Аннотация: насилие можно рассматривать как исторический, социокультурный и духовный феномен. По направленности энергетики насилие может быть обращено как во внутрь (сдерживание эмоций, обуздание пороков, смирение гордыни), так и во вне, как акт внешней агрессии.
В экзистенциальном, духовном смысле, насилие не что иное как акт злой воли, разрушение божественных смыслов бытия, противоестественное поведение возгордившегося своей свободой и самостоятельностью человека.
Самым опасным, безусловно, является внешнее насилие, поражающее людей и объекты, вносящее сумятицу в общественные отношения. В ходе эволюции массовидность насилия возрастала. Для нахождения баланса интересов и сдерживания личной агрессии возникло государство и его обеспечительные институты (законы, карательные органы, суды). Образование государства дало мощный толчок в развитии организованного и управляемого человеческого сообщества.
Как социально-культурное явление, насилие – продукт рационального мышления, побочный результат борьбы за существование. С тех пор, как человек стал выделять себя из социума, у него возникли личные интересы и потребности. Столкновение интересов уже само по себе порождает конфликтный потенциал, а повод, как известно, всегда найдется.
В работе обращается внимание на двойственную природу насилия. С одной стороны, насилие рассматривается как агрессивно-деструктивное проявление человеческой воли, с другой – вынужденная, ответная реакция, направленная на самооборону, сдерживание агрессии или превентивные действия по нейтрализации будущей (зреющей) угрозы. В этом отношении характерным примером является проведение Россией СВО на Украине.
Этим и другим вопросам посвящена данная статья.
Ключевые слова: насилие, терроризм, угроза, вызов, спецоперация, страсть, государство, социальная система, компромисс, согласие, человек, общество.
Violence as a historical and socio-cultural phenomenon
Abstract: violence can be considered as a historical, sociocultural and spiritual phenomenon. According to the direction of energy, violence can be turned both inward (restraint of emotions, curbing vices, humility of pride), and outward, as an act of external aggression.
In the existential, spiritual sense, violence is an act of evil will, the destruction of the divine constants of being, the unnatural behavior of a person who is proud of his freedom and independence.
The most dangerous, of course, is external violence that strikes people and objects, bringing confusion to social relations. In the course of evolution, the mass character of violence increased. To find a balance of interests and deter personal aggression, the state and its security institutions (laws, punitive bodies, courts) arose. The formation of the state gave a powerful impetus to the development of an organized and controlled human community.
As a socio-cultural phenomenon, violence is a product of rational thinking, a by-product of the struggle for existence. Since a person began to distinguish himself from society, he had personal interests and needs. A clash of interests in itself gives rise to conflict potential, and, as you know, there is always a reason.
The work draws attention to the dual nature of violence. On the one hand, violence is seen as an aggressively destructive manifestation of human will, on the other hand, it is a forced response aimed at self-defense, deterring aggression or preventive actions to neutralize a future (ripening) threat. In this respect, a typical example is Russia’s NWO in Ukraine.
This article is devoted to these and other questions.
Key words: violence, terrorism, threat, challenge, special operation, passion, state, social system, compromise, consent, person, society.
Нет мира нечестивым
(Исаия, 57:21)
Характеристика насилия и его тенденции
Насилие кроется в самой человеческой природе. Эволюция, как ожидалось, не сделала человека лучше и не уменьшила градус насилия. По сути, насилие – одна из главных загадок человеческой истории, которую можно назвать историей войн и разрушений. Поскольку в мире существует зло, борьба с ним невозможна без ответного насилия. Насилие – процесс самовоспроизводящийся. В динамичной системе, стремящейся к равновесию, любые колебания (повышенная социальная активность) вызывают возмущение среды и вносят в нее дисбаланс.
Без оправданного и взвешенного насилия человечество существовать не может. Во-первых, старое добровольно не уступает свое место новому, во-вторых, антиобщественное поведение зачастую можно пресечь только силовыми средствами, в-третьих, лица, совершившие тяжкие преступления, должны быть изолированы от общества как мера социальной защиты.
Но и новое не всегда означает лучшее. Как правило, новое подавляет традицию, разрушает преемственность и устойчивые связи. К тому же, цивилизационный процесс не всегда движется по восходящей. Мировое сообщество на новом ветке может свалиться к очередному варварству, а разум и рационализм не всегда имеют положительные характеристики [1].
