10-юди

Н.И. Юдина. Интеграция знаний

«Размышления о природе сознания». Главы из рукописи

 

Зачем, от кого и к кому летит безконечный поток мыслеобразов, сплетаясь друг с другом в сложнейший узор множества человеческих жизней, в котором твоя личная жизнь есть лишь малая деталь этого рисунка? Почему радость ожидания встречи очень часто оборачивается горечью, а любовь превращается в ненависть? Предательство, ложь, оскорбления, цинизм и гордыня, — почему эти разрушающие человека силы действуют во Вселенной, создавая хаос? Почему наше сознание пропускает эту духовную грязь в свою душу, и как сделать так, чтобы каждый человек имел возможность остановить этот поток всё разрушающего зла?

Задумываясь над этими вопросами, мы всегда цепляемся за некую устойчивую силу внутри нас, в которой черпаем уверенность для совершения тех или иных поступков и решения проблем. Надо думать, что этими силами внутри человека являются его вера и знание. Их возникновение связано с личным опытом человека, полученным в результате научения, или по вере в опыт, который получен другими. В этом опыте сокрыта, и тайна души, которая смотрит на мир своим внутренним взором, где объективное и субъективное, наука и религия, сплетаются в неповторимый замысловатый узор жизненного пути – судьбу человека. Устойчивость этого пути определяется отсутствием противоречий  веры и знания, и только их дезинтеграция наносит непоправимый ущерб сознанию человека, которое начинает вести себя как «безъинерционный волчок», способный мгновенно поменять направление своих мыслей и впасть в состояние хаоса. По законам физического мира такого в математических моделях быть не может, зато очень возможно такое мгновенное изменение в духовном мире (в мышлении человека). Когда такое происходит, и мы видим в поведении человека неожиданные повороты, можно уверенно констатировать факт неустойчивой работы его сознания, который непременно проявляется  через нестабильность всей его жизни.

Именно по такому принципу и при таких условиях рождаются новые мировоззренческие концепции, возникают идеи, создаются идеологии и приложения к ним – системы управления людьми (государства). Не утруждая себя описанием множества идей, возникавших в сознании человека и рождённых из его мышления всевозможных идеологических «измов» (измышлений), таких как: либерализм, коммунизм, социализм, католицизм, глобализм, демонизм, капитализм,  и прочие можно заметить, что базовой основой всех этих «измов» является гуманизм.

Именно идеи научного гуманизма и привели нас в такое состояние, когда человечество определённо не знает, как жить дальше, к чему стремиться. Вера в человека себя  изжила, равно как изжила себя и наука, положившая в основание своего становления идею эволюционного развития человечества. И мы видим, как всё дальше и дальше затягивается в этот омут измышлений сознание человека, работу которого пытаются раскрыть при помощи новых, как сейчас говорят, прорывных технологий, нашедших свою почву как в науках гуманитарных, так и естественных.

Казалось бы, совсем ещё недавно научный мир возлагал все свои надежды на доктрину бихевиоризма, пытаясь при помощи его методик приручить непослушное человечество, но, увы, — то, что хорошо, скажем, для собаки, плохо подходит для человека. Хорошо ещё, что психологическая наука не отошла от здравого смысла и в основных своих разделах изучает когнитивные, познавательные процессы человеческой психики, то, что связано с вопросами памяти, внимания, чувств, логического мышления, воображения, способности принимать решения и т.д. Однако даже здесь психологическая наука ни на шаг не приблизилась к пониманию того, где и как зарождается сознание.

Т.В. Черниговская, российский биолог, заведующая лабораторией когнитивных исследований Санкт-Петербургского Государственного Университета в многочисленных своих лекциях (они широко представлены в сети интернет) уверенно заявляет своим слушателям, что вся информация о мире зависит от свойств нашего мозга. У нас, по её словам, нет никакой иной возможности получать какую бы то ни было информацию, кроме той, что в мозге. Сам мозг, объясняет учёный, это сложнейшая нейронная сеть, которая обеспечивает нам работу нашего сознания, но что такое сознание, никто не знает, потому что под этим подразумевают совершенно разные вещи.

Так, с разных сторон нащупывается подход к проблеме сознания, но что-то выпадает из мыслительного процесса исследователей трудной проблемы и  логическая цепочка ломается. С одной стороны констатируется — что мы наблюдаем мозгом, какую информацию нам мозг поставляет, в неё мы и вынуждены верить, у нас нет вариантов (Т. Черниговская). С другой стороны, говорится, что безполезно искать в мозге места, в которых что-то хранится, нет таких мест. Память —  это процессы, причём всегда новые. Вспоминание всякий раз другое, там нет застывших форм, память обеспечивается всей нейронной сетью миллиардов клеток.

Хорошо бы ещё определиться, каким образом и откуда информация попадает в эти нейроны, которые обеспечат ей продвижение в нужную сторону. То, как будет воспринята эта информация и как она сработает, тоже немаловажно. Но остаётся главный вопрос: является ли мозг источником сознания? Наука с этим определиться никак не может, однако существует множество примеров из жизни, когда люди со страшными травмами головного мозга не только не утрачивают сознание, но и остаются жизнеспособны.

