06-евр

Валентин Катасонов. Европа как Вавилонская башня

В своей работе «Сербскому народу — из окна темницы» святитель Николай Сербский проводит параллели между Европой Нового времени и Вавилонской башней…

Европу ХХ века святитель Николай Сербский нередко сравнивал с Израилем (древним еврейским народом) накануне прихода в мир Иисуса Христа. Таким сравнением он хотел показать, что Европа как христианская цивилизация уже вошла в финальную стадию своего существования, подобно тому, как евреи две тысячи лет назад в качестве избранного Богом народа доживали последние свои времена. Спаситель незадолго до своих Крестных страданий предрек судьбу Израиля: Иерусалим! Иерусалим! Избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст (Лк. 13:34). Вот и святитель много раз констатирует, что «Европейский дом» также опустел, Бог его покинул.

Но были у святителя и другие сравнения. Он, в частности, сравнивал Европу Нового времени с Вавилонской башней. Эта башня является очень ярким образом богоборчества и очень убедительным уроком того, чем заканчиваются подобные попытки богоборчества. История Вавилонской башни изложена в 11 главе Книги Бытия (Быт. 11:1-9). События происходили после Всемирного потопа. Потомки Ноя в земле Сеаннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), что на территории нынешнего Ирака, начали строить город Вавилон и башню «до небес», чтобы «сделать себе имя». Автором и энергичным инициатором проекта башни был вавилонский правитель Нимрод. Он, подобно мятежному ангелу Деннице, решил стать «как Бог» и даже «выше Бога». Некоторые полагают, что, построив башню «до небес», безумный Нимрод хотел застраховаться от гибели, если Бог второй раз надумает наказать людей потопом. Сооружение башни было прервано Богом, она, согласно преданиям, была частично разрушена. Бог рассеял строителей по всей земле, при этом они заговорили на разных языках и перестали понимать друг друга. Евреи, которые были уведены в плен вавилонским царем Навуходоносором в VI веке до Р.Х., могли еще лицезреть остатки основания башни. За многие века башню пытались несколько раз восстанавливать, но каждый раз все кончалась новыми разрушениями[1].

В своей работе «Сербскому народу – из окна темницы»[2] святитель в 76 главе проводит параллели между Европой Нового времени и Вавилонской башней. Сначала он вкратце раскрывает читателю духовный смысл проекта, который люди пытались реализовать четыре тысячи лет назад:

«Вавилонская башня! Вы читали о ней в Священном Писании. Нарыв на земле. Это был изъян послепотопного человечества. Язва новая и особая. Если до потопа люди погрязали в безнравственности, то после него они стали безбожными. С чего же все началось? Не с того ли, как позабыли Бога потомки оного Ноя, коего – за его веру и справедливость – одного лишь и спас Бог от потопа? Неужели Божие наказание потопом так уж не принесло никакой пользы потомкам Ноя? Некоторым принесло – мир никогда не был без праведников – но для многих так и оказался бесполезным. И именно эти многие решили строить башню до небес, чтобы себя прославить. Вот дословное изложение этой затеи. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли [в серб. букв.: сделаем себе имя и дабы не рассеялись мы по земле. – Пер.]  (Быт. 11,4). А вот что это значит.

Сказанное ими, что хотят они воздвигнуть город, означает намерение обустроить всю свою личную и общественную жизнь без Бога и Божия благословения. Намерение соорудить башню до небес обнаруживает противоборство небесному Богу, о Котором они должны были знать, но в силу Которого верили меньше, чем в свою собственную. Желание сделать себе имя означает, что хотели они прославиться среди людей, чтобы жители земли дивились им и кланялись как богам, наперекор Богу небесному. А то, что сказали они: дабы не рассеялись мы по земле – обнажает их замысел проводить свою жизнь, согласуясь лишь с собственной волей и планами, невзирая на волю Божию и Божий Промысл. Одним словом — все во славу свою и все вопреки Богу» (с. 386-387).

 

Фото: www.globallookpress.com

Напомню, что первым Заветом (договором) Бога с человеком (им был Адам) была установка: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт. 1,28). Уже допотопные люди, потомки Каина, стали нарушать это указание Бога, создавая первые города и скрываясь за их стенами. Я уже писал, что Каин дал начало цивилизации, которую можно назвать «каинитской». Конечно, главным признаком этой цивилизации является богоборчество. Города, городской образ жизни – еще один, тесно связанный с главным, признак каинитской цивилизации. Это прямой вызов установке Бога: наполняйте землю.Увы, потомки праведного Ноя стали создавать город под названием «Вавилон» и вернулись на путь Каина и его потомков[3].

