Роющий яму сам в нее попадет;
на катящего камень скатится камень…
(Пр. 26:27)
Ключевые слова: безопасность, угрозы, вызовы, государство, защищенность, мораль, правовое регулирование, гуманизм, государственная политика, ценности.
Аннотация:
Работа посвящена вопросам духовной безопасности, определению ее роли и места в системе правового регулирования. Анализируются характеристика, структура и содержание духовной безопасности.
Духовность рассматривается как часть национального сознания, имеющего важное общественное значение, поскольку она мотивирует людей не меньше, чем право, мораль и другие общественные регуляторы.
Подвергается критическому анализу гуманистическая версия духовности. Рассматриваются виды и формы угроз духовной безопасности. Духовные угрозы автор относит к высшему уровню угроз, носящих экзистенциальный, вневременной характер.
Spiritual security as part of national security
Key words: security, threats, challenges, state, security, morality, legal regulation, humanism, state policy, values.
Annotation:
The work is devoted to the issues of spiritual security, the definition of its role and place in the system of legal regulation. The characteristics, structure and content of spiritual security are analyzed.
Spirituality is considered as part of the national consciousness, which is of great social importance, since it motivates people no less than law, morality and other social regulators.
The humanistic version of spirituality is subjected to critical analysis. The types and forms of threats to spiritual security are considered. Spiritual threats the author refers to the highest level of threats that are existential, timeless in nature.
Русские философы о духовности
Проблему духовности остро затрагивали русские философы: С. Булгаков, Н. Бердяев, С. Франк, И. Кириевский, А. Хомяков и другие. Вся русская философия проникнута духовно-мистическими смыслами [1]. И в этом ее отличие от других философских школ.
Философско-богословские споры сводились к поиску смысла жизни и идеи спасения. В сборниках «Вехи» и «Из глубины» философами затрагивались острейшие проблемы русской жизни: бедность, несправедливость, государственный произвол. В унижении маленького человека они видели причины будущих катастроф, прологом которых были события 1905 года, а эпилогом — Октябрьский переворот.
Отечественные мыслители понимали опасность унижения и забитости русского человека, ищущего справедливости, но не находящего ее в реальной жизни.
В поисках смыслов, русская философия разделилась на два основных направления: почвенников (славянофилов) и западников. Первые, идею спасения искали на национальной почве, считали Россию самодостаточной и самоценной страной. Вторые — грезили «цивилизованным» и более культурным Западом, у которого надо учиться хорошим манерам. Этот спор продолжается и сегодня.
Властителями дум в России считала себя свободолюбивая интеллигенция, пытавшаяся выйти из-под пресса «угнетающей» ее религии на простор рационализма и светской морали. Эти «либерал-скептики» (выражение Вл. Соловьева) олицетворяли себя со здравым смыслом, жаждущим свободы воли. Лейтмотив такого типа интеллигенции гениально отразил Вл. Соловьев: «Прежде был Бог и война, а теперь вместо Бога культура и мир» [2].
Эсхатологические предчувствия русских философов-почвенников оказались пророческими. Утрата духовности, в основе которой были христианские ценности, сместила Россию с исторического пути и направила на поиск новой, как оказалось, чужой жизни.
Трактовки духовности в русской философии различны. Под ней понимается «состояние души» (С. Ожегов), «нематериальная сторона жизни» (Н. Бердяев), «угрызение совести» (А. Герцен), «милосердие и сострадание» (Л. Толстой), «абсолютная ценность» (С. Булгаков), «преданность вере» (А. Пушкин) /Стократ блажен, кто предан вере/.
В целом, духовность понималась как выход за пределы физической (телесной) сущности, соприкосновение с вечностью [3]. Затронутые русскими философами проблемы актуальны и сегодня, с тех пор мало что изменилось.
Понятие и характеристика духовности
С.И. Ожегов определяет духовность как «свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными» [4]. В.И. Даль духовным считает все, «относящееся к Богу, Церкви, вере, но и все, относящееся к душе человека, его умственным и нравственным силам» [5]. Оба автора духовность ставят выше материального.
В светском понимании, духовность — это благоговение перед жизнью, жизнь по совести, порядочность, не лицемерие, признание традиций, уважение к исторической памяти. Духовность действительно облагораживает людей, выделяет их среди других биологических существ.
Духовность — до конца непознаваемая действительность, тайна человеческой сущности, которой нет рационального объяснения. Высшая духовность заключена в христианстве. «Христианство есть выкристализация самой чистой человечности. Христианство построено на примирении и единстве: «Жить надо не для себя (эгоизм), и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех…» [6].
