ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ

Экономисты милостью Божьей. Иосиф Волоцкий

В 2009 году по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Иосиф Волоцкий был объявлен покровителем православного предпринимательства и хозяйствования… Что же особенно сделал преподобный Иосиф для хозяйства великой страны? Об этом — статья Алексея Чичкина

Модель производства и распределения, опробованная в конце XV столетия в Волоколамской обители, стала базовой для русских монастырей.

Хорошо знакомый с организацией хозяйствования в этих средневековых «холдингах», Иосиф Волоцкий не просто обогатил существовавшую традицию, но ещё и обосновал ее. Создавая свою модель, он закладывал основы отечественной экономической школы. Его фундаментальная идея, что социальными должны быть цены, а не товары, своевременна и сегодня.

 

Он был бескомпромиссным борцом со всякого рода ересью и государственной изменой, последовательно выступал за развитие России по собственному пути. Точнее – на основе ее исторических, нравственных, хозяйственных традиций. Иосиф Волоцкий противостоял тем, кто призывал «модернизировать» страну, её общество и экономику по чужеземным выкройкам, полагая, что они, в случае их успешного использования, превратят Отечество в конгломерат всё более враждебных друг другу регионов и сословий. А это, в свою очередь, сделает православие лишь «оболочкой» самостийных экономик, разобщённого населения и нестабильного государства. Иосиф Волоцкий обличал таких горе-реформаторов наравне с еретиками.

В конце октября 2009 года Патриарх Кирилл, будучи в Иосифо-Волоцком монастыре Московской области, сказал об основателе обители: «Он был глубоко убеждён в необходимости для Церкви привлекать в том числе и материальные ресурсы, чтобы передавать их на благо народа. Преподобный видел в Церкви замечательный инструмент передачи народных богатств от богатых бедным».

Сказанное Святейшим – не риторическое преувеличение. По данным директора музейно-выставочного комплекса «Волоколамский кремль» Виктора Ивченкова, археологическая экспедиция ещё в середине 1980-х нашла материальные подтверждения тому, что Иосиф Волоцкий был одним из основоположников национальной экономической теории, по которой плоды людских усилий должны распределяться между согражданами рационально. При этом преподобный проявил себя рачительным и умелым организатором производства, «крепким хозяйственником». Основанный им монастырь быстро стал процветающим предприятием, центром экономического притяжения всего прилегающего к Волоколамску региона. Будучи эффективным руководителем, Иосиф, свидетельствуют источники, не гнушался трудиться наравне с братией. Он, как сообщает его житие, «был искусен во всяком деле человеческом: валил лес, носил брёвна, рубил и пилил». Опыт Иосифа Волоцкого стал примером, экономической моделью для многих русских монастырей.

Отец-основатель был убеждён, что Церковь должна постоянно расширять свои хозяйственные и материальные возможности, дабы использовать их в благих целях. И, в частности, отстаивал принцип равности цен для любого покупателя монастырской или сельской продукции. Волоцкий решительно осуждал перепродажу товаров и спекулятивные накрутки, полагая, что эти действия идут вразрез с христианской догматикой.

Иосиф Волоцкий, без сомнения, приложил руку к установлению разнообразных внешнеэкономических связей. Археологические данные подтверждают это. Через Волок Ламский пролегал оживлённый торговый путь. Сюда попадали товары из весьма отдалённых мест – например, Константинополя. Среди находок археологов – византийские крестики, стекло. В Приламье также обнаружены янтарь из Прибалтики, медные и свинцовые украшения из Чехии, огниво из Скандинавии, фрагменты хозяйственных и ювелирных изделий из Талышского ханства (Южный Азербайджан). Так что экономика региона в тот период тесно сопрягалась с соседними и не только.

Иосиф стал продолжателем дела Святого Сергия Радонежского по просвещению народа в духе подлинной чистоты веры и истинного патриотизма. Основной труд Волоцкого, названный «Просветитель», стал первой на Руси системной богословской работой. Это выдающееся сочинение и деятельность Святителя Новгородского Геннадия, составителя первой Русской Библии, помогли сохранить Московию как самобытное православное государство.

В тот период предпринимались активные попытки «осовременивания» веры ересью жидовствующих, а фактически – изменения религиозных основ. Что подтачивало и государственные устои, приговаривало Русь к саморазрушению. Даже Иоанн III, по многим источникам, подпал под влияние адептов ереси, дьяка Посольского приказа Феодора Курицына и его брата Иоанна Волка. Оба, по ряду данных, были связаны с Ватиканом. А в 1491 году митрополитом Московским стал Зосима – тайный приверженец ереси. «В великой церкви Пречистой Богородицы, на престоле св. Петра сидит скверный, злобесный волк в пастырской одежде, Иуда, Предатель… – с праведным гневом утверждал Иосиф Волоцкий. – Если не искоренится этот второй Иуда, то мало-помалу отступничество утвердится и овладеет всеми людьми. Как ученик учителя, как раб государя молю: учите всё православное христианство, чтоб не приходили к этому скверному отступнику за благословением, не ели и не пили с ним…»

Эти обличения, поддержанные Геннадием, увенчались победой: на Соборе 1494 года Зосима был лишён кафедры. Правда, до искоренения ереси было ещё далеко. Ибо к её проводникам прибавилась Елена – невестка Иоанна III, мать наследника престола малолетнего царевича Дмитрия.

Но великое подвижничество стало приносить плоды: в 1502-м Иоанн III наложил опалу на Елену с Дмитрием, посадив их под стражу. Наконец, в 1504 году состоялся Собор, на котором ересь была окончательно разоблачена и разгромлена, а главные её приверженцы приговорены к смерти. Хотя, по милосердию царя, казнены были только наиболее закоренелые – остальным позволили делом доказать исправление.

Не без влияния Иосифа и его последователей в предисловии к новой Пасхалии, изданной в середине 1490-х годов, официально засвидетельствовано признание Русской Церковью своего Служения, преемственного по отношению к Византии. Там чётко указано, что греки имеют первенство чести в хранении истин Веры. Но когда Константинополь пал, наказанный за маловерие и отступничество, греки стали «последними», и Служение переходит к «государю и самодержцу всея Руси», а роль Византии – «к новому граду Константинову – Москве, и всей Русской земле».

Многие источники указывают на то, что Иосиф Волоцкий призывал постоянно изучать опыт государственных, в том числе экономических успехов Византии, а также причины её разложения и распада. Чтобы не повторились последние на Руси…

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar

wpDiscuz

Смотрите также