Мы знаем, что мы от Бога,
и что весь мир лежит во зле
(1 Ин. 5:19)
Ключевые слова: альтернатива, борьба, глобализация, добро, зло, универсализм, система, антисистема, образ, миропонимание, культура, часть, целое, фрагментация, цивилизация.
Аннотация: у каждого времени свои законы, своя ритмика и миропонимание. Образы времени меняются, но его содержание как процесс борьбы добра со злом во все времена определяет его суть.
Человеческие сообщества для совместного выживания создают структуры, которые, со временем становятся системами, оказывающими обратное влияние на социальные отношения. Человек формирует мир, а мир преобразует человека.
Сегодняшний мир все больше погружается во тьму, люди сжились с грехом и не желают от него избавляться. Сладостное духовное разложение достигло критического уровня. Весь мир превращается в глобальную антисистему, бросившую вызов Богу.
«И по причине умножения беззакония во многих охладевает любовь» (Мф. 24:12). А что такое жизнь без любви — животное состояние, «война всех против всех». Попытке ответов на эти и другие животрепещущие вопросы посвящена данная статья.
The world as an anti-system. Spiritual and social aspect
Key words: alternative, struggle, globalization, good, evil, universalism, system, anti-system, image, worldview, culture, part, whole, fragmentation, civilization.
Abstract: each time has its own laws, its own rhythm and worldview. The images of time change, but its content as the process of struggle between good and evil at all times determines its essence.
Human communities create structures for shared survival that, over time, become systems that have a reverse impact on social relationships. Man shapes the world, and the world transforms man.
Today’s world is increasingly plunging into darkness, people have become accustomed to sin and do not want to get rid of it. Sweet spiritual decay has reached a critical level. The whole world is turning into a global anti-system that has challenged God.
«And because iniquity abounds, the love of many grows cold» (Matthew 24:12). And what is life without love — an animal state, «a war of all against all». This article is devoted to an attempt to answer these and other burning questions.
Понятие и сущность антисистемы
Приставка «анти» означает «против», «вместо». Следовательно, предполагается наличие идеального аналога, подлинника, первоосновы, которым противостоит его антипод.
Антисистема основана на подлоге и эклектике. Все антисистемы «сляпаны из далеких друг от друга систем, и только ценой лжи можно добиться их объединения в некое целое, иначе они несовместимы» [1].
Антисистема исходит из принципа: «Жизнь — вещь нечестная» (Джон Кеннеди). А, значит, все средства хороши и все действия дозволены. Доктриной антисистемы является дарвинистская теория борьбы видов, выживание любой ценой, т. е. логика жизни примитивных сообществ.
Антисистема имеет все признаки системы: набор взаимосвязанных элементов, иерархия, последовательное взаимодействие цепочек, устойчивость процесса, работа элементов в заданном режиме или состоянии. В этом смысле, антисистема может корректировать себя, самонастраиваться, восстанавливать связи. От классической системы ее отличает содержание деятельности, характеризующееся скрытностью, ложными целями, темными замыслами.
Антисистема прикрывается благими намерениями и красивыми, но спекулятивными фразами: общечеловеческие ценности, свобода, равенство, демократия. Границы между системой и антисистемой размыты и подвижны, они могут переходить друг в друга или конкурировать между собой за выживание. Так, большевики, расшатывающие российский престол (антисистема), придя к власти, стали восстанавливать порушенную, в т.ч. и ими же, (большевиками) государственность. Они создали новую государственную машину советского типа.
При этом большевики перехватили некоторые институты царского режима (централизм, имперскость, державность), но придали им иную, идеологическую окраску. Даже Моральный кодекс строителя коммунизма большевики перелицевали в «политическое Евангелие». Не смогли обойтись без политической духовности и морали.
Но существует и обратный процесс перехода системы в антисистему. СССР, весь социалистический лагерь, будучи одной из крупнейший мировых систем, слабея идеологически, стали легкой добычей антисистемы в форме глобального капитализма.
Сегодня монополистический капитализм возглавляет мировую антисистему, направляя ее, прежде всего, против России и всех традиционных государств. Нашей стране сложно противодействовать этому гибельному влиянию, поскольку Россия сама находится внутри этой антисистемы и вращается вместе с ней.
