29-мысли

Валентин КАТАСОНОВ. Откуда исходят мысли

Мы уже много раз обращались к книге святителя Николая Сербского «Символы и сигналы». Еще раз хочу поговорить о «сигналах», которым посвящена вторая часть книги. Бог помогает человеку двигаться по жизни посредством своих «посланий» — неких событий и явлений, происходящих в природе и обществе. Это могут быть как «позитивные» события в виде чудес (например, исцелений и даже воскрешений), так и «негативные» — в виде природных катаклизмов, эпидемий, войн, техногенных катастроф и т.д. Большая часть таких «посланий» требует от человека навыков в их «чтении», т.е. умения видеть духовный смысл событий, «расшифровывать» «телеграммы», идущие свыше.

При всей значимости упомянутых выше «сигналов» есть еще один, особенно важный вид «сигналов», с которым любому человеку приходится сталкиваться не только каждодневно, но практически каждую минуту. Речь идет о мыслях человека.

Люди старшего поколения, которые учились в советских вузах и изучали в обязательном порядке «диалектический материализм» (первая часть марксистско-ленинской философии), привыкли думать, что мысль рождается внутри человека, в его голове. В представлении материалистов мысль — тонкая материя, которая вырабатывается мозгом. Подобно тому, как железы вырабатывают и выделяют различные вещества, необходимые для жизнедеятельности организма. Более глубоко проникнуть материалистической науке в тайны создания мысли не удавалось. Хотя было много открытий, связанных с физиологией мозга, однако напрямую они не могли прояснить механизмы рождения мысли.

Лет пять назад (в 2012 году) в наших СМИ прошла сенсационная информация: «Ученые из Массачусетского технологического института и Бостонского университета приоткрыли тайну рождения мыслей в нашей голове. Теперь ученые знают, как колебания электрической активности позволяют мозгу формировать мысли и воспоминания….

В настоящее время исследователи пытаются выяснить, каким образом эти нейронные ансамбли координируют свою деятельность, и как мозг переключается между различными мыслями. Некоторые нейробиологи предполагают, что за этот процесс отвечают глубокие структуры мозга, такие как таламус. В общем, одна из самых больших тайн науки остается пока не разгаданной, но ученые близки к получению ответа на извечный вопрос: что именно контролирует наши мысли…»

Подобно рода «сенсации» лишний раз демонстрируют примитивизм и самонадеянность современной науки. Оказывается, мысли — результат «электрических колебаний». А они, «колебания», откуда берутся? Почему-то ученые наивно полагают, что «электрические колебания» — предпоследнее звено в цепи причинно-следственных связей. Еще чуть-чуть и они дадут человечеству ответ на вопрос о происхождении человеческих мыслей. Думаю, дальнейших комментариев не требуется.

А между тем еще две тысячи лет назад зарождавшееся христианство уже знало ответ на этот вопрос. Мысли, возникающие в сознании человека, могут быть либо от Бога (или Его Ангелов), либо от тех, кого мы называем «инфернальными силами», или «падшими ангелами».

Человек, обладая разумом и волей, может управлять процессом поступления в его сознание «сигналов». Пропорция может меняться либо в пользу Бога и Ангелов («сигналы сверху»), либо в пользу инфернальных сил («сигналы снизу»). Как видим, Бог попускает дьяволу также быть источником «сигналов». Мысли человека — это особый вид сигналов, поток которых человек может регулировать самостоятельно. Хотя это дело тяжелое, целая наука. «Академиями», где создается эта «наука» и где ее изучают, являются монастыри. Хотя изучать ее жизненно необходимо и тем, кто живет в миру.

У святителя Николая Сербского тема сигналов, обращающихся в мысли человека, раскрывается в работе «Символы и сигналы» в главе 12 «Мысли и предчувствия как сигналы». В ней читаем:

«Человек обычно считает, что все его мысли — это его собственность, его произведение, исходящее от него самого. Между тем это неверно, ибо тем самым человек провозглашает свой дух некой абсолютной частью, которая не подвергается воздействию духовных сил, ни добрых, ни злых. По сути, на дух человеческий оказывают влияние множество духовных сил, точно так же как на тело действует множество различных физических сил».

Современный человек не привык контролировать свои мысли и задумываться об их происхождении. А зря, ведь именно мысли рождают поступки, а поступки людей определяют жизнь всего общества и ход мировой истории. Об этом еще полтора столетия назад писал святитель Игнатий Брянчанинов: «Обыкновенно люди считают мысль чем-то маловажным, потому они очень мало разборчивы при принятии мысли. Но от принятых правильных мыслей рождается все доброе, от принятых ложных мыслей рождается все злое. Мысль подобна рулю корабельному: от небольшого руля, от этой ничтожной доски, влачащейся за кораблем, зависит направление и по большей части участь всей огромной машины!»

