28-2

Павел Сатлейкин. Проблемы безопасности как целостной государственной системы

Ключевые слова: Россия, безопасность, система, государство, устойчивость, вызовы, угрозы, закон, право, цель, состояние, защищенность.

 

Безопасность – необходимое состояние любого государства. Мир и война, конкуренция и солидарность, компромисс и непримиримость – основные символы, олицетворяющие и определяющие социальный прогресс, и, одновременно, создающие препятствие в его развитии. Закон единства и борьбы противоположностей подтверждает свою правоту.

С развитием технологий все процессы резко ускорились, стали более опасными и непредсказуемыми. Мировой баланс, поддерживаемый гегемонией англо-саксонского мира, стал нарушаться, что резко изменило геополитический расклад сил, и не в пользу России.

После начала СВО на Украине, со стороны Запада усилились попытки изолировать Россию, максимально ослабить ее жизненные силы, а, в идеале – уничтожить. Сегодня страна подвергается серьезным испытаниям. В этих условиях безопасность – важнейшее условие выживания.

 

Основные признаки системы и ее структура

Под системой обычно понимается целостное единство элементов, синхронно взаимодействующих между собой в рамках заданной программы. Сложная система имеет вертикальные и горизонтальные связи, что придает ей иерархический уровень и более сложную конструкцию.

Согласно общей теории систем (ОТС), система имеет единое поле, на которое согласованно воздействуют все ее части, стремящиеся к равновесию. Эффективность системы определяет порядок и мера.

Как заметил еще Аристотель, целое больше чем сумма его частей. Целостность системы – это новое качество. Решение любой проблемы требует комплексного подхода, это относится и к категории безопасности. Так, защита территориальной целостности осуществляется дипломатическими, экономическими, военными и иными мерами. Слабость одного звена делает уязвимым всю основу безопасности.

Стержнем социальной системы являются доктрина – воззрение и руководящее предписание в какой-либо области. С этих высоких позиций и оценим эффективность безопасности как системы. Даже при поверхностном взгляде становится очевидным, что необходимыми признаками и свойствами целостности, действующая система безопасности не обладает.

Во-первых, нет рамочного закона, который мог бы комплексно описать и оценить основные угрозы, адекватно и по всем параметрам ответить на вызовы времени. Во-вторых, как следствие первого, все структуры безопасности разобщены, дезинтегрированы, работают в разнобой, каждая сама по себе.
В-третьих, элементы системы не имеют пересекающихся полей и стыковочных узлов.

Так, в рамочном законе «О безопасности» (каковым он не является), основными видами безопасности признаются: безопасность государства, общественная безопасность, экологическая безопасность и безопасность личности. Причем, личность ставится во главу угла всей правовой системы, а государство остается на задворках. Вторичная роль государства нашла свое отражение в ФЗ «О безопасности». В нем не нашлось места военной, экономической и технологической безопасности.

Возможно, законодатель под этими видами безопасности подразумевал безопасность государства в целом, или отнес эти направления к иным видам безопасности. Но и такой подход взывает вопросы. Не выделять военную безопасность в общем законе о безопасности в условиях нарастающей агрессии против России – серьезнейшая недоработка. ФЗ «Об обороне» не восполняет этого пробела, поскольку не касается военной политики, а решает вопросы организации военного дела, что не одно и то же.

Экономическая безопасность в упомянутом законе, тоже не затронута.
Это направление регулируется Указом Президента России от 13.05.2017 г. № 208 «О стратегии экономической безопасности России на период до 2030 года».
В этом Указе есть ссылка на ФЗ «О безопасности», но в нем экономическая безопасность не является предметом ведения. Никакого перекрестного регулирования в системе безопасности нет. Это не сообщающиеся сосуды.

Неупоминание технологической безопасности в ФЗ «О безопасности», тоже не обосновано. В условиях деиндустриализации страны, ее импортозависимости в высокотехнологичных областях, развитие и защита технологий, едва ли не главная задача.

