11-нац

Национальная идея и национальный вопрос

Статья Андрея Сошенко об отсутствии государственной идеологии и ложных направлениях решения проблем межнациональных отношений — на сайте Русская народная линия.

По мере нарастания темпа происходящих событий в мире (Украина, Крым, Сирия, Турция, ИГИЛ, мировой терроризм) как-то забылась актуальность «Валдайской речи» В.В. Путина 19 сентября 2013 года о необходимости формирования общих целей развития нашей страны. Государственная идеология (национальная идея) России до сих пор не изложена даже в наиболее общем виде.

Национальная идея для России — основополагающая линия, объясняющая духовный смысл существования России, русского народа и народов страны, заставляющая высшую власть страны, независимо от персоналий, при выработке своих решений руководствоваться исторической миссией России, а не своими субъективными взглядами или степенью давления на них извне.

Если такого стержня нет, то отсюда и непоследовательность, и половинчатость, и нелогичность некоторых внутренних и внешних действий государства. Присоединение Крыма к России, с одной стороны, и отказ от «распространения опыта» на ДНР и ЛНР — с другой. Политика «импортозамещения» стала проводиться только после того, как некуда стало деваться от «международных санкций». «Интеграция России в единое экономическое пространство», последним штрихом которой явилось вступление страны в ВТО, упорно осуществлялось, да и осуществляется до сих пор, несмотря на то, что наше государство несёт финансовые и иные потери прямо пропорциональные степени «интеграции», позволяющие «мировому сообществу» более эффективно применять «международные санкции». Вот и факт размещения государственных средств в иностранных банках, поддерживающее МВФ и мировую, то есть американскую, экономику, — мощная гарантия этой самой «интеграции». Неужели нужно дожидаться теперь и «санкций» на использование собственных средств, которые в любой момент может наложить Запад, если последнему в очередной раз не понравится поведение России? Неужели нужно иметь какое-то особое чувство прозорливости, чтобы понять, что давно нужно отказаться от подобного рода подходов.

И это только примеры, относящиеся к внешней политике. А во внутренней политике? Примеров непоследовательности (или, наоборот, последовательности в осуществлении «либеральных преобразований» в экономике и социальных вопросах) ещё больше. «Последовательность» в применении либеральных принципов и приводит к непоследовательности внутренней и внешней политики государства.

Из внутренней политики здесь остановимся только на одном вопросе — национальной политике государства. Организованные террористические акты во Франции 13 ноября этого года, дестабилизирующие обстановку по всей Европе и жертвами которых стали сотни мирных граждан, не дают права относить миграционные процессы и национальный вопрос в разряд второстепенных. Наблюдаемое в последнее время в России некоторое снижение остроты проблем с мигрантами имеет две составляющие. С одной стороны, государством сделаны некоторые выводы и реально проводятся меры, в основном силами органов правопорядка, по пресечению негативных проявлений со стороны мигрантов. Плюс к этому — антитеррористическая деятельность в республиках Северного Кавказа. Но, с другой стороны, миграционный поток никуда не делся, просто центральные СМИ переключились на иные проблемы, таким образом, снижение напряженности межнациональных конфликтов внутри России — во многом кажущееся.

Федеральная миграционная служба за последнее время ни в коей степени не изменила свои подходы (или отсутствие подходов?) в решении проблем. Всё те же увещевания о необратимости и полезности миграционных потоков.

И степень «интеграции» мигрантов в «российское общество» никак за последние года два-три не изменилась. И не может измениться, потому, как прибывающая масса людей из кавказских и среднеазиатских государств и республик Северного Кавказа не настроены на интеграцию, сколь бы их к тому не призывать. В этом контексте уместно еще раз напомнить слова Л.А.Тихомирова: «Никогда, никакими благодеяниями малым народностям, никакими средствами культурного единения, как бы они ни были искусно развиваемы, нельзя обеспечить единство государства, если ослабевает сила основного племени».

А «сила основного племени» ослабевает искусственным образом, посредством бездействия государства по отношению к интересам русского народа. Органы государственной власти заняты сглаживанием конфликтов, проведением различных переговоров с руководителями этнических групп, подавлением проявления организованного русского недовольства, пропагандой в режиме «у преступности нет национальности», тем самым, не решают проблемы, а только загоняет их глубже внутрь.

