Статья Михаила Мельникова на сайте Русская планета.
Почему необходимо полностью сменить руководство Министерства финансов…
На дворе середина ноября, а Госдума еще не приступила к рассмотрению федерального бюджета на 2016 год: чиновники вносят последние коррективы. Вероятно, для них стало полной неожиданностью то, что все их действия по инвестированию в американскую экономику, запрету торговли с потенциально дружественной Европой, выдаче безумных денег госкорпорациям и банкам приведут к обвалу национальной экономики. В результате «почти готовый», по словам чиновников, еще в начале сентября проект до сих пор проходит нескончаемые рассмотрения.
Очередное итоговое совещание правительства по поводу главного финансового документа года было посвящено бюджетным рискам, список которых подготовили специалисты Минфина. Следует признать, что это взвешенный и серьезный документ. А точнее — «явка с повинной».
Не ту нефть подсчитали
Одна из главных проблем, которую, по мнению Минфина, не учли составители бюджета (тоже сотрудники Минфина, к слову), — это реальная стоимость российской нефти. Все мы привыкли к тому, что нефть — это Brent, ведь именно ее стоимость используется в качестве нефтяных котировок. Но мы-то продаем Urals, и она все дальше и дальше отстает от Brent по цене. Когда мы слышим о текущих котировках в 50 долларов за баррель, на самом деле Urals не продается даже по 47 долларов. А в бюджетном прогнозе цена рассчитана по Brent, причем ее разница в цене с Urals считается константой.
Причина растущего отставания Urals не только в ее качестве (оно ниже, чем у Brent, и всегда давало и дает примерно 1,5% дисконта), но и в конкуренции: наши основные покупатели, европейские страны, в последнее время живозаинтересовались саудовской нефтью. Соответственно, реальная прибыль от экспорта нефти может оказаться гораздо ниже заложенной в бюджет. Сей, казалось бы, очевидный вариант составители проекта почему-то не учли.
Второе обстоятельство, вызвавшее недовольство Минфина, состоит в том, что в прогноз заложили уж больно дорогой рубль. 63–64 руб. за доллар, прописанные в проекте, — это на 8–10% больше, чем хотелось бы министерству, потому как высокий курс российской валюты негативно сказывается на стоимости нашего экспорта и, соответственно, на объемах рублевой выручки. И тут, Минфин, конечно, прав. Если бы накинуть к цене доллара еще рублей 10 — конкурентоспособность нашей продукции значительно вырастет, и бюджет получит дополнительный экспортный доход. Вот только доступность импорта при этом уменьшится еще сильнее, что ввиду проблем с импортозамещением серьезно ударит по народу, и так столкнувшемуся с перманентным снижением качества жизни.
Кстати, о народе. Он тоже вызывает тревогу Минфина. Дело в том, что вряд ли мы с вами получим столько денег, чтобы заплатить с них требуемые налоговиками и Пенсионным фондом отчисления. Скорее всего, на этих направлениях нас ждут существенные недоимки.
Перетягивание бюджета
Суммировав эти и другие риски, финансисты пришли к выводу: примерно 10% доходной части бюджета — около 1 трлн рублей — могут остаться только на бумаге. А деньги нужны! Потому что за них уже передрались все министерства, потому что расходная часть тоже написана, и ее нужно как-то реализовывать. Потому что в аппаратах парламента и правительства опять поднимаются зарплаты, потому что бюджеты силовиков растут космическими темпами, потому что пенсии все еще зачем-то нужно платить.
Подчеркнем, что весь этот процесс носит несколько шизофренический характер, ибо разрабатывать бюджет — это в принципе задача Минфина, и его же подсчет необоснованных надежд выглядит странно. Впрочем, трудно сомневаться, что в реальности нужные цифры доходов были спущены Антону Силуанову и его людям сверху, а как они будут решать поставленную задачу, никого особо не волновало.
