ЗНАНИЕ-СИЛА

Знание – сила…нечистая. (Нечистая сила как «источник знания») Часть IV.

Полемические заметки.  Взгляд «непрофессионала».

Часть I — ЗДЕСЬ; Часть II — ЗДЕСЬ; Часть III — ЗДЕСЬ.

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.

Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.

А.С. Пушкин. Бесы (1830)

Читаешь светский журнал или газету: легко и приятно читается, легко всему верится. Но возьмись читать духовный журнал или книгу, особенно церковную, или начнешь читать молитвы иногда — станет тяжело на сердце,  и сомнение тебя будет мучить, и неверие, и какое-то омрачение и отвращение. Многие в этом признаются. Отчего это бывает? Не от свойства, конечно, самых книг, а от свойства читающих, от качества их сердец, и — главное — от диавола, врага человеческого, врага всего священного: он вземлет слово от сердца их [Лк. 8, 12]. Когда читаем светские сочинения, мы не трогаем его, и он нас не трогает. Как примемся за священные книги, начнем мыслить о своем исправлении и спасении, тогда мы идем против него, раздражаем его, мучим его злобу, и вот он нападает на нас и взаимно мучит нас, — что же делать? Не бросать же доброго дела, душеполезного чтения, молитвы, а надо терпеть и в терпении спасать свою душу. В терпении вашем стяжите души ваша [Лк. 21, 19], говорит Господь

Святой праведный Иоанн Кронштадский. Моя жизнь во Христе.

 

Часть IV. Нечистая сила как «источник знания».

  Инфернальный мир и  нечистая сила.

Те «духовные существа», с которыми вступают в общение оккультисты,  в Священном Писании называются   «бесами», «демонами», «падшими духами», «падшими ангелами», «духами злобы» и т.д. В этом мире «падших духов» есть своя иерархия. «Высшие должности» принадлежат тем, кого  Священное Писание называет «дьявол» и «сатана»[1]. Слово «дьявол» в переводе с греческого означает «клеветник», «наветник», «обольститель». Слово «сатана» еврейского происхождения, означает:  «противник», «коварный», «враждебный», «обольститель», «губитель». Понятия «дьявол» и «сатана» очень многогранны. Их разные стороны раскрываются в Священном Писании  через   названия:    «князь мира сего» (Ин. 12:31); «Люцифер» (Мф.  9:34; 25:41; Ин. 8:44; 1 Ин. 3:8; Апок. 12:9; 20:2); «князь бесовский» (Мф. 9:34; 12:24); «Велиар» (2 Кор. 6:15); «веельзевул» (Лк. 11:15); «искуситель» (Мф. 4:3); «обольститель» (Апок. 12:9) и т.д.  Сферу обитания  перечисленных «субъектов» часто называют «инфернальным миром» — миром падших духов.

В народе довольно часто многообразную   совокупность обитателей «инфернального мира» называют  просто – «нечистой силой». Особенно это выражение распространено у славянских народов.

Святые Отцы хорошо изучили свойства демонов. Так, по мнению святителя Игнатия Брянчанинова, «духи в своих действиях гораздо свободнее, в способностях гораздо развитее, нежели люди»[2]. Подытоживая высказывания Святых Отцов, священник Родион следующим образом описывает основные свойства и способности обитателей того мира, с которым общаются оккультисты: «Как мы видим из всего вышеприведенного, бесплотные духи, сотворенные из более тонкого вещества, чем человек, изначально наделены способностью оказывать сильное влияние на материальный мир, кроме того, они имеют несравненно большие знания об устроении и законах вселенной, владеют средствами, позволяющими им преодолевать законы вещественного мира»[3].

Взгляд на «тайное знание»:   Иоганн Вольфганг Гёте и Михаил Булгаков.

В данном случае я опираюсь на Святых Отцов,   хорошо  понимающих природу «тайного знания» и «духовного общения» тех,  кто находится вне Церкви.  Впрочем, те,  кто не привык к чтению Святых Отцов, могут  освежить в памяти всемирно известное произведение немецкого писателя Иоганна Вольфганга Гёте (1749-1832) «Фауст».   В  этой драме   в художественной форме описаны отношения между Фаустом,  занимающимся поиском «тайного знания», и представителем мира «духовных» существ Мефистофелем. Для тех, кто не в курсе, сообщу: Фауст, по мнению исследователей, —  реальное лицо, жившее в Германии в  16 в. Он занимался  черной магией, вступил в договор с дьяволом. Вокруг него стали складываться фантастические рассказы. В 1587 г. во Франкфурте-на-Майне вышла народная книга о докторе Фаусте. Цель этой книги была назидательная. Через пять лет  английский драматург Кристофер Марло написал пьесу «Трагическая история доктора Фауста».

Между прочим, пьесу Гёте часто называют «философской трагедией». — Не случайно. Ведь Фауст в пьесе изначально был ученым и философом, потратившим многие годы на поиски истины. И уже находясь в весьма зрелом возрасте, этот ученый разочаровывается в возможности найти истину с помощью традиционной науки. Он утратил веру и в науку, и в Бога. Вот тут-то, когда главный герой драмы  оказался  в состоянии уныния и отчаяния, к нему и подобрался дьявол в образе черного пуделя. Между дьяволом (Мефистофелем) и Фаустом заключается договор, согласно которому наш герой продает дьяволу душу в обмен на выполнение  любых желаний. Как это похоже на ситуацию в науке и философии, когда многие представители этой интеллектуальной сферы деятельности, разочаровавшись в позитивном знании, захотели метафизического, тайного знания. И вступили на скользкий путь мистицизма. Желания у Фауста в дальнейшем были всякие, и плотские, и душевные. Но все-таки по-прежнему на первом месте была тяга к знанию.

