25-3

Валентин КАтасонов. Святитель Николай Сербский о пяти главных идолах Запада

Всех читателей поздравляю с нашей православной Пасхой: «Христос воскресе!» На этой светлой седмице не хочется заниматься обсуждением текущих событий в России и мире. Есть сильное желание взглянуть на происходящее с высоты птичьего полета, увидеть картину в целом, постичь причины нынешних нестроений и нарастающего кризиса в мире, поискать пути выхода из нынешних тупиков.

И в этом нам может помочь святитель Николай Сербский, великий святой нашего времени (годы жизни: 1880-1956). Он пережил все главные катаклизмы прошлого века: две мировые войны, мировой экономический кризис, а также застал первое десятилетие холодной войны. Не только пережил и застал, но и осмыслил с высоты христианской метафизики истории. Он оставил нам глубочайшие проповеди, а также свои работы, оформленные в виде книг: «Миссионерские письма», «Мысли о добре и зле», «Война и Библия», «Земля непостижимая», «Проповедь под горой», «Сквозь тюремное окно» и др. Святитель был высочайше образованным в светском понимании человеком. Христианское миропонимание позволяло ему видеть то, что не видели люди, имевшие большие знания, но, не обладая духовным зрением, не могли постичь общей картины.

Вот и сегодня многие эксперты, наблюдая странные и даже чудовищные события на Украине и вокруг Украины, лишь описывают их, ищут какие-то детали и факты, но уходят от ответов на главные вопросы: «Как это могло произойти?», «Сколько это может продлиться?», «Есть ли выход из нынешнего кризиса?», «Не стоим ли мы накануне «конца истории»?» (не в понимании Фрэнсиса Фукуямы, а в смысле «Апокалипсиса» Иоанна Богослова).

Если говорить об объяснениях Святителем Николаем Сербским трагедий ХХ века, то причины он сводит к одной главной: де-христианизация Европы, возвращение ее к язычеству, причем еще в более одиозных формах по сравнению с язычеством древнего мира. Язычество всегда предполагает поклонение идолам. В древнем мире были одни идолы, в мире Нового времени набор идолов существенно изменился. И эти современные идолы постоянно провоцируют Европу на войны. Две мировые войны начались именно с Европы. Если Европа не одумается, не вернется ко Христу, то на ее территории начнется еще один военный пожар, который почти неизбежно воспалит всю планету. И третья мировая может стать «концом истории» — тем самым, который описан о «Откровении Иоанна Богослова» («Апокалипсисе»).

Европу после буржуазных революций святитель называет «каменным веком» ее истории (подчеркивая духовное одичание европейцев). Это время безбожия. Оно началось с философов-материалистов, среди которых особое место заняли французские философы-«просветители». Среди них были уже не только агностики и атеисты, но и воинствующие безбожники. Например, Дени Дидро. Но   природа человека такова, что он всегда ищет объект поклонения. Ему нужны идолы. В работе «Война и Библия» Николай Сербский отмечает: «За безбожием или неверием непременно следует поклонение идолам. Как только человек отречётся от Бога, он начинает восполнять пустоту души своей чем-то иным, чему поклоняется как высшей действительности, высшей ценности». Идол – кумир, фетиш, истукан (в язычестве). В старославянском – призрак. На смену единому Богу и Христу как ипостаси Божественной Троицы в Европе появляются многочисленные идолы – наука, философия, техника, прогресс, деньги, капитал. Если в дохристианском язычестве идолами были материальные объекты, то в Европе Нового времени это также идеи и принципы: идея коммунизма, капитализма, национализма, империализма, глобализма, «инклюзивного капитализма» и т.д. Число видов материальных, квазиматериальных (например, современные бумажные деньги), идеологических идолов в современном постхристианском мире измеряется сотнями.     Не считая человеческих кумиров типа Ленина, Маркса, Гитлера, Наполеона, Карла Великого, Фридриха Великого и прочих «великих» людей разных эпох и народов.