По направленности антисистемы можно разделить на интровертные (обращенные во внутрь, саморазрушающиеся) и экстравертные (подавляющие и разрушающие другие системы (антисистемы). Признаками интровертного разрушения являются застой, ложные ценности, ошибочный выбор путей развития, слабый режим управления, серьезные антагонистические противоречия внутри страны.
Экстравертные антисистемы, как правило, носят глобальный характер и мировой масштаб. К ним можно отнести англо-саксонский мир, страны, исповедующие либеральную парадигму развития. Именно либерализм поражает и поощряет такие уродства как ЛГБТ, трансгендеров, однополые браки, смену пола и прочие сатанинские наклонности.
Бороться с антисистемой можно только системно. «Удар, нанесенный по этой системе, не может быть не системным, не может не быть порождением другой системы» [2].
Антисистема как циничная и беспринципная структура исходит из того, что «пряников на всех не хватит», а значит выжить могут только достойные, к которым относит себя мировая элита. «Разделяй и властвуй» — извечный принцип антисистемы, которая не терпит многообразия, конкуренции и альтернативы.
Антисистема достаточно устойчива, проявляет большую гибкость и адаптивность. Она может включать в себя и здоровые элементы, обеспечивающие ее общую устойчивость и живучесть. Так, несмотря на разбалансированность международных отношений, неэффективность международных институтов (ООН, Евросоюза и других ангажированных институтов), мировой порядок обеспечивается усилиями национальных государств, в т.ч. России и Китая.
Парадоксально, но возможен союз системы и антисистемы в борьбе с общим врагом. На этой почве, например, объединились страны антигитлеровской коалиции (СССР, Великобритания, США). Позднее, в марте 1945 года, к ним присоединились еще 21 страна. Конечно, ведущим и здоровым ядром системно-антисистемной коалиции был Советский Союз, внесший решающий вклад в борьбе с фашизмом.
Антисистема может носить и цивилизационный уровень. Антисистемой можно признать существующую потребительско-силовую цивилизацию, заведшую мир в тупик.
По Л.Н. Гумилеву, признаками антисистемы являются негативное мироощущение, специфическое мировосприятие, упрощение системы (примитивизм, неполнота, фрагментарность) [3]. Однако такой подход к проблеме можно назвать линейным, поскольку он не основан на сравнительном анализе. Предлог «анти» требует первообраза, сравнения с оригиналом или идеалом, как факта отклонения сущего от должного.
В этой связи возникает вопрос: а существует ли совершенная или близкая к совершенству социальная система? Если существует, то каковы ее признаки и проявления? Рассудочным мышлением этого понять невозможно. Это та область, где «не надо никаких доказательств, всякое доказательство несоизмеримо» [4]. Так с чем же сравнивать чистоту и правильность нашей жизни? Ответ может быть только один: с Писанием, в котором содержится Полнота и Истинность бытия.
Понятно, что идеал недостижим, но важно движение в направлении эталона. В этом смысле антисистема — движение в противоход идеалу, от совершенства к дисгармонии, от порядка к хаосу, от высокого к низкому. Человечество возделывает ту почву, куда устремлен его взор и обращены помыслы. И. Кант мыслил социальный идеал как вечное стремление человечества преодолевать все противоречия между всеобщим и единичным, обществом и индивидом» [5]. Это, конечно, светское понимание идеала.
Деформация системы, переход в антисистему
С точки зрения библейской истории, антисистема, как последствие человековолия, стала формироваться с момента изгнания Адама и Евы из Рая. Во время грехопадения повредилась божественная природа человека и мира, они стали противопоставляться друг другу. Первые люди для того, чтобы выжить, были вынуждены создавать вторую, рукотворную природу, искусственную среду, в которую все глубже погружали свою жизнь.
Но Господь не оставил людей, сохранил за ними божественный образ, который может постичь каждый своей праведной жизнью, как это сделали святые подвижники. С совершенствованием разума и общественной мысли человечество стало все больше отклоняться от Божественного провидения. Начало этому положила эпоха Просвещения (1685-1815 гг.), призывающая освободиться от религиозного клерикализма в пользу интеллектуального развития и рационализма. Флагом эпохи просвещения стали свободомыслие, критицизм, идея свободы. В основу развития положен всемогущий разум как единственный и всеобщий критерий познания мира. Двигателем прогресса признаны наука, открытия и технические достижения. Человек почувствовал себя самостоятельным настолько, что посчитал Бога лишним в своей истории.