Духовность — самое благоприятное условие всех человеческих отношений. Духовный человек не проявляет агрессии, ладит со всеми, создает вокруг себя «ауру спокойствия». В светском значении, духовность сложно составное явление. Она может иметь как законченный вид, проявляться в виде самостоятельной сущности, так и быть частью более общего процесса, облагораживая его. Например, «состояние экономики, политической и социальной жизни во многом определяется духовно-нравственным состоянием» [7].
Духовная составляющая включает в себя определенную систему ценностей, обеспечивающих устойчивое функционирование государства и его безопасность. К категории светских ценностей можно отнести: патриотизм, социальное служение, творческую активность, законопослушное поведение, желание (творение) блага Отечеству.
Что касается правового (нормативного) понимания духовности, то она должна быть важнейшей частью правовой нормы, критерием ее нравственности. Правовому регулированию подлежат нематериальные (духовно-нравственные) ценности, социальные институты (семья, дети, инвалиды, пенсионеры), материальные объекты (флаг, герб, другие национальные символы). Государство обязано обеспечить правовую защиту этих гражданских святынь.
Однако высшим уровнем угроз являются экзистенциальные угрозы, ставящие под сомнение само существование государства, разрушающие его основы и базовые ценности. Эти угрозы носят скрытый, фрагментарный, вневременной характер, что осложняет их распознавание, оценку и выбор способов защиты.
Субстанционально, духовность восходит в область метафизики, к высотам, которые не способен постичь человеческий разум, туда, где живут глаголы вечной жизни. Ее источником является душа, а не разум. Душа — единственная непреходящая и неуничтожаемая субстанция.
Критерием оценки духовности является степень приближения нравственности человека и общества к библейским ценностям. Светский подход здесь неприемлем, поскольку он субъективен, конъюнктурен и зависит от состояния нравов. В некоторых европейских странах, например, гуманной признается эвтаназия, не говоря уже о разрешении абортов (легального убийства младенца во чреве матери).
Именно поэтому к светскому пониманию ценностей возникает много вопросов. Прежде всего, следует проверить сопоставимость советских (красных) ценностей с общероссийскими ценностями, порядком отравленным либерализмом. Необходимо, также, определиться с уровнем ценностей (национальный, вселенский, интернациональный, космополитический).
В любом случае, надо найти приемлемую для большинства граждан формулу национальных ценностей. Если нет аутентичного понимания, то говорить об их признании обществом, не приходится. Проблему осложняет то, что в действующей Конституции нет определения ценностей как самостоятельного объекта правового регулирования. Между тем, «государство строится на основании Идеи» [8].
Идеи же, ничто иное, как система ценностей, направленных на достижение единой цели. Без идеи (зачем, ради чего) невозможно сформулировать цели (куда) и решать задачи (каким образом). Цели и задачи вторичны по отношению к ценностям. Роль ценностей в системе общественного регулирования явно недооценена государством.
Соответственно, при отсутствии внятно сформулированных ценностей, не может быть и движения вперед. Частное без общего не существует, оно находит свое воплощение в общем и выполняет его замысел.
В условиях идеологической сумятицы и плюрализма очень сложно найти золотую середину, приемлемую для всех формулу. Только целостное, системное мировоззрение определяет самостоятельность человека. Фрагментарно и эклектично мыслящая личность легко подвергается чужому влиянию. Целостное, национально-ориентированное мировоззрение и есть наша главная общественная ценность.
Космополитизм и нигилизм — хронические болезни современного общества, превращающие народы в серую, безликую, легкоуправляемую массу — идеальное состояние для «Мирового регулятора». Устойчивое функционирование всех социальных процессов невозможно без единства нации, ее сплочения во имя достижения общих целей. Такое состояние достигается только при высоком духовно-нравственном уровне всего народа. Безнравственный человек непригоден для социума. Здесь уместно вспомнить слова В. Ленина: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Государство прежде всего, должно заботиться о сохранении и приумножении духовных ценностей, в основе которых национальная память. Именно в ней заложены коды нашего бытия.
Сохранение духовной культуры — одно из важнейших условий национального развития. Безнравственная экономика или политика не могут быть эффективными и служить общему благу. Кому недорога родная страна, тому безразлична и ее судьба.