И, действительно, можно привести немало примеров из медицинской практики, когда мозг человека имеет множественные повреждения, но сознание при этом работает в обычном режиме. Таким уникальным примером для нас может послужить человек по имени Карлос Родригес, живущий в Майами. Он попал в автомобильную  аварию, в результате чего вылетел из машины через переднее стекло и приземлился головой на асфальт. Срочная медицинская помощь спасла Карлосу Родригесу жизнь, но он теперь вынужден жить без лобных долей головного мозга. (https://youtu.be/UB7N3ks0kPs ).
Принято считать, что мозг получает информацию из окружающего мира, перерабатывает её, хранит и принимает те или иные решения, и именно этот процесс ускоряет биологическую эволюцию человечества. Но есть исследователи, которые не уверены в том, что информация действительно хранится в мозгу, а также и в том, что именно он управляет нашими поступками. На XVI Всемирном философском конгрессе, проходившем в 1978 году в Дюссельдорфе, собрались более 1,5 тысяч ученых из 60 стран мира. Выступая на нём, австралийский нейрофизиолог,  лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине в 1963 году, Экпс Джон Кэрью предложил гипотезу, согласно которой механизмы деятельности мозга приводят в действие некий «психический принцип», находящийся вне человека. На первый взгляд, подобное предположение звучит странно, противоречит здравому смыслу и накопленному человечеством опыту. Но, вероятно, у известного ученого были основания для подобного утверждения. И не у него одного возникла подобная гипотеза об иных, нежели принято думать, функциях мозга. Ещё в книге «О духе, душе и теле» крупнейшего учёного, хирурга, доктора медицинских наук, профессора Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого (1877-1961 гг.) были такие слова: «Дух выступает за пределы мозга, определяя его деятельность и всё наше бытие. Мозг работает как коммутатор, принимая сигналы и передавая их к абонентам». Гипотезу о том, что сознание существует независимо от мозга, отстаивают и современные голландские физиологи под руководством Пима ван Ломмеля, заявившего, кстати, что мыслящей материи, возможно, вообще не существует. Такой же точки зрения придерживаются и некоторые английские учёные: Сэм Парния из Центральной клиники Саутгемптона, и Питер Фенвик из Лондонского института психиатрии. По мнению Парния, мозг, как и любой другой орган человеческого тела, состоит из клеток и не способен мыслить. Он работает как устройство, обнаруживающее мысли!

В медицинской литературе описано много случаев, стоящих в одном ряду со случаем Родригеса, когда человек с повреждённым мозгом продолжал жить, как ни в чём не бывало. Врачи были не в состоянии объяснить такие случаи. Однако если приведенная выше гипотеза верна, всё становится на свои места. В 1957 году в Американской ассоциации психологов был заслушан доклад доктора Яна В. Брюэля и Джорджа В. Олби, проведших операцию по удалению пациенту правой половины головного мозга. К великому изумлению врачей, прооперированный мужчина 39 лет быстро поправился и не утратил своих умственных способностей. В анналы музея медицинского колледжа в Массачусетсе занесён случай, произошедший 13 сентября 1847 года с мастером железнодорожного участка Рутланд — Берлингтон. 25-летний Файниз Гейдж закладывал в шпур взрывчатку, подготавливая взрыв. Наклонившись над шпуром, он утрамбовывал его железным прутом, который был заострен сверху, имел длину 90,. а диаметр 3,3 сантиметра и весил чуть меньше четырёх килограммов. При ударе о камень прут высек искру, произошёл взрыв. Железный прут выскочил из шпура, ударил Гейджа в скулу, насквозь прошил голову и остался в ней. Голова оказалась как бы нанизанной на прут. Удар был такой силы, что левый глаз несчастного вылез из глазницы. Взрыв отбросил Гейджа на четыре шага в сторону, и он на несколько минут потерял сознание. Товарищи доставили его в больницу, и тут произошло нечто вовсе невероятное. Прибыв на место, пострадавший отказался от помощи сопровождавших и сам двинулся в приёмную врача, к которой надо было идти по длинной лестнице. Вынимая железный прут из головы Гейджа, хирург удалил ему часть мозга и черепной коробки. Надежды на благополучный исход почти не было, и все же через десять часов Гейдж пришёл в сознание. Он ослеп на левый глаз, но поправился и прожил ещё много лет, изумляя светил науки, полагавших, что уцелеть после подобной травмы, и, тем более, сохранить свои умственные способности, просто невозможно.

Разумеется, все эти случаи можно назвать парадоксальными отклонениями от нормы, и на том успокоиться, вернувшись к традиционным представлениям о работе нашего мозга. Однако даже самый уникальный автомобиль не может функционировать без мотора, а компьютер — без винчестера. Стало быть, либо наши представления о человеческом мозге в корне не верны, либо среди нас бродят биороботы инопланетного происхождения, препарирование черепных коробок которых и вводит земных учёных в заблуждение.

Можно ли как-то преодолеть это заблуждение? Скорее всего, да, чем нет. Основным же условием преодоления этого казуса должен быть отказ от идеологии научного гуманизма и возврата человека на своё место в картине мироздания.

