28-беседа

Четвертая промышленная революция

Изложение беседы с Председателем РЭОШ В. Ю. Катасоновым, 13.02.2017 г.

  На январском экономическом форуме, прошедшем в Давосе, много внимания было уделено вопросу «Четвертой промышленной революции» (The Fourth Industrial Revolution – прогнозируемое событие, массовое внедрение киберфизических систем в производство), поднятого в статье Президента Всемирного экономического форума Клауса Мартина Шваба. Западные экономические СМИ уже окрестили эту работу как «Капиталистический манифест». Одно из последних событий, так или иначе связанных с приближением к «Четвертой промышленной революции», – это испытание подкожных чипов Бельгийской компанией. Как бы Вы прокомментировали подобные события с точки зрения духовно-нравственной стороны вопроса и экономики в целом?

– Сегодня многие люди действительно предпочитают пожертвовать свободой ради комфорта и уюта. Это подтверждают и социологи, и антропологи. Такова природа современного человека. Поэтому в наши дни редко какое событие в мире экономики (и не только) проходит без упоминания этого явления – «Четвертая промышленная революция». Но что это? Мода либо действительно фиксация каких-то тектонических процессов, происходящих в обществе? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выстроить всю цепочку.

Первая промышленная революция произошла в Англии в конце XVII века в связи с появлением паровой машины. Вторая революция связана с электрификацией и относится ко второй половине XIX–началу XX веков. Третья – с созданием цифровой экономики и цифрового общества, т.е. с появлением информационно-компьютерных технологий. И здесь важно понимать, что массовое внедрение этих технологий в нашу жизнь – это еще не четвертая революция.

Клаус Шваб в своей книге с одноименным названием (книга вышла в прошлом году, рекомендую ее моим читателям, но ее необходимо переводить на понятный нам духовный язык) отмечает, что четвертая промышленная революция – это новое качество жизни, при котором машины (роботы) начинают вытеснять человека. Другими словами, это массовая «роботизация» экономики, общества и даже просто человеческой жизни, так как сейчас, помимо промышленных роботов, которые начали появляться еще в конце прошлого века, стали выпускать так называемые «умные» вещи: автомобили беспилотники, «умный» дом и т.п. То есть это своеобразная оцифровка всей жизни человека. Фактически на четвертом этапе индустриальных преобразований и развития научно-технического прогресса происходит некое органическое соединение технического и биологического миров, социального мира и мира информации, и в результате этого синтеза возникает некое «чудовище» под названием киборг, полуробот-получеловек. А выражаясь словами экономиста Френсиса Фукуямы, который говорил о конце истории, этот киборг – конец человека.

Сегодня об этом всерьез говорят только единицы. Большая же часть социологов, экспертов, политиков затрагивают лишь поверхностные вопросы, относящиеся к четвертой промышленной революции. Их больше всего волнует, например, то, что роботы уже вытесняют и продолжат вытеснять человека из сферы производства. Буквально сегодня я собирал информацию из различных источников об активности этих процессов, и скажу вам, что они будут проходить чрезвычайно активно в ближайшие 2-3 десятилетия. В итоге, скорее всего, половина людей, вовлеченных в производство, окажутся просто-напросто безработными.

В 2016 году в Швейцарии проходил референдум. Я ранее писал о нем. Кроме того, Александр Иванович Нотин на эту тему представил доклад на заседании Русского Экономического Общества им. С.Ф. Шарапова, на котором обсуждалась проблема Безусловного основного дохода (БОД), связанная с массовой роботизацией общества. Так вот швейцарцы озаботились проблемой занятости людей и теми переменами, которые ожидают человечество в социально-политической сфере. Конечно, здесь речь идет не только о каких-либо преобразованиях в сфере производительных сил, но и о кардинальных изменениях во всем социальном, политическом и, что самое важное, в духовном устройстве общества. Об этом, конечно же, говорят в меньшей степени. В основном все обзоры сводятся к тому, что роботизация может породить безработицу, поэтому Швейцарией и было принято решение провести такой референдум, который, кстати говоря, показал, что швейцарцы не готовы к такому повороту событий.

Сегодня мир находится на пороге определенных революционных преобразований.  В условиях, когда в обществе люди начинают замещаться роботами, денежно-кредитная и финансовая системы становятся ненужными. У некоторых, кстати говоря, создается впечатление, что роботы замещают человека только в физическом труде и представлены только на промышленных предприятиях и цехах. Но нет, сегодня роботы уже замещают людей, которые трудятся в сфере бытовых услуг, гостиничного и ресторанного бизнеса. Это, к примеру, распространено в Китае. Причем роботы там антропоморфные. Также в Поднебесной появилось агентство, которое стало использовать роботов для подготовки информационных сообщений. Пока это короткие сообщения, но уже «завтра» эти роботы могут начать писать статьи, ну а «послезавтра», того и гляди, романы.

