Нередко можно услышать, что противники глобализации являются врагами научно-технического прогресса… К сожалению, этот расхожий штамп применяется на примитивно-бытовом уровне не только недобросовестными журналистами, но и людьми называющими себя богословами.
Различия между глобализацией власти и прогрессом видны невооруженным глазом! Противники глобализации выступают против того, чтобы плоды прогресса обращались во зло — использовались для порабощения одних людей другими и достижения определенных политических целей антихристианскими, оккультными силами. Высокие информационные технологии должны использоваться на благо человечеству, а не служить средством построения всемирной тоталитарной тирании. Но есть у этой проблемы другое измерение, чисто духовное.
По суждению многих святых отцов, научно-технический прогресс имеет своим корнем не божественное, а демоническое начало. Это попытка устроиться на земле без Бога. Окружить свое материальное бытие всевозможным комфортом, так, чтобы все плотские и душевные страсти и желания были максимально удовлетворены.
Прислушаемся к слову богоносного святителя Игнатия (Брянчанинова): «Люди после падения начали возделывать землю, начали нуждаться в одежде и других многочисленных потребностях, которыми сопровождается наше земное странничество; словом сказать, они начали нуждаться в вещественном развитии, стремление к которому — отличительная черта нашего века.
Науки — плод нашего падения — приобретение и хранение впечатлений и познаний, накопленных человеками во время жизни падшего разума. Ученость — светильник ветхого человека, светильник, которым «мрак тьмы вовеки блюдется».
Искупитель возвратил человекам тот Светильник, которого лишились они при грехопадении своем. Этот Светильник — Дух Святый. Он — Дух Истины — наставляет всякой истине, испытывает глубины Божии, открывает и изъясняет тайны, дарует и вещественные познания, когда они нужны для духовной пользы человека. Ученому, желающему научиться духовной мудрости завещает апостол: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы стать мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие перед Богом…» (1 Кор. 3, 18-19).
Точно! Ученость не есть собственно мудрость, а только мнение мудрости. Познание Истины, которая открыта человекам Господом, к которой доступ — только верой, которая неприступна для падшего разума человеческого, — заменяется в учености гаданиями, предположениями.
Мудрость этого мира, в которой почетное место занимают многие язычники и безбожники, прямо противоположна, по самым началам своим, мудрости духовной, божественной. Нельзя быть последователем той и другой вместе — одной непременно должно отречься. Падший человек — «ложь», то есть образ мыслей, собрание понятий и познаний ложных, имеющих только наружность разума, а в сущности своей — шатание, бред, беснование ума, пораженного смертною язвою греха и падения».
Так земной человеческий прогресс неизбежно оборачивается полнейшим регрессом в области духовной. Науки с их порою безумными гипотезами, являющимися порождением падшего разума, зачастую полностью противоречат Закону Божию, отвергают высшую Истину и используются богоборцами для насаждения грубых материалистических воззрений.
Человек, пригвоздивший свой ум к земле, не может помышлять о горнем. Стремление к высшему плотскому благоденствию становится единственной целью его жизни. Отвергая веру в Бога и безсмертие души, он пытается найти во временном то, что существует только в Вечности.
Отвергая жизнь вечную во Христе, он хочет обрести электронное бессмертие! Научно-технический прогресс становится для него идолом, полностью закрывающим путь к Небу. Чем дальше идет человек по пути прогресса, тем все более удаляется он от Бога. Такой человек приносит все силы души и тела в жертву суете и тлению. Антихристов дух мира сего властвует над ним и цепко держит в своих смертельных объятиях. «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Ин. 2, 15-16), — живописует святой апостол и евангелист Иоанн Богослов
Соответственно святитель Феофан Затворник Вышенский пишет: «Дух мира сего с его превратными учениями есть дух неприязненный Христу: он есть дух антихристов… Дух мира сего есть дух вражды против Бога… Не льстите себе ложною надеждою совместить Дух Христов с духом мира!»
По слову преподобного отца нашего Серафима Саровского чудотворца, истинной целью жизни православного христианина является стяжание Духа Святаго Божия. Неизъяснимым действием благодати Божественной осуществляется в человеке восстановление утраченного образа и подобия Божия, восстановление утраченного богообщения, возвращение ко Творцу…
Земными очами невозможно узреть Небесное, как невозможно постичь Небесное скудным человеческим разумом, ибо это будет не более, чем плод мудрования падшего человеческого существа, в котором все естественное вытеснено противоестественным.
У современного человека, живущего в условиях «обожествления» научно-технического прогресса и его плодов, стремление к стяжанию благодати Божией практически отсутствует. Когда он подчиняется законам информационного сетевого общества, то буквально задыхается от потока непрестанно поступающей информации, отвлекающей его от самого главного — от размышлений о назначении временной земной жизни. Такой человек, как правило, одержим греховными страстями, ибо подчинен установкам, внедренными в его психику через средства манипулирования массовым сознанием.
Ненасытный искатель земных благ неспособен даже представить себе, что есть иная, истинная жизнь — жизнь Небесная в Духе Святом. Лютый яд плотского мудрования превращает такого человека в самоубийцу, заживо убитого вечной погибелью. «Помышления плотские суть смерть… потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо Закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим. 8, 6-7).
В.П.Филимонов, русский писатель-агиограф и публицист, академик Православного богословского отделения Петровской академии наук и искусств
Оставить комментарий