Святитель Николай Сербский в «Науке закона» напомнил читателям основные положения Священного Писания об обществе, начисто забытые (или проигнорированные) учеными-социологами. Об этом пишет в своей статье доктор экономических наук, ученый, писатель-публицист Валентин Катасонов.
Сегодня представители общественных наук для пущей солидности любят ссылаться на некие социальные, а также политические законы, которые определяют траектории развития и структурные изменения общества. Правда, определения социальных законов, приводимые учеными, весьма мудреные.
Так, на сайте факультета социологических наук РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) нахожу следующее определение: «Социальные законы относятся к тем закономерностям, которые складываются в естественном ходе событий. Эти закономерности прежде всего проявляются в непреднамеренной последовательности действий многих индивидов в социальных ситуациях и непреднамеренных связях между элементами этих ситуаций«.
Мне очень жаль студентов, которых учат социальным наукам в РГПУ им. А.И. Герцена, поскольку уже на парадной странице сайта мы видим массу несуразностей. Между прочим, мне еще полвека назад в институте объясняли, что «закон» и «закономерность» — не одно и то же.
Что такое «непреднамеренные последовательности действий» и уж тем более «непреднамеренные связи», можно только догадываться. Но думаю, что при очной ставке авторы приведенного выше определения вряд ли сумели бы мне вразумительно объяснить, что скрывается за словом «непреднамеренные». А что такое «естественный ход событий»? Значит, у питерских социологов есть еще в запасе «противоестественный ход событий»? Что такое «социальная ситуация», кто такой «индивид»? И с какого количества можно считать, что их (индивидов) много? Если честно, то перед нами образчик откровенной абракадабры.
Почему-то вспомнил слова Бернарда Шоу: «Наука всегда оказывается не права. Она никогда не решит вопроса, не поставив при этом десятка новых». Приведенное выше определение социальных законов рождает у меня даже более десятка новых вопросов. Если бы я услышал ответы, то вопросов стало бы уж более сотни. И так далее до бесконечности. А все очень просто: никакой социологической науки нет и быть не может. А словечко «социальные законы» — что-то вроде фигового листка, с помощью которого «голая королева» с красивым именем «Социология» пытается прикрыть свою наготу. Не получится! Потому что фиговый листок виртуальный.
Тут я никакой Америки не открываю. О надуманности так называемых социальных, а заодно и политических законов в свое время достаточно обстоятельно говорил и писал святитель Николай Сербский. В своей работе «Наука закона» в главе XVII «Нравственный закон и так называемые социальные законы» святитель пишет: «Какой закон управляет сообществами людей, большими и малыми, отдельно или всеми вместе? Социологи современности постарались открыть такой закон. Но единственное, за что их можно похвалить, так это за их усилия, но не за результат, ибо отрешившие себя от Бога неумолимо отходят и от истины».
Правда, во времена святителя Николая Сербского (первая половина ХХ века) некоторые представители «социологической науки» еще формально признавали Бога, но находились на позициях деизма (Бог создал этот мир, но затем удалился на покой и в текущие дела этого мира не вмешивается). Соответственно, в своих научных изысканиях такие ученые-деисты вполне обходятся без Бога: «Если кто-то из них и верил в Бога, то верил в Бога древнего, который сотворил человека, но пустил его кружить по свету без своего дальнейшего надзора и содействия».
Примечательно, что такие ученые-социологи в своей подавляющей массе являются сторонниками натурализма, то есть для них общество — часть природы, которая управляется такими же законами, что и весь материальный мир: «Большинство современных социологов, подобно современным историкам, очарованы так называемыми естественными законами. Поэтому они, наши социологи, говорят на том же жаргоне, что и физики, биологи, историки. Именно поэтому они говорят и пишут об эволюции общества, общественных групп и институтов, ставя развитие человеческого общества в зависимость от всесилия природы, от окружающей среды, от геологического и географического положения, от вклада, мастерства и опыта отдельных личностей».
О бесплодности социологической науки свидетельствует то, что в мире социологической мысли количество теорий примерно соответствует количеству ученых-социологов. Святитель Николай Сербский пишет в этой связи: «…Они открыли некие специальные социальные законы, которые управляют бытием отдельного человека, семьи и вообще общества. Разумеется, нелегко было найти двух-трех среди них, имеющих общие взгляды, предположения и делающих одинаковые выводы. Поэтому и говорят о социологии того или иного социолога. Перефразируя поговорку «сколько людей, столько и мнений», можно сказать: сколько социологов, столько и социологий. А значит, столько же придумано и определений для социальных законов. На самом же деле не существует никаких социальных законов, которые были бы независимы от нравственного закона Бога. Подобно тому как нет независимых, самостоятельных физических или исторических законов, нет и независимых социальных законов».