Современные способы насилия столь тонки и изощрены в своих проявлениях, что его давления извне неосязаемо. Более того, власть зачастую маскирует насилие под вынужденные ограничения и даже представляет его благим делом. Ковидные ограничения тому пример.
К. Маркс двигателем прогресса считал противоречия. «Сосуществование двух взаимно-противоречащих сторон, их борьба и их слияние в новую категорию составляет сущность диалектического движения» [2]. В дальнейшем, этот тезис получил название закона «единства и борьбы противоположностей». К. Маркс вообще считал насилие повивальной бабкой истории [3].
В геополитике насилие и сегодня является основным инструментом продвижения национальных интересов, вплоть до полного подавления противника. Но и сила (даже могущество) величина не постоянная. Истории известны случаи гибели великих, высокоразвитых цивилизаций, достигших пика своего влияния (цивилизации майя, шумеров, викингов и другие цивилизации).
Современная потребительски-силовая цивилизация движется поэтому же пути, но более ускоренными темпами. Сегодня все человечество оказалось под угрозой гибели. Потребление – процесс бесконечный, а алчность наша не имеет границ. Природа уже не выдерживает антропогенных нагрузок. На насилие по отношению к себе природа отвечает отрицанием самого человека, делает токсичной среду его обитания.
В историческом контексте, насилие – продукт эго-рацио цивилизации, линейно-материалистического понимания социально-исторических процессов. «Вся многочисленная история человеческого развития свидетельствует об атрибутивной принадлежности насилия к бытию» [4]. В мире действительно господствуют отношения власти и подчинения. Сила, зачастую, успешнее и эффективнее закона. Но все же, хотелось бы подвергнуть сомнению утверждение об атрибутивности насилия.
То, что насилие присутствует в нашей жизни, еще не свидетельствует о его неотъемлемости (имманентности). У насилия есть альтернативы и противовесы. Любая социальная организация может быть устойчивой при наличии, как минимум, равновесия сил организации и дезорганизации. Разумные люди все же стремятся к определению баланса интересов путем признания прав других. В конце концов, существует понимание последствий применения силы, и это сдерживает враждебные намерения.
К тому же, насилию успешно противостоят солидарность, дружелюбие, терпимость, альтруизм, наконец. Ведь если насилие атрибутивно, то снижается ответственность за его проявление. Если насилие детерминируется высшими силами и человеческая воля не автономна, то какой спрос с подчиняющегося им человека?
Насилие имманентно присуще животным, живущим инстинктами и генетической программой. Но человек существо духовное (в идеале), у него есть множество сдерживающих механизмов (разум, совесть, вера, закон, обычаи, традиции, страх). Человек не должен уподобляться рефлексирующим животным даже в угрожающей ситуации.
Социальная конфликтология как метод исследования показывает, что уровень жестокости не всегда зависит от агрессивности социальной среды. Во- первых, потому, что социальная среда совершенствуется, противоречия вполне могут быть разрешены ненасильственным путем. Во-вторых, у человека (социума) всегда есть достойные и не менее эффективные альтернативы.
По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) насилие – преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы или общины, результатом которого является (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонение в развитии или разного рода ущерб [5]. Конечно, перечислены не все признаки насилия, но это определение дает общее представление об объектах, формах и направленности насилия.
Способность социума противостоять коллективному и индивидуальному насилию свидетельствует о его зрелости и цивилизованности. Насилие развращает нравы и разбалансирует социальные отношения. В этой связи сказано: «Не обольщайтесь, худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33).
В широком смысле, «насилие – не самостоятельная сущность, а инструмент целого для достижения более высокой цели» [6], которой является достижение абсолютной власти, мировое господство. Именно поэтому человечество находится во власти темных сил, подминающих под себя все духовное, ослепляющее «верховных жрецов» своей Правдой и Чистотой.
У насилия много форм, направлений и оттенков. Насилием, например, можно признать и отсутствие выбора при его необходимости. «Ибо все, что вынуждает подчиняться логике внешних обстоятельств, может быть истолковано в качестве насилия со стороны этих обстоятельств» [7].
