16-pamyatnik-zashchitnikam-zemli-ross-5485

Человековедение Русского мира

Выступление  Владимира Николаевича Гайдукова, доцента кафедры государственного управления Тверского государственного университета, кандидата философских наук, члена-корреспондента Петровской академии наук и искусств, на межрегиональной конференции «Русский мир в эпоху международной нестабильности. Идеология и пути национального и духовного возрождения современной России». г. Калязин, 19 марта 2015 г.

Целью развития человековедения Русского мира  является преодоление кризиса Русского мира. О наличии кризиса Русского мира, в частности, свидетельствуют  выход в 2003 г. книги экс-президента Украины Л.Кучмы «Украина — не Россия», а также недавние высказывания президента Беларуси А.Лукашенко том, что Беларусь никогда не будет частью Русского мира.

Основами кризиса Русского мира, на наш взгляд, являются:

— глубокое и нарастающее антропологическое различие русских и европейцев, на которое указал русский философ, неославянофил Владимир Эрн в начале 20-го века, перед первой мировой войной;

—  наличие особых ловушек в  историческом  взаимодействии России и Европы,  на которые обратил внимание немецкий философ — традиционалист Эрнст Юнгер в 30-е годы 20-го века. По его мнению, одним из самых крупных достижений западной дипломатии навсегда останется то, что ей удалось втянуть Российскую империю, которая на Дальнем Востоке располагала поистине целым континентом для того,  чтобы беспрепятственно и плодотворно развертывать свои силы, в игру совершенно чуждых ей интересов. Европеизм, таким образом, оказался «оружием массового отвлечения» от самоосознания России, собственных ее интересов. Так, в угоду играм европейского рацио монархия Романовых совершила ряд преступлений против РПЦ, по существу поставив ее на колени, отменив патриарщество.

Выход из кризиса Русского мира, по нашему мнению предполагает:

—  перенос центра тяжести  в интересах России из европейско-атлантического региона в азиатско-тихоокеанский регион (АТР), как зону высшего внимания Русского мира (своего рода возобновление пути славян «встреч солнца») и резкое сужение зоны контактов русских и европейцев с учетом нарастания их  антропологической несовместимости, что проявляется в частности в резком нарастании роли антропологического фактора ЛГБТ в современной Европе, в деятельности ТНК. Тихий океан — это не Восток и не Запад — это Центр мира будущего. Здесь Россия обретает связь с примордиальным, изначальным, «гиперборейским» миром. Тихий океан играет ключевую роль в формировании Большой логики Евразии, Евразийского континента;

— деконструкцию, по инициативе России ялтинско-потсдамского мира, который развивался из европейско-российской биполярности, переход от «Ялты-1» к «Ялте-2», от 3-го номоса Земли к 4-му  номосу согласно концепции  «4-го номоса Земли»  Алена де Бенуа. Роль Иного в этой  структуре должна играть теперь не Россия, а особая «сборная команда» государств полярной и тихоокеанской ориентации. Необходима разработка Россией стратегии особого типа информационной войны с целью понуждения Запада к переходу к «Ялте -2» от «Ялты -1», которая стала после распада СССР очередной геополитической ловушкой для России. Это задача не только Русского мира, но всего мирового «прароссианства» (термин Даниила Анреева, автора «Розы Мира»)

Основой для этого является возвращение Россией себе качества, как выразился президент В.В.Путин, «исторической субъектности» после нового обретения Крыма. Возвращение качества исторической субъектности России предполагает, естественно, опору на достижения русской философии.

Далее речь пойдет о философии В.Ф.Эрна, который разработал в сущности антропологическое, человековедческое учение об основах антагонизма Востока и Запада, не утерявшее своей значимости и остроты, по сей день. Здесь нужно обратить внимание, что в последний период времени Тверской научный центр комплексного изучения человека, созданный 25 лет назад при Тверском государственном университете, начал аактивно разрабатывать вопросы человековедения Русского мира. Понятие «Русский мир» стало складываться еще в 19 веке. Понятно, что особое внимание обращено к русской философии и, особенно, к такой фигуре, как Владимир Эрн, который рано, в возрасте 35 лет  ушел из жизни по болезни в апреле 1917 г. Редкую, уникальную особенность его философской позиции, позиции философа-стратега можно понять из характекристик, данных ему знаменитыми друзьями. По выражению Г. Флоровского, В.Эрн — «мыслитель с  темпераментом бойца». Со слов С. Булгакова, В.Эрн — «витязь начала логоса».