Человек – творение  Божие, созданный по образу и подобию, царь природы сотворенного мира, но не выше Бога. Только так может быть устранено противоречие между основополагающими силами внутри человека: знанием научным и знанием вероучительным. Они не должны подменять друг друга, поскольку в одинаковой мере являются познаниями опытными, только в разных сферах жизни.

Оставив свой след в традиции каждого народа, эти познания сохраняют и защищают его жизненные устои. Что-то  устраняя или меняя в традиции, люди сами, порой, совершенно неосознанно, ломают фундамент своего жизненного пути и оказываются на распутье. Удержать себя от лихорадочных скачков сознания, в которые погружены все народы и государства, отошедшие от традиционных основ жизни можно, если целостность мировоззрения не будет противоречить ни науке, ни вере, и с этой задачей должно справиться именно наше сознание.

Чтобы осознать это, нам ещё и ещё раз нужно посмотреть на это удивительное творение Божие — самого человека, и понять, какой силой он движим, как его организм подчиняется этой высокоорганизованной функции – нашему  сознанию, и что с нами произойдёт, если сознание не будет работать в полную силу. Только так, надо полагать, наши волевые усилия по приобретению устойчивости в жизни будут не напрасны.

Описание такого биологического объекта, как человеческое тело, вряд ли вызовет у кого-то интерес. Для этого есть отдельные светские дисциплины, которые в подробностях могут ответить на вопрос о его устройстве и функционировании. Тем более, что точность описания каждый всегда может проверить на себе. Сложнее обстоит дело с другой составляющей нашего естества – душой. Для многих людей даже вопрос о её существовании ставится под сомнение, поскольку большинство из нас выросли под влиянием идей гуманизма и атеизма, в которых преобладает материалистическое начало. Но такую позицию лучше немного подвинуть в сторону, потому что, если мы будем учитывать и её, то никогда не поймём истинную природу вещей, не увидим настоящую причину событий, которые могут быть описаны только  в свете целей и смыслов Христианского вероучения.

Задача, правда, видится не в том только, чтобы определить есть душа или её нет, а в вопросе о месте её обитания по смерти тела. Здесь даже христианское сознание порой испытывает определённое затруднение, а на некоторых православных форумах в сети интернет вспыхивает ожесточённая полемика на тему догмата о вечных муках (http://forum-slovo.ru/index.php?topic=36163.0 ) Некоторые христиане абсолютно уверены в том, что спасутся все: как верующие так и не верующие во Христа, потому что Бог милостив к каждому своему творению, а адская мука – это  процесс временный. Примерно так выражают свою позицию ратующие за всеобщее спасение.

Сейчас уже мало кто отрицает существование рая и ада в мироздании, тем не менее, мы видим, что отношение даже христиан к этим областям духовного мира бывает различным. Являются ли рай или ад неким пространством тонкого мира, со всеми теми качествами, которые нам открывают святые отцы Церкви через Священное Предание, или это лишь состояние человеческой души, её чувственно-энергетический аспект, за счёт которого они сами могут выбрать себе место обитания по смерти тела, как думают иные богословы. Конечно, можно и пофилософствовать по этому поводу, но лучше остановиться на той позиции, что душа – это всё же тонкое пространственное образование со всеми теми качествами, которые она имеет в мире физическом, выраженном через плоть. Поэтому и она сама со всеми её свойствами должна обитать в пространстве, во вполне реальном, тонкоматериальном, но всё же – пространстве, которое мы называем духовным. И нет никакой необходимости говорить о состоянии рая или ада только как о состоянии души с её качествами,  потому что эти её качества только лишь предвестник того, в какую тонко-пространственную область вселенной душа себя готовит.

Святитель Игнатий Брянчанинов так пишет по поводу души: «Она – дух — подобно Ангелам, имеет ум, духовное чувство, свободную волю, но, как тварь ограничена и по существу своему и по свойствам своим; по причине этой ограниченности имеет и свою степень тонкости; имея известную степень тонкости, может содержаться, и содержится, в нашем грубом теле, может быть заключена в адской темнице, может быть подвержена адским мукам, огню неугасающему, червю неусыпающему, страшной и вечной тьме, может скрежетать зубами от невыносимого адского страдания, может, если будет допущена, переменять места, может быть помещена в раю, может вкушать сладость и покой рая, как места сладости и покоя; она способна к высшему наслаждению, наслаждению внутреннему, являющемуся в сердце и распространяющемуся по всему человеку, сообщающемуся даже его телу, состоящему в общении с Богом, когда Бог соделает достойную душу, по её назначению, Своею обителию; она, наконец, имеет свой вид, который подобен виду человека в его теле, то есть душа имеет и главу, и перси, и руки, и ноги, и очи, и уши, словом, все члены, как и тело; душа облечена в тело, как в одежду, а члены её облечены в соответствующие члены тела. По исшествии из тела души праведных облекаются в светлые одежды, как о том повествует святой Иоанн Богослов в своем Апокалипсисе, как свидетельствует преподобный Макарий Великий: «[Души праведных], — говорит он, — при отшествии из сего мира, имея с собою Господа, идут с великою радостию к небесным жителям; обитающие же с Господом приемлют и отводят их в приготовленные им заблаговременно обители и вертограды и возлагают на них драгоценные и знаменитые одеяния». Подтверждают это многие места Священного Писания; это очевидно из писаний святых Отцов и житий их. При противоположном мнении, то есть, что душа есть дух, столько же тонкий, как и Дух Божий, непременно потребуются следующие заключения: потребуется признать, что душа не может быть содержима и удержана никаким местом, никаким веществом, ни нашим телом, ни раем, ни адом, не может ощущать адских мук, должна быть превыше наслаждений рая. Мы уклоняемся от такового мнения, как бы явной нелепости, от пагубного для спасения нашего богохульства, и последуем с покорностию и убеждением вышеизложенному учению Святой Православной Церкви. Называя и признавая душу, вместе со святыми Отцами, духом по отношению к грубому веществу видимого мира, мы, вместе с Отцами, признаем её, по отношению к Богу и точной истине, телом, которое плоти и кости не имать, но имеет своё вещество, по отношению к нам тонкое, невидимое, подобно воздуху, как выражается преподобный Кассиан, и прочим газам». (Свт. Игнатий Брянчанинов. Слово о человеке. // ПСС в 8-и тт.  т. I. – М.:  Паломник, 2001)