Организованные этнические преступные группы в России — реальность. И их число не уменьшается. «Дешевая рабочая сила» мигрантов почему-то никак не сказывается на конечной цене товаров и услуг ЖКХ. Скорее, представителям коренных народов в регионах России работа не достается потому, что она коррупционным образом уже занята мигрантами. И самое главное, далеко не всякий мигрант вообще ориентирован на какую-либо общественно значимую работу, многие из них озабочены вытягиванием ресурсов с местного населения и территорий. Какими методами? Любыми. И незаконными, и преступными. Ну а всевозможные общественные советы по межнациональным вопросам в областях и краях России, прикрываясь тезисом о дружбе народов, занимаются поддержкой и развитием национальных общин и диаспор, способствуя формированию «мультинациональной» русофобской среды. В таких «общественных советах» из русских обычно присутствуют только либералы и правозащитники с русскими фамилиями, остальные — все сплошь авторитетные представители уважаемых диаспор и общин.

Здесь логично возникает ассоциация с ситуацией по «импортозамещению». Неужели нужно ждать беды или серьезных проблем, чтобы понять, что русским вопросом нужно заниматься именно сейчас (точнее — позавчера) и системно, а не тогда, когда рванёт. Причем в данном случае даже не будем гадать, как именно рванёт, объективно, по переполнению какой-то критической массы нацменов в русских городах и селениях, или организованно и спровоцированным извне образом, как совсем недавно во Франции при совершении терактов.

Выход в этом вопросе только в одном направлении — ограничение административными мерами миграционных потоков, создание рабочих мест именно для коренного населения в регионах России и создание всех условий (кроме перераспределения государственных средств в пользу национальных республик) для занятости потенциальных мигрантов в своих национальных республиках России.

Ещё к необходимым мерам можно добавить — прекращение всех «политкорректных» разговоров о «безнациональности» преступлений, нежелательности указания национальности террористов, необходимости дешевой рабочей силы, важности и мудрости национальных диаспор на русских территориях и тому подобном.

К приоритетным задачам в этом направлении можно также отнести определение нескольких самых депрессивных с демографической точки зрения субъектов России (ими окажутся некоторые области центра и северо-запада России и регионы Дальнего Востока и Сибири) и принятии в них дополнительных мер, направленных на повышение рождаемости. И ещё: государственная реальная, а не декларативная помощь русским людям, желающим переехать из-за рубежа в Россию.

Федеральная миграционная служба, да и государственные органы власти в целом, проявляют завидную последовательность в отсутствии реальных усилий по обеспечению   российскими паспортами, ну или хотя бы вида на жительство, русских из-за рубежа, которые годами ждут решения вопроса. В этой категории сейчас оказались и русские из Украины, которые боролись там за русский мир. В своё время (в 2006 — 2012 годах) исполнительными структурами власти было сделано всё, чтобы мероприятия Государственной программы содействия переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, распространяющую своё действие на русских, желающих переселиться из ближнего и дальнего зарубежья в Россию, на практике почти не были реализованы.

Всё делается наоборот в национальном вопросе: что в национальных интересах государства — тормозится, что противоречит интересам России — получает развитие.

Вот, весной этого года создана еще одна надстройка — Федеральное агентство по делам национальностей. Уже приходилось об этом говорить на РНЛ.

По истечении некоторого времени уже есть основания более уверенно предполагать, что данное ведомство не просто не способствует единству народов России и национальной справедливости, но чисто объективно, исходя из своих функций, будет заниматься потаканием этнического национализма, оправданием потока мигрантов и правовой защитой представителей всех народностей, кроме русских. «Опыт» деятельности с 1993 по 2001 годы Госкомитета по делам федерации и национальностей, а затем — Министерства по делам национальностей и федеративным отношениям — на то указывает.

Ну и ещё, оказывается, вновь созданная структура взялась распространять ещё и «толерантность». Так, Федеральное агентство по делам национальностей совместно с Центром толерантности 16 ноября этого года «отметили» международный день толерантности, проведя  в средних школах России урок толерантности. А до этого, 27 октября 2015 года руководитель агентства Игорь Баринов и генеральный директор Федерального научно-методического центра в области психологии и педагогики толерантности Александр Борода подписали соглашение о долгосрочном сотрудничестве в разработке образовательных, научно-исследовательских программ. Обо всём этом можно прочитать на сайте агентства. Для справки: А.М.Борода — президент федерации еврейских общин России, один из основателей Еврейского музея центра толерантности, он же — директор Федерального научно-методического центра в области психологии и педагогики толерантности.

Уважительное отношение ко всем народам — дело, безусловно, нужное. Но, «толерантность», как известно, в большей степени этим спекулирует, вкладывая  совершенно иные акценты. Сколько уже было сказано, что  толерантность является одним из средств нравственного разрушения человека, да и всего государства. Именно толерантность является началом оправдания любого греха, всех извращений, фальсификации истории и т.д… И вот, вновь созданное агентство ориентирует свою деятельность в этом направлении, воспитывая школьников всей страны по лекалам Еврейского центра толерантности. За государственный счет внедряются вредные для государства принципы. Но, это отдельная тема. А здесь лишь заметим, что всё это становится возможным лишь в условиях отсутствия общей государственной линии, иными словами, в условиях отсутствия государственной идеологии.