В этой связи следует отметить, что светское понимание духовности не охватывает всей глубины этого понятия. Духовность имеет высшее, религиозное и сакральное измерение. Как глубоко заметил Ф.М. Достоевский: «Тем-то и сильна великая нравственная мысль, тем-то и единит она людей в крепчайший союз, что измеряется она не немедленной пользой, а стремит их в будущее, целям вековечным, к радости абсолютной…» [9]. Ф.М. Достоевский считает нравственность основой гражданских идеалов, соединяющих людей в единое гражданское общество.
Святитель Николай Сербский понимает духовность в жестком нормативном смысле, как «дисциплину духа». Духовности, в его понимании, должны подчиняться разум, воля и чувства. В религиозном смысле, поврежденный дух от лукавого, «духов злобы поднебесных» [Еф. 6:12].
Духовность и культура объединяют людей в единое человеческое общежитие. Примером тому может служить Русский мир, надэтническое, общекультурное пространство, в котором конформно уживаются все народы России. Приверженность этим ценностям сегодня подтверждают воины, участвующие в проведении СВО. В этой операции проявили массовый героизм и преданность Родине фактически все народы России.
Внутренние угрозы духовной безопасности
Совершенно очевидно, что внутренние угрозы опаснее внешних. Пока чужой враг придет, свой уже здесь. Парадоксально, но основную внутреннюю угрозу создает Конституция (Основной закон). Чтобы убедиться в ее либеральной направленности, достаточно прочитать статью 2 Конституции: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Причем, эта статья помещена в раздел «Основы конституционного строя» [10]. Выходит, государство, гражданское общество, семья в системе национальных приоритетов, ниже рангом, и находятся на побегушках у капризного, никому и ничем не обязанного гражданина. Так что либерализм в России имеет конституционные основания. Полное торжество возведенного в закон абсурда.
Экономическая модель закладывает предпосылки эксплуатации человека человеком, что уже само по себе порождает социальное неравенство. Такая Конституция — политическое Евангелие «пятой колонны», которая использует Основной закон как оргоружие против России. «Пятая колонна» обеспечивает связь с враждебными внешними силами и действует в их интересах. Пока не будет прекращено влияние «пятой колонны» на политические процессы, Россия не возродится.
Буржуазная конструкция сильно подрывает авторитет государства, ослабляет коллективную волю, державные основы исторически сложившейся государственности. Индивидуализм неизбежно порождает эгоизм — основу всех человеческих пороков.
Общая направленность, либеральный пафос и дух Конституции не соответствуют тексту в ее преамбуле о государственном единстве, принципах равноправия, вере в добро и справедливость. В этом контексте патриотические тезисы звучат несколько лицемерно и не взращивают почву для духовности.
Буржуазность имманентно несовместима с русской ментальностью и национальным мироощущением. Исторически и ментально, Россия — левая страна, главной ценностью которой является социальная справедливость и нестяжательство.
Угрозы духовной безопасности могут осуществляться и в форме бездействия. Так, российское законодательство не рассматривает эту категорию как самостоятельный объект правового регулирования, что, на мой взгляд, является серьезным пробелом. Ведь духовная безопасность интегрально пронизывает все виды безопасности, поскольку угрозы направлены против человека и создаются человеком. А человек — это его сердце и душа, та часть, где «Бог с Дьяволом борются» (Ф.М. Достоевский).
Кроме духовных ценностей существуют и гражданские святыни, такие, как как социальное служение, историческая память, патриотизм, национальное достоинство, суверенитет. Однако эти базовые ценности практически остались вне сферы правового регулирования. Разве можно без этих краеугольных камней представить устойчивое развитие России и ее будущее.
Что касается индивидуального сознания, то оно должно быть направлено на общее дело, понимание гражданином своей ответственности перед страной и ее народом. В этом и заключается единство национального духа. Только прагматичный, эмпирический подход к пониманию духовности для нашего национального самосознания неприемлем.
Гуманистическое понимание духовности
Когда угасает любовь,
люди ищут справедливости
(Святитель Николай Сербский)
Начиная с эпохи гуманизма (14-17 века) началась подмена духовности гуманизмом. Божественное постепенно стало вытесняться человеческим усмотрением, вера — разумом, идеальное — материальным. О том, в каком направлении сегодня развивается планетарная гуманистическая мысль и каковы ее «успехи» можно судить по последнему Гуманистическому манифесту 2020 г. [11].