Кроме интересов, существуют еще и нематериальные ценности: традиции, историческая память, национальное достоинство и другие. Если интересы тело нации, то ценности – ее душа. Духовное производство важнее материального. Если погаснет национальное самосознание, на что направлен основной удар противника, некому будет защищать страну. Но национальные ценности вообще выпали из реестра ФЗ «О безопасности». А тело без души нежизнеспособно.

В области стратегического планирования, национальная безопасность справедливо увязывается с экономическим развитием страны. Действительно, безопасность – не самоцель, а один из инструментов развития. Но каковы ее направления согласно Указу Президента «О национальных целях развития»?

– сохранение населения, здоровья и благополучия людей;

  • создание возможностей для самореализации и развития талантов;
  • обеспечение комфортной и безопасной среды для жизни;
  • цифровая трансформация.

Когда Россия поставлена на грань выживания, разве это серьезные цели?
Да и цели ли это вообще? Цель, как известно, это идеальный образ, направление, конечный результат. «Сохранение населения…» в логику понятия цель совершенно не укладывается. «Забота о гражданах…» тоже не цель,
а обязанность социального государства (статьи 37, 41, 42 Конституции). «Создание возможностей для самореализации и развития талантов» – условие для раскрытия творческого потенциала людей, не цель, а средство.

Что касается цифровой трансформации, то несмотря на мутное определение, это «прогрессивное» начинание может так трансформировать Россию, что она себя в зеркале не узнает. Это бомба замедленного действия, которая может взорваться в любой момент по «приказу» ее разработчиков. Оцифровать человека (а в этом весь смысл цифровизации) – значит поставить на лоб печать дьявола «…Никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это очертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13:17). Задача органов безопасности найти и обезвредить этого зверя, затаившегося под сенью закона.

У нас много институтов развития (тоже адептов цифровизации), есть даже Департамент стратегического развития и инноваций Минэкономразвития, но самого развития не видно, в том темпе, который был в России в период индустриализации или сегодня в Китае. Специалисты в области развития, ищут проблемы не там, где они есть, а места, где они реально существуют, умышленно или по незнанию обходят мимо. Один пример с АО «РОСНАНО» чего стоит. Потрачены огромные деньги, а результат – пшик.

Россия всегда была страной больших масштабов и великих свершений. Сравним идеологемы: «Москва – третий Рим» (старца псковского Спасо-Елиазарова монастыря Фелофея, 16 век), «самодержавие, православие, народность» (графа С.С. Уварова, 19 век), программу построения коммунистического общества, принятую на 22 съезде КПСС (1961 г.). Ужаснемся их несопоставимости. Нынешние цели как кривые и узкие дорожки, нас точно не приведут к Храму.

О каком развитии можно говорить, если мы даже не знаем, где находимся и куда нам идти. Без точки опоры не то что двигаться, подняться невозможно. Стреноженной России даже пастух не нужен, она все равно далеко не уйдет.

Если нет внятной цели, то невозможно поставить задачи, определить ресурсы, принять программу развития. Соответственно, проблематично выстроить единую интегральную линию: «развитие – безопасность». Обеспечить безопасность страны, находящейся в тумане, невозможно. Если цели не видны, то как их защищать?

В структурном плане, безопасность, в силу ее сложной организации и многофункциональности, можно назвать гиперсистемой. Но сложность не означает непознаваемость и невозможность наладки системы. Выдающийся ученый-физик И.Н. Острецов считает, что социальные процессы предопределены, а значит – познаваемы. Для их раскрытия нужно использовать междисциплинарный метод исследования с привлечением математического аппарата (высшей алгебры, теории множеств), физических законов (квантовой механики, термодинамики) и других междисциплинарных методов.

Оценивая проблемы безопасности в этом ракурсе, можно отметить, что существующая методология оценок угроз и вызовов далеко несовершенна.
В ее основе лежит стохастическое понимание процессов, как суммы случайных факторов. Такой линейно-механистический детерминизм не позволяет правильно определить причинно-следственные связи, а значит, понять истинную природу угроз и вызовов.

