21 марта 2019 г. состоялось очередное заседание Русского экономического общества имени С.Ф. Шарапова, на котором с докладом «Российская педагогическая модель и вызовы суверенного развития России» выступил доктор исторических наук, профессор Вардан Эрнестович Багдасарян, российский историк и политолог, эксперт Центра проблемного анализа и
государственно-управленческого проектирования.
В начале своего выступления В.Э.Багдасарян обратил внимание слушателей на две разные модели образования – традиционную российскую и западную, для которых соответственно характерны такие противоположности, как патриотизм и космополитизм, коллективизм и индивидуализм, системное мышление (холистический подход) и технологический подход.
Докладчик отметил, что основу российской педагогической модели и лучшего в мире советского образования составляли их фундаментальный характер, воспитание в духе системных ценностей, что позволяло формировать гумбольдтовскую широко развитую личность. Однако в настоящее время в России существует реальная опасность окончательного отказа от гумбольдтовского подхода в связи с намечающимся переходом к цифровой экономике, т.к. диджитализация ставит во главу угла не передачу знаний, а обучение навыкам, что практически означает дрессировку обучаемых.
Сейчас в российской школе господствует предметоцентричный (бюрократический) подход, когда учитель преимущественно не учит, а отчитывается, в то время как советская школа во многом успешно стремилась перейти на личностно-ориентированный подход и старалась воспитывать не потребителя, а человека-творца.
Далее В.Э.Багдасарян остановился на основных педагогических теориях, сформировавшихся к первой трети ХХ в. К ним относятся американская школа Джона Дьюи (обучение через практику); гуманистическая европейская школа М.Монтессори (теория свободного воспитания); немецкая теория трудовой школы (Г. Кершенштайнер) и вальдорфская педагогика Рудольфа Штайнера, которая стоит на позициях антропософии и, наконец, советская модель А.С.Макаренко, основу которой составляет коллективное воспитание. В отличие от практикоориентированной теории Дьюи, российская, а впоследствии и советская школа рассматривала идеалы и нравственные ценности как базис для практической деятельности.
Докладчик также затронул вопросы взаимосвязи педагогических школ с религиозно-моральными ценностями. Для православия характерны холистический подход, ориентация на идеалы и преображение человека, а также воспитание через коллектив. Все это нашло наиболее полное воплощение в советский период в педагогике А.С.Макаренко, а переход советской системы образования на неоклассическую систему Вильгельма фон Гумбольдта с учетом советской специфики, несмотря на некоторую бюрократизацию, в основном оправдал себя на практике.
Затем В.Э.Багдасаряну было задано множество вопросов, в частности, об элитарном образовании в России и на Западе, о научной педагогике К.Д. Ушинского, о суворовских училищах, о закрытых системах образования, о менеджерском подходе к школьным инновациям, что свидетельствует о большой заинтересованности слушателей в данной проблематике. В прениях выступили как члены, так и участники и гости РЭОШ.
В заключение В.Ю.Катасонов подчеркнул, что для будущего России необходимо воссоздать лучшие особенности православного подхода к воспитанию, которые нашли наиболее успешное воплощение в советской системе образования.
Ольга Рыбковская
ВИДЕООТЧЕТ — ЗДЕСЬ
Оставить комментарий