26-

П.И. САтлейкин. Империя как историческая матрица российской государственности

В научной литературе и в общественных дискуссиях вопрос об империи обсуждается мало и очень осторожно. А если и упоминается, то чаще в историческом плане как дела давно минувших лет.

Будущее, как известно, не существует без прошлого. Исторический процесс непрерывен, но имеет и обратную спираль. В истории бывают такие захватывающие повороты, что сознание отказывает верить в происходящее. И «нет ничего нового под солнцем…(Еккл.1:9)».

Сторонников империи в России мало, и они не оказывают влияние на политические процессы. Зато крикливые либералы считают, что Россия и так слишком велика, а потому, неповоротлива. Ее надо не умножать, а дробить. По их мнению, лучше всех живут маленькие страны, где все близко и прозрачно. От края до края можно дотянуться рукой и все под контролем.

Может быть империя действительно политический атавизм, исторический хлам и у нее нет будущего. Попытке разобраться в этом вопросе и посвящена данная статья.

К истории вопроса

Империя как форма национально-государственного устройства в России возникла в 1721 году, когда Петру I на совместном заседании Сената и Синода поднесли титул императора. С этого времени и стало формироваться имперское мышление, строиться имперский порядок. Так в мире появилась еще одна мощная империя.

Но фактически, империя возникла значительно раньше, при Иване Грозном. После того, как Московское царство освободилась от монголо-татарского ига и стало самостоятельным, ее границы стали быстро расширяться. В 1552 году завоевано Казанское ханство. В 1783 году Московскому царству покорилось Крымское ханство, находящееся под влиянием Османской империи. В 1582 году к Москве была присоединена Сибирь. Народы, находящиеся под властью этих территорий (чуваши, мордва, марийцы, юго-восточных земель, башкиры, татары, остяки, вогулы и другие народы Сибири), стали подданными Московского царства.

Но амбиции российских самодержцев распространялись еще дальше на Восток. Император Павел I в 1801 году вместе с Францией готовил Индийский поход, который был прекращен в связи «с апокалиптическим ударом» императора. Несмотря на утопичность этого похода масштаб геополитического мышления Павла I впечатляет. У Российской империи были длинные руки, но, видимо, не очень цепкая хватка.

Так, постепенно, сложились все элементы имперской государственности. Со временем имперское тело нарастало, страна расширялась, а ее части (периферия) все сильнее консолидировалась с метрополией.

Имперский период российской государственности просуществовал до февраля 1917 года и был разрушен в результате февральской революции. Последний царь династии Романовых Николай II отрекся от престола и власть перешла к Временному правительству.

Октябрьский переворот 1917 года привел к власти большевиков и на пятом Всероссийском съезде Советов 10 июля 1918 года была принята первая советская Конституция, провозгласившая новое государство — Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику (РСФСР). Но это государство просуществовало недолго, до 1924 года. В декабре этого же года образовалось союзное государство. Его учредителями стали Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР), Украинская ССР, Белорусская ССР и Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика в составе Грузии, Армении и Азербайджана. Между четырьмя республиками был подписан Договор об образовании СССР. Образование СССР можно считать «днем рождения» новой «Красной» империи.

В последствии Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика была упразднена, а входящие в нее республики получили самостоятельный политико-государственный статус.

В 1929 году в состав СССР вошла Таджикская Советская Социалистическая Республика. В декабре 1936 года к СССР присоединилась Киргизская Советская Социалистическая Республика, в мае 1925 года – Туркменская Советская Социалистическая Республика.

В декабре 1936 года из состава РСФСР выведена Казахская АССР и ей был придан самостоятельный статус, она получила название Казахская Советская Социалистическая Республика.

В 1940 году в состав СССР вошли республики Прибалтики (Литва, Латвия и Эстония). В завершенном виде в составе СССР оказались 15 союзных республик.

Надо отметить, что некоторые среднеазиатские республики, ранее входили в состав Российской империи в качестве областей (Уральской, Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Ферганской, Самаркандской и других областей). Часть среднеазиатских республик имела большую степень автономии, например, Бухарский эмират и Хивинское царство.

Польское Царство (Королевство) в составе Российской империи тоже имело большую степень автономии. У Королевства была своя Конституция, несмотря на личную унию с Российской империей, Польское Царство (Королевство) управлялось автономно и имело свой высший представительный орган — Сейм.