Перенастроить и перезапустить существующую систему безопасности – невозможно, отсутствует необходимая элементная база. Эта квази-система больше имитирует защиту, чем реально обеспечивают безопасность. На ложных посылках создать эффективную систему безопасности нереально, где-нибудь, да прорвется, ни сегодня, так завтра.

В организационном плане, представляется, что система безопасности должна иметь двойной контур – стратегический, обеспечивающий эшелонированную оборону от всех видов угроз по всем направлениям, и оперативно-тактический, реагирующий на конкретные угрозы и вызовы в режиме реального времени (мониторинг безопасности). Стратегия основывается на принципах дополнительности и синергии. Тактика действует по принципу: «опасность – реакция» (угроза – ответ). Решающим фактором здесь выступает время: опоздал – проиграл, опередил – победил.

Известно, что масштаб целей определяет и подход к их обеспечению. Поскольку безопасность является частью внешней и внутренней политики, то она не может выйти за рамки поставленных государством задач. Часть не может быть выше целого или подменять его. Целеполагание – прерогатива власти, а ее усмотрение может иметь разные цели: от сохранения режима (что мы наблюдаем) до прорыва (чего пока не видно).

Народ от принятия важнейших политических решений отсечен. Последний референдум, на котором он мог сказать свое слово, проводился в 1993 году по поводу принятия Конституции. Народ повелся на свободу, но оказался в олигархической и международной кабале.

Непоследовательность и неуверенность – худшая политика. Иногда сумасбродная ошибка противников, доведение ситуации до точки кипения, быстрее приводит к принятию компромиссных решений, чем длительные переговоры и дипломатические игры. На краю пропасти острее ощущается запах гари и благоразумие начинает брать верх. Страх не только сковывает, но и отрезвляет.

Н. Хрущев показал американцам «Кузькину мать», после чего Дядя Сэм
на многие годы присмирел. Но сегодня, не имея управы, он опять распоясался. Неужели «Кузькина мать» покинула Россию, и пугать наших «партнеров» больше нечем?

Эффективность безопасности прежде всего зависит от социальной солидарности, сплоченности народа, власти и общества. Однако, при таком уровне социальной несправедливости говорить о морально-политическом единстве не приходится.

Основным политико-юридическим документом, регулирующим вопросы безопасности, является Конституция – Основной закон. Но ее либеральная направленность очевидна. Конституция принималась в ельцинско-отступнические годы, под грохот выстрелов по Парламенту. Что можно ожидать от такого Основного закона? В результате, национальное достояние растащено по бездонным карманам олигархов, а народ получил дырку от бублика.

Соответственно, правовая основа национальной безопасности страдает той же болезнью. Вся правовая система, по сути – перевернутая матрица, антипод русской жизни. Диссонанс между национальным духом и навязанной народу системой ценностей, является главной угрозой России.

Много вопросов вызывает понятийный аппарат. Трудно, например, согласиться с определением безопасности как состоянием защищенности. Защищенность достигается, а не образуется сама собой. Безопасность – не равновесная система, поэтому состояние защищенности не может быть константным и длительным. Это, скорее исключение, чем правило. Нелинейная система должны исходить из презумпции опасности и быть всегда начеку.
В любой момент все может измениться, возникают новые угрозы, а прежние могут усилиться или отпасть.

Перейдем к рассмотрению отдельных направлений и начнем с анализа экономической безопасности. Здесь акцент делается на внешние угрозы: «мировую, рыночную настильность», «неустойчивость международной финансовой системы», «увеличение разрывов между реальной и виртуальной экономикой».

За этими неопределенными терминами скрываются внутренние проблемы, но о них говорится в будущем времени и в абстрактной форме. Употребляются такие формулировки: «корректировка рыночных механизмов», «укрепление экономического суверенитета», «повышение конкурентоспособности», «необходимость институциональной и структурной перестройки» и другие пожелания самим себе. Эти озабоченности власти мы слышим из года в год, но ничего к лучшему не меняется. А благими намерениями, как известно, вымощена дорога в ад (крылатое выражение, приписываемое английскому писателю
С. Джонсону).