Современные технологии, особенно искусственный интеллект (ИИ), вообще не оставляют человеку никакого выбора. Игорь Шнуренко в книге «Демон внутри. Анатомия искусственного интеллекта», убедительно раскрыл беспомощность человека перед технологией тотального подавления личности. Эта (Всемирная паутина), по его мнению, рождают диктатуру, где победитель (Заказчик) получит все. Открытым остается только один вопрос: кто Заказчик? [8].
По сути, человечество продолжает идти по пути социал-дарвинизма. «Прогресс» заключался только в изощренности методов сокращения человеческого рода и создании более комфортных условий для избранных.
Формы и виды насилия
На протяжении всей своей истории человечество сталкивалось с различными формами и проявлениями насилия. В широком смысле, насилие – продукт человеческой агрессии, высшей степени нетерпимости, возведенной в крайние (экстремистские) формы. Человеческая цивилизация развивается неоднородно. Прогресс сопровождается не только великими открытиями и благами, но и новым варварством. Особенно ярко это проявляется в военной области. В войнах используются самые современные достижения истребления человека и среды его обитания. И это обратная сторона прогресса.
Но даже разум, как один из двигателей общественного развития, не совершенен, не всесилен и не всегда созидателен. Свобода, «священная корова» либерализма, тоже не является однозначным благом. Переходя в разнузданность, свобода (а ее грани очень подвижны), может принести больше вреда, чем диктатура. Злоупотребление свободой сегодня стало одной из фундаментальных проблем современного общества, движущего в сторону самоуничтожения.
Если говорить о видах насилия, то самым опасным является политическое насилие, поскольку оно использует силу и авторитет государства. Понятно, что без правового принуждения ни одно государство существовать не может, но правящая элита зачастую этим злоупотребляет, чтобы подольше удержаться у власти. Чрезмерное насилие вызывает возмущение народа, склоняет его к неповиновению. В результате, разрушается общественная стабильность, слабеют государственные устои. Возникает необходимость в наведении порядка более жесткими средствами. В итоге, эскалация насилия подавляется насильственными же средствами.
Право, по Марксу – возведенная в закон воля господствующего класса (лучшей характеристики никто не дал). Только выдавая свой интерес за всеобщий, правящий класс способен удержать власть. Но интересы верхушки далеко не всегда совпадают с интересами большинства. Это приводит к политическому напряжению, зачастую переходящему в массовые протесты, апогеем которых являются революции, бунты и мятежи. Причем, уровень насилия не зависит от общественно-политического строя, поскольку оно (насилие) имеет не только политическую природу.
Терроризм – опаснейший и самый циничный вид насилия. Объектами его посягательств являются государство, человек и общество в целом. В философском понимании терроризм – следствие нарастающей энтропии, потери общественной устойчивости, государственного контроля над социальными процессами с одной стороны, и ответ на свое неустройство человека – с другой. Цель – посеять страх в обществе, подвигнуть власть, принять условия террористов, показать слабость государства и свою силу.
Война – это проявление государственно-политического насилия в отношении других стран, внешняя агрессия. Выдающийся политолог Е.Э. Мессиер (1891-1974) высшей точкой преобразований считал всемирную революцию, которая, по его мнению, уже произошла. В области сознания – в форме торжества материалистического мировоззрения. В духовно-нравственной сфере – путем искажения человеческой природы. В религиозной – секуляризацией сознания, победой атеизм и рационализма. В политической – господством силы и богатства над равенством и справедливостью [9]. Е.Э. Мессиер еще не застал сексуальную, гендерную и цветную революции.
Всемирной революции Е.Э. Мессиер придает духовный смысл и называет ее мятежвойной. Столь радикальные изменения во всех областях жизни за короткий исторический срок, современные ученые называют эпохой большой отмены. Эта круговерть, смещение и подмена, казалась бы, вечных ценностей, не могли не сказаться на человеческой психики и нравственности.
Философия отмены означает, что теперь воля и сознание человека не имеют существенного значения. Инновационное оружие действует на подсознание так, что внешние установки человек принимает за свои. «Каждый человек сегодня является объектом целенаправленного воздействия. И даже те люди, которые задают резонные вопросы о том, что происходит, склонны удовлетворяться самыми примитивными объяснениями [10].
Мятежвойна – это ментальная война, направленная на разрушение государственности, нации, семьи, всех социальных структур и духовных кодов. Ее цель – внести смятение в сознание людей, посеять хаос, направлять общественные процессы в нужном «хозяевам жизни» направлении. «Властелины вселенной» считают, что только управляемый мир может обеспечить их господство сильных над остальными.
