Интервью киргизской газете «Общественный рейтинг».
– Валентин Юрьевич, какое влияние оказала западная санкционная политика на экономическую ситуацию в России?
– Должен сказать, что пока не очень сильное и, может быть, даже с некоторым плюсом, потому что появились определённые стимулы к замещению импорта. В целом, конечно, можно было бы рассчитывать и на большее. Напомню, в 20-е годы прошлого столетия против Советского Союза была организована очень мощная экономическая, торговая и финансовая блокада, которая и послужила стимулом к форсированной индустриализации в стране, завоеванию экономической независимости. Кстати, внешние импульсы, которые на первый взгляд кажутся негативными, могут превратиться в плюс. К сожалению, у нас они в плюс почти не превращаются. Более того, хотел бы сказать, что экономические санкции ещё только начинают разворачиваться, и самое серьёзное оружие пока ещё не задействовано. Под таким серьёзным оружием я имею в виду возможность блокировки международных расчётов РФ через систему SWIFT. Следует отметить, что американцам удалось в 2012 году добиться блокировки международных расчётов Исламской Республики Иран. У Америки есть и другие возможности для того, чтобы осложнить нам жизнь в сфере международных расчётов и, соответственно, в сфере международных экономических связей. Среди таких внушительных инструментов я бы назвал угрозу замораживания наших международных резервов. А они сегодня превышают 400 млрд долларов. Правда, там есть и золотая компонента, которая, я надеюсь, находится на территории РФ. Валютная же составляющая, по моим оценкам, приближается к сумме 350 млрд. В том числе там велика и доля американских казначейских бумаг, портфель которых в международных резервах Российской Федерации увеличился в августе на 2,3 млрд. То есть это совершенно абсурдная политика отечественных денежных властей.
Вместо того чтобы уходить из-под удара, они ещё больше подставляют Россию под возможные будущие экономические санкции. Вот как выглядит моя оценка. Таким образом, адекватного реагирования со стороны правительства и денежных властей в ответ на экономические санкции я пока не вижу. Более того, хотелось бы сказать, что в самом конце августа 2017 года Д. Трамп подписал закон об экономических санкциях против России, Ирана и Северной Кореи, в котором заложены неприятные сюрпризы для России, особенно для её элиты. В частности, даётся поручение американским спецслужбам и особенно финансовой разведке США, подготовить в течение полугода доклад о лицах из ближайшего окружения Президента РФ на предмет владения ими офшорных счетов, активов, уклонении от уплаты налогов и так далее. Фактически, я уверен, всё это есть уже у нашего «партнёра». Но это некий ультиматум, адресованный нашей офшорной аристократии, олигархам и чиновникам-клептоманам для того, чтобы они определились. В течение полугода – где-то в конце февраля – им надо уже сделать выбор, по какую сторону баррикад они находятся. Здесь много параллелей с тем, что происходило на Украине. Там точно так же Финразведка США знала всю подноготную украинских олигархов. Мы помним, как Виктория Нуланд, приезжая в Киев, выстраивала олигархов, в том числе Рената Ахметова, раздавая им инструкции, как проводить Майдан в Киеве. Проще говоря, это оружие не только экономическое, но и политическое.
– И в какую же сторону качнётся маятник? Что выберут олигархат и чиновники-клептоманы? Предпочтут репатриировать свои активы на родину или оставить их там, на Западе?
