28-кат1

Валентин Катасонов. Николай Сербский о судьбе двух «пасынков» — Израиля и Европы

Святитель Николай в работе «Сербскому народу — из окна темницы» не столько описывает ужасы войны, сколько ищет ответы на вопрос: как это могло случиться.

Пребывая в немецком концлагере Дахау в 1944-45 годах, святитель Николай Сербский немало размышлял о причинах глобальной трагедии – Второй мировой войны. Тогда еще не было статистики жертв войны. Она появилась позднее. Вот некоторые цифры. Общая численность населения государств, ввергнутых в войну, достигала 1,9 млрд человек. Общие потери, по разным оценкам, составили от 50 до 80 млн погибших с учетом и военных, и гражданского населения.

Святитель неоднократно подчеркивает в своей работе «Сербскому народу – из окна темницы» (написанной в Дахау), что указанная война была, прежде всего, европейской. Она и началась в Европе, и основным театром военных действий была Европа. Конечно, основное бремя людских и экономических потерь легло на Советский Союз (по разным оценкам, общие людские потери нашей страны составили от 26 до 28 млн. человек).  Но европейцы также сильно пострадали. По относительным показателям потерь на одном из первых мест в Европе оказались сербы (об этом Святитель постоянно напоминает). О своих страданиях и потерях постоянно также напоминают евреи, называя Вторую мировую войну «холокостом».

Итак, святитель в работе «Сербскому народу – из окна темницы» не столько описывает ужасы войны, сколько ищет ответы на вопрос: Как это могло случиться? За семь с лишним десятилетий после завершения войны написаны сотни и тысячи работ, в которых авторы дают свои версии ответа на данный вопрос. Но почти все они ищут ответы в сфере политики, дипломатии, экономики, психологии, социологии и даже генетики, техники и эстетики. Святитель же раскрывает нам духовные корни трагедии. При этом (что, на первый взгляд, кажется неожиданным) он раскрывает духовные причины Второй мировой войны, сравнивая судьбу современной Европы с судьбой древнего еврейского народа (Израиля). История этого народа, изложенная в Ветхом и Новом Заветах, дает ключ к пониманию судьбы народов европейских.

Притча о двух пасынках

Оба народа (евреи и европейцы), как считает Святитель, оказались баловнями судьбы. Их Святитель называет Израилем и Европой, естественно речь идет не о географии или государствах, а о духовно-религиозных понятиях. Судьбу Израиля и Европы он выразил в виде некоей притчи[1]. Святитель сравнивает древних евреев (во времена их пребывания в египетском плене) и европейцев двухтысячелетней давности с «нищими», которые были «в лохмотьях и ранах». Они были презираемы, унижаемы и угнетаемы окружающими. Они ходили где-то рядом с домом «хозяина», у которого было всего в достатке и было много слуг. Был у хозяина и «единственный сын, очень мудрый и безраздельно милостивый». Он-то и заметил сначала одного нищего, а позднее – другого.

Он пригласил первого нищего (Израиль) в дом к своему отцу, отмыл его, накормил, переодел.  И, в конце концов, уговорил родителя взять бедолагу под свой кров. И тот стал пасынком хозяина дома и стал пользоваться всеми теми же благами и правами, которые имел сын хозяина.

Позднее та же история повторилась с другим нищим (Европа), который, выражаясь нашим языком, претерпел метаморфозу: «из грязи в князи». Он также обрел статус пасынка в доме хозяина.  Со всеми правами и привилегиями.

Очевидно, что под домохозяином в данной притче имеется в виду Небесный Отец, или Бог-Отец. А под сыном домохозяина – Сын Божий, Бог-Слово, вторая ипостась Божественной Троицы.

 

А кто же были пасынки? — Святитель пишет: «Первым Божиим пасынком был Израиль, вторым – Европа. Тот вступил в завет с Богом через обрезание, а сия – через крещение. Того Бог избавил от египетского плена, а сию – от рабства сатанинского. Египтяне жестоко угнетали народ израильский, сатана со всеми своими демонами деспотично властвовал над народами Европы прежде ее крещения. Неведомо, кто из тех двоих был в более жалком и позорном унижении, когда Сын Божий, умилосердившись, умолил Своего Небесного Отца сделать их пасынками и ввести в Свои дворы, чтобы были они Ему братьями».

Истории двух пасынков развивались примерно по одному сценарию. Пасынок, освоившись со временем в Доме Хозяина, стал вести себя пренебрежительно с законным Сыном Хозяина. Затем стал притеснять Его. А кончилось тем, что пасынок изгнал Сына из Дома, сделав себя «самозванным господином и наследником всего имущества того домохозяина». И наконец, финальная фаза историй: «Тогда прогневался домовладелец на своего пасынка, приказал бросить его в темницу и бить, пока не познает своего безумия и не покается».

