Необходимость экономического рывка признана на самом высоком государственном уровне…
Президент Владимир Путин в своем выступлении перед Федеральным собранием 1 марта нынешнего года говорил о необходимости ускорения экономического развития России («экономическом рывке»), опираясь на технологический прогресс, повышение производительности труда, за счет увеличения финансирования ключевых отраслей промышленности и т.п. В своем обращении к гражданам, приуроченном к его официальному переизбранию, 23 марта он несколько другими словами повторил то же самое.
Я бы обозначил еще ряд «болевых точек» нашей экономической жизни. Это и продолжающееся бегство капитала из России, и сохранение почти в нетронутом виде гигантской офшорной экономики, и не имеющая видимого конца «прополка» банковской системы (отзыв лицензий у кредитных организаций), и удушение российского товаропроизводителя Банком России (запредельные величины процентных ставок и денежный «голод») и т.п.
Сейчас хочу подробнее остановиться на одной «болевой точке». Речь идет о режиме валютного курса российского рубля. Что такое режим валютного курса (синонимы: «курсовой режим», «режим обменного курса», «валютный режим», «политика валютного курса», «курсовая политика» и другие)? Как пишут в словарях и учебниках, это система формирования пропорций обмена национальной валюты на иностранные. В документах Международного валютного фонда (МВФ) насчитывается около десятка видов валютного режима. Некоторые дотошные авторы существенно удлиняют этот список и дают несколько классификаций режима. Для нашего разговора такие «тонкости» нам не нужны. Все виды режимов можно редуцировать до трех: 1) фиксированный курс (или привязанный, паритетный); 2) регулируемый курс (в рамках заданного валютного коридора или целевой зоны); 3) плавающий курс.
В Новое время в международной торговле и иных международных экономических отношениях использовался фиксированный курс. Это было естественно, так как деньги (даже если они имели в вид бумажных знаков) были привязаны к золоту (или серебру), и пропорции обмена национальных денежных единиц определялись их золотыми (серебряными) паритетами. Периодически во время войн механизмы обмена валют по фиксированному курсу давали сбои или вообще переставали работать. Но затем восстанавливались. Последнее такое восстановление произошло на Бреттон-Вудской валютно-финансовой конференции в 1944 году, где все участники (44 государства) без каких-либо колебаний и сомнений проголосовали за систему международных валютно-финансовых отношений, основанную на золотодолларовом стандарте и фиксированных валютных курсах. Данное положение было зафиксировано в уставе МВФ. Все прекрасно понимали, что альтернативы фиксированным курсам нет, без этого нельзя восстановить мировую экономику и обеспечить ее дальнейшее развитие.
Прошло немногим более трех десятилетий, и на Ямайской валютно-финансовой конференции (1976 г.) произошла фактическая отмена решений 1944 года. Было объявлено о демонетизации золота (оно было лишено статуса денег) и отменен принцип обязательности фиксированных валютных курсов. Страны стали сами определять режим валютного курса. Начались процессы либерализации в экономике. Начиная с 80-х годов прошлого века, МВФ отошел от своей «нейтральной» позиции по вопросу валютных курсов и стал все более настойчиво добиваться от стран введения сначала регулируемого, а затем и свободно плавающего курса.
Свобода валютного курса стала одним из важнейших канонов Вашингтонского консенсуса (стандартного набора требований МВФ по либерализации экономической политики стран-членов Фонда). Мировая экономика вступила в полосу перманентной валютной «турбулентности». На первых порах это замедлило развитие мировой экономики, а затем полностью ее парализовало (пусть никого не вводят в заблуждение показатели увеличивающегося ВВП – это иллюзия экономического развития, приросты ВВП отражают увеличение в мировой экономике «пены» и «пузырей» на финансовых рынках).