Этот документ представляется мировой общественности как плод работы группы выдающихся ученых, разделяющих идеалы гуманизма. Присмотримся повнимательнее и определим, что же так беспокоит ведущих мировых гуманистов:
- упорная приверженность традиционным религиозным воззрениям, сеющая недоверие к науке, стоящая на защите отсталых социальных институтов (имеется в виду семья, общество, социум в целом);
- запрет на распространение противозачаточных средств или финансирование программ, направленных на снижение рождаемости и ограничение роста населения (поощрение социальной и духовной распущенности);
- создание препятствий, направленных на эмансипацию женщин, по-прежнему находящихся в подчинении у мужчин (разрушение природы женщины — матери);
- архаика религиозной морали, держащая разум в оковах (недопустимость защиты традиционных ценностей).
Социальный прогресс Манифест видит исключительно в развитии науки, совершенствовании разума, развитии механизмов демократии, повышении уровня образования для дальнейшего продвижения гуманистических ценностей. Плоды этих ценностей мы видим сегодня на примере однополых браков, ЛГБТ, превращении человека в киборга (био-техно гибрида), оправдании человеческих пороков и других «прелестей» современной цивилизации.
Апогеем гуманизма признается право человека на достойный уход из жизни, отказа от медицинской помощи для избавляя себя от страданий и приближения смерти. И это далеко не все «достижения» вселенского гуманизма из ада.
Идеологи теперь уже трансгуманизма ставят под сомнение даже библейские ценности. Высказываются предложения о создании единой религии, ценности которой разработает искусственный интеллект. Так, техногенная среда, техносфера в целом, может окончательно поглотить социо и духосферу, превратить человека в биоробота, лишенного личностных начал и критического мышления.
Еще задолго до «торжества» гуманизма В. Эрн, религиозный философ и публицист (1882-1917 гг.) писал: «Вот почему для христиан будущее — не мирный, культурный процесс постоянного нарастания всяких ценностей, а катастрофическая картина взрывов, наконец, последний взрыв, последнее напряжение — и тогда конец этому миру…» [12].
Проблемы правового регулирования духовной безопасности
Прежде всего, обращает на себя внимание либеральный подход к методологии защиты национальных интересов. Стратегия национальной безопасности, Указ Президента РФ № 809 от 09.11.2022 г. «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» превыше всего ставит все те же права человека, но уводит в тень общественные ценности и государственные интересы.
Такая правовая конструкция ставит под сомнение социальную направленность государства. Закрепление верховенства личности (частного над общим) уже само по себе предполагает разрыв частного бытия со всеобщим. Что вольно или невольно формирует эгоистические установки, где во главу угла ставится персонализм и личный успех. Причем, единое рассматривается не как часть общего, а как отдельная независимая монада, «вещь в себе и для себя».
Либеральная концепция государственности входит в разрез с традициями и ценностями русского мира. В целом, можно сказать, что духовная безопасность растворяется в груде эклектично построенных нормативных актов и объектов правового регулирования, и на этом фоне становится почти невидимой для защиты.
Вряд ли кто будет оспаривать важность обеспечения прав человека. Однако абсолютизация прав в отрыве от обязанностей и интересов государства, нарушают целостность правовой конструкции, в основе которой единство прав и обязанностей. Мощь Державы и крепость государственного устройства вряд ли зависят только от эффективности защиты прав граждан. Слабое государство не в состоянии обеспечивать декларируемые им права. Для этого у него нет ни ресурсов, ни механизмов исполнения.
Буржуазный базис объективно лишает государство в полном объеме распоряжаться средствами производства, а частная форма присвоения общественного продукта препятствует обеспечению социальной справедливости. Именно несправедливость тормозит социально-экономическое развитие страны, поскольку обида на государство не способствует творческой активности граждан.
В ФЗ «О безопасности» (в ред. ФЗ от 05.10.2015 № 285-ФЗ, от 06.02.2020 № 6-ФЗ, от 09.11.2020 № 365-ФЗ, от 28.04.2023 № 155-ФЗ, от 10.07.2023 № 286-ФЗ) духовная безопасность как самостоятельный предмет правового регулирования вообще не упоминается. Возможно, законодатель духовную безопасность признает составной частью общественной или личной безопасности. Однако, такое слияние следует признать неоправданным. Невозможно защитить то, что не имеет конкретно-определенных признаков и которое невозможно идентифицировать.
Между тем, духовная безопасность имеет собственную природу, и смешивать ее с другими объектами — значит нейтрализовать и обессмысливать ее значение как общественную и государственную ценность. Если их защита в прямой постановке не является объектом правового регулирования, то и угрозы этим объектам не регистрируются и не прогнозируются. Это особенно недопустимо в условиях обострившейся идеологической войны, от исхода которой зависит выживание страны и всего человечества.