Далее я не будут пересказывать трагедию Гёте. Скажу лишь, что в конце драмы Бог спасает Фауста из лап Мефистофеля. Таков «happy end» («счастливый конец») пьесы. И все-таки она по духу ближе к драме или трагедии.  Спасение Фауста никак не вытекает из всего повествования пьесы. Оно  может быть объяснено лишь психологическими причинами: Гёте, вероятно, считал Фауста своим прообразом. Соответственно,  автору пьесы не хотелось гибели своего двойника.

Некоторые подробности из биографии  самого писателя: Гёте в молодости увлекался мистикой и оккультизмом. В 1780 году он был принят в масонскую ложу «Амалия». Гёте был горячим сторонником масонства (иллюминатов) до последних дней жизни, сочиняя для своей ложи гимны и речи. Обладал высочайшими степенями посвящения в системе строгого масонства. В 1813 году у гроба покойного брата Виланда поэт произнёс в масонском храме знаменитую речь «В память брата Виланда». А каково было отношение Гёте к христианству? – Самое негативное. Вот такой фрагмент из биографии писателя, изложенный архимандритом Рафаилом Карелиным: «Для Гете наиболее близким философом был Гегель, их связывало взаимное уважение, почти дружба. Однако Гете выразил свое неудовольствие тем, что Гегель был награжден гербом, изображающим сову (аллегория мудрости) и крест. Гете настаивал, чтобы знак креста был уничтожен, как не соответствующий идее мудрости… Гете заслужил похвалу от Энгельса не за свои труды по естествознанию или художественные произведения, а за то, что слово «Бог» было для него непереносимо и вызывало нечто вроде психической аллергии… Свое отношение к христианству Гете выразил в поэме «Коринфский гость»; там он писал, что христианство уничтожило любовь и дружбу между людьми, что смерть Христа была началом потока крови. Язычество вызывало у него восторг, как истинная красота и человечность. Поэма «Коринфский гость» заканчивалась призывом — «к нашим древним полетим богам»[4].

Автор пьесы по духу был мистиком. В своем произведении он попытался показать ограниченность позитивной науки (драма родилась на свет как раз в то время, когда в Европе благодаря философам воцарилась атмосфера безоглядной веры в науку). «Фауст» — уникальное произведение художественной литературы, поскольку оно одновременно претендует на то, чтобы быть серьезным философским трудом. Недаром «Фауст» называют «философской драмой». Гетевский «Фауст» подвиг многих именитых философов на написание работ по темам, поднятым в драме. Это немец Ф. Шеллинг («Философия искусств»), американец Р.У. Эмерсон («Гёте как писатель»), немец О. Шпенглер («Закат Европы») и другие.

Кому сложно читать «Фауста», могут  прочитать (или перечитать) нашего Михаила Булгакова.   Михаил Афанасьевич в «Мастере и Маргарите»  вернулся к теме, поднятой немецким писателем Гёте[5].  Судя по всему, и Гёте, и Булгаков сумели так ярко и детально раскрыть тему взаимоотношений человека, озабоченного поиском «тайного знания», и потусторонним миром,  поскольку сами были вовлечены в  общение с тем  миром.  Драма «Фауст» Гёте и роман «Мастер и  Маргарита» Булгакова – наглядные пособия по теме гностицизма, в первую очередь, «практического».

Однако, в них много недосказанного. И даже по-своему привлекательного (оба произведения обладают определенным магизмом,  способным воздействовать на неподготовленные души). Сами авторы с симпатией относятся к своим героям. Приведу фрагмент  анализа романа «Мастер и Маргарита» христианским автором Валерием Карпуниным: «Булгаков своим романом по существу проповедует Мысль, что между добром и злом нет резкого разграничения. Более того, Воланд предстает перед читателями в виде хоть и сумрачного, но, в конечном счете, «положительного» героя — эдакого немного усталого от своей мудрости философа, наделенного сверхчеловеческими силами. А свита Сатаны-Воланда — адские силы — представляет собой вообще «компанию» обаятельнейших симпатяг. Достаточно вспомнить убийцу Азазелло, кота Бегемота, штукаря-регента, ведьму Геллу…Булгаков сам для себя мотивировал представление адских сил в виде, так сказать, «положительных героев», «положительных величин»…»[6].

Уж если читать  произведения Гёте и Булгакова, то  лучше вместе с трудами  Святых Отцов, которые объясняли те опасности, которыми грозит увлечение «тайным знанием». Эта угроза, впрочем,  осознавалась еще до христианства. Ветхий Завет, в частности, содержит множество предупреждений и запретов на занятия магией. В частности, во Второзаконии читаем: « …не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это…» (Втор. 18:10).

Философия самоубийства.

Выше я сказал, что Фаусту повезло: вопреки логике, он был спасен Богом. А Мефистофель проиграл.  Что же, хотя «Фауст» называют «философской драмой», все-таки это художественное произведение. Автор имеет право определять судьбу своих героев. В реальной жизни все по-другому. Ни писатели, ни философы не могут  отменить или изменить приговор высшего судьи – Бога.   В реальной жизни договоры с Мефистофелями исполняются. Дьявол забирает душу философа. Иногда дьявол добивается того, что приговор исполняет сам философ. Каким образом? – Совершая самоубийство. Более того, философы даже побеспокоились о том, чтобы под это подвести «философское обоснование».