Николай Сербский в работе «Война и Библия» обращает внимание на то, что современное идолопоклонство (как и древнее язычество) всегда опирается на многих кумиров, причем их набор стихиен и непостоянен: «Никогда ни один идолопоклонник не поклонялся только одному идолу. Идолопоклонство вызывает хаос в человеческой душе, тогда как вера в Единого Бога вливает в душу гармонию простоты, ясности и определённости».  При всей пестроте и бесконечности объектов идолопоклонства все их можно, по мнению Николая Сербского, свести к пяти основным (остальные от них производны):

«Поскольку возможно разобраться в теперешнем духовном хаосе огромного большинства образованных европейцев и американцев и поскольку могут быть перечислены их самые тяжелые духовные недуги, у них сейчас имеются пять главных идолов, которым они служат: 1) материя; 2) личное я (ego); 3) империализм; 4) нация; 5) культура».

Обратим внимание на то, что в список главных идолов у святителя не попадают даже деньги, о которых говорят многие богословы и даже некоторые светские философы. Он деньги не исключает из списка, но маммона (о которой говорится в Евангелии: «Не можете служить Богу и маммоне» – Мф.6:24) оказывается производным от главных идолов. Борцы с маммоной (а таких сегодня и в мире, и в России более чем достаточно) могут оказаться под духовной властью других идолов, которые, на первый взгляд, могут восприниматься как чисто позитивные начала. Но некоторые из них в эпоху де-христианизации Европы претерпели серьезные мутации. Святитель Николай Сербский пишет:

«Из этих пяти идолов два могут быть названы бессмысленными, а три – лицемерными. Культура и национализм бессмысленны, потому что лишь кричат о себе и рекламируют себя; а материализм, империализм и эгоизм лицемерны, так как притворяются и лгут, прикрываясь другими именами. Говоря языком Достоевского, всех этих идолов можно было бы назвать бесами. Все они, эти идолы, были, конечно, когда-то истинными ценностями и вновь могли бы стать таковыми, если бы они были освящены верой в Единого Живого Бога и проникнуты духом Божиего закона. Иными словами, когда они абсолютно подчинены Богу и служат во славу имени Его».

Все нестроения и трагедии современного человечества порождены новым язычеством, основанном на поклонении пяти главным идолам. За каждым идолом скрываются бесы, он действуют очень слаженно, скоординированно. Все эти взаимосвязанные идолы-бесы подталкивают людей к самоубийствам, убийствам и войнам: «Заметьте, что относительное пресыщение этими идолами приводит людей к лени, порче, гниению, отвращению ко всему, слабоумию и самоубийству (как, напр., под конец Римской империи); а неудовлетворение ведёт к крайнему огорчению, зависти, ропоту, бесстыдству, всякого рода насилию и, в конце концов, опять к самоубийству. В обоих случаях эти идолы дышат ненавистью и презрением к Кроткому и Благому Господу Христу и, следовательно, доводят до войны…».

Святитель подробно описывает, как эти пять идолов-бесов доводят Европу, а, в конечном счете, и весь мир до войн и массовых убийств. Пересказать все его объяснения в формате одной статьи невозможно. Остановлюсь на истолковании святителем идола «нации». Он лукаво прикрывается, казалось бы, безупречной традиционной ценностью «патриотизма» (присущей, кстати, не только христианству).  В работе «Война и Библия» Николай Сербский обращает внимание на то, что правильно понятая нация может быть «прекрасным и праведным, хоть и ограниченным, поприщем для служения Богу и людям». Правильное понятое служение «ближнему» в рамках нации (народа) называется патриотизмом. В «Агонии церкви» святитель следующим образом раскрывает христианское понимание патриотизма и показывает его отличие от ложного патриотизма: «Патриотизм – это естественный феномен, а христианство – сверх- естественный.   Патриотизм – это логически-провинциальная любовь и правда, а христианство – общечеловеческая. Патриотизм выражает любовь к одной стране или к одному народу, а христианство – ко всем странам и ко всем народам. Христианство поддерживает разумный и великодушный патриотизм, но борется с патриотизмом ложным и нездоровым…Одним словом, гордый и надменный патриотизм, закованный в броню ненависти ко всему чужому, исключает и христианскую религию как таковую. Он ее самый опасный враг». Что такое нездоровый и ложный патриотизм, святитель показал на примерах из Нового завета. Фарисеи и книжники ополчились против Христа, следуя своей недальновидной национально-племенной логике: «Прежде всего, Он был обвинен в «измене нации». Позднее ту же вину возложили и на святого апостола Павла, но он весьма смело и решительно разделался с болезненным еврейским национализмом».

