000РЭОШ

Заседание РЭОШ 21 марта 2019 года. Доклад В.Э.Багдасаряна «Российская педагогическая модель и вызовы суверенного развития России» и его обсуждение. Пост-релиз

21 марта 2019 г. состоялось очередное  заседание Русского экономического общества имени С.Ф. Шарапова, на котором с докладом «Российская педагогическая модель и вызовы суверенного развития России»  выступил доктор исторических наук, профессор Вардан Эрнестович Багдасарян, российский историк и политолог, эксперт Центра проблемного анализа и
государственно-управленческого проектирования.

В начале своего выступления В.Э.Багдасарян обратил внимание слушателей на две разные модели образования – традиционную российскую и западную, для которых соответственно характерны такие противоположности, как патриотизм и космополитизм, коллективизм и индивидуализм, системное мышление (холистический подход) и технологический подход.

Докладчик отметил, что  основу российской педагогической модели и лучшего в мире советского образования составляли их фундаментальный характер, воспитание в духе системных ценностей, что позволяло формировать гумбольдтовскую широко развитую личность.  Однако в настоящее время в России существует реальная опасность окончательного отказа от гумбольдтовского подхода в связи с намечающимся переходом к цифровой экономике, т.к. диджитализация ставит во главу угла не передачу знаний, а обучение навыкам, что практически означает дрессировку обучаемых.

Сейчас в российской школе господствует предметоцентричный (бюрократический) подход, когда учитель преимущественно не учит, а отчитывается, в то время как  советская школа во многом успешно  стремилась перейти на личностно-ориентированный подход и старалась воспитывать не потребителя, а человека-творца.

Далее В.Э.Багдасарян остановился на основных педагогических теориях, сформировавшихся к первой трети ХХ в.  К ним относятся американская школа Джона Дьюи (обучение через практику); гуманистическая европейская школа М.Монтессори (теория свободного воспитания); немецкая теория трудовой школы (Г. Кершенштайнер) и вальдорфская педагогика Рудольфа Штайнера, которая стоит на позициях антропософии и, наконец, советская модель А.С.Макаренко, основу которой составляет коллективное воспитание. В отличие от практикоориентированной теории Дьюи, российская, а впоследствии и советская школа рассматривала идеалы и нравственные ценности как базис для практической деятельности.

Докладчик также затронул вопросы взаимосвязи  педагогических школ с религиозно-моральными ценностями. Для православия характерны холистический подход, ориентация на идеалы и преображение человека, а также воспитание через коллектив. Все это нашло наиболее полное воплощение в советский период в педагогике А.С.Макаренко, а переход советской системы образования на неоклассическую систему Вильгельма фон Гумбольдта с учетом советской специфики, несмотря на некоторую бюрократизацию, в основном оправдал себя на практике.

Затем  В.Э.Багдасаряну было задано множество вопросов, в частности, об элитарном образовании в России и на Западе, о научной педагогике К.Д. Ушинского, о суворовских училищах, о закрытых системах образования, о менеджерском подходе к школьным инновациям, что свидетельствует о большой заинтересованности слушателей в данной проблематике.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            В прениях выступили как члены, так и участники и гости РЭОШ.

В заключение В.Ю.Катасонов  подчеркнул, что для будущего России необходимо воссоздать лучшие особенности православного подхода к воспитанию, которые нашли наиболее успешное воплощение в советской системе образования.

Ольга Рыбковская

ВИДЕООТЧЕТ — ЗДЕСЬ

Оставить комментарий

avatar

Смотрите также