Святитель показывает удивительное сходство строителей Вавилонской башни и современной Европы. Их связывает желание славы, игнорирование Бога, Его заповедей и Его воли, жизнь по собственным расчетам и собственному произволу, стремление самим стать богами:

«Если бы захотелось вам узнать, как, скорее всего, выглядели те потомки праведного Ноя, которые так быстро запамятовали Бога, и принялись восхвалять самих себя, то обернитесь с Востока на Запад и взгляните на современную Вавилонскую башню невдалеке от вас. Налицо те же стремления и порывы к обустройству – сходство простирается до тождества. Те же намерения и те же побуждения, что и при возведении той, азиатской Вавилонской башни, — все это заметно и сегодня. Отступничество от Бога – причина недугов, поразивших и тех, древних каменщиков, и этих, новых. Стимулы в обоих случаях суть личная или национальная слава, в противовес Богу и в пику тем, кто верует в Бога; а намерения – это стремление сделать богами самих себя и всю человеческую жизнь построить по людским расчетам и произволу, без какого-либо воззрения на Творца неба и земли и без малейшего исследования Божией воли и Божия Промысла» (с. 387).

Следует сказать, что Николай Сербский везде говорит о новой Вавилонской башне как феномене европейском. Однако сегодня о ней следует говорить как о феномене всего западного мира. Включая Соединенные Штаты. Более того, Америка сегодня стала главным локомотивом реализации проекта новой Вавилонской башни.

Святитель предлагает очень образное представление новой Вавилонской башни. Как конструкции, состоящей из четырех стен, но все четыре стены очень похожи друг на друга, всем стенам присущи две важнейшие особенности – глупость и разлад:

«У этой новой Вавилонской башни четыре стены: первая – наука, вторая – промышленность (индустрия), третья – политика, четвертая – эгоизм. Все четыре не освящены и возводятся без благословения. Все вопреки Богу, в противовес Богу, наперекор Богу. Поэтому все четыре стены мрачны, как ночь без луны и звезд. Словно живут в этой башне некие мракобесы, которым тьма милее света. С какой стороны вы бы не подходили, отовсюду встречают вас глупость и разлад» (с. 387-388).

Вот мнение святителя о первой стене, называемой «Наука»:

«Из среды ученых вы слышите чересчур произвольные басни о мире и человеке, и такие жаркие взаимные ссоры и препирательства, что вам хочется поскорее уйти оттуда к другой стене» (с.388).

У меня недавно вышла книга, которая называется «Лжепророки последних времен. Дарвинизм и наука как религия»[4]. Чуть ли не полкниги я посвятил как раз теме «жарких взаимных ссор и препирательств». Различные теории и гипотезы, рождающиеся в недрах науки Нового времени подобны бабочкам-однодневкам. Не успела какая-то теория появиться из-под пера человека, принадлежащего к профессиональной корпорации под названием «Наука», как на теорию набрасывается, по крайней мере, десять других представителей этой профессиональной корпорации, уничтожая ее на взлете. Правда, некоторым теориям и гипотезам кто-то позволяет взлететь, они занимают свое место на небосклоне и получают статус «незыблемых учений» и «вечных истин». Наиболее яркий пример, о котором Николай Сербский писал в каждой второй своей работе – дарвинизм с его теориями эволюции, естественного отбора, происхождения человека из обезьяны. Дарвинизм не имеет ни малейшего отношения к открытию истин, тайн мироустройства. Дарвинизм – яркий пример того, как истины не «открывают», а «создают». С какой целью? – С целью разрушить христианское мировоззрение и уничтожить человека – сначала духовно, а потом и физически. Кто за этим стоит? – Тот, кого Спаситель называл «лжецом» и «человекоубийцей» — дьявол (Ин. 8:44).

А вот что пишет святитель о второй стене башни, называемой «Промышленность»:

«Если оказались вы пред стеной индустрии, и здесь навстречу вам спешат та же глупость и тот же разлад: глупость в производстве ненужных товаров и разлад вокруг труда и вознаграждения за труд. [К тому же здесь стоит еще] и оглушительный шум и рокот» (с 388).