Ложно понятый национализм еврейского народа в конце XIX — начале ХХ вв. обрел такую уродливую форму, как сионизм.  В годы первой мировой войны такой ложный патриотизм выступал в виде национализма и шовинизма.  Вторая мировая война явила такие образчики ложного «патриотизма», которых еще не было даже в годы первой мировой войны.  Это национал-социализм III Рейха, взращенный на идеях богоборческого ницшеанства. Увы, христианские церкви европейских государств в годы мировых войн встали на сторону своих политиков-националистов, молчаливо (а иногда и громогласно) оправдывая и поддерживая идеи национального превосходства и вдохновляя воинов на убийства братьев-христиан других государств. Очень уж такие церковные власти напоминали Николаю Сербскому тех фарисеев и книжников, которые подстрекали простой еврейский народ кричать: «Распни Его, распни!»  Но ведь почти все европейские церкви ХХ века можно только условно назвать «христианскими». Это католицизм, который отпал от Единой и соборной Церкви еще в начале второго тысячелетия (Великая схизма 1054 года) и в годы второй мировой войны докатился до прямого пособничества национал-социалистам Третьего Рейха. Уже не приходится говорить о европейском протестантизме, который окончательно пошел в услужение безбожным светским властям. Такой национализм был доведен в XXI веке до абсурда: «Предаст же брат брата на смерть» (Мк.13:12). Это ведь о нынешней бойне на Украине, где братские народы (великороссы и малороссы) убивают друг друга.  А далее события могут развиваться по сценарию, описанному в другом Евангелии: «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это — начало болезней» (Мф.24:6-8).  Заметим, что в этих строках сказано: «это еще не конец». Чисто военными методами, как говорит святитель, предотвратить наступление конца невозможно. Без обращения к Богу, который попускает такие испытания, приближение последней страницы мировой истории невозможно.

А вот размышления святителя о таком идоле Европы, как «империализм».  Опять же империализм, По мнению Николая Сербского не является обязательно злом, это понятие, которое может иметь позитивный смысл: «Осуществить идею империи Бог дает наиболее одарённым народам с целью служения слабейшим и менее одарённым; как сильный брат даётся в помощь более слабому» («Война и Библия»)

Однако в руках языческих правителей он неизбежно становится злом, что особенно ярко проявляется в эпоху христианства: «Другим врагом христианства испокон был империализм. Вторым «грехом», за который вывели Его на суд к Пилату, было Его равнодушие к славе всемогущего римского императора…среди сотни других религий одно только христианство было запрещено как религия пагубная и вредоносная. И неудивительно! Все прочие религии, наводнившие Рим, были разрешены как невинные забавы римскому народу, утратившему свою веру. Христианство же с первых дней заклеймили как врага Римской империи. И не только злые и бездарные императоры, вроде Нерона, гнали христиан и Церковь, но и гораздо более здравомыслящие и рассудительные – такие, как Траян и Диоклетиан, и даже самые мудрые – подобные Марку Аврелию… Рим был вооружен до зубов, тогда как у христиан не было никаких других доспехов, кроме твердой веры и утешения от Христова учения, укреплявшего их и вливавшего в них силы. Рим обнажил меч против безоружных христиан. Христиане, вооруженные лишь верой во Владыку Христа, с голыми руками приняли бой. Враги с самого начала знали друг друга…Таков был дух ранней Церкви в ее поединке с языческим империализмом» («Агония Церкви»).

Как мы знаем, в начале IV века противостояние между христианством и языческим империализмом завершилось победой первого. Великим равноапостольным императором Константином в 313 году был подписан Миланский эдикт, признавший христианство официальной религией. Возникла Византийская империя, или Второй Рим. Вот урок борьбы истинного духа против меча, дух оказался сильнее! Впрочем, христиане при необходимости умели держать меч в руках. Святитель пишет, что христианству позднее пришлось ратовать с другим империализмом – исламским. «Если римский империализм был холодным и расчетливым без какого-либо фанатизма, то ислам явился уникальным примером империализма, фанатичного в своей религиозности. Ислам носился с попытками стать, подобно Риму, мировой империей, но другими средствами и способами. Здесь Церковь встала на его пути и сражалась мечом против меча».

