6-

Валентин Катасонов. Идеи С.Ф. Шарапова и современная Россия

О деньгах, постоянных по отношению к человеку, олицетворяющему главный фактор производства – труд.

В своей статье «Экономика России от Сергея Витте до Сергея Шарапова», посвященной золотому рублю, введенному в Российской империи в 1897 году, я говорил о Сергее Федоровиче Шарапове, главном критике золотого рубля на тот момент. Этот выдающийся российский деятель сегодня незаслуженно забыт. Однако многие его идеи сегодня кажутся очень актуальными.

Сергей Федорович родился 1 июня 1855 года в имении Сосновка Вяземского уезда Смоленской губернии в родовитой дворянской семье. В 1868-1872 гг. учился во 2-й Московской гимназии.  Продолжил образование в Николаевском инженерном училище в Санкт-Петербурге. С началом боевых действий на Балканах отправился добровольцем на войну в Боснию. После войны с 1877 года работал за границей в качестве корреспондента ведущей санкт-петербургской газеты «Новое время». Вернувшись осенью 1878 года на родину, вышел в отставку и занялся сельским хозяйством, поселившись в родной Сосновке.  Прославился как изобретатель плугов новой системы, которые с успехом экспонировались на многих выставках (получил 16 наград, в том числе 10 первых). Основал в Сосновке мастерскую этих плугов.

С 1905 года стал активным участником монархического движения. Выступил в качестве одного из учредителей Союза русских людей в Москве, создал Русскую народную партию. Был участником монархических съездов, часто выступал с докладами в Русском собрании. Был активным участником славянского движения, состоял вице-президентом Аксаковского литературного и политического общества в Москве.

Занимался издательской деятельностью. Выпускал газеты «Русский труд», «Русское дело», «Сеятель». Издал также «Московский сборник» (1887), куда, помимо его работ, вошли произведения М. Д. Скобелева, А. А. Киреева, Ф. М. Достоевского, И. С. Аксакова и др., сборник «Теория государства у славянофилов» (1898), включавший труды И. С. и К. С. Аксаковых, А. В. Васильева, А. Д. Градовского, Ю. Ф. Самарина.

Автор целого ряда литературных произведений. Долгое время готовил серию под названием «Мой дневник», в виде отдельных брошюр, но название пришлось по цензурным соображениям упрятать внутрь. На обложку были вынесены нейтральные названия: «Сугробы», «Посевы», «Жатва», «Заморозки», «Проша», «Метели» и т. п. Автор художественно-публицистических произведений: роман «Кружным путём», утопия «Через полвека», политическая фантазия «Диктатор».

Шарапов написал большое количество работ по вопросам хозяйственной жизни и финансов. Наиболее важная из них –  «Бумажный рубль» (1893) – в 1895 году была издана книгой, выдержав при жизни автора несколько изданий.  Отдельными книгами были изданы при жизни автора и другие его работы: «По русским хозяйствам» (1881), «Будущность крестьянского хозяйства» (1882); «Франция и славянство» (1894);  «Пособие молодым хозяевам при устройстве их хозяйств на новых началах» (1895); «Как ликвидировать золотую валюту»   (1899); «Мирные речи и другие статьи Сергея Шарапова» (1900); «Две записки Сергея Шарапова о русских финансах, поданные в феврале 1900 года новому Государственному контролеру П.Л. Лобко» (1901; издано в Берлине). В 1900-1906 гг. в  Петербурге было издано 9-томное собрание сочинений Сергея Федоровича Шарапова.

Скончался скоропостижно в Санкт-Петербурге 26 июня (9 июля) 1911 года.

Сергея Федоровича как убеждённого славянофила и русского патриота отличал широкий диапазон интересов, выходивших далеко за пределы таких тем, как хозяйство, финансы, деньги. Большинство славянофилов занимались метафизическим осмыслением проблем бытия, русской цивилизации, духовно-религиозной жизни, культуры. Шарапов был в первую очередь практиком-экономистом, занимался прикладными вопросами, но при этом смотрел на вещи гораздо шире. Вот краткий перечень наиболее крупных вопросов, которые он поднимал в своих работах и публичных выступлениях:

  1. О существующей денежной системе России. Критический взгляд;
  2. Борьба против золотого рубля и денежной реформы С.Ю. Витте;
  3. Модель денежной системы для русской цивилизации.  Теория «абсолютных» денег. Проект перехода к бумажному рублю;
  4. Об иностранном капитале и иностранных кредитах.  Об утрате российским государством контроля над экономической и политической жизнью страны, о «внешнем управлении» страной со стороны западных банкиров и биржевиков;
  5. Теория «мнимых капиталов» и практические предложения по использованию «мнимых капиталов» государством для строительства железных дорог и других объектов инфраструктуры («мнимые капиталы» как альтернатива кредитным деньгам, создающим долги и тормозящими экономическое развитие);
  6. О налогах, страховании, государственном имуществе, резервных фондах (запасные капиталы), системе экономических ведомств государства;
  7. О деградации деревни, сельского хозяйства. Критика реформы Столыпина. Об организации кредита деревне;
  8. Об организации управления страной. Критика бюрократических методов управления. О ликвидации губерний и создании областей. Земское самоуправление. Модель народной монархии;
  9. О состоянии нашей церкви. О необходимости восстановления патриаршества и преодоления последствий церковного раскола;
  10. О церковном приходе как «первичной ячейке» российского общества;
  11. Еврейский вопрос в России;
  12. Об экономической науке;
  13. О семье и браке;
  14. О внешней политике России и угрозе мировой войны;
  15. Критика капитализма и социализма как двух социально-экономических моделей, одинаково не приемлемых для русской цивилизации.

