20-фил

Игорь Гревцев. «Философия и христианство» (краткий обзор)

О книге Председателя РЭОШ В. Ю. Катасонова

В этом году в свет вышла очередная книга известного современного религиозного мыслителя Валентина Юрьевича Катасонова «Философия и христианство». Книга, не смотря на то, что является серьёзным научным трудом, рассчитана на широкий круг читателей, т. к. написана простым, доступным каждому, языком, без использования «кодовых» терминов, понятных лишь специалистам. Профессор Катасонов затронул непреходящую тему, не только не потерявшую свою важность, но ставшую ещё более актуальной в наше время.

До сих пор многие считают, что богословие – это такая же философия, но рассматривающая мир сквозь призму религиозности. Глубокое заблуждение! В своей работе проф. Катасонов последовательно раскрывает принципиальные различия между богословием и философией.

Конечно, пестрота мнений издревле была присуща и той, и другой. Но в философии это происходило и происходит значительно чаще, чем в богословии, потому что Церковь ни на минуту не перестаёт бороться с ересями – духовными бациллами истинного учения. И если философия по-прежнему представляет из себя разномастный калейдоскоп, всё время меняющий свою конфигурацию, то современное богословие – цельная философская система. Эту цельность обеспечивает Священное Писание и Священное Предание, которые являются незыблемой основой, состоящей из Божественных истин. Хотя богословие и не исключает философского творчества. Но при условии, что оно не затрагивает основы.

Как считает проф. Катасонов, философия должна быть только служанкой богословия, и только в таком качестве она может исполнять позитивную функцию. В противном случае она превращается в духовный вирус, убивающий организм любого здорового общества. Эта двойственность философии заложена в механизме её рождения. Ведь философия проистекает из человеческого разума, тогда как богословие опирается на Божественное Откровение. И если в богословии Бог – первичен, то в философии – первичен человек и окружающий его мир. Поэтому философия, отталкиваясь от «персти земной», на своих куриных крыльях пытается взлететь в сверкающие выси, но всегда падает вниз, разбиваясь сама и калеча тех, кого увлекла за собой. Богословие же создано Богом в этих высях, и спускается на землю, чтобы спасать страждущее человечество.

Философия, как и человек, может служить Богу, а может служить дьяволу; и как человек она чаще выбирает служение последнему, т. к. по своему падшему естеству ближе к нему. Проф. Катасонов раскрывает перед читателем, может быть,  главную тайну философии. Из-за своей человеческой природы, извращённой первородным грехом, она почти всегда обслуживала и обслуживает «хозяев мира», т. е. тех, кто пользуется этим Богосотворённым миром как инструментом для добывания всевозможных наслаждений, высшим из которых является власть. А так, как «хозяева мира» постоянно меняются, то философия, подобно блуднице, с лёгкостью подстраивается под любые новые ситуации. Истинная Философия – христианство – неизменна, как неизменен Тот, от Кого она исходит, и потому не взирает на лица и обстоятельства.

Здесь уместно привести цитату из книги проф. Катасонова: «Христианство – понятие многогранное. Это религия, Церковь, учение Христа, богословие, особая этика. Можно сказать, что это философия. Но не всякая философия, а лишь Философия с большой буквы, упраздняющая все остальные философские школы и теории. Философия – «любовь к мудрости». Высшая мудрость – Божия. София (мудрость) – важнейшее свойство Бога. А там, где мудрость, там постижение Истины, коей опять же является Бог». (стр. 24)

Итак, христианство – истинная Философия; всё же остальное, носящее это название, есть противление истине, а значит, ложь. Но, как считает проф. Катасонов: «Философия имела право на существование до Христа. Более того, она была необходима». Дохристианская философия – это своего рода «Ветхий Завет». А вот постхристианская философия – это «философский Талмуд», со всеми вытекающими из него последствиями. Настоящий Ветхий Завет помог человечеству принять Христа, а после этого скромно занял подобающее ему второе место. Поэтому и сегодня добросовестная философия может помочь человеку приблизиться к Богу. Но тому, кто Бога уже обрёл, философия не нужна. Если же она претендует на главенствующее положение, она становится «философским Талмудом».

