Текст выступления на заседании Византийского клуба 22 июня 2016 года. (видеосюжет — ЗДЕСЬ, справа в колонке видео)
Спасибо за возможность выступить на заседании «Византийского клуба»; я, хотя и являюсь одним из учредителей Клуба – каюсь, на заседании присутствую в первый раз, поэтому сразу в «колею» могу и не попасть.
Когда шёл сюда, задавал себе вопрос: чего ждёт аудитория? Раскрытия фундаментальных вопросов – мировоззренческих, методологических, или же ответов на текущие, злободневные события? Я готов и к тому, и к другому. Первая часть вопроса, которая была мне сформулирована — «Православная цивилизация» — это как раз тот фундаментальный вопрос, который лишний раз обсудить нелишне. Сегодня говорили про «русский мир», про восточнохристианскую цивилизацию, про русскую цивилизацию… Достаточно сложно обсуждать серьёзные мировоззренческие вопросы, если у нас нет отработанного понятийного аппарата. Проведено несколько заседаний «Византийского клуба», но, думаю, такого консенсуса по терминологии до сих пор не выработано. И второй вопрос – вопрос, связанный со Всеправославным Собором. Эти две темы взаимосвязаны.
Я не богослов, не политолог, я — экономист. Но в то же время я православный человек, поэтому не только имею право, но и обязан отслеживать эти вещи и давать им оценку. Тем более что на заседаниях Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова (РЭОШ) мы такие оценки даём, и обязаны их давать.
На заседаниях РЭОШ мы не раз поднимали вопрос о том, что такое «цивилизация» вообще. Я, работая 40 лет в высшей школе, могу сказать, что даже сегодня обществоведы, независимо от того, что они преподают – экономику, право, социологию, историю, – подспудно продолжают воспринимать общество как общественно-экономическую формацию. В советское время в нас закладывали, что есть экономический базис, а есть надстройка. Формально в учебниках говорится про цивилизацию, но эта схема мышления «общественно-экономическая формация/базис и надстройка» продолжает доминировать, причём не только в учебниках и студенческих аудиториях, но и в СМИ, и в научной литературе. Получается всё-таки, что экономика первична, а всё остальное – вторично. К сожалению, сталкиваешься всё время с тем же подходом: экономика оказывается на первом месте, а духовно-религиозные вопросы оказываются «производными».
Я ведь это не абстрактно говорю. Многие документы – в том числе те, что обсуждаются сейчас на острове Крит – содержат в зародыше именно такой подход. То есть решив какие-то экономические проблемы, восточнохристианский мир решит и свои духовно-религиозные вопросы. Вот что меня поражает. Поэтому я начинаю разговор именно с вопроса о цивилизации.
Особенно сложно говорить о православной цивилизации. Мы уже знаем, что основы учения о цивилизации были заложены в России, Николаем Яковлевичем Данилевским. Эту работу продолжили Константин Леонтьев, Лев Тихомиров. Сегодня в учебниках чаще упоминают имена иностранные – Тойнби, Шпенглера, таких политологов и социологов, как Фукуяма, Хантингтон. К сожалению, такое увлечение западными авторами и концепциями очень пагубно сказывается на нашем понимании православной (или восточнохристианской) цивилизации.
Слава Богу, в последнее время появились хоть какие-то работы наших авторов, которые с позиций православия пытаются осмыслить православную цивилизацию. Назову некоторые работы, в названиях которых прямо содержится термин «православная цивилизация»: В.Н.Тростников «Православная цивилизация», покойный А.С.Панарин – его работа тоже называется «Православная цивилизация», одна из первых работ А.Л. Казина «Последнее Царство. Русская православная цивилизация». Но даже если возвращаться к первоистокам, к Данилевскому – увидим, что в его первоначальной схеме не было ни русской, ни византийской, ни православной, ни восточнохристианской цивилизации. В каком-то смысле продолжатель его дела Константин Леонтьев компенсировал эти недостатки, это продолжил Лев Александрович Тихомиров.