В основу идей эпохи Просвещения была положена концепция развития свободы, человеческой воли и необузданный романтизм. Неслучайно, в эпоху Позднего Просвещения был сформулирован девиз: «Свобода, равенство, братство», с которого и начались революционные изменения, насилие над естественно-историческим процессом. Так, человеческая история сместилась на колею вседозволенности, последствиями которой стали войны, колониализм, революции.
Вторым трансформирующим мировую историю фактором стал протестантизм (1517 г.), восставший против духовной монополии и экспансионистских проявлений католицизма. Протестантизм соединил религию с политикой, придал политике «священную роль».
Идеи спасения только верой без дел и предопределения человеческой судьбы, послужили оправданию неравенства и эксплуатации человека человеком. Протестантизм стал духовным родоначальником капитализма, ставшим сегодня ведущей мировой силой (мировой антисистемой).
Либерализм, как идейный наследник протестантизма, пошел еще дальше в испытании свободой, вплоть до полного отрицания божественной и биологической природы человека. В либеральной парадигме пребывает сегодня и наша страна, хотя власть всячески это скрывает. Либерализм — главная идеологическая болезнь России сегодня.
Продолжателем либерализма в мировой общественной жизни стали модернизм и постмодернизм, как отрицание прошлого. Честную характеристику модернизму дал П. Берк: «Только то поколение, в котором мы живем, по-настоящему важно и что мы осуществляем большой отрыв от прошлого» [6].
В рамках статьи невозможно опередить все точки бифуркации, смещающие мировое развитие с предзаданной божественной траекторией. С православной точки зрения, антисистема — это вызов Богу, антицерковь, удел лукавствующих.
Сакральность антисистемы
Вернемся, однако, к приставке «анти». В христианской эсхатологии под этим термином подразумевается Антихрист — противник Иисуса Христа, его полная противоположность.
В духовном смысле, зловещим сценаристом и идеологом антисистемы является сам Дьявол, у которого есть несколько ипостасей. Одна из них — Велиар (Велиал), в переводе с иврита — не имеющий жалости. В современной интерпретации – «беспредельщик». Сказано: «Какое согласие между Христом и Велиаром? (2 Кор. 6:15). В Талмуде Дьявол обозначается словом «Самаэль» — начальник демонов, разрушительная сила, ангел смерти. Договор с Дьяволом не конспирология, не мифология и не абстракция, а духовная реальность. Отдавая душу за земные блага, люди уже вступают с ним в сделку, не думая о последствиях, которые неизбежно наступают, как подтверждение реальности такого, кажущегося невозможным, союза.
Господь попускает враждебную деятельность антисистемы для того, чтобы человечество увидело глубину своего падения и ужаснулось содеянным. Это горькое лекарство для исцеления нашей души. Уровень зла и разрушения определяет степень нашего падения.
Предметом исследования является антисистема, созданная людьми, отклонившимися от Божественной воли и действующих вопреки ей. В физическом мире любое отклонение от заданной траектории, приводит к гибели предмета или разрушению процесса. Это касается и цивилизационных процессов. Цивилизация — это совокупность материальных, технологических, духовных и иных достижений мирового сообщества. Причем эти достижения могут носить не только созидательный, но и разрушительный (регрессивный) характер.
Если физические законы подлежат формализации, расчету, точному проектированию, верификации, то духовные законы не имеют очевидной природы, прямых причинно-следственных связей. Но они действуют с такой же неизбежностью, как и физические законы. Духовные правила нарушать не менее опасно, чем физические и социальные. Если бы люди глубоко это понимали, мир бы не оказался на грани всеобщей гибели.
В этом контексте понятно, что антисистема — это отклонение от Божественных предписаний, которое приводит к искажению всего человеческого бытия. Антисистема — это отступление от высокого в пользу низменного, движение от света к тьме, подмена Истины ложью.
Антисистема складывается не случайно, она есть плод человеческого своеволия и низменных человеческих страстей. Ее отец-Дьявол, бросивший вызов Богу и собравший свое темное воинство на земле на вражду с Ним.