Великое Княжество Финляндское вошло в состав Российской империи по Фридрихсгамскому миру (1809 год), и также, как Королевство Польское имело достаточно большую самостоятельность, свою таможенную и судебную систему, свой банк и собственное платежное средство (финскую марку). Как видим, Российская империя была достаточно гибкой и асимметричной, удачно сочетавшей в себе централизованные (имперские) и автономные начала.

Теперь сравним параметры обеих империй. Сопоставим данные по площади и населению Российской империи и СССР. Площадь Российской империи (на конец 19 века) составила — 21,8 млн. квадратных километров, площадь СССР — 22,1 млн. квадратных километров. Мы видим, что данные по площади вполне сопоставимы.

По численности населения. В Российской империи проживало 165,7 млн. человек. Численность СССР составляла 286,7 млн. человек. Но если учесть естественный прирост населения (фактор рождаемости) и закономерности демографического процесса, провести экстраполяцию, то численность населения обеих империй не сильно различается.

Сопоставим другие характеристики: национальный состав, политический режим, форму правления (единовластие). Здесь мы тоже увидим близкие значения. Это свидетельствует об имперской преемственности, продолжении имперской политики в новых исторических условиях.

Этапы имперского пути

Российская империя существовала с 1721 по 1917 годы, всего 196 лет. Продолжительность «Красной империи» 69 лет (с 1922 по 1991 годы). Таким образом, общий имперский период — 265 лет. (196+ 69) = 265 лет.

А теперь посмотрим на историческую продолжительность республиканского периода истории России. С 1918 года (год образования РСФСР) по 1922 год (год образования союзного государства (СССР)) — 4 года. С 1991 по настоящее время — 30 лет. Таким образом, общий республиканский период России равен 34 годам.

Имперский период России в 7,7 раза продолжительнее республиканского периода. Теперь сопоставим достижения. В Российской империи, по образному выражению, Александр III: «Без нашего разрешения в Европе ни одна пушка не выстрелит». И этим сказано все.

«Красная империя» имела не меньшие исторические заслуги. СССР победил самое большое мировое зло – немецкий фашизм, создал мировую социалистическую систему, благодаря успехам СССР, буржуазные страны улучшили социальное положение трудящихся из-за страха массового забастовочного движения и нарастания левых взглядов. Благодаря левому повороту, мир стал более гуманным и справедливым. Но после распада СССР капитализм взял реванш. И уже сама Россия попала под его влияние.

Востребованность империи для России

Вокруг России создан враждебный пояс, который с каждым днем затягивается все сильнее. Одна из причин нашей слабости — ошибочная форма национально-государственного устройства, сдерживающая ее развитие. Форма, как известно, определяет содержание. Федерация слишком тесная одежда для такого гиганта как Россия.

Абсолютизация этнического компонента в политическом строительстве рано или поздно приводит к национализму. Примат крови над территорией нарушает принцип гомогенности (однородности общества). Это особо ярко проявилось в поздний советский период. Советские республики в трудную минуту вдруг вспомнили о своих исторических корнях и начали писать свою историю. Прибалтийские республики уповали на свою государственность до вхождения в состав СССР. Грузия и Армения сделали ставку на свою родовитость, на Украине проснулась «незалежность», начал раскачиваться тезис: «Украина – не Россия».

После распада СССР бациллы национализма и сепаратизма перекинулись и на Россию. Вспомним самопровозглашенную Чеченскую Республику Ичкерия. Сепаратизм серьезно раскачивался в Татарстане, Башкортостане, Туве, Якутии, Бурятии и других регионах. Напомню, все эти национальные республики остались в составе России и стали аналогом союзных республик в СССР. Вот она, обратная сторона национальной политики, где этничность положена в основу государственного строительства. В этом смысле, Россия наступила на грабли СССР. Не повторит ли России при таком подходе судьбу СССР? Во всяком случае, такая опасность существует. Но власть закрывает на это глаза, дабы не раздражать местные национальные элиты. Как показывает история, урок не всегда впрок, особенно, когда не хочется брать на себя ответственность. Кривая куда-нибудь, да выведет.

Выше был проведен сравнительный анализ имперского и республиканского периодов, подтвердивший абсолютное преимущество империи. «Для нас, — верно замечает М. Смолин, — возрождение России должно стать возрождением империи, это наш настоящий государственный уровень и естественный государственный вес».