Мне иногда задают такой вопрос: скажите, ну где же она, эта самая православная цивилизация? Формально в России 80 миллионов людей называют себя православными. А сколько из них ходят в храмы? Получается, что православных не 70%, как утверждает Патриархия, а от силы 3-4%. Тут мне вспоминаются слова из песни Игоря Талькова «Глобус»: «Не вращайте глобус, вы не найдёте, на планете Земля стран таких не отыскать». Вот вроде бы на глобусе указочкой вы не очертите границы православной цивилизации, потому что это не географическое, не геополитическое, не юридическое, а духовное понятие. Очертить указочкой границы православного мира невозможно. Это своего рода «град Китеж», который ушёл под воду. Это некий «небесный Иерусалим», если выражаться словами Иоанна Богослова из последней книги Священного Писания.
Вот эти вещи и надо обсуждать. Мы часто попадаем в русло западного формализма и начинаем оценивать, описывать православную цивилизацию чисто формальными признаками: вот границы, вот страны, вот количество людей, которые себя считают верующими и т.д. С моей точки зрения, мы должны поднимать планку и обсуждать не только экономические, геополитические, но и духовно-религиозные, метафизические вопросы православной цивилизации. Сегодня сбываются слова апостола Иоанна, который в последней книге Священного Писания говорил, что этот православный мир (он, конечно, использовал другие слова) сжимается. Поразительные слова из Книги Откровение от Иоанна: «Стан верных и город возлюбленный» — это та небольшая горстка людей, которые будут противостоять силам, описанным в Откровении. Именно они будут давать последний бой при Армагеддоне.
Я понимаю, что завышаю планку – но это очень важно сделать для того, чтобы мы свежим взглядом посмотрели на то, что происходит в мире. Безусловно, Россия переняла эстафету «Второго Рима» — Константинополя, Византии. Нелишним будет напомнить, что Россия – преемница Византии, она получила такое богатейшее наследие, как решения семи Вселенских Соборов. Скажите откровенно – часто ли мы вспоминаем решения семи Вселенских Соборов? Часто ли мы руководствуемся этими решениями, когда принимаем какие-то документы? Под «мы» я имею в виду, скажем, Межсоборное присутствие Московской Патриархии, которое периодически выдаёт новые и новые документы, и мы не успеваем даже их переваривать. Ещё одно драгоценнейшее наследие, полученное от Византии – Символ веры. Литургические службы Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, труды Святых Отцов, начиная от великий каппадокийцев и кончая Григорием Паламой… Это же такое богатейшее наследие, часто ли мы его вспоминаем. Разве что «для галочки», а ведь это наше «золото». Афон с его тысячелетней традицией монашества.
Часто мы говорим, что Россия – преемница Византии, но тогда давайте быть достойными преемниками и жить согласно тем канонам, которые сложились в Византии за 1100 лет существования этой цивилизации. А самое главное — мы получили от Византии уроки. Горькие уроки, но всё-таки: это и урок 1204 года, урок Флорентийской унии 1438-1439 годов, урок 1453 года, который положил конец существованию «второго Рима». Это всё вещи, которые, с моей точки зрения, стоит обсуждать даже чаще, чем текущие события политики. Это будет нас только укреплять, потому что текущие события нас только вводит в состояние безысходности и уныния.
Русская цивилизация, преемница Византии, «третий Рим» — мы эти уроки слабо учим. Русскую цивилизацию уже много раз хоронили. Вспомним, например, времена Алексея Михайловича, вспомним, как старообрядцы говорили, что Патриарх Никон – это антихрист. А если антихрист – стало быть, всё: конец человеческой истории. А через несколько десятков лет на русской земле появляется новый «антихрист» Пётр – и опять звучат голоса «всё, конец истории!», и не по Фрэнсису Фукуяме, а по нашему, православному, вроде бы, пониманию. Наконец, 1917 год – уж это совсем конец света, и «антихристами» здесь называли и Ленина, и Троцкого… И тем не менее, мы, видимо, плохо понимаем слова святых, слова Священного Писания. Ведь всё-таки существует этот «град Китеж», существует эта православная цивилизация, вопреки всем алармистским заявлениям и паническим SOS-ам.