Из этих слов святого отца нашего Игнатия мы вполне можем заключить, что душа наша (тело невидимое), равно как и любое другое тело (вещество), имеет в составе этого вещества силу для движения в ту или иную область бытия. Вознесётся ли это невидимое тело до небес райских или ниспадёт до обиталищ адских, зависит от «лёгкости» этого тела. Мерилом же сил для движения является именно наше сознание, которое религиозно даже у приверженцев эволюционных взглядов. Просто у них высшим идеалом и совершеннейшей тварью является сам человек, который, по их мнению, пока не достиг такого уровня своего развития, при котором он сможет жить на земле вечно, а потому и подвержен реинкарнации.

Исповедуя переселение душ в иные тела, понимает ли сам человек, каким образом душа его, имеющая вполне конкретные характеристики и параметры, может облечься в совершенно иное тело (животное, к примеру)?! Ведь информационно-энергетическая составляющая (душевно-духовная сущность человека) есть базис, через который проявляется (воплощается) тело физическое. Другого, даже теоретически, просто быть не может, это лишено всякого здравомыслия.

Вера в реинкарнацию — это уже целая эпидемия нахлынувшей на весь мир безсмыслицы, которая легко может быть разрушена самой обычной логикой здорового, не забитого всякого рода бреднями сознания. Православное учение давно и обоснованно говорит нам о явлении, которое называется «одержимость», через которое только и постигается то, что впоследствии и назвали реинкарнацией. Человеческая душа способна «втягивать» в себя духов злобы, и они могут оставаться там на долгое время, владея и порабощая душу её обладателя, который в какой-то момент оказался не защищён от порабощения. Такая душа, по Слову Господа, может освободиться (очиститься от примеси не свойственного ей духовного состава) только молитвой и постом. Для научных же переселенцев, которые разделяют душу и тело (в данном случае предполагается, что в теле какого-либо человека может поселиться совершенно иная душа), получается, скажем, так: если мы, к примеру, посадим в землю семечко от подсолнуха, то вполне может вырасти баобаб!

Такие мыслеобразы можно объяснить, пожалуй, только через парадигму другого, чисто научного, на первый взгляд, сознания. Здесь нет парапсихологии, но тенденция к размышлению одна и та же. Говорится: «…человек — это продукт эволюционного развития природы, и он ещё не достиг такого развития своего сознания (сверхсознания), при котором он может обеспечить себе безсмертие.

Человеческий мозг есть продукт эволюции. За сотни миллионов лет он обрёл высшую функцию, функцию сознания – я подчёркиваю, не от Бога, не извне, а в ходе эволюции. В отличие от животных, для которых характерно первичное сознание, человек обладает сознанием высшего порядка и при этом в значительной степени благодаря языку. <…> Человек сейчас пытается, и вполне успешно, расшифровать нейрофизиологические, психологические механизмы того самого сознания, которым он обладает. Это уникальная ситуация: сознание человека стремится познать само себя. Мы  как человечество, как современная цивилизация, довольно близко подошли к пониманию проблемы «духа и тела», поставленной ещё Платоном. Дух и тело как бы соединяются в попытке – я подчёркиваю, в попытке – понять механизм человеческого сознания, и это меня глубоко поражает <…>

Совершенно очевидно ( и тут мы отдаём должное Сеченову, Павлову и всем великим нашим предшественникам),  мышление —  это физиологический результат работы мозга… В этом нет никакого сомнения. Продукт работы мозга – это процесс мышления, поток сознания. Мозг рождает мысль, как печень – желчь». (Островский М., «Сознание познающее само себя»// Журнал Экономические  стратегии. —  М., №4(78) 2010)

Только в рамках этой, и иных подобных теорий о процессе мышления (сознания) человека можно понять, откуда рождаются столь фантастические мысли о переселении души в иные тела. В контексте высказанной научной мысли и парапсихологических видений некоторых учёных получается, что только эволюционировавший мозг способен выработать такую мозговую желчь, которая и преобразует человека в Сверхсознание. Тех, кто эту желчь ещё не выработал, надо полагать, ждёт долгий путь реинкарнации, пока не наступит момент полного очищения и преображения. Это, так сказать, некоторые размышления, к слову, о сознании и его связи с мозгом относительно иных вероучений.