Признаки и содержание антисистемы
В философском смысле антисистема не имеет собственной сущности и паразитирует на маточной плате системы. Антисистема — химера истинного бытия, искаженный образ, квазиструктура, подражающая реальности. Однако ее действия и результаты имеют материальную основу — и в этом ее опасность. Цель антисистемы — доминирование, установление контроля над миром, «Конечной целью всех этих шагов должно стать создание нового мирового порядка» [7].
Антисистема враждебна всему остальному миру. Ее цель — разрушить систему, овладеть ею в своих коварных целях. В широком смысле, антисистема — отрицание системы, попытка ее замещения и поглощения.
Антисистема может создавать свое государство, например, США, соответствующую государственность, идеологию и шкалу ценностей. Однако она может и не иметь явно выраженной, легальной структуры, но, при этом, оказывать существенное влияние на ход мировых процессов. К таким неочевидным структурам можно отнести глубинное государство (deep state). Государством этот субъект политических действий можно назвать в силу наличия у него не легитимных (теневых) институтов и механизмов влияния на формально неподчиненные ему структуры.
Современные мировые антисистемы
Большинство стран мира пребывают в буржуазной парадигме с той или иной национальной или политической спецификой. Несправедливость, двойная мораль и насилие — основные признаки капитализма, особенно в его высшей и последней стадии — монополистического капитализма.
Лидером нынешней антисистемы является англо-саксонский мир, колониальный и паразитический по своей исторической и политической природе. Посткапитализм, в направлении которого трансформируется современное общество, пытается загладить «родимые пятна» капитализма, скрыть свою эксплуататорскую, античеловеческую сущность.
На это направлена идея инклюзивного капитализма, который, якобы, способен сглаживать противоречия между бедными и богатыми, сильными и слабыми государствами за счет внедрения высоких информационных технологий, инноваций, искусственного интеллекта.
Проект перезагрузки капитализма изложен в Манифесте, который декларирует привлекательные намерения: равенство возможностей людей для достижения всеобщего процветания, обеспечение динамичного устойчивого развития, доверие между заинтересованными сторонами. [8]. Совершенно очевидно, что инклюзивный капитализм — это попытка спасения дискредитирующего себя капитализма, придания ему второго дыхания.
Любая антисистема заявляет о себе как подлинная и ведущая сущность. Она действует от первого лица, хотя и скрывает свои истинные намерения. Для поддержания устойчивости антисистема создает свои институты управления и контроля: государство, право, идеологию, мораль, экономическую модель. Но антисистема по форме может быть экстерриториальной, безликой и аморфной, не имеющей единого центра. Но это не мешает ей глобально влиять на политические процессы. Пример тому — глубинное государство, претендующее на роль мирового регулятора, глобального предиктора.
Атрибуты и признаки антисистемы
Погляди, как несмелы
табуны васильков-
слава Богу, мы смертны-
не испортим всего
(А. Вознесенский)
Полагаю, что исследование признаков антисистемы надо начинать со лжи — отца всех пороков. Характеризующими элементами лжи являются абсурд (крайняя форма лжи), аномалия, иррациональность, двойная мораль, полуправда, мистификация. Разберем более конкретно эти понятия.
Абсурд. Абсурдом принято считать утрату позитивных смыслов, некий суррогат реальности. А. Камю, например, считал, что абсурд исходит от мира и от человека [8]. Однако с этим трудно согласиться. Человек творит мир на свой лад, в силу своего нравственного понимания и интеллектуального развития. Добро и зло — субъективная категория. Они живут в человеческой душе, в природе их не существует.
Человек в разном состоянии и в разных условиях может совершать как абсурдные действия, так и гениальные поступки. Диапазон человеческих деяний широк: от крайне низменных до высот человеческого духа, от предательства до подвига. Но, как говорят святые, человек, все же, больше склонен ко греху, чем к праведности.
Аномалия — отклонение от нормы. В этой связи возникают вопросы: а что такое норма, каковы ее критерии? Мы исходим из общей посылки о том, что норма объективно существует, вне зависимости от ее обозначения и толкования. Массовидность аномалий наводит на сомнения: чего больше в человеке — разума или безумия? Разве разумные люди будут уничтожать ареал своего существования или рубить сук, на котором сидят?