– Судя по тем действиям, которые предпринимает правительство, они явно не собираются защищать интересы России, вставая по эту сторону баррикад. Достаточно сказать, что в начале октября прошло заседание правительства, на котором первый вице-премьер господин Шувалов предложил остановить деофшоризацию экономики, которая и так не проходила. Он отметил, что деофшоризация может нанести ущерб экономическим интересам России, особенно это касается крупных компаний. Все были в полном шоке! Последовало достаточно много комментариев и публикаций по Шувалову. Все мы прекрасно знаем, что у него имеется достаточно много активов за пределами РФ, и понятно, на чьей он стороне окажется. Хотя он давно уже на той стороне и работает в РФ вахтовым методом. Буквально недавно было ещё одно знаменательное решение правительства о подготовке законопроекта о дальнейшей валютной либерализации. Речь идёт о валютных счетах граждан России, открытых за пределами страны. На самом деле, наверное, это не валютная либерализация, а, как я называю, – налоговая либерализация. То есть бенефициары, владельцы этих счетов фактически освобождаются от необходимости платить налоги в российскую казну. В детали такой инициативы я сейчас не хочу вас погружать. Кстати говоря, это очень контрастирует с линией Вашингтона, который ещё в 2010 году в лице администрации Б. Обамы продавил закон FATCA о налогообложении иностранных счетов. По экспертным оценкам, за пределами США постоянно проживают около шести миллионов человек с американскими паспортами. Часть из них долгие годы не выплачивает какие-либо налоги. Вашингтон стал наводить порядок, используя не только свои институты. Это экстерриториальный закон, требующий от банков всех стран мира, включая российские, выдавать информацию о клиентах, подпадающих под действие упомянутого закона. У нас же всё с точностью наоборот. Напомню, в 2014 году были внесены поправки в Налоговый кодекс РФ, которые требовали даже не возвращения офшорных счетов и активов, а лишь только полной отчётности о них. Соответственно без обязательной уплаты налогов в российскую казну. В текущем году указанные поправки заработали в полном объёме, они простонародно называются законом о деофшоризации. Так вот хочу сказать, количество деклараций, поданных в соответствии с этим законом, не адекватно имеющимся активам. Конечно, все знают, сколько таких активов и кто является бенефициаром. Я рассчитывал на реакцию со стороны правительства, потому что подача деклараций заканчивалась примерно в апреле 2017 года. Прошло уже полгода – и абсолютно никакой реакции. Так что существует целое множество признаков, свидетельствующих о том, что вся офшорная аристократия, олигархат, чиновники-клептоманы окажутся по ту сторону баррикад. Об этом отчасти свидетельствует ещё и статистика Центробанка, показывающая ускоренные темпы оттока капитала. Чистый отток капитала только за первые восемь месяцев 2017 года в 1,7 раза превышает показатель за соответствующие восемь месяцев предыдущего, 2016 года. Я мог бы продолжить перечисление многих косвенных признаков, что ребята просто начинают собирать чемоданы, готовясь к побегу.
– А ведь они наивно полагают, что на Западе станут востребованными. Конечно, их деньги будут востребованы, а вот они персонально – нет. Ребята, готовящиеся к побегу, осознают это?
– Нет, этого не понимают, так как являются достаточно глупыми людьми. Они как мыши, которые бросаются на любой сыр в мышеловке. Столько примеров того, как проходили конфискации, экспроприации. Вот мы сейчас вспоминаем столетие русской революции 1917 года, и я предлагаю сравнить, что происходит сегодня и сто лет назад. Не поленившись, я провёл своё расследование, посмотрел сводную финансовую статистику московских банков за 1913 год. К сожалению, по всей банковской системе не удалось найти полную картину. Так вот в последнем предвоенном 1913 году чистый отток капитала через московские банки составил в тогдашних золотых рублях примерно 750 миллионов. Я посмотрел разные индексы, выразив эту сумму в современных американских долларах, что составило примерно 10 млрд долларов. И это только через московские банки! Тогда московские банки не были самыми крупными. Банковской столицей Российской империи являлся Санкт-Петербург. Используя показатель доли московских банков в совокупных капиталах банковской системы, я проделал простую арифметическую операцию. У меня получилось, что где-то в 1913 году чистый отток капитала через все российские банки мог составить 70-80 млрд в эквиваленте на современные доллары. Очень похоже на сегодняшнюю картину. Тогда братья Рябушинские перебрались на территорию туманного Альбиона. Это те самые Рябушинские, которые финансировали подготовку февральской и октябрьской революции. Вот они, грубо говоря, срубили сук, на котором сами сидели. Так, прежде чем улететь на территорию туманного Альбиона, они там создали банк. Когда разразился экономический кризис 1929 года, данный банк стал медленно заваливаться. А уже в 30-е годы прошлого столетия он просто обанкротился, и братья остались у разбитого корыта. Главный акционер и топ-менеджер банка Михаил Павлович Рябушинский в 50-е годы просто нищенствовал. Закончил он свою жизнь в 1960 году в больнице для материально неимущих. Правда, в 40-50-е годы он писал дневники, в которых, надо сказать, очень продвинулся в понимании устройства истории, в том числе российской. Сию историю я привожу в пример того, что наши олигархи – люди безграмотные и не ведают собственной истории. Скорее всего, с ними может произойти та же самая история. Существуют и другие убедительные примеры. Так, филиппинский президент Фердинанд Маркос выводил наворованные деньги за пределы страны. Но судьбы найденного складываются по-разному. Поэтому, к сожалению, эти люди крайне ограничены в своём мировоззрении и понимании того, как устроен современный мир.
– Перечислите основные проблемы интеграционных процессов ЕАЭС?