Такое видение мира и человека в нём связано, как нам кажется, со своеобразным пониманием (или непониманием) того, что есть святость, то есть с отношением человека к своим святым и святыням Отечества.

Действительно, рождаясь в мир, человеческий организм уже имеет вполне определённые естественные способности, признаки наследственности, свойственные всякому животному миру, но ставить своё духовное состояние в зависимость от свойств мозга, данных человеку при рождении, означает, что ни о каком духовном развитии человечества говорить не приходится. Это фатум, карма, судьба с её предсуществованием  души, это и возможности какого-то фантастического переселения души в другие тела, это всё что угодно, но говорить о свободе воли, совести, разуме или чём-то ином, определяющем духовную сущность человека, здесь уже невозможно. Всё привязано к свойствам биологического тела человека.

Это же наука, — скажут многие,  а с ней не поспоришь. Но как тут быть, если одна область науки противоречит другой? К кому примкнуть, чьи изыскания считать более надёжными? Выбор остаётся за нашим сознанием!

Сейчас медицина, кроме исследований головного мозга (рождающего мысль, как печень желчь), природу которого она всё же никак не может постичь (не используется почему-то весь объем мозга при обработке информации), стала более активно исследовать и другой центральный орган человеческого тела – сердце. Уровень смертности от заболеваний сердца до сих пор самый высокий в мире. К каким же выводам пришли другие учёные?

В настоящее время некоторые из самых передовых исследований в области сердца проводятся в Институте Математики Сердца  http://sanatiss.narod.ru/index/0-24 (Institute of HeartMath — IHM) в Булдер Грик, штат Калифорния. Основатель Института Док Чайлдре (Doc Childre) и его соавтор Ховард Мартин (Howard Martin) предпринимают дерзкую попытку заглянуть в глубины сердца и его связи с умом, телом и духом. Они представляют поразительную информацию о том, как каждый удар нашего сердца переносит сложные послания, воздействующие на наши эмоции, наше физическое здоровье и качество проживаемой нами жизни. Вот что мы узнаём из разработок данного направления исследований.

«За последние годы ученый в области неврологии, д-р Дж. А. Армер (J. A. Armour) совершил потрясающее открытие: сердце обладает своим собственным внутренним мозгом и нервной системой. Это помогло объяснить открытие физиологов из Исследовательского Института Фелз (Fels Research Institute), совершенное в 1970-х: «головной мозг» послушно подчиняется посланиям, поступающим из «мозга сердечного».

Исследования Института позволили обнаружить основную связь между сердцем и эмоциями. Исследования дают пояснение тому, как сердце откликается на эмоциональные и ментальные воздействия. Когда мы испытываем такие эмоциональные реакции, как гнев, разочарование, тревогу, неуверенность, ритм сердца становится несогласованным, или неровным, прерывается связь между сердцем и мозгом.

Так, негативные эмоции создают цепь реакций в теле — кровеносные сосуды сужаются, кровяное давление повышается, и иммунная система ослабляется. Такого рода устойчивое нарушение равновесия может привести к перенапряжению сердца и других органов, которое может закончиться серьезными проблемами со здоровьем. Когда мы испытываем такие сердечные эмоции, как любовь, забота, признательность и сострадание, сердце работает в равномерном или спокойном ритме, усиливая связь между сердцем и мозгом. …

Согласно Чайлдре и Мартину, по мере того, как мы учимся быть и сердечными, и разумными, укрепляется наше эмоциональное равновесие и согласованность между сердцем и мозгом, и мы можем быть приятно удивлены новым, расширившимся уровнем ясности ума, продуктивностью, физической энергией, отношением к окружению и качеством жизни».

Следует заметить, что, пока наука докапывается до такого очевидного (не для всех, конечно) с нравственной точки зрения понятия, как сердечность, Православное Христианство в неизменном своём виде постоянно постулирует эту простую истину: очищенное от греха сердце делает человека и разумным, и отзывчивым, и сердечным. Наши отрицательные эмоции, такие как гнев, раздражение, зависть, скупость, сладострастие и прочие безнравственные проявления, бьют, в первую очередь, по эндокринной системе. Эта система, как известно, вырабатывает ферменты (гормоны), запускающие работу всех органов нашего тела, поддерживая их в сбалансированном рабочем состоянии. Недостаток или избыток какого-либо гормона со временем приводит к заболеванию органов и дисфункции всего организма, его старению и смерти. К сожалению, не многие представители современной медицины это понимают, тем не менее – такие  медики есть. Для них человек — самовосстанавливающаяся духовно-биологическая система, живущая по изначально заданному алгоритму действия, поддерживать который призвано его сознание.