Сегодня надо говорить не о том, что находится «на хвостах». Когда мы заседаем в РЭОШ, я говорю: «Опять мы бьём по хвостам!». Снова и снова приходят «кулибины», которые говорят: «Вот давайте мы внесём какие-то коррективы в работу Центрального банка – и всё наладится! Россия будет спасена. А если будет спасена Россия – восстановится православная цивилизация». Ну, это даже не детский лепет. Для профессионалов-экономистов, финансивтов могу сказать: сколько лет носились у нас в околоправославных кругах сторонники «гезеллевских денег», «отрицательных» денег. Пожалуйста, господа, вот вам отрицательные деньги: Европейский центральный банк имеет отрицательный процент уже не только по пассивным, но и по активным операциям. Разве это вам не гезеллевские деньги? Что, наступило счастье, наступил земной рай? Это грубейшее непонимание того, как устроена история, как устроено общество. Поэтому не надо жалеть времени на то, чтобы ещё и ещё раз возвращаться к обсуждению того, что такое цивилизация вообще, и что такое православная цивилизация в особенности.
В следующем году будет 100 лет с момента так называемой «Русской революции», революции 1917 года. По-разному объясняют, почему она произошла. Но я хотел бы напомнить, что мы собрались в такой знаменательный день – 22 июня. Ровно 75 лет тому назад фашистская Германия вероломно нарушила наши границы и началась Великая Отечественная война. Для некоторых это было неожиданностью в то время, это был шок. Для других это было очевидным и понятным. Вот сегодня говорят про экономические санкции, охлаждение отношений между Москвой и Вашингтоном. Но разве это что-то новое? Разве мы не понимаем, что на протяжении многих столетий шло и продолжается, и будет продолжаться цивилизационное противостояние.
Первым ярким проявлением цивилизационного противостояния была битва Александра Невского с тевтонскими рыцарями. Впрочем, может быть, кто-то из историков назовёт более ранние события… Каждый раз находятся люди, которые удивляются – вот, как хорошо всё складывалось, и чем опять всё закончилось. Для наших геополитических партнёров Россия нужна только мёртвой. Она им не нужна ни коммунистическая, ни самодержавная, ни демократическая, никакая.
Те, кто ещё в XIX веке пытался осмыслить, что такое русский мир, говорили: да Россия – это часть Европы, и если она чем-то отличается – значит, надо её «подрихтовать», чтобы она была похожа на Европу. И она должна войти в Европу, отвечая всем «ГОСТам», всем европейским стандартам. Некоторые удивляются: откуда, скажем, взялась «пятая колонна», которая ратовала за поражение Российской империи в Первой мировой войне? Это как раз те самые интеллектуалы, представители элиты, которые считали, что Россия – это часть европейской, романо-германской цивилизации. Вот тогда всё будет нормально, тогда Россия будет соответствовать всем стандартам. Эти фундаментальные вопросы, осмысление – что такое цивилизация, что такое православная цивилизация, почему она никогда не может конвергироваться с романо-германской, или западной – всё это очень важно поднимать на заседаниях нашего клуба, и в том числе – международного Византийского клуба. У меня складывается впечатление, что некоторые наши греческие друзья думают, что Греция может слиться с единой Европой, при этом оставшись самобытной Грецией – той самой Грецией, которая сложилась в эпоху Византии. Нет, этого быть не может. И никаких иллюзий по этому поводу не должно быть.
Сейчас довольно много «горячих голов», которые подходят к 1917 году и говорят – «вот, проклятые большевики, убийцы, кровопийцы» и т.д. Опять-таки: не будем их сильно осуждать, потому что это люди, которые не очень сильно понимают метафизику истории. По большому счёту, историю делает Бог, и в отношении России у Бога есть свой замысел, и у России есть определённая миссия. Безусловно, русский народ явно недопонимает эту миссию, не дотягивает, и Господь помогает ему – помогает, может быть, жёстко и жестоко. Но, уверяю вас, что из тех вариантов, которые возникают у России, Господь всегда даёт самый щадящий. Давайте посмотрим: в 1917 году была и альтернатива. Но эта альтернатива страшнее большевистского ига.