Различия в двух историях заключаются лишь в том, что в первом случае нищего приглашал не Сам Сын Домохозяина, а его посланник, коим, как мы знаем из Ветхого Завета, был Моисей. Во втором случае нищий получил приглашение войти в дом Отца лично от Сына, коим был Иисус Христос, воплотившийся Бог-Слово.

Кроме того, Сын Хозяина пригласил Европу во владения Своего Отца лишь после того, когда предыдущий пасынок продемонстрировал свою подлую сущность и был изгнан за пределы Домовладения.

Если исходить из человеческой логики, то, «обжегшись» на Израиле, Сын не должен был бы больше повторять «ошибки», ему следовало бы бросить Европу на произвол судьбы. Однако в силу своего бесконечного милосердия Сын еще раз пошел на риск. Святитель пишет о смене пасынков: «И эту оборванную, изголодавшуюся, одичавшую, питающуюся падалью Европу, Христос принял как народ избранный, вместо иудеев, чтобы был он светом народов…до концов земли (Ис. 49,6)».

История первого пасынка (Израиля) детально изложена в Священном Писании. Впрочем, она продолжается до наших времен, многое не вошло даже в книги Нового Завета. Например, разрушение Иерусалимского храма римскими императорами Веспасианом и Титом в 70 году по Р.Х. При этом, по оценкам историка и живого очевидца тех событий Иосифа Флавия, в ходе осады Иерусалима погибло более одного миллиона евреев, еще 100 тысяч были уведены в плен римлянами. Затем, после восстания Бар-Кохбы в 132 году произошла окончательная «зачистка» Иудеи от евреев и их рассеяние по миру.

Одно из последних испытаний Израиля – холокост. Пересказывать двухтысячелетнюю историю иудеев я не буду, при желании детали этой драматической истории читатель может узнать из моей книги «Иерусалимский храм как финансовый центр»[2].

Просмотрел ряд еврейских источников по теме «холокост». Меня интересовала трактовка причин этого явления. Увы, один и тот же набор причин: антисемитизм, фашизм, юдофобия, Гитлер и т.п. Очень немногие авторы докапываются до духовных корней, объясняя, что это наказание еврейскому народу за отступление от Бога, все остальное производно от этого «корня».[3]

Кстати, согласно Еврейской энциклопедии, Вторая мировая война серьезно повлияла на духовное состояние евреев. Одна их часть восприняла холокост как наказание за грехи еврейского народа и усилила свою религиозность. Однако большая часть пришла к выводу: «Бог умер» (ведь он не пришел на защиту евреев годы фашизма) и полностью отошла от Бога[4].

 

Наказание Европы: «Меч, голод, мор».

А история второго пасынка (Европы) зафиксирована в документах последних двух тысячелетий, причем последние страницы этой истории особенно драматичны. Святитель Николай Сербский и его современники могли наблюдать эту историю воочию (две мировые войны, мировой экономический кризис, ряд революций и т.д.).

Мы, живущие в XXI веке, находимся под сильным воздействием СМИ, которые нам внушают, что нет никого более «цивилизованного» в мире, чем Европа. При этом формируется ложное впечатление, что она всегда была таковой. Я не знаю, как сейчас преподают историю, но нам в советской школе говорили, что Рим в начале нашей эры подвергался постоянным набегам со стороны варваров, которые заселяли большую часть Европы (они назывались по-разному: готы, вандалы, галлы, гунны, юты, англы и т.д.). Это были кочевники, которые жили скотоводством или добычей от набегов. Как нам говорили на уроках истории, по своей дикости они даже превосходили татаро-монгольских кочевников, которые захватили Русь в 13 веке. Святитель Николай Сербский рассеивает заблуждение о цивилизованном прошлом Европы; европейцы две тысячи лет назад имели еще более жалкий вид, чем евреи в египетском плену. Он пишет: «…доколе Христос не пришел в Европу, и, найдя европейское человечество в язвах и обносках, не омыл его, не очистил, не накормил и не облек в царственную порфиру сынов Божиих, дотоле Европа погрязала в такой скверне и непотребстве и пребывала в такой дикости, которую нельзя ни описать, ни представить себе». И примерно в течение первого тысячелетия европейский пасынок вел себя прилично и даже достойно. Но в течение второго тысячелетия и характер, и поведение европейского пасынка стали портиться. Кончилось все мятежом европейского пасынка против Христа – Сына Божия.

Святитель пишет о втором пасынке: «Мятеж Европы против Христа в эти дни – величайшее и самое отвратительное событие в истории мира». И добавляет: «Евреи были наказаны расселением по всему свету, а европейцы ныне караются мечом, голодом и моровой язвой. Вот характерный отпечаток Европы: меч, голод, мор».

Что касается войн, то Святитель многократно повторяет: войны случаются в разных странах и частях света, но нигде нет такого количества войн, как в «крещеной» Европе. Причем войны эти преимущественно не с внешними врагами, а внутренние, междоусобные. Особо можно отметить поход западноевропейских крестоносцев в начале XIII века, который завершился захватом и разграблением в 1204 году Константинополя, столицы Восточной Римской империи.