Учитывая степень духовной деградации современного человека, он почти все «сигналы» получает «снизу». То, что святые отцы называют «помыслами». При этом отправитель «сигнала» (падший ангел) делает все возможное для того, чтобы человек не почувствовал этого сигнала и подумал, что это именно он, человек, «родил» мысль.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) так писал о природе этих мыслей: «Духи злобы с такой хитростью ведут брань против человека, что приносимые ими помыслы и мечтания душе представляются как бы рождающимися в ней самой, а не от чуждого ей злого духа, действующего и вместе старающегося укрыться».

Критерий определения подлинного источника наших мыслей очень прост. Если мысль лишает нас покоя (навязчивая мысль), она от бесов. «Если ты от какого-либо движения сердечного испытываешь тотчас смущение, стеснение духа, то это уже не свыше, а с противоположной стороны — от злого духа», — говорил праведный Иоанн Кронштадтский. Впрочем, как отмечают святые отцы, способность к различению мыслей является достоянием уже зрелых в духовной жизни.

Кстати, рекомендую для изучения вопроса о происхождении мыслей и борьбе с помыслами хорошую книгу православного автора В.К. Невяровича «Терапия души. Святоотеческая психотерапия».

Вот что пишет Владимир Константинович о состоянии мыслей типичного современного человека (даже считающего себя православным): «Сказывается также и отсутствие постоянной внутренней работы по самоконтролю, духовному трезвению и осознанному управлению своими мыслями, детально описанными в аскетической святоотеческой литературе. Можно также полагать, с большей или меньшей долей очевидности, что некоторые мысли, всегда, кстати, почти ощущаемые как чужеродные и даже принужденные, насильственные, действительно имеют чужеродную для человека природу, являясь демоническими. По святоотеческому учению, человек часто не способен различать подлинный источник своих мыслей, а душа является проницаемой для демонической стихии. Лишь опытные подвижники святости и благочестия, с уже очищенной молитвенным подвигом и постом светлой душой, в состоянии обнаруживать приближение тьмы. Покрытые же греховным мраком души зачастую не ощущают и не видят этого, ибо на темном темное плохо различается».

Интересна мысль святителя Николая Сербского, что Господь иногда попускает специально злым духам «засевать» ложные мысли особо тяжких грешников для того, чтобы их наказать. Приводится пример нечестивца царя Ахава (царь Израильского царства в 873-852 годах до Р.Х.). В частности, он не признавал главенства Храма Господнего в Иерусалиме и поклонялся золотым тельцам, созданных его предшественником Иеровоамом. Кроме того, он воздвиг храм финикийскому богу Баалу (Ваалу), при Ахаве евреи почти перестали поклоняться Иегове. Итак, читаем:

«Дурные мысли, аморальные и безбожные, исходят в основном от духа зла и лжи. Из-за грехов наших и по Божьему попущению дух зла пронзает наш дух стрелами лжи, порочными картинами, грешными ощущениями и фантазиями. Царю-язычнику Ахаву, предпочитавшему слышать слащавую ложь, а не горькую правду, пророк Михей сказал: «Попустил Господь духу лжи войти в уста сих пророков твоих, но Господь изрек о тебе недоброе» (2Пар.18:22). Лжепророки предсказывали проклятому Господом царю Ахаву победу в войне, но он нашел на поле брани смерть свою. Следовательно, Господь попускает злым духам воздействовать на разум и мысли тех, кто запятнал себя грехами и подготовил себя к царству зла. Господь посылает им сигнал, что они пропадут, если не опомнятся, то есть если не примут сигнал вразумления Божьего от истинного вестника. Царь Ахав прислушался ко лжи лжепророков, предсказавших ему победу, отправился на войну и погиб».

С другой стороны, Бог может избирать своих «чрезвычайных и полномочных послов» на Земле. И всевая в умы этих Божиих избранников свои нужные сигналы, далее распространять их на весь народ. Таковыми были ветхозаветные пророки, таковыми были апостолы и святые в новозаветное время:

«Апостолы, пророки и святители названы орудиями Духа Святого. Так их называют потому, что Бог Дух Святый вливал в их души Свои собственные мысли и силу, которые они объявляли перед людьми. Своей силой они не смогли бы пересилить Духа, и своей мыслью превозмочь мысли Духа. Об этом ясно свидетельствует пророк Иеремия, говоря, как он хотел перестать пророчествовать народу, чтобы избежать мук и страданий: «Не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его, но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог» (Иер.20:9). Значит, он должен был говорить не от себя, но от Духа Божьего».