Под давлением обстоятельств и информационного потока не только трансформируется, но и перерождается человеческая душа, в ней убиваются личностные начала, самостоятельность и критичность мышления. Человек все больше втягивается в неведомую ему матрицу и следует скрытым предписаниям из вне.
Причина разорванного сознания в том, что человек не в силах познать не только Бога, но и Зверя. Пока мы грешим, Зверь живет внутри нас и помыкает нами. Сегодня Зверь вышел из бездны, и это один из признаков Последних времен.
Психолог Т. Черниговская причину агрессии видит в том, что мир стал нечеловекомерным. Растерянный и сбитый с толку человек перестает осознавать происходящее, теряет ориентиры, ему не за что зацепиться в этом холодном, безумном и бездушном мире.
Семейно-бытовое (домашнее) насилие самое массовидное и латентное насилие. Это тот случай, когда домашний тиран держит под полным контролем свою жертву, всячески подавляя ее волю. Основными объектами домашнего насилия являются женщины. Во всем мире отмечается тенденция к гендерному характеру насилия. Жертва зачастую не желает выносить сор из избы в надежде на примирение с насильником, по отношению к которому она, как правило, находится в подчиненном или уязвимом положении.
Но самыми беспомощными жертвами насилия становятся старики и дети. Престарелым родителям стыдно обращаться в правоохранительные органы за защитой от сына-тирана, которого сами же воспитали. А дети самостоятельно не в силах защитить себя.
Экстремизм как отец насилия
Слово экстремизм производное от понятия экстремум (от латинского слова extremum – крайний). Из этого следует, что насилие – одна из пиковых форм агрессивного поведения. Однако, экстремальный характер может носить не только асоциальное поведение. Сотрудники МЧС, например, действуя в экстремальных условиях, спасают жизни людей, восстанавливают разрушенные объекты, приводят их в порядок. Воины в экстремальных условиях совершают подвиги. Экстремальными могут быть погодные условия, природные явления, техногенные факторы.
Но проявление экстремума мы оцениваем применительно к рассматриваемой теме, в криминальном и антиобщественном контексте, как состояние, вносящее возмущения в стремящуюся к равновесию социальную систему. Экстремизм посягает на общественную стабильность, сеет недоверие к власти, радикализирует сознание масс, подвигает их на крайние меры. Задача власти и общества – нейтрализовать действия экстремистских сил и не поддаваться на их провокации.
Состояние длительной напряженности, пребывание в экстремальных условиях порождают у граждан страхи и тревожные ожидания. За свою жизнь современный человек видит многого ужасного. Акты насилия в мире происходят каждый день. О них с обыденным равнодушием вещают средства массовой коммуникации. Этот непрерывный поток негатива не может не сказаться на психике людей. По данным ВЦИОМ 57% россиян подверглись стрессу в 2022 году. Однако за помощью к психологам и психотерапевтам обратилось всего 7% граждан, испытывающих стресс [11].
Недовольство жизнью, дискомфортное состояние не только приводят к депрессиям, но и возбуждают агрессию, подвигает к актам массового неповиновения и саботажу государственных требований. А это, в свою очередь, провоцирует власть на ужесточение режима, вплоть до введения чрезвычайного положения. Так, насилие снизу порождает закручивание гаек сверху. Одно насилие генерирует, а не останавливает другое насилие и порождает «бифуркационный хаос» [12]. Отсюда может быть сделан только один вывод: всеобщий порядок и глобальную безопасность можно обеспечить только ненасильственным путем.
Альтернативы насилию
Человек, в отличие от животного, существо социальное и духовное. Значит, общность и нравы являются важнейшим регулятором поведения. Зрелое общество руководствуется разумом и необходимостью считаться с запретами. Но и страх является регулятором поведения. Социальные формы и локальные сообщества тоже участвуют в нормативном регулировании поведения.
В этой связи, выдающийся физик И.Н. Острецов поставил вопрос о адекватности социальных форм, поскольку «только адекватная социальная организация формирует адекватную личность» [13]. Со значительной долей истины можно сказать, что проблема отклоняющегося поведения вина в т.ч. и социума, поскольку, человек органическая часть общности.
