25-

Экономисту от монаха

Христос Воскресе! На 70-летие русского экономиста Валентина Катасонова, Многая Лета!!!

«Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс. 126-1).

В начале апреля был 70-летний юбилей русского экономиста, который уже сделал огромный вклад в современную политическую экономию как науку и особенно в раскрытие духовных основ хояйствования в мире. Так эта статья посвящена хозяйственному видению человека и хотелось бы чтобы в такой уникальной стране в мире, как Россия, управленцы прислушались к таким специалистам в экономике как Валентин Катасонов. Мы надеемся на дальнейшие публикации в области сакрального в экономике и духовного или библейского хозяйственного видения человека.

Святой преподобный отец Макарий Оптинский говорит нам в своих трудах: «Воля же Божия не связывает нашего самовластия, но совершается, взирая на оное — к чему клонится.  Есть воля Божия по благоволению, и есть воля Божия по попущению, — и сия последняя бывает, когда мы хотим, чтобы было непременно так, как мы думаем, что будет для нас хорошо. А когда отдаемся в волю Божию и ищем не того, чего хотим, а что Ему будет угодно и нам полезно, то в сем бывает воля Божия — по благоволению, полезная и спасительная для нас, а при воле Божией, бывающей по попущению, неизбежны скорби и печали».

Так, по святоотеческому учению Церкви, есть два пути в хозяйственной жизни человека. Первый путь заключается в том, что люди самостоятельно избирают область своей деятельности и средства ее осуществления, к которым человек и предназначен изначально. Бог благоволит человеку, оказывая необходимую поддержку. Эта поддержка приводит к тому, что человек преодолевает трудности, учится исправлять ошибки, правильно видеть место своей деятельности в жизни людей и т.д. В конечном счете, деятельность человека оказывается успешной. Помощь Бога не вспомогательна, а необходима для успеха. Поэтому через свое благоволение, Бог не только помогает людям, но и по сути управляет экономикой общества. Особенность этого управления заключается в том, что оно не препятствует свободе воли человека, но наоборот, поддерживает выбор человека и помогает ему осуществиться.

Возможен второй путь, когда человек принимает решения, которым Бог не благоволит. Так из этого не следует абсолютная неосуществимость тех экономических дел, которым Бог не благоволит. В этом случае человеческие дела осуществляются по попущению Бога. Господь дает возможность человеку реализовать то или иное дело и убедиться в его неполезности для самого человека, история экономики стран тому иллюстрация. Третий путь, в котором Бог не дает реализоваться решениям человека, т.е. прямо препятствует человеческой воле, также существует, однако для нас в данной статье, интереса не представляет. Вероятно, это происходит в тех случаях, когда человеческая воля ведет к необратимым негативным последствиям, например, гибели человечества. Сейчас, всвязи с карантином, в СМИ много говорится о мировом экономическом кризисе, на улице безработица и инфляция, дорожает товар, люди начинают меньше покупать продукты.

Экономика прежде всего часть цивилизационной культуры того или иного народа, и мира в целом. Соответственно в разных народах и их культурах, экономические механизмы, или системы хозяйствования, разные. В цивилизациях, которые знают, что существует Бог и что есть определенный временной Промысел Божий о человеке, экономика рассматривается как система такой хозяйственной деятельности, которая, обезпечивает людям должную жизнь на земле с тем, чтобы они в дальнейшем могли войти в знаемое такими людьми Божие Царствие Небесное, которое находится в другом мире. Это классический римский а затем российский имперский, православный или восточный тип экономики.

Противоположный тип экономики западный, когда основные ценности видят не на Небе, а на земле, когда вся экономика построена не на спасении человека для жизни вечной, а на стяжании земных богатств, удобств и благ. Эти два типа экономики, в чистом виде, почти не существуют, но западная экономика встала на второй путь уже со времен Реформации, хотя до нее вся Европа развивалась на тех же принципах, что и Православная Россия, интересны сейчас также история развития экономики Китая и Индии. Так, например, еще со времени Вселенских Соборов в Римской империи запрещалось ростовщичество, а Католическая Церковь в Средневековье налагала целый ряд запретов на безнравственные занятия. Реформация изменила эту ситуацию, и изменение это произошло под влиянием той религии, того народа, который изначально не принял Господа Иисуса Христа, не поверил в существование Царствия Небесного.

Наверное, тот народ, который, еще до пришествия Спасителя и особенно после, сконцентрировал все средства на овладение земными ценностями, также представляет интерес.

Господь Бог-Слово Иисус Христос, является источником разрешения указанных противоречий между Божественным Промыслом и человеческим трудом.

Если человек грешит в экономике (ворует, мошенничает и т.д.), грех отделяет его от Бога, и потому человеку непременно нужно покаяние и прощение, так что духовная составляющая экономики представляет собой важную часть хозяйствования. Если природа человека повреждена грехом, тогда труд человека также поврежден грехом. С другой стороны, обычные ошибки в хозяйственной деятельности (неудачные инвестиции, устаревшие технологии и т.д.) нельзя прямо отнести к греху. Ведь инвестор теряет свои средства и на своих ошибках учится, возможно не нанося прямого ущерба никому. Скорее, ошибки, — являются следствием грехов (поспешности в решениях, неудачный маркетинг и т.д.). Но, и это тоже надо учитывать, мера нашего понимания мира и экономики все же ограниченна, а потому ошибки неизбежны и для тех, кто не грешит. Библейский уклад общества с помощью закона, благословления и помощи Божией, вразумления и сдерживания зла, как раз и выглядит, как реализация Божественного Промысла в экономической жизни. Такая сторона экономики как раз и раскрывается в работах и публикациях русского экономического общества и экономиста В. Катасонова.