Это сделал известный французский писатель и философ ХХ века Альберт Камю.  Он решил «вывести на чистую воду»  своих коллег по цеху, заявив, что философы обходят стороной самые главные вопросы.  В своем эссе «Миф о Сизифе» говорит о том, что «есть лишь одна по-настоящему серьезная проблема — проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь, чтобы ее прожить, — значит ответить на фундаментальный вопрос философии».  Чем-то такая постановка вопроса перекликается с шекспировским вопросом: «Быть или не быть?». По Камю, самоубийство — один из способов борьбы с абсурдом бытия, один из методов познания мира. «Дойдя до своих пределов, ум должен вынести приговор и выбрать последствия. Таковыми могут быть самоубийство и возрождение». Но просто самоубийство так же абсурдно, как и сама жизнь, не  имеющая цели (смысла). А вот смерть-самопожертвование — есть деяние с гармонизирующей основой. Самоубийство как бунт против непознаваемости мира бесплодно, ибо «самоубийство есть полная противоположность бунта, так как предполагает согласие… На свой лад самоубийство тоже разрешение абсурда, оно делает абсурдной даже саму смерть»[7].  Философию Камю можно назвать суицидной.

Нам известны  многочисленные  случаи, когда философы  суицидным способом пытались «постичь истину».   Оказывается в античной философии было множество самоубийц:  Луций Анней Сенека; Тит Лукреций Кар; Диоген Синопский; Демокрит; Анаксагор; Эмпедокл.  Но и в Новое время их хватает.  Например, немецкий философ 19 века Филипп Майнлендер. В своей книге «Философия Освобождения» («Die Philosophie der Erlösung»)  он формулирует  мысль, что  обыкновенный человек боится перспективы небытия, но «мудрец прямо и радостно смотрит в глаза абсолютному уничтожению», поскольку оно соответствует цели жизни каждого отдельного человека и логике свёртывания бытия в целом. Майнлендер пишет заключительное слово к своей книге, в нем он полемизирует с немецким пессимистом Эдуардом фон Гартманом, которого он считал неудачливым эпигоном великого Шопенгауэра. Вот последние слова этого «Заключительного слова»:  «Как костер в мерцании начинающегося утра, так и Ваша философия растворилась в учении Шопенгауэра, который впервые научно исследовал бессознательное. Поэтому Вашу философию путали со светом восходящего солнца. Но сейчас рассвело, и ошибка стала ясна.  Философия, которая раньше освещала темную ночь человечества как высоко-горящий огонь — индийский и античный пантеизм — превратилась теперь в догорающий уголь: никакого света больше. Прощайте!» 1 апреля 1876 года 34-летний философ Филипп Майнлендер получил из типографии только что отпечатанные авторские экземпляры своей книги. И   тут же  решил опытно проверить идею своего кумира Шопенгауэра о «бессознательном».  Через несколько минут философ болтался в петле под потолком.

Вот еще более резонансное самоубийство. Речь идет о Поле Лафарге (1842-1911) – известном французском  политике, философе и экономисте. Это один из крупных теоретиков марксизма. Более того, он – зять  самого Карла Маркса, муж его дочери Лауры. Поль Лафарг и его жена Лаура неоднократно заявляли, что как только наступит старость, мешающая им  полноценно заниматься политической и идейно-теоретической деятельностью, они покончат жизнь самоубийством. В 1911 году они сдержали своё слово, приняв цианистый калий. Лафарг оставил предсмертное политическое письмо, опубликованное 4 декабря 1911 года в газете «L’Humanité» .Вот имена еще некоторых философов-самоубийц ХХ века:  немец Вальтер Беньямин (1892-1940);  французы  Ги-Эрнст Дебор (1931-1994) и Жиль Делёз (1925-1995).    На этих примерах  видно, что занятия философией не безопасны.  

Философия сумасшедшего дома.

Один из немногих философов, который вошел в ограду Церкви и сумел по-новому взглянуть на философию, — Валерий Карпунин. Он опубликовал сборник своих статей и выступлений под названием «Христианство и философия». В нем есть небольшое эссе «Философия как сумасшедший дом».  Приведу выдержку: «Все разговоры, в том числе и философские споры и дискуссии, напоминают картинку из сумасшедшего дома. «Философское самозамыкание» теории на самой себе — очень напоминает замыкание на самом себе мелкого чиновника Поприщина — героя «Записок сумасшедшего» Н.В.Гоголя. Его самозамыкание, как мы помним, привело его к мнению, что он является королем испанским. Примерно такими же «королями испанскими» являются многие философы»[8].

Было бы еще полбеды, если бы философы сходили с ума тихо. Подобно Диогену, который пребывал в своей бочке, максимально дистанцируясь от людей (бочка Диогена – образ отшельнического образа жизни философа). Но ведь многие «любители мудрости» вещают с высоких кафедр, выпускают книги миллионными тиражами, становятся кумирами телеэфира. Конечно, им в этом кто-то сильно помогает. Такая философская деятельность далеко не безобидна. Она инфицирует больными идеями большие массы людей. Ее разрушительный эффект сопоставим с атомным оружием. Конечно, любой настоящий философ по определению должен своими взглядами отличаться от среднестатистического человека. Это могут быть отклонения интеллектуального, морально-нравственного и ценностного порядка. Они при всем этом могут не выходить за пределы  норм медицины (психиатрии).