Такое предисловие необходимо для того, чтобы понять, как обстоят дела с режимом валютного курса в России. Опущу историю вопроса, касающуюся первых лет существования Российской Федерации. Начиная с 1995 года, для рубля был введен валютный коридор, который в разных формах просуществовал почти двадцать лет — до 10 ноября 2014 года. Сначала целевым ориентиром для рубля был доллар США, а с 2008 года – «корзина» из двух валют – доллара США (55%) и евро (45%).
Можно сказать, что это был режим регулируемого валютного курса, рамки допустимых колебаний курса рубля определялись в документе под названием «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики Российской Федерации». Федеральный закон о Центральном банке РФ в статье 45 прямо предписывает представление такого документа в Государственную думу. В свою очередь, «Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год».
Государственная дума, увы, никогда в документ толком не вникает. Вот, например, Постановление Думы от 18 ноября 2014 года «Об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов». В нем всего два пункта: «1. Принять к сведению Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов. 2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия». Подобные постановления штамповались каждый год под копирку.
Тем не менее, повторяю, на протяжении двух десятилетий Банк России в упомянутый выше документ вносил какие-то слова насчет ориентиров регулируемого валютного курса рубля (при этом незаметно расширяя «коридор»). Процедура была ритуальной, «народные избранники» не пытались вникнуть в тему «валютного коридора». Правительство также все отдало на откуп Банка России (хотя «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики» — документ, который задуман как совместный, разработчиками на паритетных началах должны выступать Центробанк и Минфин как представитель правительства).
Поняв, что ни Государственная дума, ни правительство не собираются и дальше ограничивать свободу действий Центробанка, его руководители начали подготовку по переходу к свободно плавающему курсу рубля. Такая подготовка началась в 2013 году, когда на Неглинку (адрес центрального офиса ЦБ) пришла Эльвира Набиуллина. Подготовка была психологической. О необходимости перехода к «свободному» рублю говорила и новая руководительница Банка России, и ее замы. Проводилось тестирование возможных реакций со стороны Думы, правительства, Верховного суда, Прокуратуры, Конституционного суда и других институтов государственной власти. Реакции были почти нулевыми. Говорю «почти», потому что мне известно, что со стороны нескольких «народных избранников» в Думе заявления Центробанка вызвали удивление и даже возмущение.
Кстати, у Банка России были и сохраняются неформальные отношения с Думой, которая периодически штампует неконституционные поправки к Закону о ЦБ. Так, летом 2013 года в указанном законе неожиданно появилась новая статья под номером 34.1. Она гласит: «Основной целью денежно-кредитной политики Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста». Яркий пример тихой «ревизии» Конституции РФ. В переводе на понятный язык статья 34.1. означает, что отныне Банк России получает карт-бланш на «таргетирование инфляции» и отказ от контроля над курсом рубля. Таких антиконституционных «закладок» в законе о ЦБ – несметное количество.
Банк России обещал, что введет плавающий курс рубля с 1 января 2015 года. Однако сделал это раньше – 10 ноября 2014 года. «В результате реализации принятого решения формирование курса рубля будет происходить под влиянием рыночных факторов, что должно способствовать усилению действенности денежно-кредитной политики Банка России и обеспечению ценовой стабильности», — объяснил Центробанк на своем сайте отмену валютного интервала. Помню, что куча либеральных экспертов тогда с радостью комментировала решение Центробанка. Мол, оно лишает спекулянтов ориентиров на валютном рынке и в краткосрочной перспективе позволит стабилизировать курс рубля к доллару и евро. Плюс к этому прекращает бессмысленное «сжигание» валютных резервов регулятора (с 10 ноября Центробанк прекратил валютные интервенции).
Почему-то пример самой успешной экономики – китайской – был напрочь проигнорирован. А ведь динамичное экономическое развитие КНР обусловлено в значительной мере курсовой политикой Народного банка Китая. Сначала НБК придерживался фиксированного курса юаня, потом перешел к регулируемому курсу. О свободном плавании юаня там вообще нет разговора.
