимательской или иной деятельности по обустройству пространства, мира в которой он существует. Здесь не стоит забывать, что изначальный семантический смысл, заложенный в термин «экономика», говорит именно о правилах обустройства «дома» («экоса»). Сугубый акцент на отношения производства, распределения, обмена и потребления возник позднее, в силу утраты людьми целостности восприятия смыслов и мировоззренческих ориентиров, понимания, что целью и смыслом хозяйственной деятельности является сам человек. Задумаемся, была ли создана ценность для Русского мира, цивилизации, обустройства её экосистемы, в результате рождения шедевров Пушкина, Толстого, Достоевского, Гоголя, Сурикова, Васнецова, Рублёва, Чайковского, Мусоргского, Рахманинова?.. Безусловно, ДА! И ценность эта фундаментальна, в силу своей животворящей силы, и неисчислима. А вот была ли созданаприбыль?..

К сожалению, человек утратил гармонию, смыслы творческого миропонимания, мирообустройства, созидательного существования. Похоже, украшать пространство своего мирского бытия бриллиантами духовного богатства, завораживающими образами, насыщать его эфир божественными звуками ему больше не интересно. Человек хочет жить в банке, а не в храме культуры и искусств… А кто живёт в банке? Пауки!.. Живут, и поедают друг друга… Ибо того, что питает человеческую плоть и дух там не наблюдается. Зато там есть «прибыль», но она, увы, к прямому полезному употреблению непригодна.

Развенчание догмата прибыли необходимо нам и методологически, как основа заявлений о необходимости преодоления греха ростовщичества. В современном мире, когда капитал повсеместно принял финансовое обличие (понятия промышленного и торгового капитала – скорее анахронизмы) и способен цикл за циклом трансформироваться из заёмной формы в инвестиционную и обратно, говорить о недопустимости процента на долг, но защищать сакральное право на процент с инвестиций, согласитесь, довольно нелепо. По нашему убеждению, любое требование прибыли на капитал, выдвигаемое его собственником без подтверждения готовности к затрате и вложению своих творческих потенций, духовных сил – есть ложный посыл, уводящий нас к легитимации превосходства человека над человеком, эксплуатации, неравенства. Это – тот пережиток, который человечеству необходимо преодолеть на Богом предначертанном пути развития в гармонии мироздания, перед тем как сделать шаг к проектированию образа будущего – открытой и справедливой хозяйственной и духовной деятельности, наполненной смыслами, жизненными ценностями, творчеством и знаниями.

 

Центр проектирования будущего

Народного Дела «Преображение»

Координаты для связи и предложений:

info@ip-sun-stream.com

 

http://pereprava.org/privacy/3889-aksiosemanticheskaya-ekonomika-smysly-pribyli.html

 

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar

wpDiscuz

Смотрите также