Чем ещё определяет проф. Катасонов различия между богословием и философией? Сжато это можно сформулировать так: во-первых, у богословия есть чёткая привязка к Церкви; у философии же нет своей собственной территории, как у науки, литературы и других видов искусства. Она – приживалка в чужих домах, заявляющая права на место хозяйки. Отсюда и придуманное ею же самой название: «наука наук». Но философия – не наука, а набор субъективных мнений, т. к. не представляет собой набор твёрдо и однозначно установленных законов.

Во-вторых, разные методы познания мира. Богословие постигает истину о мире через прозрение души; философия в своих попытках дать определение окружающему миру опирается на органы чувств и работу мозга. В-третьих, философия, строясь на базе индивидуальных представлений, даёт возможность каждому индивиду считать себя «истиной в последней инстанции». Богословие же поверяет само себя своими предшественниками, признанными всей полнотой Церкви. То есть, богословие – соборная система взглядов, где все равны перед Истиной. Философия – система взглядов отдельных индивидов, каждый из которых вправе считать себя уникальным. Если образно, то Церковь монолитным воинским строем противостоит проникновению в её учение ложных мнений, а представители философии гуляют сами по себе как кошки.

В-четвёртых, «философия преимущественно ставит вопросы, не давая ответов… Богословие даёт ответы, конечно, не на все, а лишь на самые принципиальные вопросы». (стр. 65) В-пятых, «философия способна формировать лишь относительные истины; христианское богословие формирует истины абсолютные; оно претендует на Истину (с большой буквы)». (стр. 66) И, наконец, философия представляет Бога как некую «благую мысль». Для христианства же Бог есть Личность.

Доказательства проф. Катасонова, что богословие и философия – это два принципиально разных подхода к познанию мира, бесспорны и убедительны.

Особый интерес у вдумчивого читателя вызовет глава «Знание – сила… нечистая». В ней чётко доказывается, что перекос в сторону знаний может повредить ум, которым человек пользуется в повседневной жизни, в отличие от знаний. А повреждённый ум способен погубить человека, и знания не спасут его. И всё потому, что накопление ненужных знаний – это своего рода грех мшелоимства, под которым Святые Отцы подразумевают страсть к собиранию имущества, ненужных вещей.

Причём, большинство знаний невозможно проверить, и они воспринимаются на веру, т. е. для многих становятся религией. Верования в НЛО, в жизнь на Марсе, в древние цивилизации – это такие же религии со своими догмами, со своими пророками, апологетами и особой этикой. В этой связи проф. Катасонов делает единственно правильный вывод: только тогда наука, продуцирующая непроверяемые знания, достигнет своего триумфа, когда она признает своё бессилие и смиренно склониться перед «правотою сердечной мистики и веры».

Далее, проф. Катасонов рассматривает принципиальное различие между богословиями православным и западным (католико-протестантским), предметно доказывая, что православное богословие не меняет догматов, развивая лишь прилегающие к ним области религиозного бытия, а западное коверкает догматы по собственному усмотрению.

В книге так же широко представлен исторический аспект, где проф. Катасонов детально рассматривает возникновение различных лже-учений и философских лже-теорий, некоторые из которых негативно воздействовали или продолжают воздействовать на духовную составляющую как отдельного человека, так и всего человечества в целом.

В данной статье была сделана попытка кратко проанонсировать книгу известного современного религиозного мыслителя Валентина Юрьевича Катасонова «Философия и христианство». Но для полного погружения в глубину этого научного труда, доступного для понимания каждому, рекомендуем почесть его всем верующим (и не верующим) русским людям, чтобы полнее осознать разницу между Истиной, на которой искони держится бытие России, и не-истиной, которая почти полностью разложила духовную плоть Европы.

Игорь Гревцев

 

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar

wpDiscuz

Смотрите также