Хор чиновников из Центробанка и либеральных экономистов (типа Алексея Кудрина) повторяли буквально следующую мантру: «Свободный курс рубля амортизирует силу ударов по российской экономике, приходящих с мировых рынков». Другой вариант этой мантры: «Свободный курс рубля обеспечивает автоматическое выравнивание платежного баланса». Если, конечно, сравнивать российскую экономику с доской или щепкой, плавающей в океане, то она действительно будет все время на плаву, даже при десятибалльном шторме. Но если российскую экономику воспринимать как корабль, то, наверное, десятибалльные и даже пятибалльные штормы ей не нужны, они могут отравить корабль на дно. Особенно учитывая, что те, кто составляли в свое время «Вашингтонский консенсус» и добиваются от стран свободно плавающего курса валют, большие мастера искусственно создавать штормы и топить корабли национальных экономик.
Не надо было быть пророком, чтобы сказать, что объявление Банком России о свободном плавании рубля означало начало тщательно подготовленной операции по потоплению корабля российской экономики. Действительно, через месяц Россию сотряс валютный курс в виде резкого обвала курса рубля. У всех еще свежи воспоминания о том обвале. Ущерб российской экономике был нанесен неимоверный. Я об этом писал в своей книге «Битва за рубль. Национальная валюта и суверенитет России«. Казалось бы, после этого наши власти должны были встрепенуться, задуматься над тем, что произошло и, по крайней мере, отменить режим «свободного рубля», введенный Банком России, начать расследование. Увы, ничего этого не произошло. Ни один волос не упал с головы Набиуллиной.
А почему он должен упасть? Да потому, что Центробанк творил и продолжает творить беззакония. Введение свободного плавания рубля – одно из них. Назвать халатностью это никак нельзя. Речь идет хорошо спланированной акции, которая продолжается и принесет нам еще много горя. Конечно, я не думаю, что Набиуллина лично все спланировала. Нет, она исполняет план, который был разработан за океаном нашими «партерами». Вполне допускаю, что дама до конца даже не понимает, что творит. Объясняю не для нее, а для тех, кто, может и даже по своему статусу обязан контролировать действия Банка России.
Начну от «печки» — Конституции Российской Федерации. Статья 75 Основного закона страны гласит: «Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации«. Федеральный закон о Центробанке в статье 3 слово в слово повторяет приведенную выше формулировку Конституции. Любой студент экономического вуза знает, что устойчивость денежной единицы имеет два аспекта: 1) устойчивость покупательной способности на национальном рынке товаров и услуг; 2) устойчивость курса по отношению к другим денежным единицам (валютам). Оба параметра взаимосвязаны, но тем не менее, автономны. Чем более страна завязана на мировые товарные и финансовые рынки, тем большее значение имеет такой параметр, как валютный курс. Россия очень глубоко «интегрировалась» в мировой рынок, поэтому для нее валютный курс – жизненно важный параметр. До 2013 года никто не оспаривал, что статья 75 возлагает на Центробанк контроль и внутренней покупательной способности рубля (предотвращение как инфляции, так и дефляции), и его валютного курса.
В 2014 году Центральный банк грубейшим образом нарушил Конституцию РФ в части, касающейся статьи 75. Он самоустранился от выполнения в полном объеме требований этой статьи. Более того, он сам себе определил задачу по второму параметру – внутренней покупательной способности рубля. Он ее переформатировал в формулировку «таргетирование инфляции«. Не знаю, как вам, а мне такая формулировка режет ухо. Приведу аналогию. Положим, Министерству внутренних дел законом поставлена задача искоренения преступности в стране. А оно эту задачу переформатировало в следующую формулу: «Таргетирование преступности». Мол, мы не будем ее искоренять, а будем поддерживать ее на уровне, который сами посчитаем нужным.