Совершено очевидно, что без зашиты духовных ценностей наше государство не устоит. Духовная безопасность должна быть самым приоритетным объектом защиты, «потому, что буква убивает, а дух животворит» (2. Кор. 3:6). Дух, конечно, от Господа. «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6:63).
Чем ниже моральное состояние общества, тем уязвимее государство. В любом деле исход определяет человеческий фактор.
Равнодушный обыватель, даже если он профессионал, может не заметить опасности, если она ему лично не угрожает. Культура духа — основа всей системы безопасности. От культурного уровня народа зависит устойчивость политической системы, благополучие народа и процветание государства.
Гибридная война и духовная безопасность
Идеологическая война — часть гибридной войны, по сути, битва за будущее России и всего мира. Цель идеологической войны против России — уничтожение исторического кода, погашение национального самосознания, дезориентация политического процесса путем взлома и перепрограммирования системы ценностей. В этом и заключается суть нового миропорядка.
Мировая закулиса очень умело и изощрённо проводит политику на фрагментацию территории, сознания, государств, людей, всей социальной среды и переформатирования безжизненных осколков в новые безгласные сообщества, которыми легче управлять.
Соответственно, задача России осознать эти угрозы и их эффективно отразить.
Разновидностью гибридной войны являются, также, когнитивные войны, направленные на изменение сознания и подрыв морального духа народа. Когнитивные войны ведутся с использованием новейших технологий «матрицей воздействия», которой является головной мозг. Когнитивное оружие рассматривается нашими противниками как оружие завтрашнего дня [13].
Миром, как известно, правят идеи, за которыми стоят чьи-то интересы. Распознать истинные намерения разработчиков идей очень сложно. Но сказано: «По плодам их, узнаете их» (Мф. 7:12). Плоды сегодняшних мироправителей горьки и отравлены ядом лжи. Духовная безопасность — это прежде всего, способность распознавать ложь. Политическая ложь — самый опасный вид лжи, поскольку в политику вовлечены все люди, и она оказывает серьезное влияние на общественное сознание.
Тем менее очевидно время, тем больше оно наполняется ложными смыслами и сущностями. «То, что тридцать лет назад было невообразимо, сейчас уже обиходная монета» [14]. В мире происходит процесс укоренения пороков и убывания добродетелей. Именно так гибли государства и целые цивилизации. Наглядный тому пример — Древний Вавилон.
Не уровень экономического развития, не высокие технологии, а чистота нравов определяют состояние и качество цивилизации, направление ее развития. По сегодняшнему состоянию нравов можно сказать словами Псалтыри: «Бездна бездну призывает» (Пс. 41:8).
Сегодня же, международным стандартом лжи является двойная мораль. Именно она размывает смыслы, подменяет понятия, вносит смятение в общественное сознание.
Двойная мораль стала бичом и нашей российской действительности. С одной стороны, права человека признаются высшей ценностью, с другой — бесцеремонно попираются под видом государственной необходимости (монетаризация льгот, повышение пенсионного возраста, ковидные ограничения) и по другим надуманным предлогам. Такую политику вряд ли можно признать нравственной, скорее — циничной.
Опорой врагов России изнутри является «пятая колонна» в лице либералов, а по сути — космополитов и русофобов. Западники «не могут победить Запад, так как способны только на подражание ему, да и не желают его побеждать, так как ценностно-ориентированы на него» [15].
Внешние и внутренние враги России больше всего опасаются русского национального возрождения, победы Русского мира. Во многом, в этом направлении действует и сама власть. Она серьезно не занимается организацией национальной жизни, а лишь латает расползающийся во все стороны «Тришкин кафтан». Реагирует только на те события, которые достигают критического уровня и требуют неотложного вмешательства.
Власть, не занимающуюся стратегическим планированием, невидящую образа будущего, вряд ли можно назвать моральной, а значит, политически эффективной. Между тем, проблемы страны известны, диагноз поставлен, но ничего существенно не меняется. В. Аверьянов очень точно подметил две основные беды России: пассивность и вторичность [16].
Отравленная западными ценностями Россия пока не нашла им национального противоядия. И это при всем богатстве русской культуры и глубины русской философской мысли. Объяснить такое недоразумение можно только одним: власть не заботится о будущем страны, а, занимается исключительно вопросами собственного выживания.