Но, как выясняется,  некоторые интеллектуально-нравственные отклонения  связаны тесным образом с отклонениями психиатрического порядка. Далеко не всегда можно понять, где в этой паре причина, а где – следствие.

Приведу два самых известных примера такой тесной взаимосвязи  из истории философии и истории  психиатрических заболеваний. Во всех списках «великих сумасшедших» мы обязательно найдем эти два имени – Жан-Жак Руссо и Фридрих Вильгельм Ницше.

Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) входит в список выдающихся французских философов эпохи «Просвещения». Я этих «просветителей» уже не раз упоминал. Далеко не во всех философских учебниках можно найти   интимные подробности жизни этого «великого» философа, связанные с его психическим состоянием. Когда он находился в расцвете своих творческих сил, ему был поставлен диагноз паранойи. Внешние проявления болезни – мания преследования. Были еще кое-какие проявления, о которых даже не очень удобно говорить[9].

Свои «великие» произведения «Об общественном договоре», «Эмиль, или О воспитании» философ писал, уже находясь  в  состоянии душевного заболевания. Мало ли что может наговорить или написать больной человек? Но дело в том, что указанные произведения изучаются студентами в курсах философии. Более того, идеи больного Руссо взяты на вооружение нашими государственными мужами. Уже четверть века нам твердят о правовом демократическом государстве как «национальной идее». А ведь эта идея взята из работы Руссо «Об общественном договоре». А реформа системы образования в России проводится на основе идей Руссо, изложенных в «Эмиле, или О воспитании».

О немецком философе Фридрихе Ницше (1844-1900) мы уже не раз упоминали.  Это очень серьезный «пациент». Официальный диагноз – ядерная «мозаичная» шизофрения. В быту болезнь философа называли одержимостью. В биографиях Ницше мы можем найти описания таких проявлений болезни, как помрачение рассудка, провалы памяти, мания величия. Лишь один пример мании величия: Ницше писал и разбрасывал в больших количествах  записки с текстом: «Через два месяца я стану первым человеком на земле». Не буду далее углубляться в медицину[10].

В состоянии психического нездоровья Ницше находился последние двадцать лет своей жизни, из них 11 лет он пребывал в психиатрических лечебницах. Именно в этот период жизни он написал большинство своих «гениальных» работ. В том числе «Так говорил Заратустра». Чем же   заразил человечество «великий» Фридрих? — Идеей, что «Бог умер». А если умер, то все можно. Отсюда идея «сверхчеловека», который становится на место бога. Отсюда оправдание новой морали, оправдывающей любые средства для получения власти. Отсюда идея: «Падающего подтолкни» (слабый должен погибнуть, сильнейший победить). Как известно, философия Ницше была взята на вооружение Гитлером и III Рейхом. Эта философия одержимого философа стала   «теоретическим обоснованием» убийства миллионов и миллионов людей. Судя по всему, эта философия востребована и сегодня. Один небольшой штрих картины нашей недавней истории. Когда в СССР началась «перестройка», это отразилось на ассортименте книг, продававшихся в нашей стране. Я помню, что   в  конце 1980–х гг.  (уже и тысячелетие крещения Руси отметили) Библию можно было купить только из-под полы. А вот работа Ницше «Так говорил Заратустра» уже была на прилавках книжных магазинов.

Таким образом, философы не только сами живут в сумасшедшем доме. Они активно  участвуют в превращении всего мира в сумасшедший дом. Правда, у сумасшедших философов есть свои адвокаты. Например, Рудольф Штайнер много раз повторял мысль, что настоящий эзотерик и мистик – всегда сумасшедший. Видимо, себя он также относил к этой категории.

Что делать человеку, который попал в корпорацию «профессиональных философов, который стала  сегодня   большим сумасшедшим домом?   Вот ответ Валерия Карпунина: «Как же быть? Как «вылечиться»? Существует ли психотерапия, которая поможет нам выйти из философского сумасшедшего дома, если мы — не дай Бог! — чуда попадем? Несомненно, такой выход есть! Этим выходом является решительный отказ от философского самозамыкания, решительный выход из пределов бесплодного и безблагодатного философского умствования, выход из границ самозамкнутости в рамках безумных философских теорий. И куда же мы должны выйти? Мы должны выйти в полноту реальности, обратиться к высшей Полноте Реальности, которой является, конечно же, Бог»[11].

 

Философы и прочие «мыслители» как агенты «нечистой силы».  

Очевидно, что люди, духовно не подготовленные и не имеющие необходимой защиты со стороны Бога (т.е. те, кто находится вне Церкви), могут оказаться очарованными и загипнотизированными тему чудесами и способностями, которые демонстрируют падшие духи. Не очень часто они являются людям «лицом к лицу».  Преимущественно они действуют через своих «агентов влияния», снабжая их всем необходимым. В том числе «тайным знанием», продвижением по карьерной лестнице, славой, «нужными» людьми,  деньгами и способностями производить эффекты.