– Хочу сказать, что ЕАЭС пока достаточно эфемерный проект. Конечно, разговоров очень много. Не считаю себя большим специалистом в области евразийской интеграции. Но я посмотрел внешнеторговую статистику не так давно в ходе подготовки одного материала. Был удивлён, увидев, что страны-члены развёрнуты вовне. То есть каких-то признаков не то что зрелой, но даже начальной интеграции я не вижу. Вообще, интеграция всегда начинается с простых форм – это торговля; затем более сложные формы – это инвестиционный обмен, производственная кооперация, а дальше уже валютная, финансовая интеграция. В нашем же случае наблюдаются пока какие-то микроскопические сдвиги и то неустойчивые. Видно, что страны как-то повернулись друг другу спиной. Может, исключение составляют торговля и взаимодействие между Белоруссией и Россией. Для Белоруссии Россия является крупнейшим партнёром. А вот для России Белоруссия не является крупным партнёром и даже не входит в первую десятку. Что касается таких крупных стран, как Казахстан и Россия, то тут такая же картина. Так что пока есть некие политические намерения, декларации, и мы прекрасно видим, как политика доминирует над экономикой.
Я как раз писал статью на тему использования российского рубля в торговых экономических отношениях стран евразийской экономической интеграционной группировки. Выяснилось, что рубль используется достаточно активно только в торговле России и Белоруссии. В отношениях с другими странами рубль пока занимает очень скромное место. Кстати, даже в торговых отношениях с Белоруссией после обвала рубля в декабре 2014 года его доля существенно упала. На сегодняшний день я вижу, что пока это не проект, а прожект. Вчера смотрел статистику по другим странам и остановил внимание на Молдове. Она, понятно, не входит в интеграционную евразийскую группировку, но на примере торговой российско-молдавской статистики наглядно видно, как Россия быстро теряла свои позиции в торговле с Молдавией. И буквально за какие-то двадцать лет Россия была существенно вытеснена странами, такими как Италия, Германия, Румыния. Это свежие данные, которые я посмотрел на днях. Безусловно, альтернативный вариант предлагает Китай. Поэтому Казахстан, Киргизия и Армения начинают смотреть в его сторону. Белоруссия тоже ведёт активные переговоры с Китаем. И где-то месяца три назад я вновь обратился к статистике, увидев на её примере, как увеличивается доля китайских инвестиций в общем объёме прямых иностранных инвестиций белорусской экономики. Так что Москва тут проявляет, мягко сказать, инертность.
– Одним из препятствий интеграционным процессам являются, на мой взгляд, политические режимы. Следует ли самой России пересмотреть модель взаимодействия с руководствами союзных стран, сделав упор на иные приоритеты?
– К сожалению, когда говорят «Россия», то получается некая абстракция, потому что у нас отсутствует политическая сплочённость наверху. И на протяжении многих лет мы, граждане РФ, ждём наконец чётких и внятных приоритетов как во внутренней, так и во внешней политике, которые пока не озвучены. А это крайне затрудняет жизнь не только нашим потенциальным партнёрам, но и простым российским гражданам. В российском обществе есть достаточно чёткое понимание этих приоритетов. Безусловно, граждане заинтересованы в восстановлении того экономического пространства, которое раньше мы называли советским. К сожалению, сегодня, когда на протяжении четырёх лет Россия находится в условиях экономических санкций, так называемой «гибридной войны» со стороны Запада, в Кремле до сих пор достаточно много людей, которые продолжают смотреть не в сторону наших ближайших соседей, а за океан. Имена этих людей известны, как и их действия. Офшорной аристократии экономическая евразийская интеграция сто лет не нужна. У них совершенно иные задачи, вернее, они выполняют задачи, поставленные заокеанскими хозяевами. Поэтому и возникают такие недоумённые вопросы со стороны наших соседей. Финансовая разведка США достаточно хорошо отслеживает все денежные операции олигархов, чиновников-клептоманов, и они находятся на крючке у Вашингтона. Особо хотел бы обратить внимание, что в конце августа нынешнего года США приняли закон об ужесточении экономических санкций против России, Ирана и КНДР. Там есть один параграф, предусматривающий, что финансовая разведка США в течение полугода должна подготовить сведения о лицах, находящихся в ближайшем окружении президента РФ, на предмет наличия у них зарубежных активов, счетов. Это своеобразный ультиматум! Поэтому некоторые чиновники засуетились как ошпаренные, ведь им предстоит сделать выбор и до дедлайна (крайнего срока) остаётся не так много времени. Примерно до конца февраля 2018 года.
– Чем объясняются последняя рокировка и смещение губернаторов и прочих высоких чиновников?
– Вы знаете, я не успеваю следить за всеми событиями. Про такую ротацию много слышу, но не понимаю до конца, что происходит. Может, это рефлексивная реакция главы государства, так как ситуацию надо стабилизировать. Но мой опыт показывает, что замена чиновников на молодых – замена «шила на мыло», так как молодые ещё менее способны противостоять этим энтропийным процессам, многие даже ничего не понимают. Да, чиновники возрастной категории 50-60 лет где-то могут быть замешаны в коррупции, может, они в чём-то непоследовательны и конъюнктурны, но у них всё-таки есть опыт. У молодых нет ни опыта, ни резистентности по отношению к разного рода искушениям. Поэтому рационально я не могу объяснить начатую ротацию.