Фактически речь идет не только о промышленности, но вообще об экономике. Экономике, которую можно назвать «капиталистической», ибо экономическую деятельность осуществляют компании, преследующие цель получения максимальной прибыли и наращивания своего капитала. Святитель говорит, что и у этой стены царит разлад. Правильнее этот разлад назвать конкуренцией, которая ведет к уничтожению соперников. Дарвиновский закон «естественного отбора» действует тут в полную силу. Правда, с точки зрения нравственного закона, установленного Богом, назвать его следует «противоестественным». Святитель говорит о производстве ненужных товаров как средстве приумножения прибылей. Но этим не ограничивается. Производится много такого, что не только не нужно человеку, но и опасно для него и даже прямо убивает его. И речь не идет только о производстве оружия и военной техники. Убийство может осуществляться незаметно и постепенно. Примером таких товаров могут служить генетически модифицированные продукты и многие фальсифицированные или не прошедшие должной проверки фармацевтические изделия. А про «разлад вокруг труда и вознаграждения за труд» и говорить не приходится. Сегодня мы видим, что этот «разлад» зашел гораздо дальше, чем даже во времена Николая Сербского. В конце 2015 года благосостояние 1% самых богатых людей на Земле — это около 73 миллионов человек — сравнялось с благосостоянием всего остального человечества вместе взятого. В 2010 году 388 богатейших людей сравнялись по благосостоянию с 50% всего населения. А в конце 2015 года уже всего 62 богатейших человека владели таким же количеством активов, как вся беднейшая половина населения планеты (http://www.bbc.com/russian/news/2016/01/160117_oxfam_inequality_report). Неужели не понятно, что такая стена неизбежно треснет и может обвалиться?

 

Фото: www.globallookpress.com

Третья стена – «Политика»:

«Но кто встретит вас у стены политики? [Опять-таки] уже знакомые вам глупость и разлад. Глупость – ибо каждый политик пытается [всяческими] неправдами в отношении других партий и группировок продвинуть свою собственную фракцию и обманом других народов прославить свою собственную нацию. Всякий покушается воскреснуть над чужим гробом и построить свое счастье на банкротстве соперника. Не говорим уже о раздорах и перебранках между политиками! Об этом ежедневно повествуют сотни вагонов бумаги, употребляемой на газеты и сплошь исписанной самохвальством, двуличием и ссорами политиканов» (с. 388).

О глупости и разладе сегодняшних политиков мы сегодня уже узнаем преимущественно не из газет, а и из телевизора, радиоприемника и особенно — интернета. Если бы попытаться перевести все гигабайты информации в бумажный эквивалент, то, наверное, мерять пришлось бы не сотнями вагонов, а десятками и сотнями тысяч. Глупость политиков за истекшие семь с лишним десятков лет с момента написания святителем приведенных выше строк возросла на порядки. Достаточно взглянуть на сегодняшнюю политическую жизни Америки. Все политики трубят о «русском следе» в выборах американского президента. Получается, что Трампа выбрала Москва! А экономические санкции, подписанные Трампом 2 августа и формально нацеленные против России, на самом деле бьют преимущественно по европейским союзникам Вашингтона. Еще с древних времен известна поговорка: Если бог захочет наказать, то отнимет прежде разум.   Современные политики Запада являют яркий пример этой истины. Третья стена европейской Вавилонской башни трещит по швам.

О четвертой стене, называемой «Эгоизм», святитель пишет:

«Наконец, подойдя и к четвертой стене, вы столкнетесь все с тем же: с глупостью и разладом. Ведь эгоизм – сам по себе – самая мрачная глупость и причина бесконечных склок между людьми и народами. Здесь налицо эгоизм всех мастей и наименований: личный, групповой, промышленный, партийный, национальный. Тьма без единого солнечного луча. Разлад без видимого конца и края» (с. 388).

Эгоизм – то, что противоположно любви. Всем известен «гимн любви» апостола Павла. Вот главный фрагмент из него: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла; не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор. 13: 4-7). А в эгоизме – все наоборот: нетерпение, жестокость, зависть, превозношение, гордыня, бесчинство, искание своего (корысть), раздражение, зломыслие, привычка к неправде, ненависть к истине, хамство, неверие, отсутствие надежды, нежелание переносить тяготы.

И этот эгоизм проявляется в отношениях человека с другими людьми на бытовом уровне, а затем переходит на более высокие уровни (групповой, промышленный, партийный, межнациональных отношений и т.д.). Четвертая стена определяет состояние первых трех. Именно она – несущая конструкция всей башни, именно она предопределяет будущее падение башни.

У нас в России четверть века носились с идеей того, что наша страна должна стать частью «общеевропейского дома». Некоторые наши философы, социологи и политологи договорились до того, что стали говорить, что Россия – «органическая часть европейской цивилизации»[5]. Неграмотность поразительная. Хоть бы познакомились с тем, что писали по этому поводу наши отечественные мыслители — А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ф.М. Достоевский, К.Н. Леонтьев, Л.А. Тихомиров и другие. Тот же Николай Сербский много раз подчеркивал, что ни Сербия, ни Россия не являются частью Европы (не в географическом, естественно, смысле, а в цивилизационном).