Эрн первым начал изучать борьбу двух разумов: русского, восточного, основанного на логосе, и европейского, западного, основанного на рацио. Эта борьба несет геополитические смыcлы, хотя Эрн, в отличии от других славянофилом, не был мыслителем «цивилизации Суши». По сути дела он начал создавать особую — антропологическую геополитику, обозначив непреодолимый антропологический барьер между Россией и Европой. За ним, может стоять жестокая финальная  драма  древних конфликтующих генотипов, стремящихся обеспечить свое выживание в политическом пространстве, драма, имеющая прямое отношение к судьбе откровения в истории. По модели Эрна интеллектуальные центры и стратегические платцдармы  Русского мира, «прароссианства» могут находиться и на Западе по принципу: «Везде Восток, местами Запад». Перспектива антропологического поворота в геополитике, намеченная Эрном не реализована до сих пор, но она крайне важна для создания новых способов информационной войны, ввиду того, что профессия журналиста, особенно тедежурналиста на Западе сблизилась с геополитикой, а масс-медиа стали мощнейщим самостоятельным геополитическим фактором, оказывающим влияние на исторические судьбы народов. Антропологическая перспектива в геополитике дает возможность оспаривать господствующую идеологию государств так называемого Первого мира, основанную на рацио, из-за чего типично современное мышление Запада все больше предстает как интеллектуальная фикция.

Эрн выделил два фундаментальных принципа: логизм, основаный на постижении смысла бытия в целом, гармонии духа и материи, на интуиции и рационализм, основанный на формальном рассудке и механическом мировоззрении. Антиномия между рацио Европы и логосом России — это, по Эрну, конфликт не только двух фундаментально враждебных друг другу, но взаимно исключающих, не могущих в конечном итоге сосуществовать сущностей. Конфликт этих принципов неизбежен. В конце концов, этот конфликт не может быть разрушен иначе как военным путем. Рацио — это абстракция состояния тварности. Это фантом, который хитростью, силой и умением людей, уверенных в своей правоте, извлечен на свет. Фантом всегда недолгожитель, фантомная реальность рассеивается при трезвлении сознания или понуждении к трезвлению.

В 1910 г. Эрн заговорил о необходимости решительной борьбы между  логосом и рацио, хотя и в плане теоретическом. Это предполагало своего рода слияние философской мысли и военной акции, транспонирование конечной  философской мысли в военный план. Говоря современным языком, Эрн начал подготовку онтологической  информационной войны с Европой, с Западом. Русское дело, миссия России в этой войне по Эрну заключалась в том, чтобы понудить Европу уйти от самой себя. Это была бы война с мечтой Запада о всемирной гегемонии, вытекающей из идеалистической европейской философии. Эрн показал, что западный идеализм смертельно опасен для мира. Рацио — это дисторсия, искажение идеи человеческой жизни. Необходимо спасение падшей «мудрости» западной Европы восточным логосом. Но миссия  логоса  тогда оказалась невыполнимой.

Тем не менее, странный антигуманизм и антиевропеизм Эрна, основанный на славянском сострадании к Европе, но воинствующе направленный на разоблачение ее идолов, срывание всех и всяческих масок  оказался пророчески оправдан. Мир европейского обывателя, бюргера обвалился в хаос совсем скоро после 1910 г. Демоны, созданные рацио, связанными с ним нечеловеческими элементами миросознания, вошли  в Европу. Итогом Первой мировой войны стали более 20 млн. погибших и крах четырех империй. Все последующие и грандиозные события — это продолжение и комментарий к Первой мировой войне, которая продолжается и по сей день. Это было самоубийство западной культуры, другими словами — апокалипсис, конец света для обитателей Старого света. Истребительная Великая война столкнула в августе 1914 г. народы Европы в чудовищном жертвоприношении Року. В метафизическом смысле всеевропейская бойня была восстанием против собственной цивилизации. Вторая мировая война была рационализированным продолжение Первой. Первая была  спровоцирована кризисом самой человечности. Рацио создало синтетический миф о западном человеке. Этот человек захотел стать Великим существом — сверхчеловеком. И сейчас все сильнее признаки того, что представители развитых обществ отказываются от гуманистической трактовки отдельно взятого человека, как равного всем остальным и обладающего неотъемлемыми правами. Все сильнее признаки приближения, по крайней мере, практической общественной мысли, к расисткому, по сути дела, восприятию представителей разных цивилизаций, как не могущих претендовать на общий единый объем прав. Это кризис самой самооценки человека, крайне опасный и нуждающийся в скорейшем изживании, в том числе через применение средств информационной войны.