– Мы все имели возможность наблюдать, как остро, с точки зрения осложнения, складывались отношения между Кыргызстаном и Казахстаном в последнее время. В итоге возникала территория политико-экономического конфликта в рамках ЕАЭС между двумя странами. По сути, усилиями Казахстана Кыргызстан будет вынужден более активно развивать торговые коммуникации с Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем. Таким образом, Казахстан запускает центробежные силы?
– До этого этапа экономические связи Казахстана и Кыргызстана не были такими уже тесными. При наличии общей границы даже для Кыргызстана Казахстан не был основным торгово-экономическим партнёром. В Казахстане, Киргизии, России присутствует такой фактор, как «Пятая колонна». Она укрепляется, наглеет. Одна из задач, которую получает «Пятая колонна» из-за океана, – это вставлять палки в колёса любым позитивным процессам и движениям в странах постсоветского пространства. На примере отношений России и Белоруссии видно, как отдельные московские и белорусские чиновники достаточно синхронно и грамотно устраивают обструкцию, обостряя тем самым отношения между главами наших двух государств. Благо, В. Путин с А. Лукашенко очень опытные политики, и не удаётся «Пятой колонне» сделать так, чтобы между ними заискрило. Но при этом не происходит и сближения, всё бег на месте. Поэтому правильно вы сказали, что во главе стоит политика и она первична, особенно на таких крутых виражах истории. Поэтому надо думать над тем, как высушить это политическое болото, в котором всё вязнет. Ровно 50 лет назад я сел за студенческую скамью, мы изучали историю КПСС, ситуацию в 20-е годы прошлого столетия. Если описывать её крупными мазками, то это и левая, и правая оппозиции, Бухарин, Зиновьев, Рыков… Данные люди тянули страну в разные стороны. Не говорю уж о Троцком, который являлся ключевой фигурой. Я занимаюсь экономической историей Советского Союза и прекрасно вижу, как хорошие задумки, рождённые тогда в Кремле, оказывались полным пшиком, потому что «Пятая колонна» не позволяла начать ни индустриализацию, ни провести толком реализацию плана ГОЭЛРО. Не намерен и не собираюсь сейчас давать какие-то общие характеристики И. Сталину. Считаю, история совершается не только людьми; с моей точки зрения, история – это некий Божественный промысел. Исходя из этой концепции истории, я не слишком стараюсь оценивать с моральной точки зрения его как политического деятеля. И. Сталин стал таким оружием Божественного промысла, который ликвидировал сначала такую угрозу, как Троцкий. Он был выслан в ваши края, правда, не в Киргизию, а в Алма-Ату. Потом его выдворили за пределы Советского Союза. Затем стали разбираться с Зиновьевым, Бухариным, с наркомом финансов Сокольниковым. Последний как раз и пытался провести полную валютную финансовую либерализацию. Уже после того, как вся эта оппозиция была искоренена, был дан старт пятилетке индустриализации. Первая пятилетка началась осенью в 1928 году. Индустриализация длилась примерно 12 лет. За эти годы в СССР было построено 9600 предприятий. В среднем за сутки запускалось по два предприятия. Если бы мы не успели этого сделать, то не выиграли бы войну. Так, на примере Советского Союза наглядно видно, что сначала требуется избавиться от всяких оппозиционеров, которые себя по-разному называют. Полагаю, «Пятая колонна» есть в Киргизии, Казахстане, а про Россию я могу сколько угодно рассказывать. Упомянутая «Пятая колонна» – это Центробанк, Минфин, Минэкономразвития – чётко действует в интересах нашего геополитического противника. Им интеграция не нужна, как не нужна и сильная Россия.
– Российская сторона предпочла дистанцироваться от выборного процесса в Киргизии, считая такую позицию наиболее верной. В итоге победу одержала проправительственная креатура. Ваше мнение?
– К сожалению, наша внешняя политика оставляет желать лучшего. Мы сосредоточились на Сирии. И мы могли бы нашу энергию и ресурсы направлять на ближнее зарубежье, а не только бросаться в регион Ближнего и Среднего Востока, который отстоит от России на многие тысячи километров.
Беседовал Эрик ИСРАИЛОВ
http://www.pr.kg/gazeta/number775/3235/
Подскажите, пожалуйста, как на прямую обратиться к В.Ю. Катасонову? Моя Почта stas_sk8@mail.ru
по какому вопросу?
Спасибо Большое как всегда остро.