Как видно из этого перечня вопросов, целый ряд из них имеет прямое отношение к экономической жизни России.  Никто из славянофилов не уделял вопросам экономики столько внимания, как Шарапов. И не было среди экономистов в России человека с более ярко выраженным славянофильским мировоззрением, чем Шарапов.

В одной статье невозможно даже телеграфным языком изложить хотя бы один из вопросов приведенного выше списка. Так, для современного молодого человека, который, например, прошел обучение в экономическом вузе по программам, выдержанным в духе экономического либерализма, трудно понять, что такое «абсолютные деньги» Шарапова.  Шарапов стремится восстановить изначальное предназначение денег как средства, обеспечивающего нормальную жизнь общества на основе здоровых процессов экономического метаболизма (во-первых, обмен товарами; во-вторых, соединение основных факторов производства в целях производства товаров). В условиях же победившего на Западе капитализма деньги окончательно превратились в:

а) самостоятельную и приоритетную цель экономической деятельности для большей части тех, кого называют «предпринимателями» (накопление богатства);

б) средство обогащения для «денежных предпринимателей» (на основе ростовщичества и биржевых спекуляций);

в) средство власти «избранных» над обществом (постепенное установление господства крупнейших «денежных предпринимателей» – ростовщиков и биржевиков).

Исходя из русского, православного, некапиталистического (даже антикапиталистического) понимания денег (как средства обмена, слуги общества), Шарапов совершенно справедливо задавался вопросом, как обеспечить общество необходимым количеством этих средств обмена. Для Шарапова недостаток знаков абсолютных денег, как и их избыток, крайне нежелателен; то и другое отрицательно влияет на благосостояние общества.  Ведь для рачительного хозяина плохо, когда у него слуг и работников мало; но также плохо, когда их чрезмерно много. С.Ф. Шарапов обращается к идее абсолютных денег во многих своих произведениях, ища все более яркие аналогии и образы, которые иногда вообще не связаны напрямую с миром экономики.   Какая денежная система может считаться совершенной? – спрашивает Шарапов. И отвечает: та, в которой деньги  не оказывают самодовлеющего влияния на взаимодействие трех основных факторов производства – труда, капитала и знаний, когда деньги не мешают экономике нормально функционировать, когда экономика их «не замечает», как не замечает воздуха человек, который им дышит.

Это деньги, которые постоянны не по отношению к драгоценным металлам, а по отношению ко всей экономике, и в первую очередь к человеку, олицетворяющему собой главный фактор производства – труд.  Шарапов пытается донести свою мысль следующими словами («Бумажный рубль»):

«Нам надо найти денежную единицу, которая была бы постоянной сама по себе, а не по отношению к золоту. Эта единица у нас есть. Ее дала нам история. Это бумажный рубль, выпускаемый верховной властью… Постоянство это – его нейтральность, его безразличие, его невмешательство в те сделки, которые при помощи его совершаются. Чтобы это условие было достигнуто, рублей в каждой точке русской территории нужно налицо столько, сколько потребует жизнь. Если этих рублей меньше, недостаток их давит труд, знание и капитал в одну сторону. Если их больше – в другую. Спасение от зла – устройство правильных органов денежного хозяйства, где рубли рождаются, действуют и исчезают совершенно автоматически, то есть как перевод, как квитанция, а не как самостоятельный товар».

Кстати, после выхода в свет «Бумажного рубля» исследователи денег стали достаточно широко использовать использованное Шараповым понятие «нейтральные» деньги, а также близкое по смыслу понятие «свободные» деньги.  Понятие – «свободные» деньги ввел в оборот немецкий предприниматель Сильвио Гезель (1862 – 1930) в своей книге «Естественный экономический порядок» (впервые вышла в Швейцарии в 1916 году под другим названием). Гезель акцентировал внимание на нарушении эквивалентного обмена в результате того, что в экономике используются преимущественно деньги, которые имеют кредитный характер и создают процент. В результате происходит незаконное (несправедливое) обогащение банкиров, которые монополизировали выпуск процентных денег.  В качестве средства преодоления данного недостатка современных ему денег Гезель предлагает использовать деньги с нулевым и даже отрицательным процентом.  Теория «свободных денег» Гезеля удачно дополняет теорию «абсолютных денег» Шарапова.  Шарапов акцентирует внимание на бирже как факторе, нарушающем «нейтральность» денег, а Гезель – на ростовщичестве банкиров.  Современные сторонники идей С. Гезеля, кстати, для объяснения преимуществ беспроцентных денег используют термин «нейтральные» деньги.

Желающие познакомиться подробнее с теорией «абсолютных» (или «нейтральных») денег Шарапова могут обратиться к моей книге: Катасонов Валентин. Экономическая теория славянофилов и современная Россия. «Бумажный рубль» С. Шарапова. – М.: Институт русской цивилизации, издательский дом «Кислород», 2016 // Глава 6. «С. Шарапов: какие деньги нужны России» (с. 377-468).

Идеи С. Шарапова частично были претворены в жизнь большевиками, когда они создавали денежно-кредитную систему нового, социалистического типа. В частности, советский рубль, с помощью которого в Советском Союзе проводили индустриализацию, имел все признаки абсолютных денег. Этот рубль не имел ничего общего с дореволюционным золотым рублем Витте. Его правильнее называть товарным рублем Шарапова.

(Продолжение следует)

https://www.fondsk.ru/news/2022/08/01/idei-sf-sharapova-i-sovremennaja-rossija-56841.html

Оставить комментарий

avatar

Смотрите также