Таким образом, идея транспозиции русской философии в информационную войну с Западом через слияние философской мысли и военной акции и формулирование, тем самым, новых определений мышления, остается актуальной в современных условиях, как и пророчества Эрна о столкновеннии исторической силы, объединеннной логизмом с исторической силой объединенной рационализмом. Девиз этой борьбы по Эрну: «Смерть зови на смертный бой!». По Эрну, историческое столкновение рацио и логоса неизбежно, неминуемо и может произойти лищь в России. Жить в мире эти две враждебные друг другу стихии не могут. Кризис Русского мира, события на Украине вполне соответствуют предсказанию Эрна. Это предполагает формирование своего рода партии русского логоса. Постигая человековедческое различение русских и европейцев, непреодолимый антропологический барьер между Россией и Европой человековедение Эрна утверждает в своих правах русское бытие. Онтологическая война Эрна — способ обеспечить органический саморост русского народа, своеобразность и свободу его духовного развития.

Сегодня нужно развести две исторические стихии, обнаруженные Эрном, по разным углам через уход России на Восток, в Азиатско-Тихоокеанский регион. Без подпитки энергиями русского логоса, при ослаблении возможности вампирического паразитирования на нем, на что обращал внимание в начале 20 века Р.Штайнер, стихия европейского рацио сама себя уничтожит. Такова антропология Европы, основанная на рацио, антропология стремящаяся к ничто, концу света, закату. Такова темная европейская трансценденция человека. России же предстоит ее известный путь —  путь «встреч солнца». Такова светлая русская трансценденция человека, позволяющая включить для спасения полярно-тихоокеанский  геополитический рычаг России, программу полярно-тихоокеанского могущества России. В свое время Гегель разработал наиболее впечатляющую философию историю с трехчленной диалектикой стадий ее развития. Первая стадия — азиатская соответствует «тезису». Она имела место в Китае, Индии и на Ближнем Востоке. Вторая стадия — «антитезис». Это Средиземноморье, представленное классическими цивилизациями Греции и Рима. «Синтез» по Гегелю — последняя стадия. Это Германия, Пруссия, Кенигсберг (теперь Калининградская область России), где осуществляется погружение человека в мир универсальной идеи. Но более правдоподобно, что гегелевский «синтез» универсального человечества произойдет через возвращение в Азию, Тихоокеанское «Средиземноморье», но с опорой на  не  вполне определенный «Кенигсберг».

В плане русской трансценденции человека характерно наличие некого океанического стремления, тяготения Тверской земли, ее особого исторического чувства. Так, экспедиция Беринга снаряжалась в Твери. Тверская земля дала около 100 флотоводцев высших рангов. Известна тихоокеанская миссия тверского святителя Николая Японского, признанного национальным достоянием Японии. Известна и тихоокеанская миссия святителя Тихона, впоследствии Патриарха РПЦ, миссия изначально связанная с тихоокеанским побережьем США, с Аляской. В неком виртуальном пространстве Тверская земля может по праву считаться землей тихоокеанской. Таково тверское подспудное чувство океанической перспективы России, пророческое чувство, рожденное логосом.

Русские способны к особому типу самоорганизации, благодаря которому они заявили о себе как о народе. Русский мир —  это, прежде всего, русская самоорганизация, хотя на подобном уровне русских никто не мыслит. Мы пока мало знаем русских. Существует проблема обретения русского самосознания. Дело в том, что вся русская самоорганизация изначально привязана к колонизации Севера и Востока — путь «Норд-Ост». Тверь исторически занимает особое место в этой исконно русской самоорганизации. Видимо не случайно именно тверские актеры играли в 2002 г. главные роли в трагически известном, в связи с террористическим актом, спектакле «Норд-Ост» в Москве на Дубровке.

Исконно русская самоорганизация редко осуществлялась из столиц. Она связана с путем логоса, отражающим лучшие качества русского этноса. Русские же столицы обладали нередко свойством создавать «тюрьму» для логоса. Это видно и по современному Киеву. Очевидно, что столичные города России, современные мегаполисы  также обладают свойством создавать искаженную картину мира в своем непрерывном и практически безосновательном, смешном стремление интегрироваться с Европой. Пораженные «вирусом» западного рацио, они пока слабо  чувствуют подлинные конъюнктуры  Земли и Времени. Однако В.Эрн — «витязь начала логоса» полагал, что логос должен атаковать любые колонии вируса рацио. Но для этого информационно-энергетический «мем» логоса должен быть раскрыт в человековедении Русского мира. Динамический разум логоса должен найти своих соприродных союзников, распознать их в своем противостоянии рацио.

 

Источник: http://ruskline.ru/special_opinion/2015/04/chelovekovedenie_russkogo_mira/

Смотрите также