Локальные сообщества могут играть не только положительную, воспитательно-регулятивную роль, но и оказывать на человека дурное влияние, например, преступные группировки, следственный изолятор, тоталитарные секты. Не следует переносить всю ответственность с человека на коллектив. Личность – самостоятельная, автономная сущность, окончательный выбор в этой жизни человек делает сам.
Ранее было сказано, что альтернатива насилию есть всегда. А начало всему – стремление к диалогу, взаимное желание понять мотивы и интересы друг друга, разнонаправленность которых и приводит к конфликтам. Причем, компромисс не обязательно предполагает единство мнений. Согласие достигается на почве взаимных приемлемых сторонами уступок.
Понятно, что людям с разными культурными и духовными кодами братскую семью создать невозможно. Но миролюбие – необходимое условие всеобщего выживания и ведущий мотив социального взаимодействия. Обреченность жить вместе должна делать людей терпимее, ведь другой альтернативы, кроме смены места жительства, нет. Одинокому человеку в этом мире не выжить.
Если друг от друга никуда не деться, то волей-неволей приходится считаться с соседом, признавать его право находиться рядом. Неизбежные в плотном мире стычки, споры и разногласия должны гаситься благоразумием сторон. Главное – не доводить ситуацию до критического состояния.
Исторических примеров мирного сосуществования народов и различных культур, множество. В Российской империи, например, зона соприкосновения христианской и исламской цивилизаций в Поволжье не приводила к серьезным межнациональным и межконфессиональным конфликтам.
«В главном – единство, во второстепенном – свобода, во всем – любовь». Эта духовно-нравственная максима сегодня еще более актуальна. Глобальные угрозы должны сплачивать, а не разделять людей. Раскачивание общей лодки гибельно для всех. В мировой катастрофе никому спастись не удастся. Поэтому безопасность – общее для всех благо и неделимая ценность. Только следуя этому правилу можно сохранить жизнь на земле.
В то же время, есть вещи принципиально неприемлемые для отдельной культурно-исторической общности. Например, для православных совершенно недопустимыми являются гомосексуальные отношения. Они признаются садомией и смертным грехом, не говоря уже о «разнообразии» полов гендерном «перевоплощении». Понятно, что в таком толерантном «раю» православные жить не смогут.
Культура общения предполагает взаимное признание ценностей, понимание реалий, в которые погружены сосуществующие стороны. Гармоничного решения требуют и взаимоотношения между индивидуальным (индивидом) и целым (общностью). В либеральной системе отношений превалируют личное, частное, единичное. Кодами Русского мира являются противоположные ценности: общность, справедливость, доброжелательность, жертвенность. У них ярко выражены социальные, духовно-ориентированные начала. Русский человек старается «жить по совести», которая для него Глас Божий и навигатор жизни.
Механическое сосуществование разнонаправленных миров возможно, но органическое единство между ними невозможно. В нечестивом деле не может быть никаких компромиссов. Господь учил не ходить на совет нечестивых и не поддаваться их лукавым помыслам (Пс.1:1).
Императивы жизни определяют государство, социум, семья и сам человек. Социум безусловно влияет на человека. Прав В. Ленин: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Но переделать человека давлением социума невозможно. Люди совершенствуются только в диалоге с собой, в ходе следования признанными ими ценностям и авторитетам.
Общность имеет национальное, территориальное, государственное и духовное измерение. Но все же, должно быть нечто объединяющее. В России таковым является Русский мир. Он построен на диалоге и взаимопроникновении культур, где все нации живут в общем уютном доме и не мешают друг другу.
Русский мир – наднациональная цивилизация на основе русской культурной традиции, обогащающей все народы. Общий социокультурный код Русского мира – «Мы». Это местоимение объединяет все народы, признает их разнообразие и самодостаточность [14]. Совершенно очевидно, чем сплоченнее общество, тем меньше в нем конфликтного потенциала, а значит условий и поводов для проявления насилия.
Ненасильственные методы разрешения конфликтов
Принято считать, что существуют три формы разрешения конфликтов: насильственный, правовой и соглашательский (компромиссный). Лучше способ, конечно, стараться избегать конфликтов, не попадать в зону его притяжения. Но современная жизнь полна контрастов и неожиданностей, а значит – столкновения неизбежны. Острота конфликтов зависит от степени значимости возникающих противоречий и культурного уровня оппонентов. В принципе, нет такой проблемы, которую при взаимном желании, нельзя было бы решить мирными средствами.