Под напором глобализации, при отсутствии механизмов адекватного национального противодействия вызовам и угрозам, Россия в ее нынешнем состоянии просто не выживет. При сохранившейся тенденции есть серьезная опасность распада страны. Потеря авторитета центра усиливает сепаратизм. Когда тонет корабль каждый ищет свою шлюпку и прекращается борьба за живучесть.

В этой связи великий русский философ М. Меньшиков писал: «В русской жизни, как в сказке, действуют два духа –  живой и мертвый». Живой дух – это дух стяжания Божией благодати, дух Правды, дух утверждения Воли Божией в государственных и народных делах. Мертвый дух – дух отчуждения, гордыни, лени и гнетущего равнодушия.

И. Солоневич писал: «Все наши неудачи и провалы наступали именно тогда, когда нашу организационную систему мы подменяли чьей-либо иной, а выправлялись они, когда мы снова возвращались к нашей организации».

Чуждость формы национально-государственного устройства приводит к аморфности ее политического содержания. Живя в чужом теле страна не может быть здоровой и самостоятельной.

Внутренние предпосылки империи

Перефразируя слова В.И. Ленина, можно сформулировать такой тезис: «Прежде чем расширяться и для того чтобы расширяться, мы должны решительно укрепиться изнутри». И начинать надо с совершенствования федеративных и централизованных начал государственного управления. Уплотнение России, стягивание ее в более жесткий каркас, должно стать первым шагом к имперскому строительству и его фундаментом. В его основе должно лежать единство территории как всеобщего пространства без региональных перегородок. Только так может сформироваться единая гражданская нация.

Трехуровневая система управления: центр –  регионы – органы местного самоуправления неэффективна. Управленческие команды из центра на местах сильно искажаются. Региональный эгоизм зачастую глушит или искажает федеральные предписания. Органы местного самоуправления вообще сидят на голодном пайке, функций много, а денег нет. Явно не хватает среднего звена управления между центром и регионами.

Власть начинает понимать эту проблему и пытается ее решить. Указом Президента России В. Путина «О полномочиях представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе» было образовано 8 федеральных округов (Центральный, Приволжский, Сибирский, Южный, Северо-западный, Уральский, Северо-Кавказский и Дальневосточный)

Но этого недостаточно для стягивания России. Федеральный округ в такой постановке лишь формальное образование, выполняющее координирующую функцию между субъектами федерации и центром. Считаю, что Федеральный округ должен стать ОСНОВНЫМ ЗВЕНОМ государственного управления, механизмом, обеспечивающим вертикальное равновесие.

Федеральный округ должен выравнивать возможности и ресурсы входящих в него субъектов федерации. Его политической задачей является сдерживание национального и регионального эгоизма. Для этого федеральный округ должен получить собственный конституционно-правовой статус и обладать гораздо большими полномочиями, чем сегодня. Между прочим, непризнанные республики: ДНР, ЛНВ, Абхазия, Южная и Северная Осетия для начала могли бы получить статус присоединенных территорий и образовать особый федеральный округ в составе России с большой степенью автономии по примеру Польши или Финляндии в составе Российской империи.

Совершенствование национально-государственного устройства России может стать первым шагом к ее имперскому построению.

Имперское измерение новой России

Переход к имперскому измерению государственности надо начинать с формирования имперской философии и идеологии. Это совершенно новый, более высокий уровень политического мышления, иная пространственная конфигурация страны. Империя – это прежде всего плацдарм для разбега и подъема России. Конечно, эта задача требует основательной подготовки и ответственного подхода, без штурмовщины и волюнтаристских рывков, которые только загубят дело.

Но любое дело начинается с первого шага. Как говорил К. Маркс: «Теория становится материальной силой, как только она овладевает массами». Тоже самое можно сказать и об идее. Идея империи должна быть официально провозглашена и вброшена в общественное сознание как долгосрочный политический проект. В истории России было много великих идей, ведущих Россию вперед.

Святая Русь, Великая Россия, построение социализма (коммунизма). В новых исторических условиях надо искать другие подходы, отвечающие политическим задачам современной России.

Вспомним, какой энтузиазм у граждан вызвало возвращение Крыма на свою историческую Родину. По сути, это уже шаг к началу построению имперской государственности. Кроме республики Крым, в наши двери настойчиво стучаться уже упомянутые ЛНР, ДНР, Республики Абхазия и Южная Осетия. Но власть трусливо не решается их принять в состав Российской Федерации, хотя «де факто», эти непризнанные республики считаются частью территории России.

