Доклад на конференции «Проблема суверенности современной России» (6 июня, ЦДЖ, организатор — Центр научной политической мысли и идеологии).
Аннотация
Хозяйственная жизнь России сегодня продолжает строиться по западным лекалам экономикс, порождая всё большее количество как прямых, так и косвенных разрушительных последствий; однако ряд блестящих русских мыслителей (среди них — экономистов) предлагали альтернативные способы целостного осмысления рецептов экономического процветания России. Актуальность данного исследования обусловлена современными экономико-полити
Основные выводы исследования: русская экономическая мысль есть яркое проявление цивилизационной идентичности и идейно-духовной специфики нашей страны; Россия обладает уникальным и ценнейшим духовно-интеллек
Ключевые слова: экономика, русская экономическая мысль, идеология, идентичность, суверенитет.
Russian economic thought as an expression of the ideological and spiritual sovereignty.
Anna Makarova,
Lomonosov Moscow State University, student
Today the economic life of Russia continues to be made by Western economics patterns, generating an increasing number of both direct and indirect destructive effects; however, a number of brilliant Russian thinkers (and economists among them) offer alternative ways of the holistic approach to the comprehension of recipes for economic prosperity of Russia. The topicality of this study is determined by modern economic and political challenges facing by our country and its need for urgent development of constructive economic projects — we believe that many of the ideas of S.F.Sharapov, G.V.Butmi, A.D.Nechvolodov, etc. can be successfully adapted and used.
Objectives of the study are: showing ideological and spiritual foundations of the economy as the basis of so-called Russian «humanitarian sovereignty», refuting economics as the only approach to the economy, considering the phenomenon of Russian economic thought. Goals identified a number of problems: an analysis of ideological bases of Western economics concepts through the prism of Russian holistic approach to the economic system, interpretation of the main points in the work of the economists and public figures mentioned above.
Key findings are: Russian economic thought is a vivid manifestation of the civilizational identity , ideological and spiritual specificity of our country; Russia has a unique and precious spiritual and intellectual heritage in the field of economic thought, and today it should be appreciated and actualized; modern methods of teaching economics in universities undermine this potential, forming in the younger generation the false image of the Western approach as the only possible and correct way of thinking. Thus, the theoretical understanding of the ways of Russian development (and considering of the works of Russian thinkers can help), will inevitably lead to concrete practical actions — and the sooner it happens, the greater potential can be used.
Keywords: economy, Russian economic thought, ideology, identity, sovereignty.
« Пора государственной мысли прекратить поиски
экономических основ за пределами России и засорять
насильственными пересадками родную почву; пора, давно пора
возвратиться домой и познать в своих людях свою силу».
В.Кокорев
Среди прочих социальных наук экономическая наука, надо признать, снискала добрую славу — работы, щеголяющие регрессионными моделями и анализом панельных данных не могут не вызывать уважения учёных, работающих исключительно с буквой и словом и лишённых «удовольствий» количественных методов. Цифра внушает уважение, не правда ли? Она кратко и безапелляционно объясняет, кто здесь прав, а кому пора сделать отрезвляющий глоток экономических санкций.
Экономика настолько истово держит курс на уподобление математической науке, что впору говорить о выделении эконометрики (или «математических методов в экономике») в абсолютно автономную дисциплину. Автономную от собственно хозяйственной жизни, задачи которой она и призвана была решать, зато успешно пристроившуюся рядом с солнцеликой и безусловно царственной Математикой, отражая её свет и греясь в лучах вполне заслуженной славы. Итак, дабы избежать модной сегодня суеты терминологически
В настоящей работе мы предпримем попытку доказать, что русская экономическая мысль достойна того, чтобы быть выведенной из забвения, по достоинству оцененной и, наконец, практически использованной. Более того, финансово-эконом
Рассмотрим «каноническое» определение экономики — его можно найти в любом школьном учебнике по обществознанию: «Экономика (букв. «правила ведения хозяйства дома») — хозяйственная деятельностьобщества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления». Итак, это «деятельность общества» (в нашем исследовании рассмотрим исключительно человеческое общество, игнорируя, скажем, интереснейшую экономику сообщества муравьёв) и «совокупность отношений». Следующий очевидный шаг — мы, вслед за большинством исследователей, утверждаем, что и «деятельность», и «отношения» необходимо подвергать добросовестному теоретическому осмыслению. Также бесспорным является тот факт, что именно экономикс постулируется полем этого осмысления и объяснения, располагающим сугубо научными инструментами. Таким образом, экономикс призвана в форме научного абстрактно-логич
Двигаемся далее — и возникает необходимость напомнить себе некоторые черты научного знания: наличие законов, доказательность (принципиальная проверяемость), логическая непротиворечивос
Тезис о принципиальном отсутствии законов в хозяйственной жизни нуждается в пояснении, и такое пояснение можно найти у Владимира Соловьёва (приведём комплексную пространную цитату — на наш взгляд, многое проясняющую): «Возьмем самый элементарный и наименее спорный из этих, так называемых, законов, именно тот, согласно которому цена товаров определяется отношением между спросом и предложением. Это значит: чем товар больше требуется и чем его при этом меньше налицо, тем он дороже стоит — и наоборот. <…> Законом в научном смысле называется, в отличие от простых данных наблюдения, такая связь явлений, которая имеет в своей сфере свойство всеобщности и необходимости, т. е. непременно обнаруживается в каждом случае, входящем в область применения этого закона. Естественный закон выражает не то, что обыкновенно бывает, а то, что бывает неизбежно,- он не допускает никаких исключений. Всякое действительное исключение из закона показывает недействительнос
Признавать в человеке только деятеля экономического — производителя, собственника и потребителя вещественных благ — есть точка зрения ложная и безнравственная»
Экономикс имеет вполне идентифицируемые корни и является авторским продуктом — например, таких значимых фигур, как Адам Смит, выполнявший заказ Ост-Индской компании, или успешный биржевой спекулянт Давид Рикардо, который и водил дружбу с властьимущими мира сего (точнее, златоимущими). В настоящем исследовании не ставилось цели доказательно рассмотреть происхождение политической экономии — предтечи экономикс — поэтому наши утверждения могут показаться до известной степени голословными. Так или иначе, не вызывает сомнения, что базовые концепции экономического либерализма как доминирующей теории были сформулированы вышеуказанными мыслителями и их последователями. Laissez-faire победоносно шёл по странам, завоёвывая умы, и последствие такого государственного невмешательства Россия хлебнула во время реформ Александра II и в постреформенный период. Сегодня мы продолжаем видеть покорное следование канону Вашингтонского консенсуса, видим и ряд совершенно убийственных для отечественного производителя, да и для экономики в целом, мер. И это в то время, как Запад не гнушается мерами т.н. «банковского социализма».
Итак, если экономика (по Аристотелю) — это домостроительств
Но без теоретического осмысления хозяйственной жизни страны обойтись невозможно — и самым, на наш взгляд, разумным будет обратиться к русской экономической мысли и к отечественному опыту ведения хозяйства.
Продолжение следует…
Оставить комментарий