Одной из наиболее кровопролитных европейских войн начала эпохи Нового времени стала Тридцатилетняя война (1616-1648). В ней погибло, по разным оценкам, от 8 до 11,5 млн человек[5]. Учитывая тогдашнюю численность населения Европы, можно предположить, что в относительном выражении потери были даже более значительными, чем в годы Первой и Второй мировых войн.

 

Владимир Мединский об этой войне пишет следующее: «В 1618–1648 годах католики и протестанты резали друг друга совершенно в чудовищных количествах даже по меркам 1-й и 2-й мировых масштабных войн. В Германии за время Тридцатилетней войны было уничтожено около сорока (!) процентов населения, дело доходило до того, что в Ганновере власти официально разрешили торговлю мясом людей, умерших от голода, а в некоторых областях (христианской!) Германии было разрешено многоженство для восполнения людских потерь»[6].

Количество военнослужащих, погибших в боевых действиях и умерших от невзгод военного времени среди гражданского населения в годы Первой мировой войны по странам Антанты приближалось к 14 млн человек, по странам Тройственного союза приближалось к 8 миллионам[7]. Прямые и косвенные людские потери Европы во Второй мировой войне оцениваются примерно в 35 млн человек[8].

Что касается наказания голодом, то тут тоже страшная статистика. История этих наказаний начинается с Великого голода 1315-1317 годов (иногда приводится период 1315-1322 годов). Это первое в ряду крупномасштабных бедствий позднего Средневековья, постигших Европу в начале XIV века. Великий голод повлек миллионы смертей (по оценкам, умерло от 10 до 25 % только городского населения) и стал концом предыдущего периода роста и процветания XI—XIII веков. Он охватил почти всю Северную Европу — нынешнюю территорию Ирландии, Великобритании, Франции, Скандинавии, Нидерландов, Германии и Польши.

Кстати, территории восточнее Польского королевства и большая часть Византии избежали этого бедствия.

Много поучительного можно извлечь из истории моров (эпидемий, или пандемий) в Европе. В эпоху позднего Средневековья было несколько крупных эпидемий чумы и других смертельных заболеваний. Наиболее известна «Чёрная смерть» — пандемия чумы, протекавшей преимущественно в бубонной форме, прошедшая в середине XIV века (1346-1353) по Европе. Во многих регионах чума унесла от трети до половины населения.  Пандемия повторилась в 1361 году («Вторая чума»), в 1369 году («Третья чума») и ещё несколько раз.

Не надо думать, что моры – трагедии только средневековой Европы. На излете Первой мировой войны в Европе случилась «испанка» —  самая массовая пандемия гриппа за всю историю человечества. Эксперты говорят, что от нее погибло не меньше людей, чем полегло на полях боевых сражений за 1914-1918 годы.

Как отмечает Святитель, «болезнь у Израиля и у Европы одна: богоборчество, или христоборчество». И задается вопросом, каким образом она сумела поразить народы, наиболее близкие к Богу. Оказывается, об этом предупреждали еще пророки до того момента, когда Израиль был отвергнут Богом: «Сам Творец жаловался через пророка Исаию, которого иудеи перепилили пилой: Я воспитал и возвысил сыновей, и они возмутились против Меня.

А дальше ещё страшнее: Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ мой не разумеет (Ис. 1,2-3). О какой грешный народ! Народ, погрязший в беззаконии! Семя злодеев, сыны растлителей, оставивших Господа (ср. Ис. 1,4)».

———————————————————-

[1] См.: Святитель Николай Сербский (Велимирович). Творения. С нами Бог. Пер. С. Фонова. Том 8. – М.: Паломник, 2010, глава L (с. 295-299).

[2] Валентин Катасонов. Иерусалимский храм как финансовый центр. – М.: Кислород, 2015.

[3] См., например: «Каковы причины Холокоста?» (https://toldot.ru/urava/ask/urava_8978.html).

[4]   «Катастрофа в новейшей истории» // Электронная еврейская энциклопедия (http://www.eleven.co.il/article/15343#04),

[5] «25 самых кровопролитных войн в истории человечества» (http://www.novate.ru/blogs/250516/36515/).

[6] В. Мединский. Средневековье России и Европы. Кто кого учит (http://mikle1.livejournal.com/1322711.html).

[7] См.: Урланис Б. Ц. Войны и народонаселение Европы. — Москва., 1960.

[8] Проф. Гельмут Арнтц. Людские потери во Второй мировой войне (http://militera.lib.ru/h/ergos/27.html).

https://tsargrad.tv/articles/nikolaj-serbskij-o-sudbe-dvuh-pasynkov-izrailja-i-evropy_90937

Оставить комментарий

avatar

Смотрите также