18 апреля 2019 г. состоялось очередное заседание РЭОШ им. С.Ф. Шарапова, на котором с докладом «Достоевский и деньги» выступил Егор Станиславович Холмогоров, постоянный обозреватель телеканала «Царьград», автор и ведущий сайта «100 книг», известный российский общественный деятель, историк, публицист.
Автор начал доклад с мнения о том, что Федор Михайлович не святой, но пророк, соприкасающийся с Божьей благодатью. Особенности и значение творчества писателя заключаются в следующем.
В Ф.М.Достоевском соединились две ипостаси – во-первых, он является величайшим гуманистом и тончайшим психологом, знатоком человеческой души. Во-вторых, великий русский писатель — носитель национально-православного, имперского начала. В Ф.М.Достоевском оба этих начала органично слиты воедино.
Е.С.Холмогоров обратил внимание слушателей на пророческий дар писателя, отметив при этом, что на длительную перспективу Ф.М.Достоевский мыслит как наш современник. Докладчик особо выделил христианский смысл всечеловечности русского: эту всемирную отзывчивость Достоевский и считает главной особенностью русского духа. «Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только… стать братом всех людей, всечеловеком», не теряя при этом собственной уникальности.
Первым метафизическим центром творчества писателя является понятие о человеческом достоинстве, которое не совпадает с его пониманием европейцами. Для них человек – это либо выдуманная фигура, уж, копошащийся в грязи (М.Фуко), либо необходимы технологии, чтобы в мелком обывателе пробудить большого человека. Ф.М.Достоевский противопоставляет этому евангельское понимание человеческого достоинства, согласно которому этот грязненький, «мармеладовский» человек есть человек, а «не «тоже человек», в котором причудливо сочетается и высшее, и низшее. Кто не видит этого в человеке, тот выставляет себя в роли ментора, сверхчеловека.
Второй центральной мыслью во взглядах Ф.М.Достоевского является отношение к природе невинного страдания, к сущности искупительного подвига. По его мнению, не все страдание в истории можно описать формулой «согрешение – наказание»; существует невинное страдание, которое образует центральную проблему христианства – искупительный подвиг Сына Божьего.
Большой интерес слушателей вызвала интерпретация докладчиком рассказа Ф.М.Достоевского «Крокодил». Русский чиновник Иван Матвеевич, которого проглотил иностранный Крокодил — это на самом деле лишь метафора России, «проглоченной» международной финансовой системой. В период либеральных реформ Александра II ставка была сделана на привлечение иностранного капитала, поэтому вопрос о спасении Ивана Матвеевича также рассматривается только в связи с необходимостью сбережения привлеченного иностранного капитала (крокодила). Между тем чиновник одет в русское платье, которое может не выдержать переваривания крокодилом. То ли дело английское сукно! А значит, для удобнейшего нахождения в крокодиле нужно снизить тарифы для изделий английской промышленности. Таким образом, Достоевский-экономист и Достоевский-публицист, высмеивая эту позицию, выступает в качестве противника фритредерства, в роли зачинателя протекционизма в России. Система фритредерства создана мировой олигархией так, что русские в нем могут только подвергаться перевариванию. «Проглотившее существо либеральнее проглоченного» — удачная формулировка, отражающее существо «Вашингтонского консенсуса», которая, к сожалению, не вошла в текст рассказа «Крокодил». Таким образом, Ф.М.Достоевский предстает перед нами как сторонник автаркии больших пространств, колонизации и освоения новых ресурсов, жесткой экономии и автономии от мировой финансовой системы и кредитной кабалы.
Выход, который находит Достоевский из непримиримости между мировой финансовой олигархией и самобытным культурным и религиозным началом России, — это русская экспансия в Азию. Поэтому он пишет о необходимости строительства Транссиба, что содействовало бы «запуску» реального сектора экономики, т.к. основу могущества страны должно составлять реальное богатство.
В рассказе «Подросток» содержится пророчество писателя о грядущем финансовом Апокалипсисе, столь актуальном для наших дней, в ходе которого все государства запутаются окончательно и все пожелают не заплатить. Между тем консервативные элементы всего мира банкротства (всеобщего окисления) допустить не захотят. Начнется борьба, и нищие уничтожат акционеров, отберут у них акции.
В заключение Е.С.Холмогоров отметил, что тема денег не играет ключевую роль лишь в романе Ф.М.Достоевского «Бесы». В большинстве же своих произведений писатель последовательно проводит мысль о том, что деньги, вырванные из контекста производительных сил, лишь убивают и разрушают человека и представляют собой не что иное, как концентрацию зла.
Докладчику были заданы такие вопросы, как, например, о Пушкинской речи Ф.М.Достоевского и реакции К.Н.Леонтьева, о роли русской литературы в жизни России, об экранизации произведений Достоевского в России, о наиболее объективных критиках творчества Ф.М.Достоевского, об отношении к А.И.Солженицыну с точки зрения творчества Ф.М.Достоевского, о результатах жизни писателя в Семипалатинске и о природе капитализма.
Далее состоялись выступления желающих, дискуссии и разное. На этом очередное заседание РЭОШ закончилось.
Ольга Рыбковская
Оставить комментарий