Кто же создал такую невероятно сложную, саморегулирующуюся систему – разум Творца или неразумная природа, сама являющаяся Божьим творением?

«Самопроизвольное возникновение жизни настолько невероятно, — пишет священник Тимофей,настолько противоречит законам природы и любым предполагаемым условиям на земле, что серьёзные учёные давно уже в это не верят… Но признать сотворение жизни Единым Всесильным Творцом решаются немногие <…>

Сколько сил тратится на поиск космического разума с орбитальных радиотелескопов, чрезвычайно дорогостоящих! Поистине, алхимики средневековья, пытавшиеся из смолы и всякого хлама «сварить» живого человечка, не так уж глупо смотрятся на фоне современных учёных-материалистов, синтезирующих клетку в пробирке <…>  Организмы в целом в своём взаимодействии со средой вполне подчиняются законам термодинамики и могут рассматриваться как открытые тепловые системы. Но, заглянув внутрь клетки, мы увидим настоящие чудеса, явления, которым пока нет разумного объяснения в рамках современных достижений физики, особенно с учётом второго начала и хаотического движения частиц. В этом потрясающем многоконвейерном заводе – клетке – буквально нет ни одного лишнего движения его «рабочих». И всё это происходит не при абсолютном нуле, а при комнатных температурах. Но где же тепловое движение, почему оно почти не совершает своих «диверсий»? Идёт тончайшая сборка, нитка вставляется в игольное ушко, причём толщина и нитки, и ушка намного меньше, чем обычные тепловые колебания того и другого. Попробуйте попасть с первого раза! Ведь это только на картинках в учебнике молекулы изображаются сцепленными неподвижными шариками. В нормальном веществе при обычных температурах все эти шарики в бусинках должны трястись крупной дрожью. Но этими трясущимися нитками и иголками шьются невообразимо сложнейшие узоры и с невероятно малыми погрешностями <…>

Трудность создания жизни из не жизни состоит не только в том, чтобы каким-то образом собрать упорядоченную молекулярную структуру неимоверной сложности. Случайным образом это совершенно невозможно, а сознательной деятельностью в рамках нынешних законов молекулярной физики – пока неосуществимо. Но даже не это главное. Собранную упорядоченную молекулярную структуру нужно «научить» функционировать по законам другой химической кинетики, в которой практически нет места случайным соединениям атомов. Иначе собранная структура будет не более чем трупом, и, чем выше уровень сложности структуры, тем более свежим будет этот труп выглядеть. Но живым он при этом не станет!

Воистину в живой клетке какая-то совершенно своя, иная внутренняя термодинамика! И это при том, что для внешней среды макропроцессы организма и каждой отдельной клетки вполне вписываются в обычную термодинамику. Понимаем ли мы, что такое жизнь? Задумываемся ли, откуда она могла появиться? Ценим ли её как должно?». https://vk.com/club68258216?w=wall-68258216_663

Практически, то же самое о живой клетке говорит представитель светской науки, академик РАМН Владимир Шабалин. В одном из своих интервью «Российской газете» он поясняет: «Дело в том, что организация нашего организма во много раз сложнее всего того, что создано интеллектом человечества. Так, белковая молекула, базовый элемент нашей жизни, – это  сложнейший зонд, со сложностями структуры и функциональными возможностями которого не смогут сравниться наши высшие достижения – космические аппараты. Одна микроскопическая молекула гораздо сложнее космического спутника. И таких молекул у нас 10 в 31-й степени, причём каждой из них присуща биологическая индивидуальность. Все белковые молекулы находятся в непрерывном движении, это какая-то сумасшедшая пляска. Каждая из них в постоянном поиске адекватных структур, соответствующих изменениям окружающих её факторов. Что, собственно и есть механизм эволюционного развития…» (Российская газета — 10 ноября 2011 года, № 253 (5629), «Дожить до 150 лет»).

Но учёные эволюционисты, видимо, полагают, что достаточно раскрыть механизм работы мозга и урегулировать тренингами частоту колебаний сердечной мышцы, как сознание заработает в полную силу, а механизм балансировки нашего организма не будет делать ошибок. Ну что же, с научной точки зрения этот ход достаточно разумен. Только вот вопрос: ради чего всё это необходимо делать, на какой стадии должен закончиться процесс эволюционного развития мозга?

Не утруждая себя ответами научного сознания, можно констатировать наличие ответа, существующего с самого начала появления первого человека на земле.

Этот ответ звучит так: стать как боги, ведающие добро и зло! Эти слова актуальны как тогда, так и сейчас – люди хотят стать богами и вечно жить на земле. Несмотря на то, что мир кардинально изменился, эволюции сознания, как видим, не происходит.

Не так у людей верующих в Бога. В отличие от тех, кто использует в познании мира только науку, люди, живущие во Христе Иисусе, используют научные разработки любых открытий современности лишь в приложение к тому, что дано им в Священном Писании. В нём, конечно же, не описан процесс и не раскрыты механизмы того, каким образом происходит такое соподчинение деятельности сердца и мозга, но есть прямые указания на то, что их связывает между собой.