Чиновные финансисты задачу выполнили, бюджет написали, но, понимая, что окажутся крайними, в последний момент вышли со списком «рисков». Занятно, что чуть раньше, в начале ноября, Счетная палата обвинила бюджет в пессимизме и занижении доходов. Впрочем, эти конторы друг друга стоят: глава СП Татьяна Голикова выглядит профессионалом разве что в продвижении таблеток от гриппа и организации травли своей преемницы на посту главы Минздрава Вероники Скворцовой. Кружит воронье над несчастным российским бюджетом…
Пожертвовать миллионом
Каким-то загадочным образом у нас получилось, что антикризисные планы составляют те же люди, которые довели дело до кризиса. Представьте, что убийца сам ведет расследование по своему делу, а заодно и возглавляет судебное заседание — примерно так выглядят меры, которые принимают Минфин, Центробанк и примкнувшая к ним Счетная палата. На их фоне даже Минэкономразвития выглядит сонмом ангелов, хоть как-то пытающихся оживить умирающее производство. Между тем способ вылечить больного и даже поставить его на ноги в достаточно сжатые сроки есть. Пожертвовать придется всего миллионом россиян, но об этом чуть ниже.
Власть, которая опирается на неприкасаемых чиновников, занимается саморазрушением. Не важно, берем мы за основу США или Китай, Иран или КНДР, Бразилию или Белоруссию — везде существует или сменяемость правительств, или как минимум подсудность чиновников любого ранга. У нас — нет.
Что ж, если мы не сдаем своих, не раскачиваем лодку, доверяем экономическому гению Дмитрия Медведева и его команды — пусть так. Пусть эти люди сидят и получают зарплату, если это почему-то необходимо. Но сохранить в русских людях желание работать, развиваться и двигаться вперед они не в состоянии. Как не в состоянии принять следующий комплекс мер.
- На один год отказаться абсолютно от всех проверок бизнеса (но не его продукции — например, ветеринарный контроль необходим): потом уже, по годовой отчетности, можно выявлять самых злостных неплательщиков налогов и сборов.
- Немедленно ликвидировать «палочную систему» (план по раскрытию преступлений) в экономической сфере.
- Расширить применение статьи 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями», провести ряд показательных процессов над высокопоставленными федеральными госслужащими.
- Отказаться от всех запланированных увеличений налогов и сборов.
- Обеспечить преференции для бизнеса, занимающегося реальным производством, расширить список протекционистских мер, продолжать продуманное уменьшение импорта.
- Устами первых лиц государства публично дать четкие гарантии неприкосновенности законопослушного частного бизнеса и жестокой кары за попытки нарушения этой неприкосновенности.
Конечно, было бы лучше сменить правительство и принять ряд жестких мер по оздоровлению экономики. Но даже эти люди могут принести пользу — если, не покидая своих должностей, просто отойдут в сторонку.
Однако лишить кормушки госслужащих на местах, которые кормятся проверками, поборами, взятками, в любом случае необходимо. В России 108 чиновников на каждые 10 тыс. человек населения — это очень много. Если запретить бессмысленные проверки, около миллиона дармоедов придется выбросить на улицу. Этим мы, кстати, сразу вернем потерянный триллион — экономия на зарплатах и иных выплатах. Переживать не стоит: как правило, бывшие госслужащие легко переходят в крупный бизнес. Кроме того, многим из них можно найти работу в Федеральной системе исправления наказаний — в качестве отбывающих эти самые наказания.
* * *
А сейчас люди сами пишут бюджет, сами критикуют его, сами не выполняют — и, получив новогодние премии, на следующий год повторяют это занятное представление. Сегодня они нарисовали триллион, завтра потеряли, послезавтра пошли к премьеру искать… Ничего, кроме грустных улыбок и смешных падений, мы от таких клоунов не дождемся.
http://rusplt.ru/policy/minfin-i-narisovannyiy-trillion-19668.html