Неслучайно, христианская традиция делит людей на сынов воскресения (Лк.20:34) и сынов погибели (Ин.17:12). Мы видим, что ни глобальные кризисы, ни мировые катастрофы, ни социальные потрясения не останавливают людей, не заставляют задуматься и измениться.
Деструкция. Рассогласованность человека и мира, человека и социума (общности), разрыв социальных связей, межгосударственные противоречия, разрушение единства мира. С философской точки зрения, деструкция — это искаженное бытие, отсутствие тождества, противопоставление части целому.
Иррациональность — выход за пределы разумного понимания действительности, действие в ущерб себе. Иррациональное поведение особенно опасно в политике. Пример тому действие властей Украины, руководствующихся не национальными интересами, а окриками и подстрекательством американских хозяев и их союзников.
Отчуждение (социальное, межличностное, межгосударственное, корпоративное). Отчуждение порождает недоверие, сомнение, враждебность. Отчуждение в политике означает фрагментацию социума, превращение его в несогласованные монады, существующие сами по себе.
Двойная мораль. Представляет собой разночтение понятий, намерений и установок для внутреннего пользования (своих) и для внешнего окружения (чужих). Самыми распространенными объектами двойной морали (манипуляций) является толкование наиболее употребляемых слов: свобода, равенство, демократия, права человека, общечеловеческие ценности. Этим орудием идеологической войны были по СССР, сегодня им разрушают Россию.
Мистификации. Правда — колючее и опасное слово для лжецов. Поэтому враги рода человеческого прибегают к духовным суррогатам — мистификациям. Правдоподобие — важнейший инструмент сетевых войн и формирования нового миропорядка. Мистификация сглаживает противоречия иллюзорными приемами (манипуляциями) со статистикой, технологическими инновациями, создающими видимость реальности.
Иррациональное, деструктивное мышление, стало возможным в следствии расфокусированного мировоззрения людей, падения уровня нравственности и морали, нарушения законов духовной эволюции. Сегодня пределы роста вышли за рамки разумного осмысления этого процесса. Человеческий коллективный разум уже не в силах понять всю сложность картины мира и тенденций развития человечества. Люди перестали целостно, системно и структурно мыслить, а значит легко склонны к манипуляциям.
Человеческая немощь и разобщенность в жизненно-важных вопросах на руку Мировому регулятору. Сегодня объектом оценки становится не реальная действительность, а ее интерпретации определенными силами в своих интересах. В мире возрастающей сложности человечество идет по пути редукционизма (упрощенчества), а не рационального холизма (от греческого «целый», «цельный»), коим является мир. «Чрезвычайно высокие темпы роста сложности, связанности, динамики общемировых процессов развития стали новыми вызовами и угрозами жизни современного человечества, которое не обладает целостной картиной фактической ситуации и не может адекватно оценить масштабы опасности…» [8]. Совершенно очевидно, что речь идет об антисистеме, иррациональном миропорядке и ложном направлении, в котором движется человечество. Рост и накопление знаний, совершенствование технологий, при возрастающем духовном кризисе, ведут не к совершенствованию общественных отношений, а к дисгармонии, разрушению и окончательной гибели человечества.
Мировое движение должно стремиться не к преодолению пределов роста, качественному скачку, а преображению человека, совершенствованию его высшей духовной природы. Органическая жизнь имеет ресурсы роста и ограниченную среду обитания. Чтобы выйти из тупика, человечеству необходима новая парадигма развития — от материи к духу, одухотворение материи и материализации духа.
Внешне, в концепции устойчивого развития заложены благие намерения, Она исходит из необходимости балансировки интересов социума, природы и национальных интересов. ООН даже принята программа устойчивого развития [9]. Но концепция (программа) не отвечает на главный вопрос, и не определяет причины глобальных кризисов. Причины в алчности и античеловеческой сущности капитализма, потребительско-силовой парадигме развития. Очевидно, что успешное преодоление мировых кризисов на путях изменения мировоззрения человека, его мотивации и системы ценностей.
Уровни антисистемы и их типология
Архитектоника антисистемы также как и системы имеет свою иерархию и уровни пребывания в пространстве. Высший уровень антисистемы — глобальная мировая антисистема. Мировые ультра-глобалисты пытаются смоделировать управляемый и послушный их интересам мир. Для удержания мира в повиновении они развязывают сетевые гибридные войны, действуют по извечному принципу «разделяй и властвуй».