Но, прежде всего,  духи  снабжают своих агентов новыми порциями «тайных знаний». Способы передачи «знаний» — разные. Начиная от сновидений,  «озарений» и «откровений» и кончая диктовкой текстов (подобно тому, как учитель диктует текст диктанта школьникам). Я уже выше говорил о том, что Ницше получал «озарения» во время приступов своей психической болезни.   Написание  текстов под диктовку голосов «сверху» называется «автоматическим письмом». Известно, что Елена Блаватская создала свои  произведения «Тайная доктрина», «Разоблаченная Изида» и другие работы методом автописьма. Способностью к «автоматическому письму» обладал Владимир  Соловьев, который, по свидетельству современников,  был «пассивным медиумом». Рудольф Штайнер имел «дар» ясновидения. И даже имел тайные встречи с…Христом. Прямо как Савл (будущий апостол Павел), который, как мы знаем из «Деяний Апостолов», на своем пути в Дамаск общался с  Сыном Божиим.  Ю. Воробьевский  сравнивает эти встречи: «Но вот одно отличие. «Спасителя» Штайнер вызывал на контакт сам – с помощью медитации. Постигший «науку тайноведения», он не понимал, что с ним происходит на самом деле. Этот «мудрец» писал, что на высшем уровне посвящения человек должен пережить «диссоциацию воли, чувств и мышления, физическим проявлением которой является сумасшествие». Да, «вершиной» духовного развития несчастного стало то, что через него начал говорить и действовать «архангел Михаэль»»[12].

А вот знаменитый Карл Юнг (1875-1961) – философ и один из отцов-основателей аналитической психологии,  продолжатель дела  Зигмунда Фрейда. Из  воспоминаний  Юнга мы узнаем, что мёртвые приходят к нему, звонят в колокольчик и их присутствие ощущает вся его семья. Вот он задает своему «духовному руководителю» «крылатому Филимону»  вопросы своим собственным голосом, а отвечает фальцетом своего женского существа — анимы, вот в его дом стучат мёртвые крестоносцы…   Психотерапевтическая техника «активного воображения» Юнга  предусматривала общение с  «духовным» миром и   вхождение  в транс[13].

Немалую роль в реализации планов «духов злобы поднебесной» играют философы как «агенты влияния». Между прочим, они не только «агенты влияния», но также «агенты-вербовщики». Им надо сделать все возможное для того, чтобы человек вышел за пределы ограды Церкви и, таким образом, оказался во власти демонов. Для этого философы бегают вокруг церковной ограды и показывают христианам разные «фокусы» и «интеллектуальные игрушки», которые суть  фетиши падшего разума. Некоторые наиболее смелые и наглые пытаются проникнуть на территорию Церкви и соблазнять христиан своими «фокусами» и «игрушками», находясь в непосредственном с ними контакте. Это уже еретики.  В начале христианства такие наглые и навязчивые «агенты» «духов злобы поднебесной» заполнили церковное пространство. Это были гностики. Христианство оказалось в смертельной опасности. С большим трудом, но их удалось выпроводить за пределы церковной ограды. Сегодня, судя по многим признакам, внутрь церковной ограды опять проникают «агенты влияния» со своими ересями, которыми они заражают и священников, и священноначалие, и монашество, и представителей богословской науки, и простых христиан. Причем многие ереси представляют различные модификации гностицизма. Ситуация крайне серьезная, как в первые века христианства.

И тут мы вновь обратимся к формуле Бэкона: «Знание – сила».  Еще раз повторим: Бэкон был не просто философом. В первую очередь, он был  оккультистом (главный розенкрейцер своего времени). Следовательно, он не мог не быть «агентом влияния» нечистой силы.  И, действуя в интересах своих «хозяев», продвигать те знания, которые нужны нечистой силе. То есть знания «лжеименные». Знания, источником которых была и остается нечистая сила.

Может ли что быть чистое от нечистого?

А может ли что быть чистое от нечистого? – Конечно, нет. Это  о  «посвященных» и «избранных», поклонниках «тайного знания» сказал евангелист и апостол Иоанн:  Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (Ин. 8: 44).   Философия и наука, «эмансипировавшиеся» от Бога, лишь ретранслируют и усиливают лжеименные знания, полученные от своих «хозяев».  Разрушительный потенциал лжеименного знания возрастает на порядки благодаря изобретенному «усилителю».   Со времен Бэкона эта сила, прикрываясь  вывесками  «прогресса», «просвещения» и «науки»,  непрерывно разрушала человека, общество и природу.  Она свергала монархов, делала революции,  осмеивала и преследовала Церковь,  уничтожала государства,  развращала  молодежь,  перемалывала природу, развязывала войны, калечила и  убивала миллионы людей, превращала человека в животное.  Наука, а вместе с тем и техника, рядясь в тогу «благодетеля человечества» пытаются убедить нас, что научно-технический прогресс (НТП) делает нас счастливее, приближают мир к «светлому будущему». Ничуть не бывало!  НТП, опирающийся  на лжеименное знание, может сеять лишь смерть. Смерть духовную и физическую. Спаситель сказал, что «не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф. 7:18). В контексте нашего разговора – «худое дерево» — наука и философия, которые имеют в качестве корня лжеименное знание. Это такое же «худое дерево»,  как то, которое  стояло в центре Эдемского сада и называлось «древом познания добра и зла».  На том дереве висели зрелые и на вид очень красивые яблоки. Первые люди вкусили яблока с этого худого дерева, которое, как выяснилось, было отравленным. Это была первая вселенская катастрофа в истории человечества, которая, как известно, закончилась изгнанием первых людей из рая. Сегодня человечество стоит на пороге последней в земной истории вселенской катастрофы. Источник ее все тот же – «худое дерево» и отравленные плоды. Сегодня это не яблоки, а «плоды», или «достижения» научно-технического прогресса.