Включение непризнанных республик в состав России в корне укрепило бы ее военно-стратегическое положение. Но самым важным стало бы демонстрация политической воли России к обеспечению своих национальный интересов на том уровне, как она их понимает. По умению продвигать свои национальные интересы судят о мощи и роли государства в мире.

В этом отношении с нашей стороны демонстрируется непоследовательность и двойная мораль. Политически и экономически поддерживая эти республики, выдавая их гражданам российские паспорта, Россия, в тоже время, признает над ними юрисдикцию Украины. Большего абсурда трудно себе представить.

Весь мир идет по пути международной интеграции, ищет союзников, создает зоны безопасности. Только Россия проявляет нерешительность, не хочет «пугать» мировую общественность своей имперской «дерзостью». С поджатым хвостом большую политику не делают.

Высокая политика – это выход за горизонт возможного, преодоление любых препятствий, мешающих достижению национальных целей вне зависимости от внешнего противодействия. Если у России существует потребность в расширении территории, то государственная необходимость должна ставиться во главу угла всей внешней политики, включая демонстрацию военных возможностей, санкции в отношении недружественных стран, экономическую блокаду и другие жесткие меры по защите национальных интересов. Относительная стабильность враждебной нам Украины поддерживается в т.ч. и большим торговым оборотом с нашей страной, уступками по цене энергоносителей и другими преференциями. Коммерческий подход должен быть исключен из серьезной политики.

Надо прямо признать: распад Украины стратегически выгоден России, пока она еще не вошла в НАТО и не предоставила этому блоку свою территорию. Что будет, если это произойдет, – трудно себе представить.

В случае распада Украины, ее значительная часть потянется к России. Союз с Россией позволил бы Украине сгладить болезненный вопрос с Крымом, ДНР и ЛНР. Почему Россия не использует здоровые силы на Украине, а подкармливает фашистско-бандеровский режим – уму не постижимо. Это какая-то патологическая логика.

Еще одним звеном в укреплении геополитического влияния России являются международная интеграция в форме союзов, таких как Россия – Беларусь, ЕАЭС (евро-азиатский экономический союз, в который входят: Россия, Казахстан, Белоруссия и Армения (позднее, к этому союзу присоединилась Киргизия)).

В международном взаимодействии с бывшими союзными республиками Россия может стать лидером нового Содружества по типу СНГ или ЕС. К этому сложились все предпосылки. Международные проблемы подвигают государства к объединению. В условиях господства транснациональных корпораций и глобализации выжить в одиночку могут только мощные государства и межгосударственные союзы.

На европейском направлении очень эффективной, противостоящей основным центрам силы, могла бы стать ось Москва – Берлин – Париж. Возможны и двойственные союзы Москва – Берлин, Москва – Париж. Энергетические проблемы, дефицит углеводородов объективно подталкивает европейцев к большей международной интеграции с Россией в надежде на преференции. У обладателя ресурсов всегда найдутся убедительные аргументы для продвижения своих интересов. Холод не тетка, замерзающие всегда тянутся к теплу, а печка на нашей улице. Хотите греться у нашей печки, давайте что-то взамен. Тепло в обмен на лояльность – хорошая политическая партия.

Гегемонизм США заканчивается, а значит, слабеет зависимость от них всего мира. Противостоять новому гегемону – Китаю с его тонкими политическими и экономическими инструментами и мало кому понятными целями в одиночку сложно. Согласованная политика европейцев в военно-стратегической и внешнеэкономической областях могла бы сделать объединенную Европу третьим центром силы после США и Китая. Интеграция ЕС с Россией позволила бы снизить влияние англосаксов на европейском континенте.

Тем более, что европейская солидарность дала серьезную трещину и национальные интересы начинают брать верх над общеевропейскими ценностями. Польша уже заявила о приоритете национального законодательства над европейским, Венгрия и Словения отдают предпочтения национальным, а не общечеловеческим ценностям. Даже в таких толерантных странах как Франция и Германия все большую силу набирает движение за человеческое достоинство, защиту прав большинства от извращений и патологических проявлений. Санкции против России серьезно ослабляет экономику европейских стран, тормозят торговые отношения с выгодным и стабильным партнером.

Понятно, чем экономически мощнее государство, тем большее влияние оно оказывает на союзнические отношения. Даже заявка на имперские амбиции, при последовательном и настойчивом проведении этого курса, значительно укрепит авторитет России в мире. Вполне реально образование Союза славянских государств как единой славянской цивилизации с последующим преобразованием в славянскую империю. Очевидно одно – Россия нуждается в кардинальных переменах, системном изменении всей внешней и внутренней политики.