Сегодня экспансионистская сущность коллективного Запада заключается в стравливании государств, народов, религий, попытке играть роль мирового арбитра в международных спорах для управления мировым порядком.
Любая система (и антисистема) имеет управляющее ядро и периферию. Ядро транслирует смыслы, определяет порядок и направления деятельности системы (антисистемы). Такую роль сегодня приняло (пытается принять) на себя глубинное государство. Альтернативой мировому правительству служит сложившийся мировой порядок, в котором пока еще действуют международные нормы и стандарты, хотя и с большими сбоями.
В свое время СССР, социалистическая система, несмотря на их недостатки, выступали противовесом господству мирового капитализма. Однополярный мир и есть главная мировая антисистема. Человечество движется к порогу, когда разрушение начнет преобладать над созиданием, а стихия господствовать над порядком. В этом направлении сегодня движется мировой процесс.
К глобальным мировым антисистемам можно отнести военную структуру НАТО, т. н. альянс демократий, капитализм в целом. И все они действуют против России и ее национальных интересов.
Виды антисистем
Начнем с национальной (государственной) антисистемы. Конечно, на национальный уровень проблем накладывают свой отпечаток глобальные проблемы современности. Национальными условиями и особенностями эти проблемы могут микшироваться или углубляться. Для примера возьмем Россию, которая длительное время пыталась встроиться в мировой процесс для того, чтобы быть как все цивилизованные страны сторонником рыночной экономики, социальной свободы и демократии.
Причем, так стремительно и безоглядно мы втянулись в этот процесс, что забыли о своих исторических корнях и национальном достоинстве. В результате, потеряли свое историческое лицо и международный авторитет. Сегодняшняя Россия — антисистема по отношению к своей исторической роли и самой себе настоящей. Но главной государственной антисистемой являются США и весь англо-саксонский, ставший антихристианским, мир.
Региональные антисистемы. К ним можно отнести национализм, сепаратизм, региональный эгоизм. Этот процесс особенно заметно и опасно проявлялся, когда Ельцин предложил региональным (национальным) элитам брать ту долю власти, сколько они смогут унести [10]. Противопоставление части целому — очень опасная политическая игра, которая, как правило, заканчивается вооруженным противостоянием. Сепаратизм Чеченской Республики мог быть подавлен только военно-силовым путем.
Локальные антисистемы. Это системы, противопоставляющие себя государственному порядку и закону (преступные сообщества, тоталитарные секты, маргинальные группы, землячества) живущие по своим законам.
Семейные антисистемы. К ним относятся неполные и бездетные семьи, семьи, изолированные от социальных связей и замкнутые на себе.
Таким образом, антисистемы имеют качественные, количественные и иерархические характеристики. Они различаются структурно, по уровням, по масштабу влияния на социальные и политические процессы.
Антисистемы в рамке текущего времени
Время, как известно, одна из форм человеческого бытия. В попытке понять время заключается суть человеческого бытия. Необратимость времени порождает человеческие трагедии и уносит надежды на лучшее будущее. Время — основной нерв политики.
Если физическое время константно и предсказуемо, то социальное время имеет свои законы. Прогресс может сопровождаться регрессом, а ожидаемое не произойти. В социальном времени классическая механика и хронология не действуют. У него иная причинность. Самая непознаваемая — духовная причинность. В социальном времени прошлое, настоящее и будущее соединяются и действуют как единое целое.
По мысли М. Бахтина, существуют и вне временные константы: идеалы, гармония, честь, достоинство. Это и есть стыковочные узлы времени, поскольку они не зависят от политической конъюнктуры и субъективных факторов. Но существуют и отрицательные константы: агрессия, борьба, эксплуатация, насилие, которые следовало бы оставить в прошлом. Продвижение общества на более высокий уровень развития означает преемственность и накопление положительного и сбрасывание балласта проблем (негатива).
Гармоничная социальная система — это единство разума, воли и нравственности под руководством духа. М. Хохлова проблему гармоничного мироустройства видит во взаимоувязанном развитии экосистемы, техносферы и социосферы, противостоянии с локальной дисфункцией. [11]. С такой посылкой невозможно не согласиться. Однако, важно отметить, что в этом триединстве решающая роль принадлежит человеку, управляющему всеми этими стихиями. Именно он (человек) создает как гармоничную среду, так и вносит в нее возмущение, дисбалансирует ритмику ее работы.