Мягко говоря, не совсем совершенные нормы заложены в сам Указ Президента России от 31.05.2015 об образовании агентства по делам национальностей. Об этом и была речь в предыдущем материале РНЛ: «Агентство по делам национальностей: вред или польза для страны?».

Опасения в полной мере оправдались.

Особое внимание функции агентства: «Осуществление мер, направленных на укрепление единства многонационального народа (российской нации)». Термин «российская нация» успешно перекочевал в Указ об образовании агентства по делам национальностей из «Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года», принятой в декабре 2012 года, и Государственной программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России на 2014 — 2020 годы», принятой в августе 2013 года. И не важно, что «российской нации» (также как и «российского народа») не может существовать в природе, ибо, нация — этническая и культурная общность великого народа. А «россияне» — это не народ, в лучшем случае — обобщенное название граждан страны. Государственное единство граждан — уже является высокой категорией, но не относящееся к народу, нации, культуре. Есть русский народ и народы России, но не «россиянский народ».

Почти нет сомнений, что создание «российской нации» на деле будет означать дальнейшие декларативное и практическое снижение статуса и значения русского народа. Никогда не могущая существовать нация будет «создаваться» дальнейшим «этнокультурным развитием народов России». Всех, кроме русского. Вся эта  политика «россиянской нации» и «толерантность» в национальном вопросе направлены только на «переплавку» русских в «россиян», а прибывающие в русские регионы нацмены останутся при своих национальностях. Прикрываясь тезисом о дружбе народов, осуществляется  поддержка и развитие национальных общин и диаспор, формируется «мультинациональная» русофобская среда в российских регионах.

Официальный сайт агентства дает некоторые подтверждения вышесказанным утверждениям. Вот в разделе «Открытое агентство» сайта можно посмотреть состав Консультативного совета по делам национально-культурных автономий. Само название уже о многом говорит: совет национально-культурных автономий.  Именно так, а не совет, скажем, по национальным вопросам. Даже в этом — решение национальных вопросов всех, но только не государствообразующего русского народа. Из кого состоит совет? В состав вошли председатели и руководители 17 федеральных национально-культурных автономий, официально зарегистрированных в Минюсте России, ну еще руководитель агентства и его заместитель. Отрадно, что вошли еще руководители украинской и белорусской культурных автономий. Всё по лекалам Министерства национальностей РФ, действовавшего до 2001 года, и «наработанной практике» региональных общественных советов «по дружбе народов без русского народа», о которых говорилось выше.

А вот одно из трёх больших «окон» сайта, мол, «жми сюда», называется «Помоги остановить пропаганду терроризма». При открытии окна — смешивание вопросов: терроризма и  дискриминации по национальному признаку. В информации о терроризме говорится, что «Вы можете сообщить о проявлении дискриминации по национальному признаку», написав письмо на электронный адрес такой-то. Исходя из официальных функций агентства, понятное дело, у русских, подвергшихся реальной дискриминации, особого желания обращаться не будет. Сообщать всё больше будут нацмены об ущемлении их прав на русских территориях. Вот такая «борьба с пропагандой терроризма».

Кто-то может сказать, что именно это агентство и не призвано решать вопросы русского народа, а только вопросы национальных меньшинств. Допустим на мгновение, пусть так.

Но почему-то озабоченность федеральной власти межэтническими противоречиями проявляется в основном защитой интересов нацменьшинств на русских территориях, где мигранты составляют некий русофобский интернационал, «мультикультуру». А вот  межэтнические противоречия внутри самих национальных республик федеральная власть старается не замечать, а ведь там существуют достаточно серьезные трения и противоречия между самими малыми народами. Только «малый народ» в масштабах России там, в конкретной республике, может выступать в качестве «большого», доминирующего.

Например, в Дагестане десятки малых народов: даргинцы, агулы, лезгины, таты, азербайджанцы и многие другие. «Большой» малый народ здесь — аварцы. По другим республикам Северного Кавказа — аналогичная ситуация. Чуть иная, но схожая ситуация в Татарстане, Башкирии и в большинстве иных республик.