Неудивительно, что такая беззубая, умозрительная политика, никак не отреагировала на замораживание совокупных активов России, которые, по свидетельству В. Катасонова, в свою очередь, ссылающегося на данные университета Бранко Милановича, составляют 600-700 миллиардов долларов. Наш ответ Керзону, в виде ответных экономических мер, например, замораживание выплат по внешнему долу, не прозвучал. Сегодня уже рассматривается вопрос о конфискации наших активов для выплаты репараций за причиненный Украине ущерб от СВО. Но у нас еще есть резервы, есть куда отступать, кое-что в казне еще осталось.

Призывы к мобилизационной экономике, необходимость которой убедительно аргументировали лучшие аналитики страны (А. Проханов,
В. Катасонов, М. Делягин и другие), полностью проигнорированы финансово-экономическим блоком Правительства, судя по всему, и Президентом тоже.
В результате, вместо приобретения расточительство, вместо приумножения потери. Это и есть истинная суть экономической политики.

При сырьевой направленности экономики, ее зависимости от международной и кредитно-финансовой системы сложно говорить и о полном финансовом суверенитете.

Целесообразность вступления России в ВТО не просчитывалась, а это вопрос экономической безопасности. ВТО, с его обязанностью защищать принципы свободной торговли, никак не защитила Россию от санкций.

В структурном отношении, безопасность как область социо-техно сферы, состоит из трех интегральных подсистем: технической (технологической), информационной и организационной. Венчает всю эту гибридную конструкцию человек как «мера всех вещей» (Протагор). Он планирует, создает и запускает систему, оказывает на нее управленческое воздействие, восстанавливает нарушенное.

Любое планирование начинается с идеи (идеального образа), который есть «движение от идеала к практике» (В. Багдасарян). Настолько глубока и содержательная мысль, настолько эффективна и ее практическая модель. Конечной целью системы безопасности является неуязвимость России от внешних и внутренних угроз, сохранение обороноспособности страны, защита суверенитета и территориальной целостности страны. В этом отношении можно говорить о несовершенстве системы безопасности от идеи до механизма реализации.

 

Правовая основа безопасности

За основу правового анализа взяты: Конституция России,
ФЗ «О безопасности», ФЗ «Об обороне», Военная доктрина Российской Федерации, ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Указ Президента «О стратегии национальной безопасности», Указ Президента «О национальных целях развития».

Общая оценка правовых актов не порождает оптимизма. Правовое поле растянуто, законы друг друга «не видят» и не «узнают», отсутствует единый правовой контур рамочный подход.

Вся концепция безопасности не отражает истинного положения вещей: законы и жизнь идут в разные стороны. Законы отворачиваются от главных проблем страны, в том числе и в сфере безопасности. Умалчиваются острые темы: коррупция, социальная несправедливость, демография, социальная незащищенность граждан.

Конституционные гарантии в области защиты прав и свобод человека, фактически не исполняются. Любой гражданин, писавший жалобы в государственные органы, это подтвердит.

Во всех анализируемых документах лежит вредоносный отпечаток деидеологизации. Оно и понятно, не могут же законы ослушаться Конституцию как акта высшей юридической силы, запрещающей идеологию. А без нее вся система безопасности корабль без компаса и машина без руля, дыра, в которую утекают все национальные прожекты.

 

Национальная система безопасности и геополитика

Мир переходит в стадию посткапитализма, нового, еще неизведанного общества. Его характеристики до конца не проявлены, но некоторые его очертания уже обозначились. Поднимает голову либеральный фашизм, разжигается русофобия, Европа перестает быть христианской колыбелью. И пока не видно, чем Россия достойно могла бы ответить на эти вызовы.

Понятно, что вектор безопасности должен быть расширен в направлении усиливающихся угроз. Но ФЗ «О безопасности» давно устарел, как по форме, так и по содержанию, хотя поправки в него были внесены в 2020 году. Сегодня этот закон не является надежным инструментарием национальной безопасности.