Святитель Николай Сербский обращал внимание на беспросветную жизнь в этом «европейском доме», выглядевшем как новая Вавилонская башня:

«…вся жизнь в сей новой Вавилонской башне – это жизнь без просвещения, без радости, без смысла, без любви. Человеку остается лишь крикнуть: «Бегите с этой земли, оставленной Богом и проклятой Им!»»

Итак, святитель предупреждает европейцев: «Бегите!» Речь, конечно, идет не о буквальном бегстве с территории Европы (хотя такое может сегодня произойти). Святитель призывает европейцев бежать от неверия, от материализма, от эгоизма, от так называемой культуры, от безбожной науки и многого другого, что удалило их от Бога, от Христа. Святитель напоминает европейцам те печальные уроки, которые человечество получило в виде всемирного потопа и разрушения Вавилонской башни во времена царствования Нимрода. Легкомыслие и безумие людей того времени легче объяснить, чем легкомыслие и безумие европейцев, у которых были такие богатства, как Христос, Евангелие, святые праведники и от чего они добровольно отказались:

«Древнюю Вавилонскую башню строители не смогли окончить. Не дал им Бог. Смешал их языки, и они уже не смогли понимать друг друга. Из-за этого оставили они свою затею и рассеялись по всей земле, а Бог как раз этого и хотел. Так свершилась воля Божия, а не воля недалеких и омраченных людей, потомков праведного Ноя. Неужели не замечаете, братья, что Бог смешал языки и зодчим новой Вавилонской башни! Никто никого не понимает. Всякий лишь сам себе – правда, а [всех] других осуждает. Всякий – борец против Христа и своего ближнего. Может ли такой город устоять? Способна ли такая башня достигнуть небес? Никоим образом. И башня крошится, и город пустеет. Исполняется воля Божия, а не людской произвол. А когда Бог пригрозит, то восстанут все народы мира против сей новой Вавилонской башни и разрушат ее до основания. И как весь мир смеется, читая повествование о постройке той, первой Вавилонской башни, говоря: «Был у них перед глазами пример своего праотца, праведного Ноя, но не пошли они по его пути» — так и грядущие поколения будут насмехаться над народами нашей Вавилонской башни и говорить: «Был у них Христос и Евангелие, и [Православная] Церковь, и святые люди и Божии угодники, их праотцы, однако не пошли они по их стопам, но повернулись к ним спиной и взяли себе в пример безбожных каменщиков первой Вавилонской башни. И поразил их Бог, и смел [с лица земли]» (с. 389).

Когда святитель со страниц своей работы кричал «Бегите!», он, конечно, в первую очередь имел в виду сербский народ. Не только потому, что святитель сам принадлежал к сербскому народу. Но и потому, что полагал, что сербы еще не успели погрязнуть в строительстве новой Вавилонской башни. Так, как погрязли французы, англичане, немцы, итальянцы и другие. В отношении большей части европейцев Николай Сербский никаких иллюзий не испытывал, считая их идейными и неисправимыми каменщиками второй Вавилонской башни. Думаю, что свой призыв «Бегите!» святитель адресовал и нам, живущим в России. Видно невооруженным глазом, что в последние годы желающих оказаться в «общеевропейском доме» (он же – вторая Вавилонская башня) у нас сильно поубавилось. Наша задача состоит в том, чтобы не превратить «русский дом» в новую Вавилонскую башню.

———————————————————————————————————-

[1] Подробнее см.: Катасонов В. Метафизика истории. – М.: Институт русской цивилизации, 2017 (раздел «Башни до небес, или Вавилон в нашей жизни». — С. 164-218).

[2] Святитель Николай Сербский. Сербскому народы – из окна темницы // Святитель Николай Сербский (Велимирович). Творения. С нами Бог. Пер. С. Фонова. Том 8. – М.: Паломник, 2010. Далее приводятся цитаты из этого источника с указанием страниц в скобках.

[3] Подробнее см.: Катасонов В. Метафизика истории. – М.: Институт русской цивилизации, 2017 (раздел «Каинитская цивилизация и современный капитализм». — С. 59-121).

[4] Катасонов В. Лжепророки последних времен. Дарвинизм и наука как религия. – М.: Кислород, 2017.

[5] См., например: Максимычев, И.Ф. Россия как составная часть общеевропейского цивилизационного пространства // Журнал «Общественные науки и современность» – 1997, №6.

 

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar

wpDiscuz

Смотрите также