Международные институты не работают, вернее работают против России. Страны устали от диктата США и вообще от какого-либо давления из вне. Международное право нуждается в коренном пересмотре всей философии. Глобальные проблемы еще раз подтверждают необходимость их коллективного решения. Но страны пока действуют каждый за себя, в то время как ни одна страна в одиночку не выживет. Россия могла бы стать духовным лидером и возглавить новое движение в защиту традиционных ценностей, биологической и божественной природы человека, национальной самобытности народов. Великая русская культура давно отстаивает эти ценности, удерживает мир от варварства и распада.

Но для самой России основным злом сегодня является антисистема. Еще А. Зиновьев заметил: «Сама система исключает подъем России». К этому можно добавить: эта система становится фактором угрозы безопасности собственной страны. Слабая, антинародная власть не способна решать конституционные задачи. Ни политический режим, ни выбранный властью курс не в состоянии развивать страну. Господствующий в стране капитализм сакрально враждебен России и является для нее антисистемой (механизмом саморазрушения).

По Л. Гумилеву, антисистема представляет собой целостность людей с негативным мироощущением, специфическим отношением к материальному миру, выражающееся в стремлении к упрощению и неполноте. Общий смысл антисистемы – отрицание реального мира, удержание его за счет страха, обмана и манипуляций общественным сознанием. Россия тоже продолжает жить иллюзиями и чужими интересами.

Сейчас в мире существует две империи: условно – империя силы (США) и индустриальная империя – Китай. В противовес силе и технологиям (воинственному материализму) должна возникнуть новая империя – империя Духа и Справедливости. Кроме России такую империю создать некому.

Но врач прежде должен излечиться сам, чтобы нести свет другим. Для этого Россия должна превратиться во внутренний СССР (самосохраниться, собраться, сосредоточится и развернуться).

Только Россия, по Ф.М. Достоевскому, с ее непоколебимой Верой и жертвенностью, и всемирной отзывчивостью способна утверждать Волю и Правду Божию на земле.

Мешает России самоутвердиться в этом жестоком мире только отсутствие политической воли, сомнения и колебания в своей правоте. С.В. Перевезенцев писал: «История есть воплощение Божественного промысла. Следовательно, история имеет смысл и цель своего развития, а также, законы развития, определяемые Божественным промыслом». Но воля Божия в делах человеческих совершается. Следовательно, история есть сотворчество Бога и человека, единство веры и дел, небесного и земного. Это и есть всемирная гармония.

Но вместо веры вокруг мерзость и запустение. При нахождении России в таком духовно подавленном состоянии и нравственном упадке, говорить о ее имперских амбициях преждевременно.

Для начала, надо прекратить политическое слюнтяйство и угодничество перед Западом. Хождение на цыпочках не для великой России. Империя – это прежде всего масштаб и высота политического мышления, готовность власти и народа к великому напряжению сил и решению больших задач. Собственно, у России иного выбора нет. Она или воскреснет в своем величии или растворится и токсичной среде мирового потока.

В истории России было много великих идей и заблуждений. Но с 1991 года начался исторический провал. Обожглись социализмом, поперхнулись капитализмом, теперь 30 лет топчемся на месте, не можем определиться с выбором. Нет ни проекта, ни теории общественного развития, ни внятных целей. Одна сплошная неопределенность.

Днем с огнем ищем то, что давно нашли наши предки и заповедовали нам. Выход как известно там, где вход. Возврат к источникам, объективный анализ прошлого и безоговорочная уверенность в будущем – вот триада русского спасения.

Новые горизонты империи

России от имперской сущности все равно не уйти, это ее универсальная историческая матрица и Богоданная форма.

Большие задачи возвышают человеческие помыслы, мотивируют людей на общее дело, мобилизуют внутренний дух нации, пробуждают в ней лучшие качества.

Однако, духовная империя может начать свое восхождение и в светской форме, пример тому – СССР. Но без наполненности светской формы духовным содержанием постепенно наступит политическое разложение. Проблемы СССР начались с роста обывательских настроений, «колбасного» измерения уровня жизни. Идеологический стержень в общественном сознании стал слабеть. Социализм из идеи превратился в политический ритуал, формальная сторона стала преобладать над сущностью социализма как «самого прогрессивного общественного строя». Это повлекло за собой падение советской морали, построенной исключительно на идеологии.