Социология как наука, согласно ее собственным биографическим данным, возникла 27 апреля 1839 года. В этот день французский философ Огюст Конт (1798-1856) ввел в обращение новый термин «социология», который образовался от соединения латинского слова socius («общий, совместный») и греческого λόγος («слово, речь»). Отцами-основателями социологии считаются такие умы XIX века, как Конт, Дюркгейм, Спенсер, Парсонс, Маркс, Вебер, Зиммель и т. д. В лучшем случае эти умы были деистами, в худшем — безбожниками и даже богоборцами (особенно Карл Маркс). Нет смысла погружаться в критику социологических теорий «гениев», поскольку в этом мире происходит взаимная аннигиляция идей.
За 178 лет с момента рождения социологии она не продвинулась ни на йоту в понимании общества, поскольку горделиво заявила, что может обходиться без гипотезы присутствия Бога в жизни человека и общества. А вот заморочить головы социология сумела многим. Вспомним ту же марксистскую социологию, которой заболела наша российская интеллигенция на рубеже XIX-XX веков. Среди них такие «легальные марксисты», как П.Б. Струве, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, М.И. Туган-Барановский, А.С. Изгоев. Вольно или невольно они внесли свою лепту в подготовку условий «русских» революций в 1905-1907 годах, а также в феврале и октябре 1917 года.
Фото: www.globallookpress.com
Святитель Николай Сербский в «Науке закона» напомнил читателям основные положения Священного Писания об обществе, начисто забытые (или проигнорированные) учеными-социологами: «…Слово Божие, занесенное в Священное Писание, учит нас, что счастье и благополучие или несчастья и беды любого человека, любой семьи, любого поколения и любого общества зависят от исполнения или нарушения ими нравственного закона Бога. О, человек! Сказано тебе, что добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим (Мих. 6:8)».
Особое внимание святитель Николай Сербский обращает на семью как «малый социум» — кирпичик, из которого строится все общество и государство: «Не следует забывать, что общество основывается на семье, состоящей из родителей и детей. А дети — от Бога. Вот наследие от Господа — дети, награда от Него — плод чрева (Пс. 126:3). Даже неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях (Пс. 112:9). Однако и бездетность — тоже от Бога. Как птица, улетит слава чадородия: ни рождения, ни зачатия не будет, — говорит Господь колену Ефремову. — А хотя бы они и воспитали детей своих, отниму их (Ос. 9:11-12). Господь может заключить чрево (1 Цар. 1:5). Значит, рождение детей и, следовательно, развитие и само существование любого человеческого общества зависят от благословения Божия.
Та семья счастлива, где родители не нарушают Божия закона и дети почитают родителей своих. Тогда они живут под благословением Божьим, и дом их успешно растет и крепнет. Но если родители нарушат нравственный закон Бога и не раскаются в этом в течение своей земной жизни, то Бог наказывает вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода (Исх. 34:7).
«Из-за греха царя Саула погибли его сыновья Ионафан и Иeвосфей, а его внук Мемфивосфей, родившийся хромым на обе ноги, питался милостью с чужого стола (2 Цар. 9). Царь Соломон погрешил против Божьего закона, и сына его Ровоама постигла беда, и даже на внуках и правнуках его словно нависло проклятие. Однако наряду с этим действовало и благословение Божие благодаря Давиду, отцу Соломона, поэтому эта царская династия не прервалась».
Святитель обращает внимание, что шесть из десяти заповедей декалога регламентируют отношения между людьми, то есть по сути являются социальными. Кроме декалога множество заповедей социального характера содержится в других книгах Ветхого Завета. Святитель предлагает свои выписки таких заповедей из книг Моисея «Исход» и «Левит«:
Не кради, не лги и не обманывай ближнего. Не лжесвидетельствуй и не клянись именем Моим. Не обсчитывай ближнего и не обирай его. Плата поденщику да не заночует в твоем доме. Не брани глухого и не бросай камни под ноги слепому, чтобы тот споткнулся, бойся Бога. Не верши неправедный суд, не иди на поводу у богатого во вред бедняку. Не нападай первым и не восставай против родственников. Не питай ненависти к брату в сердце своем, будь нетерпим к грехам ближнего своего, обличи его. Не будь мстительным. Почитай седины. Пусть ваши меры (длины, веса, объема) будут точны. Убирая урожай с земли своей, не жни начисто, не подбирай остатки плодов, но оставь толику нищему. Не обманывай пришельца из чужого края. Давая взаймы бедняку, не бери с него процента. Беря в долг, возврати его. Не поноси судью, не говори плохо о старейшинах народа своего. Пожертвуй Мне часть от годового урожая и от скотины своей. Не молись вместе с язычниками идолам их. Не следуй за большинством на зло, на суде не вторь голосам большинства, чтобы не исказить истины. Шесть лет засевай землю свою и собирай урожай, а на седьмой год оставь ее — пусть питаются нищие. Если найдешь заплутавшего вола врага своего, отведи вола к нему. Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих. Протяни руку брату своему, невольнику и нищему.