Но время еще и субъект поведения, его мотиватор [12]. Так, война мотивирует подвиги, успехи, победу. Но в каждом времени одни и те же события могут проявляться по-разному. Так, открытие Х. Колумбом Америки (Нового Света) в 1492 году имело эпохальное значение, последствия которого проявляются и сегодня. Это одновременно географическое, историческое и политическое событие вневременного и внепространственного масштаба.
Но его значение в части мировой геополитики меняется. Настоящая Америка является мировым деструктивным фактором, разрушающим всеобщую стабильность.
В социальном времени прошлое может предсказывать будущее. Так, падение Америки, как нового Вавилона, можно определить по судьбе самого Вавилона. «И в роды родов не будет жителей в нем. Не раскинет Аравитянин шатра своего… Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены — в увеселительных домах» (Исайя 12:19). «Звери пустыни населят развалины Вавилона» (Ис. 13:21). Такая судьба ждет все антисистемы, противящиеся Божественному мироустроению.
Универсализм и глобализация как орудие антисистемы
В битве за будущее антисистема является частью мировой гибридной войны. Ее цель — глобальное доминирование. Силовое вмешательство стало самым эффективным политическим средством, кардинально решающим все затянувшиеся проблемы.
Авторитету силы способствует универсализация и глобализация политических процессов. Ведь сила выдает себя за защитника мировых ценностей, на которые посягают «политические изгои». В нарастающем хаосе сила становится меньшим злом, чем бездействие.
Запад мнит себя универсальным субъектом, выражающим волю и интересы всего мира, заботящимся о всеобщем благе. Однако доминирующая в новейшей истории западная цивилизация сегодня сдает свои позиции. В то же время, не обозначился ее новый мировой гегемон. Всеобщий консенсус о судьбах мира тоже выработался. И эта турбулентность сегодня определяет ход истории. В условиях неопределенности антисистема становится самой влиятельной структурой мировой политики. Ей противостоит созидательная сила, стремящаяся к стабильности, гармонии и упорядочению хода вещей. Иначе, мир погрузился бы в хаос, превратится в войну «всех против всех».
В этой связи, А. Клюев задает резонный вопрос: «Может ли исторический процесс быть случайным и бессодержательным? А если нет, то, что его определяет?». И приходит к выводу о том, что исторический процесс начертан Свыше [13]. Тогда противится ему означает «идти против рожна», под которым мы понимаем Божественную волю.
Иное направление означает цивилизационный регресс, противодействие Высшему, борьба низшего с Высшим. И еще не факт кто победит в этой земной схватке. Все зримее становятся признаками того, что «…земля и все дела на ней сгорят …, будет новое небо и новая земля» [2 Пет. 3:10]. Но погибнут не все люди, а «путь нечестивых» [Пс. 1:6].
Искаженное мировоззрение как символ антисистемы
Антисистема не может функционировать без идеологического (идейного) обоснования, подготовки общественного сознания к принятию ее искаженных ценностей. Социальной базой антисистемы являются люди, не обладающие системным мышлением, необремененные нравственностью и не отождествляющие себя с социумом. Деформация общественного сознания, духовная ущербность, интеллектуальная неразвитость являются питательной средой антисистемы.
Антоний Великий в свое время предсказал: «Наступят последние времена, когда девять больных придут к одному здоровому и скажут: «ты болен, потому что ты не такой как мы». Единомыслие и убогомыслие вожделенное состояние сторонников нового миропорядка. С духовной точки зрения Антисистема — мир бесчинствующих и церковь лукавствующих. Ее адептами являются богохульники, извращенцы, транслюди, все, потерявшие богочеловеческий образ.
Но у России, несмотря на духовное недомогание «еще брезжит свет, еще есть пути и дороги к спасению и слава Богу, что эти страхи наступили теперь, а не позже…» (14).
Духовной опорой антисистемы являются лженаука, расколы, ереси, тоталитарные практики, астрология, эзотерика и прочие духовно-извращенные формы человеческого воображения.