После Великой схизмы 1054 года начались нестроения в Европе.  Каролингская империя (правопреемница Священной Римской империи Карла Великого) вступила в неявную войну с Византийской империей. Впрочем, неявная война стала уже явной в 1204 году, когда крестоносцы вместо того, чтобы идти в Святую землю, пошли на Константинополь и разграбили его. А спустя два с половиной века не стало и Византийской империи.  Она погибла под ударами новой Османской империи. Все это подробно описано святителем Николаем Сербским во многих его работах.

Что касается Российской империи (Третьего Рима), но бывшие европейские братья по «единой вселенской церкви» подвергали ее непрерывным набегам, войнам и осадам. В начале ХХ века на арену вышел еще один империализм, который святитель назвал «европейским»: «Противостояние исламскому империализму еще не окончилось, когда на свет вышел империализм…европейский». Об экономических корнях этого империализма написано немало такими известными деятелями, как Карл Каутский, Рудольф Гильфердинг, Джон Гобсон и др. В 1916 году вышла книга В. Ленина «Империализм, как высшая стадия капитализма», обобщившая исследования по экономическим причинам первой мировой войны, которая получила у него название «империалистическая».  Николай Сербский пишет о том, что европейский империализм стал закономерным следствием распространившегося в Европе духа материализма (еще одного из пяти главных идолов). Сначала это был материализм философский (17-18 вв.), затем в 19 веке он перерос в материализм практический. В «Войне и Библия» Николай Сербский пишет о связи материализма философского и практического: «Хотя и говорится, и пишется, что философский материализм, отравлявший собою дух Европы в течение всего XIX века, умер, всё же нам ясно, что после него остался материализм практический. Мерзкое порождение чудовища! Материя как цель устремления и труда человека является для очень многих европейцев и американцев чем-то, что ценно само по себе, будь это материя в виде земель, денег, вещей или удовольствия, проистекающего из всего этого».

А практическому материализму очень скоро стало тесно в рамках узких границ отдельных европейских государств, и он стал перерастать в империализм. В работе «Война и Библия» мы читаем: «Империализм овладел мечтами не только великих, но и малых народов и людей. Он означает захват чужой земли ради власти, торговли, то есть ради материи. Как легендарный Зевс родил Вулкана, так из европейского материализма вышел европейский империализм. В самом деле, чем был Зевс среди языческих богов, тем является империализм среди современных идолов. Так как у многих народов стремление к империализму безгранично, а земля наша ограничена, то не удивительно, что среди народов появляется взаимная зависть, ненависть, трение и борьба. Всё это те же бациллы, неизбежно доводящие до военного пожара».

Боюсь злоупотребить вниманием читателей и ставлю точку. Тем, кому интересны рассуждения святителя Николая Сербского о движущих силах истории, о причинах гибели империй и государств, о войнах, о «последних временах», о судьбах России и тому подобных метафизических вопросах, могу рекомендовать обратиться к двум моим книгам. В них я собрал наиболее важные крупицы мудрости, оставленные нам сербским святым. И постарался по мере возможностей приложить духовные суждения Николая Сербского к раскрытию духовного смыла событий нашего времени. Вот эти книги: «Мир глазами святителя Николая Сербского» (М.: «Русская цивилизация», 2018); «О судьбах народов и человечества. Очерки, навеянные трудами святителя Николая Сербского» (М.: «Русская цивилизация», 2018).

P.S.  Святитель Николай Сербский в работе «Война и Библия» (написанной в 1932 году) пять главных идолов называл «европейскими». Сегодня уже полностью поработили не только Старый, но и Новый свет. Их смело можно квалифицировать как «западные». Серьезно поразили они и Россию, но мы верим, что Россия как оплот православного христианства будет стоять до последних времен.

Телеграм-канал «Шарапов» https://t.me/REOSH_Sharapov

Оставить комментарий

avatar

Смотрите также