Валентин Катасонов комментирует переход высоких государственных чиновников в госкомпанию. Материал Накануне.ру.
Российская государственная нефтегазовая компания «Роснефть» утвердила кандидатов в новый совет директоров. В него вошли, в частности, помощник президента Андрей Белоусов, руководитель Росимущества Ольга Дергунова, министр энергетики Александр Новак, специальный представитель президента по вопросам международного сотрудничества в области электроэнергетики Сергей Шматко. Иными словами, в состав управленцев и «ревизоров» «Роснефти» возвращают чиновников. Что это? Очередное проявление федерального тренда по контролю за бюджетными средствами? По мнению экономиста, профессора МГИМО, доктора экономических наук, руководителя Русского экономического общества им. С.Ф.Шарапова Валентина Катасонова, такой шаг предпринят для того, чтобы спасти бюджетные средства от попадания в офшоры, а стратегически важную информацию госкомпании обезопасить от утечки.
Я думаю, что это делается для того, чтобы повысить эффективность государственного управления экономикой. Хотя, с моей точки зрения, это полумера, и даже более того – я вспоминаю, что уже были попытки вводить чиновников в советы директоров, и там было минусов больше, чем плюсов. Минусы были связаны с тем, что происходило определенное сращивание интересов частного капитала и государственной бюрократии. Достаточно хорошо это видно на примере сахалинского губернатора. Но, может быть, как раз впервые за многие годы раскрутка дела по сахалинскому губернатору становится неким предупреждением для чиновников, которые попадают на такие хлебные места. Конечно, трудно сейчас говорить, больше будет плюсов или минусов от этого, но в принципе, я считаю, что это правильный шаг. Но за этим шагом должны следовать другие шаги. Только в этом случае то решение, о котором мы говорим, может иметь долгосрочные позитивные последствия.
В первую очередь эти чиновники должны следить за тем, чтобы бюджетные деньги, которые попадают в «Роснефть», тратились правильным образом, во-вторых, сделать так, чтобы финансовые результаты таких компаний не оседали где-то в офшорных структурах. Это зависит от квалификации чиновников и от того, насколько глубоко они окажутся погруженными в дела «Роснефти». Это даже более серьезная вещь, чем контроль за бюджетными деньгами. Не хотелось бы сейчас оглашать некоторые настораживающие факты, но есть подозрения, что компании с государственным участием и даже госкорпорации все-таки полностью пока не освободились от такой страсти использовать офшоры.
Трудно говорить, были ли претензии к прежнему составу совета директоров, но если эти члены совета директоров представляли бизнесы, то есть большой соблазн использовать «Роснефть» для того, чтобы укреплять какие-то свои аффилированные структуры. Все-таки государственная компания должна работать на государство, а не на какие-то частные интересы.
Сечин – человек, приближенный к Путину, и понятно, что он, наверное, свободен от каких-то интересов на стороне. Но Сечин не может за всем уследить, и, безусловно, должно быть какое-то распределение обязанностей между членами совета директоров. Все-таки корпорация очень крупная. Поэтому здесь по крайней мере десяток человек должно находиться в совете директоров, и нужно очень четкое укрепление вертикали власти. Это касается не только «Роснефти», я считаю, что это необходимо проделывать и с другими компаниями с участием государства.
Если уж зашел разговор о госкомпаниях, то я считаю, что необходимо по возможности минимизировать участие частного капитала, особенного иностранного, в таких компаниях, потому что, если даже какой-то нерезидент является миноритарным акционером, он все равно имеет право получать любую информацию о компании – по техническим, коммерческим, финансовым вопросам. Все-таки в условиях экономической войны любая утечка информации – это очень серьезное ослабление наших позиций.
http://www.nakanune.ru/articles/110174/#sthash.UafuoGsr.dpuf