НТП: «троянский конь» из «инфернального мира».

О разрушающем эффекте НТП еще в конце 19 века очень убедительно писал русский мыслитель Константин Леонтьев. Он писал о разрушающих эффектах, как духовного порядка, так и социального и физического. Леонтьев обращает внимание на то, что слово «прогресс» вообще стало ключевым в лексиконе либералов, которые не только приветствовали этот самый «прогресс», но и пытались его обосновать «научно».   В 40-е годы 19 века в Россию с Запада начали проникать различные социологические теории (своей социологии у нас тогда еще не было). Вместе с этими теориями в Россию попало и это мало знакомое русскому человеку слово «прогресс».  «Прогресс» — от латинского progressus. Оно, в свою очередь, происходит от глагола   progredi — «идти вперед». Так вот, Леонтьев обращает внимание на то, что либералы толком не могут объяснить,  что значит движение «вперед». А то, что им кажется движением «вперед», есть движение к пропасти. Технический прогресс – мощный ускоритель движения человечества к концу своей земной истории.  Технический прогресс – лишь одна из разновидностей этого движения «вперед». Леонтьев его тесно связывает с прогрессом научным, социальным, экономическим, промышленным. В свое время в полемике с Марксом и его правоверными последователями социалист Эдуард Бернштейн (1850-1932) бросил такую фразу «Движение все, цель ничто». Представляется, что эта фраза очень хорошо описывает идеологию «прогрессистов» (сторонников прогресса).

Основным предметом критики Леонтьева  является даже не сам    прогресс (любой), а та «философия», которую либералы создали для объяснения и обоснования этого феномена.

Во-первых, адепты прогресса рассматривают  прогресс как процесс бесконечный. А это, по мнению Леонтьев,  уже есть ересь, которая находится в непримиримом противоречии с догматикой христианства. Земная человеческая история конечна. Об этом говорит Священное Писание. Наиболее ярко эта идея выражена в Откровении от Иоанна (Апокалипсисе). Впрочем, Леонтьев создал свою оригинальную «натуралистическую социологию». В рамках этой социологии он приходит, опираясь на рационалистические  методы познания мира, к тому же самому выводу.

Во-вторых, апологеты прогресса уповают на то, что с помощью достижений в области науки и техники можно построить что-то наподобие «рая» на земле. Это не меньшая ересь, известная уже в христианстве первых веков под названием «хилиазм» (вера в тысячелетнее Царство Божие на земле). Распространение подобных иллюзий способствует «размыванию» христианства, люди отходят от Христа и начинают поклоняться «прогрессу». Преклонение перед прогрессом, упование на достижения науки и техники, а не на Бога – совсем не «рационализм», как некоторые наивно полагают, а    опасная форма религиозного сознания.   В христианстве вектор человеческой жизни определяется такой   понятной целью, как Бог.  В  либерализме с его абстрактным «прогрессом» ориентиры человеческой жизни сначала размываются, а потом и вовсе исчезают.   Человечество начинает блуждать впотьмах. Отход человека от Бога ведет к ослаблению тех скреп, которые обеспечивали целостность общества. Религиозный суррогат под названием «технический прогресс» разрушает общество, возникает социальная энтропия, хаос, анархия, «пугачевщина».

НТП – своеобразный «иллюзион» с конечным  эффектом  «разбитого корыта», о котором писал еще гениальный А.С. Пушкин. Только в реальной жизни мы видим не сказочную старуху, а обычного человека, причем из самых разных классов и сословий (Леонтьев назвал такого человека, живущего на Западе, «средним европейцем»). А  свои желания такой человек  адресует не «золотой рыбке», а   «техническому прогрессу», который не менее эфемерен и обманчив, чем эта самая рыбка. Одна из основных работ К. Леонтьева по проблеме технического прогресса – «Епископ Никанор о вреде железных дорог, пара и вообще об опасностях слишком быстрого движения в жизни».  Епископ Никанор – современник Леонтьева и его единомышленник в оценке научно-технического прогресса. Епископ, в частности,  отмечает: «Таким образом, железная дорога, в существе дела, нигде и не возвысила благосостояния, чувства довольства, покоя и счастия, напротив, породила всюду тревогу, потребность в средствах жизни, погоню за наживою»[14].

Да,  отдельные технические новшества могут создавать потрясающие эффекты, демонстрировать большие скорости, высокую производительность, комфорт и прочие   удобства и удовольствия.  Епископ Никанор этого не отрицает. Но общий вывод его при этом несколько неожидан: цена этих технических достижений непомерно  высока. Цена даже чисто материальная, без учета цены нравственной, духовной, эстетической. Вот рассуждение владыки: «Скажите, увеличила ли эта быстрота сообщения внешнее благосостояние людей? По-видимому, напр., железные дороги строятся для увеличения благосостояния. Я скажу, как и сказал, что они строятся для удовлетворения потребностей. И удовлетворяют им — это правда. Но удовлетворяют, пропорционально же увеличивая самые потребности, увеличивая тем, что усложняют жизнь более и более, так что жизнь становится дороже, затруднительнее и требовательнее. Этому доказательство в том печальном повсюдном опыте, что везде на Руси, где пока не было железных дорог, там жизнь была проще и дешевле»[15].