Парадоксальная, но хорошо известная закономерность: высокая сплоченность в качестве «дагестанцев» за пределами самого Дагестана всех народностей республики сочетается с антагонизмом этих же народов (вплоть, до вооруженной междоусобицы) внутри республики. Вот поэтому-то они оттуда и бегут в другие регионы России. Во всяком случае, это одна из причин миграционного потока. Внутридагестанские конфликты провоцируются, в частности, укоренившейся практикой национального квотирования руководящих и иных престижных должностей, которые занимают в основном аварцы и даргинцы. При этом другие народы, понятное дело, не очень-то этим довольны. Также множество иных проблем чисто межэтнического, а также религиозного плана приверженцев разных течений Ислама, приводящих к этническим столкновениям. От неразрешенности этих проблем и коррупция, и преступления, и терроризм, и проблемы с организацией новых рабочих мест в республике.

Что-то не приходилось слышать, что федеральная власть организовала поддержку каким-либо малым народам или их отдельным представителям внутри национальных республик. А между тем такие «малые» малые народы всем своим нутром осознают необходимость в едином сильном государстве, ибо в случае ослабления России они окажутся в ещё более уязвимом положении, чем русские. Именно такие «малые» малые народы не в лозунговом смысле, а в самом прямом, являются носителями «дружбы народов», дружбы, прежде всего, с русским народом. Вот их проблемами никто не занимается, а сами проблемы глушатся силами национального большинства в этих республиках. Между тем именно на «малые» малые народы следовало бы делать ставку при проведении национальной политики. И здесь — всё делается наоборот государственным интересам. А о защите оставшихся русских внутри национальных республик и говорить не приходится, по логике федеральной власти — пусть барахтаются как хотят, их проблемы.

Вот бы, какими вопросами заниматься федеральным органам власти в качестве соблюдения национальной справедливости, а не «вытягивать» ущемления прав национальных меньшинств в городах федерального значения, краях и областях России. Межэтническими отношениями нужно заниматься там, в национальных республиках, а не создавать миграционными потоками эти проблемы в городах, краях и областях России. От перемены приоритетов и поток бы миграции уменьшился в центр России из республик, и в самих республиках реальная ситуация изменилась бы к лучшему.

И всё же, главный вопрос: какие структуры занимаются русским вопросом и в масштабах страны, и в регионах, и на местном уровне? Какие структуры призваны решать основные вопросы государственной политики и идеологии, в данном случае в сфере национальных отношений, в интересах государствообразующего народа, а значит, и всего государства? Агентство по делам национальностей? Как было показано, практически агентством «вырабатываются» «толерантность», «российская нация» и защита прав национальных меньшинств. 

Может быть, федеральная миграционная служба? Так, нет, на практике она действует также в интересах нацменьшинств. Зато ФМС демонстрирует особую прыть в ужесточении правил пребывания с декабря этого года украинцев в России. Дело может закончиться организацией массовой депортации «украинских трудовых мигрантов». А ведь среди них и те, кто скрывается от преследования нынешнего режима Украины и просто — от призыва в «их» армию. Между тем украинцы, в массе своей, являются высококвалифицированной рабочей силой, и с культурной адаптацией в российское общество, по сравнению с гражданами, скажем, Средней Азии, у них вообще нет никаких проблем. Это, собственно, и есть русские. Всё делается наоборот! 

Может, министерство регионального развития должно заниматься русским вопросом? Так, ликвидировано более года назад, а до своего упразднения, тоже реально не занималось. Министерство образования? Министерство культуры? Иногда и очень слабо, и всё больше по вопросам «гражданского патриотизма», культурного наследия и народных промыслов.

Ах, да! Самой идеологии нет. А значит, и приоритетов нет, и системы нет.

А как же быть с заявлениями Президента России о значении русского народа для России, а как быть с программными статьями В.В.Путина 2012 года, например со смыслом его статей «Россия сосредотачивается» и «Россия — национальный вопрос»?

Неужели то, что говорит и пишет Президент, так и должно оставаться на бумаге?

Ну и с Валдайской речью Президента России 2013 года, та же история. Произнесено требование Президента об изложении государственной идеологии, той самой, которая, наконец, выстроит приоритеты в государственной политике, а ничего в развитие этого не делается.

Как же так, в чем проблема?

Если излагать государственную идеологию, то, прежде всего, должны быть отражены сакральные духовные основы государства, традиционные и нетленные во времени ценности государства, общие интересы для всех народов России. Отсюда сразу логично выстраиваются приоритеты действий во внутренней и внешней политике, в том числе и по вопросу национальностей. Поэтому и спускается на тормозах процесс изложения национальной идеи (государственной идеологии), что либеральная составляющая власти, которая до сих пор удерживает решающие позиции в структурах управления, понимает, что в этом случае они, либералы, окажутся лишние, потому как сразу в стране начнется наводиться порядок. Чьи интересы возобладают: «их» или России? И долго ли ещё государству пребывать в неосмысленном своём предназначении?

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/12/nacionalnaya_ideya_i_nacionalnyj_vopros/

 

 

Смотрите также