В Ветхом Завете читаем: Если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут между вами, будет есть какую-нибудь кровь, то обращу лице Мое на душу того, кто будет есть кровь, и истреблю ее из народа ее, потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает; (Лев 17; 10-11)

Новый Завет ещё конкретнее говорит: Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. (1 Кор. 11; 23-25)

Здесь описано Таинство Причастия. В Православии подготовка к Причастию и само Причастие – это настройка (идентификация, говоря научным языком) памяти нашего естества на чистые энергии  Плоти и Крови Христа, в которые пресуществляется хлеб и вино, подаваемые в чаше на Литургии. Без этих сил душа наша не способна войти в обители рая. Потому и написано: кровь сия душу очищает. Уже в Ветхом Завете, как видим, было предвозвещено о Таинстве Причастия.

Православное Христианство даёт нам безценный опыт защиты от смерти, возможность быть свободным и разумным, держать свой ум в гармонии, соизмеряя в себе внешнее и внутреннее состояние. Именно поэтому так важно в наше время обратиться к своей традиции – вере в Святую Троицу.

Конечно, мы не знаем  каким образом такие безнравственные проявления человеческой души как: лесть, клевета, осуждение, тщеславие, любоначалие, воровство, прелюбодеяние, зависть, злопамятство, ненависть и прочие силы, могут разрушить весь строй человеческой жизни — своим умом этого человеку не постичь. Эти силы и рождающиеся от них образы лежат вне видимого пространства событий, они для нас виртуальны, находятся в области тайного и относятся к сфере вопросов вероучительных. Тем не менее, мы знаем, что в крови человека душа его.

Возможно, что именно здесь совершаются те невидимые для глаза процессы, посредством которых все наши мысли, чувства, воля, весь набор информации, находящейся в душе, преобразуется в управляющие импульсы сознания. Благодаря сердечной мышце, эти импульсы, через кровь, поступают в мозг и входят во взаимодействие с нейронами, этими удивительными тончайшими клетками самого высокоорганизованного органа нашего естества, которые через свои проводники синапсы передают принятый сигнал во все органы жизнеобеспечения плоти. Также и в обратном порядке: то, что воспринимается нашими внешними пятью органами чувств, обрабатывается мозгом и поступает на духовный уровень, опять же через кровь.

Следует признать, и это вполне объективно, — работа нашего сознания прямо связана с преобразованием энергий тонкоматериального плана в план материальный и наоборот.

Ограниченность современных людей стойкой привязкой к материальному, не даёт им никакой возможности увидеть действие этого сложно-функционального механизма перераспределения энергий, которым является наше сознание.

Увиденное и запечатленное нами событие становится для человека объективной реальностью. Она становится для него осознанной. Но по какой причине эта объективная реальность стала, скажем, разрушающей, человек мало задумывается. А ведь она, эта разрушительная реальность, есть результат столь же реальной работы совершаемой сознанием самого человека, создающего все условия для воплощения этой реальности в жизнь.

Наше сознание принимает и обрабатывает приходящую информацию из разных источников, и лишь потом «пускает её в дело». Человек просто «купается» в информации, совершенно не задумываясь, какое у него с этой информацией происходит взаимодействие. Он вмещает в себя её всю, какая только существует в мире, но пользоваться ей в полном объёме  не может, в связи с вполне объективным положением вещей, поскольку является существом ограниченным пространственно-временными рамками и возможностями своего сознания. Как бы человек ни хотел, Богом ему не стать (можно лишь уподобиться), поэтому он принимает и реализует только ту информацию, на которую настроен носитель информации, его душевно-духовное тело, ритм работы и состояние которого напрямую зависит от работы  собственного сознания.

Обработка же информации сознанием происходит практически молниеносно и в состоянии бодрствования режимы сознания не различаются. Поэтому мы никогда и  не сможем одномоментно отследить, как в нас эта информация трансформируется, то есть, какое воздействие она оказывает на состояние самого человека, и какие выводы он делает из всей полученной информации. Увидеть это можно только впоследствии, когда результат, как говорится, будет налицо.

Сама по себе информация, откуда бы она ни исходила, по сути – явление  совершенно нейтральное, а основной значащей составляющей сознания в процессе обработки информации является воля источника, которая постоянно соприсутствует любой информации. В книге священника Тимофея «Православное мировоззрение и современное естествознание» (http://modernlib.ru/books/timofey_svyaschennik/pravoslavnoe_mirovozzrenie_i_sovremennoe_estestvoznanie/read/ ) есть глава, где говорится об информации и законах её передачи. Хорошо бы и нам систематизировать в памяти всё, что мы об этом знаем, и дополнить наши знания тем, что было недоступно нашему пониманию.