Самый уязвимый пробел ФЗ «О безопасности» отсутствие идеологического и духовного (сакрального) понимания угроз. Противник метит в душу народа, пытается погасить национальное самосознание, разложить страну изнутри. Но вместо понимания и отражения этих угроз, власть действует заодно с врагом. В этом легко убедиться, если проанализировать т. н. культурную политику, наполненную бесовщиной и оккультизмом.

Проблему внутренней политики власть вообще обходит стороной. Оно и понятно, хвалиться нечем, а отвечать на острые вопросы о социальной несправедливости, имущественном расслоении, отсутствии социальных лифтов, не хочется, нечем крыть.

Но народ «глазастый», он видит продажность и космополитизм элиты, понимает, что в стране создан кланово-олигархический режим, работающий только на себя. Национальные интересы ему глубоко чужды. Антинациональный, антинародный курс вот что сегодня является главной политической угрозой страны.

О нежелании власти серьезно заниматься проблемами страны, свидетельствуют: отсутствие национальной идеи (идеологии), эпигонский, вторичный характер внешней политики, заигрывание с противником.

До недавнего времени, внешняя политика России исходила из ложного постулата о том, что мы и Запад хотим одного и того же (А. Фурсов). В этом контексте, защита суверенитета не имеет принципиального значения, поскольку наши интересы совпадают, а врагов у России нет.

Такая слабая и неуверенная политика во многом является следствием распада СССР. Россия, как его правопреемница, резко сдала свои позиции, упустила стратегическую инициативу, приняла правила чужой игры. Мало того, что страна потеряла свое лицо, стала еще посыпать голову пеплом, каяться в грехах «тоталитарного» прошлого. А слабых в большой политике как добивают. Признал вину, пощады не жди. Поэтому русофобия и антикоммунизм, как орудие Информационной (Холодной) войны, в том числе и наш внутренний продукт.
Мы «врагам настежь отворили ворота свои» (Наум.3,1,13).

В области внутренней политики, несмотря на проведение СВО,
по-прежнему нет единства фронта и тыла. Священной и народной война так и не стала. Не проведена селекция между своими и чужими. В трудный час это сделать необходимо.

Несмотря на возрастающие угрозы, в стране продолжает господствовать либеральная идеологема, отравляющая весь государственно-общественный механизм, все его институты, включая сферу безопасности.

Вся концепция безопасности носит пассивно-созерцательный характер. Пока гром не грянет, страна не перекрестится. Иллюстрацией служит реакция России на поэтапное приближение НАТО к границам России. Власть забила тревогу, когда под его пятой НАТО могла оказаться Украина, ближайший и самый опасный плацдарм для военной агрессии.

Беспринципный, антинациональный характер внешней политики нашел свое отражение и в постоянных уступках в международных спорах. Границы России менялись много раз, но до воссоединения Крыма, по большей части, приводили к отсоединению российских территорий. В 1991 году Китаю было передано 0,74 квадратных километров острова Даманский по реке Уссури, где проливалась кровь советских пограничников в защите территориальной целостности. С 1991 по 1998 годы Китаю было передано около 6000 мелких островов сухопутной территории России. В 2005 году Китаю был передан остров Тарабаров.

В 2010 году Азербайджану во время демаркации была передана территория сел Урьян-Уба и Храх-Уба, общей площадью 1480 квадратных километров.
В 2013 году Азербайджану были переданы два Дагестанских села по реке Семур, общей площадью 30 000 квадратных километров. В 2010 году Россия передала Норвегии часть акватории Баренцева моря и Северного Ледовитого океана общей площадью 87 500 квадратных километров. Такие «щедрые подарки» другим странам сегодня законодательно пресечены, но вернуть свое уже невозможно. Защита территориальной целостности должна стать основой доктрины безопасности.