Спастись Россия может только через духовную сферу. Если больна душа, то страдает и тело. Никакие экономические модели или политические системы, без нравственной составляющей, нас не спасут. Лечить надо весь организм, а не только то, что болит. Национальному возрождению страны посвящены работы членов Изборского клуба, голос которого пока слабо слышится в оглушающем хоре догматиков и квазиреформаторов всех мастей.
А. Проханов в основе русского национального возрождения видит раскрытие кодов русской истории, главным из которых, как считает автор, является «код взыскания» (поиск Россией самой себя) [17]. Только осознав себя как самоценность, Россия вновь может стать великой Державой.
Уроки «демократии» и результаты либеральных реформ со всей очевидностью показывают провальность действующего курса и его антинародную сущность. Смена курса — сегодня главная политическая задача. Вывод страны из кризиса только на путях восстановления традиционных ценностей, давно обозначенных русской национальной мыслью. В них заложена идея спасения.
«Восстановление России, мыслимой как национальное и культурное единство, невозможно без восстановления в ней христианства, без возвращения ее к христианству как основе ее душевно-духовного мира…Без религии — это не нация, а человеческое месиво, глина, из которой можно лепить все, что угодно…» [18].
Резюмируя, можно сказать, что основой духовной безопасности являются христианские ценности, исторически формирующие российскую государственность. Защита этих ценностей включает в себя все материальные средства (военные, экономические, политические, экономические и иные). Но, прежде всего, страна должна очиститься от духовной скверны — либерализма, продолжающего отравлять наш национальный организм.
Выводы:
- Политическое конструирование на рациональных принципах не способствует духовному росту и обеспечению национальной безопасности в целом.
- Буржуазное государство, тем более олигархического типа, по своей природе несправедливо, а значит, аморально и бездуховно.
- Задача России — сберегать и приумножать духовные ценности, без которых Россия, как традиционное государство, не устоит.
- В российском законодательстве духовная безопасность не является самостоятельным предметом правового регулирования, а значит, не является объектом правовой защиты.
- Сам общественно-политический строй и экономический базис полностью дезавуируют благие намерения государства о защите традиционных духовно-нравственных ценностей.
Список литературы:
- См.: Сабиров В.Ш, Соина О.С. Идея спасения в русской философии. Санкт-Петербург. 2010. Антология русской философии в трех томах. Том 3. Санкт-Петербург. Сенсор. 2000. Сборник «Вехи» в контексте русской культуры. Москва. Наука. 2007.
- Цит. по: Сборник «Вехи» в контексте русской культуры. Москва. Наука. 2007. С. 8.
- Современный философский словарь. Под общей ред. Кемерова В.Е. и Керимова Т.Х. Академический проект. 2015. С. 204.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Москва. 2013. С. 38.
- Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. Москва. 2002. С. 456.
- Федоров Н. Ф. Цит. по: В.Ш. Сабиров, О.С. Соина. Идея спасения в русской философии. Санкт-Петербург. 2010. С. 257.
- Возмитель А.А. Духовная безопасность: социологический анализ. //Мир России// 2006. №6. С. 147-159.
- Коровин В. Вопросы сталинизма. Завтра, август 2023. № 32 (1544).
- Достоевский Ф.М. О нравственности. URL: https://pravoslavie.ru/
html/ - Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) URL: https://www.consultant.ru/document/cons_
doc_LAW_28399/ - Цит. по: Антология русской философии. В трех томах. Санкт-Петербург. 2000. С.442-434.
- Эрн В.Ф. Идея катастрофического прогресса. Цит. по: Антология русской философии. В трех томах. Том 3. Санкт-Петербург. 2000. С. 442.
- Веремеев И. Поле битвы — мозг. Как НАТО против России когнитивную войну развязало. 08.2023. URL: https://www.stoletie.ru/politika/
pole_bitvy__mozg_873.htm - Иеромонах Рафаил (Нойка). Культура духа. Издательский дом «Святая гора». Москва. 2006. С. 182.
- Багдасарян В. Орден и власть. Битва за будущее. Наше завтра. 2022. С. 82.
- Аверьянов В. Традиции и динамический консерватизм. Москва. 2012. С.11.
- Проханов А. Коды Русской мечты. Русские коды. Наше завтра. Москва. 2022. С. 370-
- Федотов Г.П. Цит. по: В.Ш. Сабиров, О.С. Соина. Идея спасения в русской философии. Санкт-Петербург. 2010. С.258.
Оставить комментарий