«В школьном курсе информатики серьезного разговора о том, что же такое информация, просто не поднимается. Между тем информация, говоря языком науки, — особое неопределяемое понятие, наряду с материей и энергией. У материи, так же как и у энергии, нет строгого определения. Материя — это объективная реальность, данная нам в ощущениях, — это верно, но такая фраза не есть определение, а лишь пояснение, поскольку надо определять понятие реальности. Аналогично и под энергией понимают некую меру движения, которая сохраняется количественно. Это также не определение энергии, но лишь пояснение, подобное пояснению к неопределяемому понятию «точки» в геометрии: то, что не имеет размеров…  Подобно сему и информация есть понятие неопределяемое. Для пояснения можно сказать, что информация есть субъективная реальность, которую может создать или воспринять только чей-то разум (сознание)…

Итак, строго говоря, мы узнаём, что существует четыре уровня информации:

— Чтобы передать информацию, источнику и приемнику нужно предварительно договориться о языке, или системе кода… Это низший уровень информации — статистический…

—  Чтобы быть правильно понятой, информация требует особых правил группировки кодовых обозначений, то есть требует понятного источнику и приемнику языка…. Язык — уже более высший, так называемый синтаксический уровень информации…

— Однако и синтаксически правильно организованное сообщение может не нести никакой полезной информации и быть просто безсмыслицей, хотя все слова в нем будут значащими и грамматически построены безупречно. Мы подходим к еще более высокому уровню информации — её значению. Это так называемый семантический уровень. Приемнику информации нужен смысл, а не набор слов и символов, хотя бы и синтаксически правильно организованный.…

— Наконец, высший уровень информации после смыслового — волевой. Источник имел свою цель, передавая осмысленное сообщение. Приемник по идее должен давать свою реакцию на сообщение, обратную связь, по которой и сам источник может оценить, насколько цель сообщения достигнута…».

Рассматривая примеры возникновения информации и способы её передачи по учебнику о. Тимофея, мы можем повторить вслед за автором:

«Информация созидается только от цели к смыслу и ниже, но никак не наоборот. В итоге «первый закон» информатики можно выразить так: информация порождается (создается) только разумом, но не случаем. Информация не возникает из ничего…. Нигде и никогда не наблюдалось случая, чтобы новая идея на семантическом уровне, то есть новое информационное сообщение, возникло бы в результате случайной ошибки при копировании или хранении иной информации. Исключение может составлять только случай сознательной дезинформации или информационная диверсия, когда производится не опечатка, а сознательная подделка. Но опять, же для этого требуется вмешательство разума.

 В XX веке человек оказался способен прочитать буквы в книге ДНК и частично понять записанную там информацию. Это он посчитал достижением своего разума и технических возможностей. Если способность кое-что прочесть и понять предполагает разум, то как можно не видеть безконечно превосходящий Разум Того, Кто написал всё прочитанное, и неизмеримо больше прочитанного, Того,  Кто составил и всю информацию, и всю систему её кодировки?!».

Исходя из того, что мы почерпнули из приведённой работы, становится очевидным, как заметил сам автор, что источником и приёмником информации может быть только чей-то разум. Ну, а поскольку разум присущ только личности с данными  ей волей и желаниями, то на этом уровне знаний мы выходим из области науки и погружаемся в изучение сферы духа и веры.

Процессы,  происходящие в сфере духа, скрыты от глаз людей точно так же, как мы не видим бегущий по проводам энергосетей ток или заключённую в атоме громаднейшую энергию, пока не создадим условия для её действия. Похожие процессы происходят и в духовном мире. Не видя, что происходит у человека в душе мы, тем не менее, можем судить о её внутренней работе по результатам.

Можно быть очень хорошим учёным, но нести в мир энергии разрушения, потому что изначально цель источника информации, которую принял в своё сердце исследователь, не относилась к разряду жизнеутверждающей.

Поэтому, когда философы, физики, химики, биологи или психологи пытаются разобраться с проблемой сознания, но исключают при этом Высший уровень информации – волевой, связанный с личностью, надо полагать, что разобраться им с трудной проблемой сознания так и не удастся. Наука и религия могут дать положительный результат только комплексно включённые в процесс познания. В противном случае полноценная и гармоничная работа сознания нарушается. Наука работает на первых трёх уровнях информации, относящихся к миру физическому, религия (вера человека) — это четвёртый уровень – духовный. Здесь свои законы, но именно отсюда идут команды в мир, который мы называем субъективным. Именно здесь формируется целевой вектор с определённым волевым усилием,  позволяющий преобразовывать информацию в реалии мира объективного.

Более того, если мы говорим об информации, то огромнейшие её потоки, которые обрабатывает человек, могут быть размещены только на тонкоматериальном носителе. Мозг  лишь реализует выбранную посредством сознания команду и проводит сигнал. В силу своей физиологической структуры  сам мозг просто не в состоянии вмещать в себя весь объём информации, которая находится в тонком носителе. У мозга для этого просто нет матрицы, и он работает как включающее и выключающее реле, не более того. Поэтому всё наше бытие в мире зависит только от состояния  нашей души и духа, которые и отвечают за качество работы самого сознания, а, значит, — за полноценность разума  и жизни человека.

Подобное тянется к подобному. Духовный мир выстроен по принципу подобия сил (добро и зло – два разных полюса притяжения), а не по тому объёму информации, которой владеет человек. Расхожая  фраза «Кто владеет информацией – тот  владеет миром»  для человека не верна. Миром владеет Господь Бог! И если человечество это перестаёт понимать или забывает, то рано или поздно Он Сам нам об этом напоминает!

 

 

Оставить комментарий

avatar

Смотрите также