Удивительно, но именно простые и неученые рыбаки, а не ученые книжники стали проповедовать христианство по всему миру. Все необходимые мысли и слова в нужное время они получили от Господа:

«Посылая Своих учеников в мир, Христос предсказывал им, что их за Него выведут на суд правителей и царей этого света. Поэтому Он наказал им заранее не беспокоиться, как защищаться и что отвечать, «…ибо в тот час дано будет вам, что сказать» (Мф.10:19). Кто же им и каким образом подскажет, что и как сказать? Господь на это отвечает так: «Не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф.10:20). И действительно простые рыбаки и ремесленники высказывали такие высокие мысли и писали такие удивительные слова, до каких никогда не смогли бы додуматься умы литераторов и философов. Эти мысли были не от людского ума, но от Бога. Это были сигналы, что говорит живой Бог».

Получение от Самого Бога сигналов, рождающих мысль, дорогого стоит. Такие сигналы называются «озарением», «вдохновением», «творческим порывом», «музой» и т.п. Они известны настоящим ученым, поэтам, музыкантам, художникам, писателям, врачам. Такие «озарения» с полным основанием можно назвать чудом. Они не вписываются в примитивную научно-материалистическую картину мира, но понятны христианам.

А сколько об этом написано нашими поэтами! Приведу только два стиха. Первое принадлежит Аполлону Николаевичу Майкову (написано в 1889 г.):

Вдохновенье — дуновенье

Духа Божья!.. Пронеслось —

И бессмертного творенья

Семя бросило в хаос. 

Вмиг поэт душой воспрянет

И подхватит на лету,

Отольёт и отчеканит

В медном образе — мечту!

А вот строки из Даниила Хармса, написанный в момент, когда, казалось бы, атеизм в стране победившего социализма утвердился окончательно и бесповоротно (1935 год):

Господи пробуди в душе моей пламень Твой.

Освети меня Господи солнцем Твоим.

Золотистый песок разбросай у ног моих,

чтобы чистым путём шёл я к Дому Твоему.

Награди меня Господи Словом Твоим,

чтобы гремело оно, восхваляя Чертог Твой.

Поверни Господи колею живота моего,

чтобы двинулся паровоз могущества моего.

Отпусти Господи тормоза вдохновения моего.

Успокой меня Господи

и напои сердце моё источником дивных Слов Твоих.   

Вопрос о мыслях человека и их происхождении в философии рассматривается в таком ее разделе, который называется «гносеология» (от др.греч. ἐπιστήμη — «научное знание», «теория познания»). Философы на протяжении многих веков беспомощно продолжают искать источники мыслей, используя заезженную схему «субъект — объект».

Святитель Николай Сербский в своей работе «Любостыньский стослов» пишет, что к этим поискам присоединились так называемые крещеные философы (видимо те, кто хочет «скрестить» философию и христианство). Вот его слова об этих философско-гносеологических поисках (тезисы 51 и 52):

«О, как ты мрачна, темная гносеология ничтожных философов! Известно, что философия совершенно не дается крещеным людям. Кому дано Евангелие, не дается философия. Поэтому языческие философы сильнее крещеных философов. У тех, кто презреет больший дар Божий, отнимается и меньший. Поэтому крещеные философы никак не могут решить вопрос субъекта и объекта, как не смогли его решить и философы язычники. Тьма философской гносеологии, и древней, и современной, все еще не развеяна.

Этот вопрос решили христианские святые; решили его для себя практически. Бог вселился в них и стал объектом. Они отрешились от своего «я» и дали Богу мыслить в них, любить в них, действовать в них и через них. Следовательно, откуда они познали истину? От Бога. Откуда в них такая сила в делах и чудесах? От Бога. Откуда такое пламенное слово, такой образный язык? От Бога. Откуда такая прозорливость и дар пророчества? От Бога. Все — от Бога, все — Божье, ибо Бог субъект, а они — объекты».

Не дай нам, Бог, превратиться в «крещеных философов»! Христианин, как предупреждал Спаситель, не может служить двум господам (Мф.6:24).

https://tsargrad.tv/articles/otkuda-ishodjat-mysli_75529

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar

wpDiscuz

Смотрите также