Парадоксы антисистемы
Возникает вопрос: почему, несмотря на все недостатки, антисистемы сохраняют свою устойчивость и даже демонстрируют элементы развития? Дело в том, что антисистема — это система с отрицательным знаком. По части формы антиподы ни в чем не уступают друг другу. Их разделяет содержание.
Антисистема для одних, может оказаться эффективной системой для других. Так, фашизм в Германии, навел порядок, снизил безработицу, повысил уровень жизни немцев. Для других стран и народов фашизм причинил неисчислимые страдания и горе во многие семьи.
Мы уже говорили о возможном перетекании антисистемы в систему. Это хорошо аргументировал В. Багдасарян, остро подметив, что большевики (будучи антисистемой) остановили прослеживающийся «период децивилизования России» и восстановили ее цивилизационную модель. «Став государственной властью большевики выступили как сила, которая удерживала геополитическую целостность России» [15].
Следует отметить, что и внутри антисистемы могут существовать системные агломерации, здоровые структуры и люди, борющиеся с антисистемой изнутри. Так, антисистеме в Америке противостоят белое, традиционное, консервативное, протестантское население.
В России, ушедшей от самой себя и ставшей антисистемой, набирает силу национально-патриотическое движение левого и правого толка. Люди меняют систему, а система — людей. Такие же правила относятся и к антисистеме.
Вывод:
- Антисистема — это расфокусированное состояние человеческого бытия, отрыв от подлинной сущности, подмена Божественного миропорядка человековолием, искривление путей человеческой цивилизации от преображения к погибели.
- Антисистема сегодня является ведущей мировой силой, определяющей принципы и характер международных отношений. Противостоящая ей мировая структура еще не сложилась. Отсутствует субъект формирования нового цивилизационного миропорядка, каким была мировая система социализма.
- Россия не только встроена в мировую антисистему, но является одним из ее основных доноров. Живя в чужом теле, Россия никогда не возродится.
- Идеологической основой антисистемы являются либерализм, русофобия, антисоветизм, а духовной — антихристианство.
- Антисистемой является вся современная цивилизационная модель, основанная на материалистической картине мира и потребительской парадигме развития.
Список литературы
- Махнач В.Л., Елисеева С.О. Политика. Основные понятия. Москва. Синергия. 2005. С. 319.
- Шнуренко И. Основы системного мышления. В эпоху большой отмены. Москва. Наше завтра. 2022. С. 11.
- Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. Москва. АСТ. С.11.
- Достоевский Ф.М. Дневник писателя. URL: https://fedordostoevsky.ru/works/diary
- Пивоваров Д.В. Идеал. Современный философский словарь. Под. ред. Кемерова В.Е., Керимова Т.Х. 4 изд. исп. и доп. Москва.
- Цит. по: Даманска Э. Философия истории после постмодернизма. Москва. Канон. 2010. С. 8.
- Катасонов В. Антиутопия. Литературные фантазии или проектирование будущего. Москва. Наше завтра. 2021. С. 237.
- Сетевые Мир и Война. Новый Миропорядок или Новое Мироустройство. Идеология будущего. Управление развитием. Гармогенез. Хохлова М.Н. C. 2.
- Москвина Р.Р. Абсурд. Современный философский словарь. Под ред. Кемерова В.Е., Керимова Т.Х. Москва. Деловая книга. 2015. С.9.
- Борис Ельцин: «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить». URL: https://yeltsin.ru/news/boris-elcin-berite-stolko-suverineteta-skolko-smozhete-proglotit
- Хохлова М. Сетевой мир и война. Новый миропорядок или новое мироустройство. Идеология будущего управления развитием гармогенеза. Москва. Книжный мир. 2023. С.7.
- Костецкий В. Время как субъект поведения. Модусы времени. Социально-философский анализ. Сборник статей. Санкт-Петербург. 2005. С. 108.
- Клюев А. Социальная Эволюция Человека. Москва. Профит Стайл. 2023. С.13.
- Гоголь Н.В. Цит. по: Сабиров В.Ш, Соина О.С. Идея спасения в русской философии. Санкт-Петербург. 2010. С. 239.
- Багдасарян В. Большевизм как чудо. Русский революционный ответ на вызов двадцатого века. Интервью. Завтра. Октябрь. 2023. № 39 (1551).
Оставить комментарий