Считаю, что концепция национальной безопасности должна быть направлена во вне и иметь экстерриториальный, наступательный характер. Там, где возникает угроза национальным интересам, там и должна быть рука Москвы. Это должно быть прямо написано в новом законе о безопасности.

 

Святая Русь, проснись и внемли!

Святитель Николай Сербский (Велимирович) утверждает, что «не существует естественных законов», но есть универсальный Вселенский (Божественный) порядок. О законе можно говорить только применительно к людям, но «всяк человек – ложь» (Пс. 115:2). От такого человека нельзя ожидать гармонии и идеальной организации.

С высоты Божественного понимания порядка виднее и проблемы безопасности. Всему миру, а не только России, угрожает лукавый, он и есть общий враг человечества. Все угрозы – суть его происки.

Враг рода человеческого может замаскироваться хоть в камне, хоть в слове. Этот деспот политизирован, актуален и всегда современен. Каждому адепту он находит занятие по душе. В политике он скрывается в привлекательных лозунгах: «свобода», «равенство», «братство», «демократия», «республика».
Все революции – его затея.

Россия тоже впала в этот умопомрачительный соблазн и написала эти «ценности» в Конституцию, сделала основным законом нашей жизни. Именно такое построение государственности ослабило Россию и всю ее иммунную систему. В таком нежизнеспособном и растерянном состоянии страна пребывает и сегодня.

Россия идет в противоход своей истории, а значит, запрограммирована на самоуничтожение. И никакая система безопасности, обслуживающая такой порядок вещей, ее не спасет. Случайно или нет, но знаки и символы на нашем пути расставлены так, чтобы завести в тупик и уничтожить.

Россия находится в таком положении, когда впереди пропасть, а сзади каток. Титаник тонет, а власть и народ обсуждают меню на ужин, которого может не быть. В таком расслабленном состоянии, в преддверии Третьей мировой войны, Россия не устоит.

Болезнь слишком запущена, чтобы ее лечить медикаментозными средствами. У нас один выбор: духовная или либерал-фашистская диктатура: бич Божий или бесовский кнут, третьего – не дано.

Идеальный образ России – Святая Русь. По словам Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Святая Русь – это не миф, а метареальность, соединение небесного и земного. Святая Русь и есть наша идеология и великая цель.

 

Но сегодня «над нашей Родиною дым»

/И значит нам нужна одна победа

Одна на всех – мы за ценой не постоим/
(Булат Окуджава)

 

Выводы:

  1. Главная угроза России – мировой капитал и ставленники его. Пока он правит миром, Россия будет под ударом.
  2. Вся надежда России на возрождение национального духа народа, укрепление русского мира, выработке альтернативного пути развития.
  3. Система безопасности России, по сути иллюзорная модель, «дырявое» пространство, через которое, без особого труда проникают угрозы, поражающие жизненно-важные объекты, прежде всего, национальное самосознание.
  4. Перенастроить и переформатировать систему безопасности невозможно. Ее надо выстраивать заново, по другим лекалам.
  5. Повернуть страну к развитию и созиданию нынешнее политическое руководство не способно. Нужен новый курс, проводимый ответственными за судьбу страны людьми.

 

Сатлейкин Павел Иванович

к.ю.н., полковник милиции в отставке, ветеран боевых действий

1
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Гость Авторы недавних комментариев
Гость
Гость
Гость

Нас, зрячих и думающих русских, много. Много и на влиятельных постах. Но всех сковывает самоцензура и страх потерять, что имеешь: должность, профессию, хороший заработок, приятелей-евреев, дальнейшую карьеру и «рукопожатность» в оsидовленном міре. Вот этим нашим страхом и силен наш враг, сам-то по себе безсильный против правды, как ее ни пытается душить. Только освобождение от страха иудейска может освободить и созидательные силы народа. Люди, готовые жить без этого страха, участвуют в русском деле каждый на своем месте, и распространяют вокруг себя пространство свободы явочным порядком, помогают другим солидарно и соборно освобождаться с постоянным ощущением, что жить надо перед Богом так, как… Подробнее »

Смотрите также