Не менее обширным является приводимый святителем список заповедей из Книги притчей Соломоновых. Они не столь императивны, как нормы декалога или книг «Исход» и «Левит», но не менее назидательны. Скорее, их можно назвать не заповедями, а напоминаниями:
Если можешь свершить благодеяние нуждающемуся в нем, сверши его. В доме безбожника проклятие Господне, а в доме праведника Его благословение. Из-за женщины блудной человек обнищевает до куска хлеба. Человек испытывает муки, насмешки и стыд из-за блудной страсти («А не из-за «экономического неравенства» и «непросвещенности масс», — делает примечание к данному напоминанию святитель). Неправедное богатство не впрок, а правда избавит от смерти. Страх Божий добавляет дни, а безбожникам сокращает годы. Приходит высокомерие — придет и стыд. Щедрой руке прибавляется. Возлагающие надежду на богатство свое погибнут. Праведник оставляет наследство сынам сынов своих, но и богатство грешника сберегается для праведника. Правдой крепится престол. Поносящий нищего возводит хулу на Творца его. Грабители, безбожники ограблены будут. Клятвопреступник погибнет. Милосердие лучше золота и серебра. Пути богатого и бедного пересекаются, ибо обоих сотворил Господь Бог. Обманывающий бедняка, чтобы приумножить свое богатство, станет нищим. Не старайся обогатиться — лишишься мудрости. Не переноси межу и не ступай на ниву бедняка, ибо всемогущ Защитник его.
В некоторых заповедях книг Пятикнижия Моисеева заповеди содержат угрозы и предупреждения неизбежности наказания. Святитель приводит одну такого рода заповедь: «Не заставляй плакать ни вдов, ни сирот. Если обидишь их и они станут молить Меня о помощи, Я услышу вопль их, и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами» (Исх. 22:23-24).
Святитель напоминает, что нарушение заповедей Господних, согласно Ветхому Завету, — это грех, а возмездие за грех — смерть (Рим. 6:23). И далее святитель приводит в качестве иллюстрации некоторые угрожающие формулировки закона: «Обругавший непристойно отца или мать да погибнет. Прелюбодействующий да погибнет. Дочь священника, осквернившаяся блудом, да сгорит в огне. Убийца да погибнет».
Святитель подчеркивает, что расплата за нарушение высшего закона в виде смерти неизбежна: «Разумеется, даже если люди убийцу не осудят по своим законам и если преступник не раскается, все равно настигнет его возмездие за грех — смерть по той или другой причине, ибо нравственный закон не менее точен и силен, чем так называемый закон природы, который, по сути, есть лишь отражение и символ универсального нравственного закона Бога».
Заканчивая свой обзор заповедей Ветхого Завета, святитель задает риторический вопрос: «Так разве эти заповеди, приведенные в Ветхом Завете, — не более ясный и более очевидный закон, чем все так называемые социальные законы современных социологов? Не являются ли они составляющими именно нравственного закона?». В другом месте святитель поясняет, что упомянутый нравственный закон и есть социальный закон: «Нравственный закон — это и есть социальный закон. Этот закон никто из людей не придумал и не открыл, его дал людям Господь. От исполнения или нарушения нравственного закона зависит, будет ли счастливо или подвергнется проклятию любое общество, как малое, так и большое. Любое общество станет успешно развиваться, если Господь его благословит, но впадет в упадок и исчезнет, если будет на нем проклятие Господне».
А наши и зарубежные социологи все строчат и строчат научные монографии, в которых предлагают обществу все новые и новые социальные законы. Кажется, именно к ним адресованы следующие слова святителя Николая Сербского: «Если бы люди написали тысячи книг политических и социальных законов без учета нравственного закона Бога, но вопреки ему, анархия человеческого общества стала бы неизбежной. Нравственный же закон, сам по себе простой и ясный, — достаточная защита человеческого общества и человеческой жизни от анархии, ибо нравственный закон Бога есть в то же время и политический, и социальный закон. Отсюда следует, что все так называемые политические и социальные законы в основе своей, по духу и сущности должны быть законами нравственными, чтобы вообще могли называться этим словом. Они — лишь парафразы нравственного закона Бога, его отростки, созданные ради удобства практического применения во всех случаях жизни человека в обществе».
Анархия (хаос) человеческого общества нарастает. Пора услышать слова святителя и тем, кто придумывает социальные законы, и тем, кто в них свято продолжает верить. Ко всем нам через Николая Сербского взывает Высший Законодатель.
https://tsargrad.tv/articles/o-tak-nazyvaemyh-socialnyh-zakonah_73052
Оставить комментарий