Советская мораль не имела духовной глубины и поддерживалась исключительно авторитетом государства. К тому же официальный атеизм отталкивал от себя верующих, вынужденных скрывать свои убеждения. Это несмотря на то, что православие было исторической и духовной основой формирования российской государственности.

Но понимая силу и инерцию православных ценностей, власть пыталась придать им некоторую политическую (суррогатную) интерпретацию в виде Морального кодекса строителя коммунизма. Светская мораль тоже важна, но она не сопоставима с истинной верой. Советские ценности, конечно, выше либеральных, они не преисполнены духовным содержанием, и, потому, неустойчивы. Божественное понимание справедливости выше его светского аналога, что значительно снимает накал социальных противоречий.

В истории России были «Белая» (Российская империя), «Красная империя» (СССР), почему бы, исходя из исторического опыта не образовать духовную (вертикальную) империю. Дух выше силы, ибо Господь «низложил сильных с престолов и вознес смиренных; алчущих исполнил благ и богатых отпустил ни с чем» (Лк.1:48, 51:53).

Если Бог с нами, то чего нам бояться? Правда на нашей стороне, а сила Правды преодолеет любые преграды.

Пространство как геополитический ресурс

В идеале, форма должна соответствовать содержанию. В тоже время, форма имеет и самостоятельную, подвижную сущность. Форма уже сама по себе действенная сила. В этом смысле, форма выступает самостоятельным рычагом воздействия на социальные процессы.

Понятно, что империя больше республики. А большая модель имеет больший запас прочности, но в этом механизме сложнее найти точку (точки) равновесия. Вопрос в другом: сможет ли слабеющая Россия создать такую форму правления, а если создаст, то готова ли удерживать такое огромное пространство?

Но есть логика и от обратного. Эффективна ли для России республиканская форма, служит ли она укреплению государственности? Судя по политическим результатам – нет. В России, как осколке СССР, сохранились имперские признаки. Россия осталась Евразией, сохранила многонациональный и многоконфессиональный состав с доминирующим русским этносом и, фактически, является империей.

Республиканская форма правления навязана России извне ее противниками, чтобы сковать ее развитие и держать под международным контролем. Для западного мира достаточно одного конкурента – Китая. Западу Россия нужна как дойная корова, послушный придаток, слепо следующий западным предписаниям.

Но и Китаю Россия нужна точно в таком же качестве. Стратегический союз России и Китая временный и неустойчивый. В случае военного конфликта Китая и США из-за Тайваня (или по другим причинам), Россия будет вынуждена выступить на стороне Китая, т. е. ввязаться в спор за чужой интерес. Так что все по Александру!!! «У России только два союзника — ее армия и флот».

Отсюда вывод: России критически необходимо расширять пространство своего влияния, формировать в общественном сознании имперский дух, восстанавливать имперские формы, настраивать на это государство и все его институты.

Строительство имперской Россия должно стать новой траекторией ее развития. Это позволит придать уставшей и растерянной стране великие смыслы, выведет ее из оцепенения и разложения. Только империя может взбодрить дряблое тело России. Империя уже сама по себе смысл, изреченное слово – начало действия. А Россия – страна великих идей и больших задач, она не умеет ходит мелкими шагами – или летит или падает. Республика же – политический уродец, деструктивный элемент ее политической системы, разрушающий основы государственности и общественного уклада.

Надежда видится в духовном пробуждении самого народа, понимании им (пока еще стихийном) глубины своего падения и уповании на Веру православную. Только идея империи может дать России пассионарный толчок, который станет началом ее возрождения. Этим и будем жить пока не наступят лучшие времена.

Восстановление империи для России – это вопрос выживания, а не политических амбиций.

 

 

к.ю.н., ветеран боевых действий,
полковник милиции в отставке

П.И. САТЛЕЙКИН

2
Оставить комментарий

avatar
2 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
2 Авторы комментариев
ЛюдмилаГость Авторы недавних комментариев
Гость
Гость
Гость

«Почему Россия не использует здоровые силы на Украине, а подкармливает фашистско-бандеровский режим – уму не постижимо. Это какая-то патологическая логика.» Логика имеется,если чётко понимать,кто находится у власти на Украине и кто стоит за политиканами в России. Читайте и слушайте Ходоса Э.Д.

Людмила
Гость
Людмила

Расклад намерений-БОЖЕСТВЕННЫЙ,только беЗ»господа».

Смотрите также