То, что происходит с Россией, напоминает историю еврейского народа, историю двухтысячелетней давности, когда Христос проповедовал. В Священном Писании в основном говорится о том, как Христос обличал фарисеев. Были там и саддукеи, и партия ессеев – про ессеев почти ничего нет в Священном Писании, про саддукеев только кое-что. Христос в основном обличал фарисеев. А если посмотреть на то, что было в 1917 году – была альтернатива, и к власти могли прийти либо «фарисеи», либо «саддукеи». «Саддукеи» — это те, кто ни в Бога, ни в чёрта не верят, в вечное существование души тоже не верят – верят лишь в материю, в богатство. Большевики – это разновидность саддукеев, которые верили в материю. Фарисеи – это гораздо большая опасность. И слава Богу – думаю, что это промыслительно – Россия пошла по тому пути, по которому пошла. Мы этот путь ругаем и проклинаем, но нужно помнить, что альтернативы всегда могут быть только худшими. И на всех развилках истории русский народ всегда получает лучшую, а не худшую альтернативу – по великой Божьей милости.
Я посмотрел документы, которые готовились на Всеправославный собор. Один из них называется «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром». С моей точки зрения, это документ экуменистический, очень вредный, и я удивляюсь, как Московская Патриархия могла в первом приближении, на первом круге этот документ акцептовать. Ещё более «крутой», если выражаться просто, другой документ – «Миссия Православной Церкви в современном мире». Я изучил этот документ и, что называется, без комментариев.
Мы начинаем терять ориентиры, начинаем жить согласно законам «мира сего». Промыслительно так получилось, что две недели назад РЭОШ начало обсуждать один документ Межсоборного присутствия – «Экономика в условиях глобализации. Православный этический взгляд». Мы успели обсудить документ, на сайте РЭОШ естЬ мой развёрнутый комментарий, который в полтора раза больше первоисточника, базового документа. Складывается впечатление, что писали люди, во-первых, неграмотные, во-вторых – документ не просто экуменистический, но он продвигает интересы мировой финансовой олигархии и ратует за создание мирового правительства. Ещё удивляет, что на протяжении двух с лишним лет этот документ готовился кулуарно, и только сейчас мы его получили. Я сравниваю два документа – «Экономика в условиях глобализации» и «Миссия Православной Церкви в современном мире». Некоторые формулировки почти совпадают – чувствуется одна рука, одна дирижёрская палочка. Это ещё требует некого осмысления, и тут сидят мои коллеги, которые почитают и сравнят эти документы. Мы будем продолжать работу по документу «Экономика в условиях глобализации», потому что Межсоборное присутствие сказало, что до 1 сентября все желающие могут посылать свои комментарии, и документ будет дорабатываться с учётом этих комментариев. Он ещё не принят, это проект, над которым работали, по моим оценкам, 2,5 года, за которые можно было сделать, скажем курс «Экономика с позиций православия» в той же Духовной академии или духовных семинариях.
Кончается документ очень странно – «воззвание ко всему прогрессивному человечеству»: бороться за мир, бороться за социальную справедливость, за сохранение окружающей среды и т.д. Но я ещё не забыл те времена – и, даже грешным делом, пару раз участвовал в этих делах – подготовка документов, которые выходили из недр Международного отдела по ЦК партии. Вот это – один к одному, тот же самый стиль, и это настораживает.
На самом-то деле, вообще непонятно, зачем нужны эти документы. Думаю, что они нужны только для одного – для того, чтобы до минимума сблизить контакты с Вселенским Патриархом, который находится в Стамбуле. Понятно, кто такой Вселенский Патриарх, чьи заказы он выполняет. В некоторых поместных церквях есть люди, которые полностью поддерживают его экуменистические взгляды. Но если бы всё заканчивалось только идеологией… Там есть вещи более практические, прикладные, которые уже интересны даже экономистам.
Подытоживая, скажу: именно то, что сегодня явно снижена планка даже в нашем православном сообществе – что есть «хорошо», что есть «плохо», что такое догматы, а что такое экуменизм — это и позволяет некоторым не очень добросовестным людям продвигать такие документы. Поэтому от имени РЭОШ высказываю пожелание, чтобы Византийский клуб занимался не только обсуждением текущих событий, но и образовательной работой, просветительской, и даже, если угодно – миссионерской.