Жестокий век чистогана и корысти не привык вообще принимать в расчет эстетические ценности. Об этом почти в каждой своей работе пишет К. Леонтьев. Об этом же говорит и епископ, подчеркивая, что технический прогресс достигается ценой разрушения   красоты Божьего мира:  «Кроме того, где прошла по широте русской земли безлесная пустынная гладь, там прощай поэзия старины, поэзия наших отцов и дедов да еще и нашей собственной юности. Наши дети не поймут скоро поэтического выражения «не шуми ты, темный лес, зеленая дубровушка», равно не поймут и всего неисчерпаемого запаса как мифологической, так и позднейшей поэзии, основанной на таинственной, то возвышающей, то грозной, то прелестной внушительности повсюдных, еще недавно непроходимых, лесных чащ. А это будет огромным истощением душевных сокровищ нашего поэтического народа. Куда девалась эта тысячеголосая восхитительная песнь хвалы Богу, песнь птичьих и всяких животных голосов, какою гремели еще так недавно неисходные зеленые цветущие чащи в прелестные майские утра? В могильное, глухое безмолвие погружается теперь оголяемая тупою корыстью пустынная русская земля. Эта корысть скоро убьет самый вкус к прелестям природы, как убивает самую красоту природы»[16]. Эстет Леонтьев постоянно подчеркивает, что красота земли постоянно напоминает человеку о Боге. Уничтожение  этой  красоты    ослабляет и без того уж ослабшую связь человека с Творцом, приближая тем самым конец земной истории.  Наконец, епископ Никанор затрагивает еще один аспект проблемы технического прогресса. Условно его можно назвать геополитическим. Впрочем, также духовно-богословским. Речь идет о том, что железные дороги, телеграф и многие другие технические достижения  активизируют международное общение, способствуют интернационализации жизни.  «Опасно, как бы земля не стала скоро походить на всемирный паутинник, который опутывает весь земной шар, в котором плавает только отощалый всеядный человек, как голодный паук, не имый кого и что поглотити, так как сам же он пожрал, побил, истерзал все живое на поверхности всей земли. Эти железнодорожные линии не похожи ль на нити всемирной паутины?..».  Более чем за век до появления интернета, который сегодня многие называют «всемирной паутиной» наш русский архиерей уже все это прозорливо предугадывал. И речь здесь идет не просто об экономической интернационализации (глобализации). Эта «всемирная паутина», состоящая сегодня из транспортных коммуникаций, телефона, интернета, невидимых финансовых связей, крайне напоминает ту картину, которая описана в Откровении от Иоанна (Апокалипсис) накануне прихода антихриста. Технический прогресс, находящийся преимущественно под контролем либералов, расчищает стези антихристу. Леонтьев особо обращает внимание на приведенный выше отрывок речи епископа, называя технический прогресс инструментом «вавилонского всесмешения». А  делая общую оценку мыслей  епископа, Константин Николаевич говорит:  «Это луч божественного света в сатанинском хаосе индустриального космополитизма»[17].

Дальше Леонтьев в этой статье продолжает рассуждения о пагубности технического прогресса конкретно для России. Она, все еще остается православной страной, но  не ищет своего самобытного пути, а некритично заимствует все подряд у католического и протестантского Запада. Заимствует технические новшества, научные идеи, культуру, социальные теории и т.п. Технический прогресс, как считает Леонтьев, — проявление космополитизма. Россия заимствует у Запада  «машины, пар, телеграфы, эгалитарную свободу, демократические парламенты и т.д.»,  все это – «орудия всесмесителъного разрушения»[18].

А вот размышления на тему НТП священномученика архиепископа Илариона (Троицкого). Более 100 лет назад владыка предсказывал, сколь кровавыми будут плоды технического прогресса для России и всего мира: «А несет ли с собою счастье прогресс человечества, оторванный от Бога и от Церкви? Большими, гигантскими прямо шагами идет человечество по пути прогресса. Может быть, уже близится та блестящая эпоха, когда откроются воздушные рейсы и акционерные компании станут перевозить на громадных воздушных кораблях кладь и пассажиров. Но станет ли оттого человек более счастливым? Смело можно ответить: нет, счастливее он не будет. Залетают по воздуху корабли, и в чистой воздушной стихии откроется такая же беспощадная война, какая ведется теперь на суше и на море. Появятся воздушные миноносцы и броненосцы. В непроглядной тьме грозовых туч и под голубыми сводами девственно чистого неба раздастся грохот орудий; стоны и проклятья и громкие крики победы нарушат священную тишину заоблачных стран, а на землю с высоты неба польется алая кровь все того же страдающего и умирающего несчастного человека. Разве это не характерно для современного прогресса, что новая эпоха воздухоплавания сразу вступила в союз с военным ведомством? Еще не научились летать, а уже по новому георгиевскому статуту и у нас на Руси положена награда тому, кто с аэроплана нанесет наибольший вред неприятелю. Летательные аппараты прямо приспособляются к военным целям, а завод Круппа искусно отливает грозные пушки для стрельбы по дирижаблям и аэропланам. Повторяется старая глубоко трагическая история: искали химики и алхимики жизненного эликсира для продления жизни, а открыли порох для уничтожения и без того краткой жизни. Кажется, порой, что человечество со своим пресловутым прогрессом вертится в каком-то заколдованном кругу»[19].