Конфликты может продуцировать и общественно-политический строй. Капитализм по своей природе бесчеловечен. Построенный на конкуренции, эгоизме и конкуренции, он, по своей природе, содержит в себе конфликтный потенциал. Плохая организация жизни, неразбериха, слабое правовое регулирование, тоже создают серьезные предпосылки для конфликтов. Групповая природа общественных отношений предполагает тесное взаимодействие, а значит, порождает противостояние между людьми.
По мнению уже цитируемого И.Н. Острецова, групповые социальные процессы предопределены. Из этого он выводит гипотезу о единой модели мира. Соответственно, она предполагает одного создателя. «Но самое поразительное заключается в том, что теория становится полной и самосогласованной только в случае привлечения в качестве основной аксиомы фундаментального постулата Иисуса Христа» [15]. Это говорит ученый-физик, бывший атеист, для которого такой вывод стал не научным, а духовным откровением. Не могу не согласиться с великим физиком в том, что только учение Христа может стать основой ненасильственного развития.
Выводы:
- Пока существует потребительское общество и доминируют материальные интересы, насилие не прекратится. Насилие – орудие темных сил, его источником является злая воля, выраженная в нетерпимости, зависти, элементарной человеческой глупости. Насильник, прежде всего, уничтожает в себе Божественные и человеческие начала. Он враг самому себе.
- Усиливающийся процесс расчеловечивания и дегуманизации неизбежно приведет к мировой анархии или диктатуре. Но и идея тотального контроля над человеком и обществом порочна. Торжество силы над разумом, моралью и законом может носить только временный характер. Царь горы рано или поздно будет смещен другими, а победители со временем, тоже уступят свой пьедестал.
- Человечество может продолжать свой род и процветать только в условиях ненасильственного мира, пребывая в постоянном диалоге друг с другом и с собой.
САТЛЕЙКИН Павел Иванович
к.ю.н., ветеран боевых действий, полковник милиции в отставке
Список литературы:
- Н.В. Мотрошилова. Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов. М., Из-во Канон. 2016.
- К. Маркс. Нищета философии. К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч.т.4. Государственное издательство политической литературы. Москва, 1961. С.136.
- К. Маркс. Энциклопедический словарь крылатых выражений. Вадим Серов. Москва, «Локид Пресс». С. 361.
- П. Мишагин. Феномен насилия в контексте идеи свободы. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45780064
- Определение «Насилие» URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%
9D%D0
%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B5
- П. Мишагин. Феномен насилия в контексте идеи свободы. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45780064
- О.В. Овчинников, В.Г. Дементьев. Философия насилия: взаимодействие социального и биологического. Вести Северного (Арктического) федерального университета. 2019, С.128.
- И. Шнуренко. Демон внутри. Анатомия искусственного интеллекта. Из-во «Наше завтра». Москва, 2021.
- Е.Э. Месснер. Всемирная мятежвойна. Жуковский-Москва. Из-во «Кучково поле». 2004. С. 47.
- И. Шнуренко. Демон внутри. Анатомия искусственного интеллекта. Из-во «Наше завтра». Москва. 2021. С.121.
- ВЦИОМ: 57 процентов россиян сталкивались со стрессом в 2022 году URL: https://ria.ru/20220725/stress-1804725739.html
- И.Ю. Сундиев. Экстрим и экстремизм современной России. Кризис России в контексте глобального кризиса. Москва, Центральный издательский дом. 2013. С.357.
- И.Н. Острецов. Введение в философию ненасильственного развития. Концептуал. Москва. 2020. С.12.
- В. Аверьянов, М. Делягин, С. Глазьев, Ш. Султанов, А. Проханов. Изборская идеология. Москва. Наше завтра, 2022. С. 53.
- И.Н. Острецов. Введение в философию ненасильственного развития. Концептуал. Москва. 2022. С.14.
Нельзя строить Русский мир за счёт русского народа,который впервые в своей истории вырождается как в количественном, так и в качественном отношении.
Сегодня уже наглядно видна устойчивая тенденция воспроизводства на территории РФ того,что было в национальных республиках в конце 1980х-начале 1990-х гг.
Напомню,что за созданием русофобских «Национальных фронтов» стоял КГБ и это привело к геноциду и этноциду русских в тех республиках.