Вопиющий противоправный характер решения Банка России от 10 ноября 2014 года, как это ни странно, не вызвал никакой реакции со стороны властей, включая Конституционный суд и Прокуратуру. Возмущались лишь отдельные граждане и отдельные «народные избранники». Так, депутат Государственной думы Евгений Федоров направил по указанному решению ЦБ запрос в Прокуратуру. Кстати, сделал он это еще до обвала рубля. Прокуратура на запрос не прореагировала. Следовательно, на ней лежит солидарная ответственность за те гигантские потери, которые мы понесли в результате валютного кризиса в декабре 2014 года.
Уже в 2015 году в суды было направлено два иска по поводу преступного решения Банка России. Одно исковое заявление (в Солнцевский суд г. Москвы) было сделано никому не известным гражданином В. Симоновым. Ответчиками в заявлении выступали Банк России и правительство РФ. Суд «замотал» иск гражданина.
Автором другого стал бывший высокопоставленный чиновник Банка России Андрей Черепанов. Он в свое время руководил Департаментом иностранных операций – как раз тем подразделением, которое обеспечивало управляемый курс рубля в заданном коридоре. Черепанов – очень грамотный человек, которые понимает все юридические и финансовые тонкости вопроса. Ответчиком в его заявлении фигурирует Государственная дума, которая обязана контролировать Банк России, в том числе его курсовую политику. Черепанов подавал заявление в разные суды, в разных вариантах. Но, видимо, боясь связываться с опытным профессионалом, просто отказывали в приеме искового заявления.
Сегодня состав Государственной думы существенно обновился. Многие депутаты «нового набора» вообще «не в теме». Наверное, для них я в первую очередь, и пишу.
Что касается Прокуратуры, Конституционного суда, Верховного суда, Правительства, то там чиновники, которые покрывали преступные действия Банка России в 2014 году, почти все на своих местах. Их образовывать по теме «курсовая политика Центробанка» нет никакого смысла. Они и так все понимают. И готовы и впредь покрывать и даже обосновывать преступную деятельность Банка России.
Поэтому вместо «экономического рывка», который наш обещал В. Путин, мы можем получить новый обвал рубля, подобный тому, что произошел в декабре 2014 года. Конечно, главным исполнителем этой операции был Банк России. Но сумел он сделать это лишь при прямом попустительстве всех трех ветвей власти. Многие чиновники, остающиеся пока на своих местах, несут солидарную ответственность за обвал рубля. Степень их вины после декабря 2014 года многократно возросла в виду того, что мер по исправлению ситуации и восстановлению законности до сих пор не принято. Без серьезной перетряски всех этих ветвей власти мы будем по-прежнему заниматься сизифовым трудом. А именно пытаться строить дом «российской экономики» на зыбком болоте либеральной экономической политики. В том числе политики «плавающего» рубля. «Хозяев денег» устраивает только такая денежная единица в нашей стране. А граждан России устраивает стабильный рубль.
Фото: www.globallookpress.com
«финансирования ключевых отраслей промышленности» Кто будет финансировать и кто будет определять какие есть ключевые отрасли а какие нет? Частному национальному капиталу не доверят, да и задача для него неподъёмная. Транснациональный капитал допускать к ключевым отраслям — противоречит курсу на самостоятельность. Если государство, то : а). откуда брать ресурсы б). как же построение рыночной экономики по которому РФ движется уже 27 лет с момента госпереворота 1991 года? «Почему-то пример самой успешной экономики – китайской – был напрочь проигнорирован». Все примеры и аналогии с КНР несостоятельны по одной простой причине — в КНР строят Социализм под руководством КПК, а в РФ —… Подробнее »
Пока у нас правит олигархат и владеет все ресурсами страны, сажает во власть шуваловых, дворковичей, никаких положительных изменений не будет. Нужна национализация всех ресурсов, рвзворованных олигархатом. Нужен референдум народный о национализации, статья 3 конституции чтоб заработала.