Есть ли альтернатива этому бесовскому кругу? — Тот же Иларион Троицкий заключает: «А тот прогресс, которым так кичится наш гордый век, большой цены в очах христианина не имеет, потому что христианин прежде всего задает вопрос: какая польза для вечности, для спасения души? При ответе на этот вопрос очень часто первые оказываются последними. Кто ближе к Богу и Царству Небесному: гордый ли завоеватель воздуха, который несется с головокружительной быстротой и устанавливает мировой рекорд, или смиренная убогая старушка, едва бредущая с котомкой за плечами по тропинке к Сергию Преподобному?»[20].

Заключение.

Кончу тем, с кого начал. Я имею в виду «гениального» философа Ф. Бэкона.   Он широко известен как отец-основатель философии позитивизма. Многие называют его виднейшим английским «просветителем» (по аналогии с французскими философами-просветителями). Может быть, с учетом изложенных соображений,  нам  стоит  по-новому взглянуть на   «гениального»  Бэкона, а заодно и всю   философию (не только позитивную)  с ее фетишем  «знания»?   Мы также отметили, что  Ф. Бэкон – идейный отец-основатель США (это государство принципиально нового, масонского типа, было создано по проекту, изложенному в «Новой Атлантиде»). Не это ли доказательство того, что идеи философов могут «овладевать  массами»?  Проще говоря, делать целые народы «бесноватыми»? Разве бесовские идеи Ф. Ницше, усиленные «бесноватым» фюрером Адольфом Гитлером,  не сделали в 30-е и 40-е годы прошлого века большую часть  немцев «бесноватыми»?

Все мы помним историю о бесах, которые обитали в стране Гадаринской и вселились в стадо свиней. А затем это стадо сбросилось с обрыва в море (Мк. 5: 1-14; Лк. 8:26-33; Мф. 8: 28-32).  Так и бесовские идеи Бэкона и многих  других философов вселились в нынешние народы.  К этим идеям вполне применимы слова Евангелия: «Имя – им легион»[21]. И подобно гадаринским свиньям  сотни миллионов (даже миллиарды) забесовленных людей несутся к  обрыву своей жизни, а народы – к обрыву мировой истории.

В заключение приведу слова апостола Павла: «…сам сатана принимает вид ангела, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» (2 Кор. 11: 14-15).     Под определение «служителей сатаны», которые «принимают вид служителей правды», сегодня без всякой натяжки попадают   представители современной позитивной науки и философии, порвавшие с Богом.  Им уготован такой же конец, как и гадаринским свиньям.

 

 

 

 

 


[1] См.: Свящ. Родион. Люди и демоны. – Киев, 2003.

[2] Святитель Игнатий Брянчанинов. Прибавление к слову о смерти. — СПб., 1881, с. 182

[3] Свящ. Родион. Люди и демоны. – Киев, 2003, с. 16.

[4] Архимандрит Рафаил (Карелин). Векторы духовности. – М., 2003 (цит. по: Юрий Воробьевский. Бумагия (М. Булгаков и другие неизвестные). – М.: 2012, с. 155).

[5] По ходу скажу, что в романе   Ф. Достоевского   «Братья Карамазовы» есть сюжет разговора Ивана Карамазова с чертом. Судя по всему, он также  навеян «Фаустом» Гёте.

[6] Валерий Карпунин. Христианство и философия. // «О романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» с христианской точки зрения» ( http://philosophica.ru/hrist/77.htm).

 

[7] «Альберт Камю о самоубийстве» (http://bibliotekar.ru/encSuicid/6.htm)

[8] Валерий Карпунин. Христианство и философия. // «Философия как сумасшедший дом»  (http://philosophica.ru/hrist/77.htm).

[9] Желающих узнать подробности адресую к статье Анны Старобинец «10 сумасшедших, которые нас заразили» (http://expert.ru/russian_reporter/2008/08/top_10_sumasshedshih/).

[10] Подробности см.: Анна Старобинец. 10 сумасшедших, которые нас заразили.  (http://expert.ru/russian_reporter/2008/08/top_10_sumasshedshih/).

[11] Валерий Карпунин. Христианство и философия. // «Философия как сумасшедший дом» // http://philosophica.ru/hrist/77.htm).

 

[12] Юрий Воробьевский. Бумагия (М. Булгаков и другие неизвестные). – М.: 2012, с. 155.

[13] См.: Фесенкова Л. В. Теория эволюции и её отражение в культуре. —  М.: Институт философии РАН, 2003.  // Гл. 2. Проблемы научного обоснования эзотеризма (юнгианство и современная эзотерика). Карл Юнг с детства находился в обстановке «соприкосновения с другими мирами». Его окружала соответствующая атмосфера дома Прейсверков — родителей его матери Эмилии, где практиковалось общение с духами умерших. Мать Юнга Эмилия, дед Самуил, бабка Аугуста, кузина Хелен Прейсверк практиковали спиритизм и считались «ясновидящими» и «духовидцами». Спиритические сеансы устраивал и сам Юнг. Даже его дочь Агата впоследствии стала медиумом.

[14] Константин Леонтьев. Славянофильство и грядущие судьбы России. – М.: Институт русской цивилизации, 2010, с. 275.

[15] Там же, с. 274-275.

[16] Там же, с. 275.

[17] Там же, с. 269.

[18] Там же, с. 276.

[19] Архиепископ Иларион (Троицкий). Без Церкви нет спасения. – М.: Сретенский монастырь, издательство «Знамение»,  1999, с. 300-301.

[20] Там же, с. 299.

[21] «Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много» (Мк. 5:8-9)

 

Смотрите также