Тут, знаете, интересный момент связан вот с чем. Я с детства не шибко любил всякую научную фантастику, за исключением только, может, Жюля Верна, но в последнее время я стал перечитывать популярных представителей жанра антиутопий: Оруэлла, Хаксли, Бредбери, роман «Мы» Замятина. И меня по-настоящему поразил тот факт, что всё, происходящее сегодня, они предвидели. Конечно, это отдельная тема для разговора, к которой необходимо будет вернуться: провести анализ романов и попробовать разобраться в причинах такой прозорливости авторов. Но, так или иначе, перечитывая эти романы, составляется картина того, что может произойти в ближайшие десятилетия. И все эти авторы, будучи людьми достаточно просвещенными, рисуют нам весьма страшноватую картину, когда на фоне развития науки и техники человек опускается до уровня «плинтуса», становится зверем, киборгом.

Всемирная история устроена таким образом, что большую часть времени человек был занят преобразованием окружающей природы. С появлением же христианства энергия человека, вся его устремленность была перенесена с внешней, физической природы на самого человека и его внутреннюю природу. То есть началось преобразование человека. Он начал осознавать свою падшую природу и стал бороться с этой духовной энтропией, которая ему досталась от первых людей – Адама и Евы. Этот период продолжался около тысячелетия. В западной историософии он называется «темными веками». Дело в том, что атеистический и богоборческий запад пытается представить этот отрезок истории как потерянное человечеством время, но в действительности это самая яркая и самая значимая страница человеческой истории. Известно, что следовало за этим периодом. Когда началась Реформация, бунт Лютера, появился протестантизм, затем буржуазные революции, и собственно с этого времени ведет свой отчет так называемый «капитализм», который по сути своей представляет концентрированное богоборчество. Опять тем самым человечество вернулось к преобразованию природы. Справедливости ради необходимо сказать, что социализм также является разновидностью подобного общественного строя, который в своей основе имеет идеологию экономического материализма.

Я из того поколения, которое хорошо помнит, как мы целой страной покоряли космос, перекрывали Енисей, двигали горы и т.д. Сейчас же время четвертой фазы человеческой истории. Заметьте, уже никого особо не интересуют какие-либо гиперпроекты по строительству мостов, перекрываний енисеев или еще чего-нибудь в таком духе, хотя параллельно информационное пространство утверждает, что в мире происходит хай-тек революция, которая на самом деле не хай-тек, а рен-тек (с китайского rén  — человек).

Мне доводилось бывать за рубежом, и я интересовался некоторыми деликатными моментами, связанными с приоритетами в исследованиях современных западных ученых. Так вот у них в числе первоочередных задач стоят вопросы, касающиеся изменения человеческой природы, а если сказать коротко и образно – превращение человека в зверя. Таким образом, нынешняя «четвертая промышленная революция» представляет собой активную атаку на человека, а люди, которые занимаются внедрением этих технологий, просто некие медиумы, правильнее сказать – слепые фанатики, которые не понимают, что они, собственно говоря, реализуют те задачи, которые ставил перед собой дьявол еще с того момента, как пал из числа ангелов, возжелав стать Богом.

В Евангелие от Иоанна 8:44 Христос говорил тем книжникам и фарисеям, которые хотели убить его: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала…». Сегодня дьявол безусловно ополчился, сбросил с себя маску защитника прав человека и просто уже начал уничтожать людей духовно и физически.

Пожалуй, сейчас как раз наступает то время, когда любому здравомыслящему человеку следует взять в руки Священное писание, а конкретно книгу «Апокалипсис», или «Откровение Иоанна Богослова», и непосредственно по этой книге сверить события, явно происходящие в реальном мире, с тем, что мы видим и слышим. Еще несколько десятилетий назад эта книга не рекомендовалась для прочтения, особенно неофитам, поскольку многие вещи не были очевидны и приходилось домысливать. Сегодня же многое, согласно нашей современной реальности, становится понятным, из чего следует, что мы находимся где-то близко к концу истории, хотя, безусловно, никто не знает времен и сроков.

Мы должны быть предельно бдительны и понимать, что такое «четвертая промышленная революция», что такое роботизация, а также осознавать, что прогресс, который значительно облегчает жизнь, не является правильным. Здесь мне, конечно, приходится выходить за рамки нашего предмета, но ведь экономика – это не просто создание каких-либо средств существования человека, это, прежде всего, формирование самого человека. Известно, что если человек перестает трудиться, то он моментально начинает деградировать. Таким образом, общество превращается в некое стадо зверей, но наука при этом продолжает двигаться куда-то вперед. И возникает вопрос, а кто же ее двигает? Недавно я писал статью «Тайна теории ножниц». Это тоже довольно интересная тема, в рамках которой раскрываются источники научного и технического творчества.

 

Беседу проводил Артём Фёдоров

Оставить комментарий

avatar

Смотрите также