Размышления над первой частью книги Н. В. Сомина «Евангельская имущественная этика. Русская социальная мысль».
Вопрос о православном отношении к экономике становится актуален сегодня в связи с тотальной «экономизацией» общественной жизни. Церковному народу навязывает его внешний мир. Одним из ответов на него может стать идея православного социализма, предполагающая создание общества с коллективной собственностью и общественным трудом, хозяйство которого, как следствие, будет основано на плановых принципах. Однако прежде, чем обсуждать осуществимость данного проекта и его возможные формы необходимо убедиться в возможности существования православной модели экономики (православного социализма, православного капитализма) в принципе.
Проведенный нами анализ наиболее авторитетной богословской литературы [1 — 4] показывает, что вопрос о какой бы то ни было христианской общественно-политической или имущественной модели не является неотъемлемой частью православного вероучения. В православии любая общественная тематика отходит далеко назад в сравнении с отношениями с Богом и ближними. На это указывают следующие факты:
- Молчание, либо крайнее немногословие Церкви по имущественным и общественным вопросам, что отличает православие, к примеру, от иудаизма и ислама. Практически никто из святых или признанных отцов Церкви, ни древних, ни живших недавно, не посвятил хозяйственным вопросам отдельных работ или их разделов. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» [4, VI. 4] указывается, что «труд не является безусловной ценностью», ему отводится хотя и важная, но подчиненная роль в человеческой жизни.
- Сам Н. В. Сомин указывает [3, 14 – 15], на наличие в Церкви как минимум двух авторитетных точек зрения относительно места богатства в христианской жизни. Ни одна из них соборно не обсуждалась и не была признана верной, в том время как по действительно насущным вопросам существуют соборные постановления и правила.
- Главенство Церкви в общественной жизни – историческая, а не непреходящая категория. Если Церковь очень долго была важнейшей общественной структурой, это не значит, что так было и должно быть всегда. До IV в. христиане — преследуемое меньшинство, начиная с XIX в. на Западе и с 1917 г. в России – лишь одна из общественных групп, зачастую не преобладающая. Вместе с тем, мы верим, что именно и только это меньшинство является носителем истинной веры и идет по пути спасения.
- Исторический путь православной Церкви затрагивает целых четыре общественно-экономические формации – рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и «реальный социализм». В каждую из этих эпох Церковь несомненно оставалась Церковью Божьей («Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8) и по-своему справлялась со своими задачами.
Отдельно хочется остановиться на ошибках аргументации Н. В. Сомина:
- Ссылаясь так называемые «имущественные фрагменты» из творений Свят. Иоанна Златоустого, автор игнорирует их небольшой относительный объем и второстепенную роль в композиции произведений святого.
- Идея первоапостольской общины к которой апелирует Сомин в полной мере раскрыта в общежительных монастырях, в то время как различные братства и артели мирян не получили распространения в православной практике, в отличии от практики западно- и восточнохристианских сектантов.
- Рисуя свою модель православного социализма Сомин не задумывается о возможных негативных последствиях её реализации. Назовем только важнейшее. Превращение православия в государственную идеологию потребует от Церкви нести символическую ответственность за все просчеты и нестроения новой власти, пусть даже она будет подлинно-народной. Такие явления как задержка зарплаты, износ коммунальной инфраструктуры, дефицит товаров сделают мишенью критики не просто какую-то светскую партию или идеологию, но структуру, реализующую Дело Божье на земле.
Спаситель не сказал нам, что Его учение осчастливит навечно все человечество, как говорили о своих идеях идеологи капитализма и социализма. Христианство – узкий путь спасения, по которому идут услышавшие Слово Божье и принявшие его в свое сердце. Очевидно, что хозяйственная жизнь таких людей должна отличаться от основанной на мирском мудровании. Если мы приходим к выводу, что православного общественного идеала или православного экономического порядка не существует, то возникает вопрос: как же тогда соотносятся экономика и православие?
Христос поставил перед желающими идти за Ним высокие требования, которым в полной мере соответствует очень мало из числа когда-либо живших. Это признание себя худшим, самоотвержение, готовность бесконечно жертвовать свое имущество, любовь к врагам, скромная жизнь в молитве. Вот высший идеал христианской жизни! Те, кто не чувствуют в себе сил в полной мере следовать ему, став монахом, должен, оставаясь в миру, хотя бы соблюдать заповеди, любить ближнего и вести себя нравственно (Мф. 19:16 – 26). Обе эти степени чрезвычайно далеки от модели человека, взятой за основу классиками политэкономии. Вместе с тем, стяжание земных благ в разумных пределах и без ущерба для души Церковь безоговорочно не порицает: «В позиции Православной Церкви по отношению к собственности нет ни игнорирования материальных потребностей, ни противоположной крайности, превозносящей устремление людей к достижению материальных благ как высшей цели и ценности бытия. Имущественное положение человека само по себе не может рассматриваться как свидетельство о том, угоден или неугоден он Богу». [4, VII.1].
В свете сказанного правильно говорить не о православной экономике, а об экономике православных. Представляются возможными следующие пути формирования представления о таковой: (1) на стыке экономики и богословия – дальнейший сбор и обобщение отрывочных указаний, содержащихся в Священном Писании и Священном Предании; (2) на стыке экономики и истории – анализ реальной хозяйственной практики эпох и стран, в которых подавляющее большинство людей можно причислить к православным (Византия, Киевская Русь, дореволюционная Россия, Сербия, Болгария Греция), а также хозяйственной деятельности монастырей и крестьянской глубинки; (3) реальная хозяйственная деятельность, частная и коллективная, при постоянном памятовании о Боге и сохранении страха Божьего.
Литература
- Преподобный Иоанн Дамаскин Точное изложение православной веры http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very
- Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица или скрижали духовные. https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvichnik/lestvitsa-ili-skrizhali-dukhovnye/
- Протоиерей Серафим Слободской «Закон Божий» https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobodskoj/zakon-bozhij/
- Святитель Иоанн Златоуст Беседы на Евангелие от Матфея http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51
- Сомин Н. В. Евангельская имущественная этика. Русская социальная мысль. Цикл публичных лекций. – М., 2016. – 352 с.
- https://mospat.ru/ru/documents/social-concepts ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ Русской Православной Церкви
Очень круто! Лаконично. Прямо в точку. Благодарю! « Царство Мое не от мира сего». «Царствие Божие внутрь вас есть». «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.» И экономика этого Царства, вплоть до пришествия Царя Иисуса Христа, никак не сживется с земным безбожным материализмом. «Да придёт Царствие Твоё!» «Гряди Господи Иисусе!»