Поэтому феодализм и капитализм, в их разных фазах, выглядят как предусмотренные замыслом Бога, — стадии цивилизационного развития человеческого общества. Значит, подлинная проблема человека заключается лишь в чистоте его сознания, способности ясно воспринимать волю Божию. Если такая способность есть и становится массовой или народной, или общемировой, то в любое время возможен более совершенный порядок жизни, чем тот, который мы сейчас имеем. Следовательно социально-экономические формы в истории жизни человека отражают лишь степень способности человека к разумной организации в области экономики, в тот или иной период времени.

Человек самоопределяется к тем или иным формам экономической жизни и получает поддержку от Бога по Его благоволению. Эта поддержка критически важна для функционирования экономики, и потому через такую поддержку Бог управляет экономикой, однако эта поддержка «не связывает нашего самовластия». Таким образом, экономика есть область сотворчества Бога и человека, в которой результаты не определяются волей только одной стороны, а выступают сложным продуктом взаимодействия двух воль, Божественной и человеческой.

Однако учение человека и его экономическая система, к сожалению уклоняется от служения Божьему Промыслу, вольно и невольно, встает на путь служения противнику Бога, а на этом пути созидание невозможно или находится под большим вопросом.

Духовно-нравственные модели экономики, такие как например православное самодержавие, вероятно смогли бы сыграть заметную мировоззренческую роль или могли бы рассматриваться в качестве общих ориентиров экономической жизни верующих людей во всем мире или хотя бы в России. Предсказания святых отцов Православной Церкви, в которых говорится, что перед концом времен, Россия возродится в своей православной государственности, чтобы дать возможность всем народам понять происходящее и сделать последний выбор перед царством антихриста. Может быть, это было бы логическим завершением развития российской экономики в мире. Хотелось бы пожелать нашему брату во Христе, Валентину в будущем, раскрыть возможные теоретические механизмы и принципы создания и развития современной духовной библейской модели экономики в мире и в России. Просим юбиляра раскрыть модель детально и развернуто, чтобы она выражала взгляд Православной Церкви на сущность экономического развития человечества, так как от этого карантина, да и без него мало, что понятно нашим управленцам.

Человек изначально наделен Богом свободой волей, и эту свободу он реализует в хозяйственной жизни. Но при этом, человек не самодостаточен, — он нуждается в помощи Бога, Который исправляет ошибки человека и дает возможность успешной хозяйственной деятельности. Это сочетание свободы человека и его несовершенства приводит к двум вариантам взаимодействия воли Бога с человеческой волей. Первый — по благоволению, второй — по попущению.

Экономика (как и вся жизнь человека) развивается одновременно под воздействием Божьего Промысла и собственно человеческой воли. Причем человеку предоставлена значительная свобода в отношении того, чем конкретно и как заниматься в хозяйственной деятельности. Хозяйственные успехи людей появляются тогда, когда они принимают решения, совпадающие с волей Бога, и потому получают поддержку от него. Но так происходит не всегда, и потому совпадение воли людей и воли Бога неполное, откуда появляются трудности, Бог управляет экономикой через свое благоволение людям, так как инициатива в том, что делать в экономике, может в существенной степени исходить от самих людей, осуществляющих свой выбор. Но быть или не быть этому выбору реализованным, — определяет Бог, предоставляя поддержку или отказывая в ней человеку, если он того желает, так что действие личности и боговдохновенной личности человека было в истории народов довольно определяющим.

Развитие экономики, не в том, что Бог не действует в экономике, Он действует, но при этом действует и воля человеческая. Эта последняя проявляется в такой степени, что будет правильно сказать, что экономическое развитие в мире, осуществляется посредством двух воль: Божественной и человеческой.

Понять соотношение этих двух воль и означает в общем смысле духовное понимание экономического развития в мире. Так желаем экономисту Валентину Катасонову в его юбилейный год творческих успехов и порадовать нас своими просветительскими трудами в области экономики и хозяйствования. Многая Лета!

Игуменъ Еvтvхiй, недостойный соработник академика Катасонова на ниве Христовой

 

1
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Вадим Волобуев Авторы недавних комментариев
Вадим Волобуев
Гость
Вадим Волобуев

Ну, да, роль личности в истории стоит особняком. У Толстого этому вопросу уделен чуть ли не целый нуднейший том его «Войны и мира». Но сводится он к простому соотношению: есть общество — есть история. Любая. Включая и экономическую. А общество — это ни что иное, как Церковь Божия. Я не так оптимистичен в оценке деятельности как нашего юбиляра в этом вопросе, так и нашей земной церкви. О чем неоднократно писал здесь. Даже этот монах пишет больше о личностном взаимодействии Бога и человека, тогда как нам следует говорить о межличностном и только потом — о Божьей воле для нас. Ибо это… Подробнее »

Смотрите также