Экс-глава Минфина намерен осушить Резервный фонд…
Мнения экспертов в материале Алексея Голякова на сайте Свободная пресса.
Бывший министр финансов РФ Алексей Кудрин 23 сентября заявил о возможных шагах, которые смогут стать заменой увеличению налоговых ставок, — это внутренние и внешние заимствования, приватизация и ресурсы Резервного фонда.
С ним солидаризуется нынешний глава Минфина Антон Силуанов, который, выступая в тот же день на пленарном заседании Московского финансового форума, пообещал, что до 2019 года в России налоги точно не увеличатся. Что, разумеется, не исключает для компенсации и без того недостающих средств в федеральном бюджете поиск других способов его пополнения.
Минфин намерен в период с 2017 по 2019 гг. уменьшать дефицит бюджета на 1 процентный пункт в год. Сделать это возможно, как уверен Силуанов, за счет оптимизации бюджетных трат, повышения качества налогового администрирования, а также за счет получения доходов от задействования государственных активов.
Кудрин, в свою очередь, надеется в осуществлении задачи по достижению сбалансированности бюджета, как он выразился, на «остатки Резервного фонда». Столь явно не оптимистичное определение сродни и тону высказанных нынешним министром финансов пожеланий:
— Ни в коем случае не стоит строить планы, что цены на нефть возрастут, — сказалСилуанов на заседании форума. — Надо делать консервативный прогноз. Последние годы у нас был такой оптимизм и в прогнозах, и в бюджетах. Вот этот оптимизм абсолютно ни к чему.
Действительно, по материалам Счетной палаты, которые приводит «Независимая газета», только за 5 первых месяцев текущего года, — в сопоставлении с аналогичным периодом 2015 года, — общий объем доходной части федерального бюджета упал на 717,3 млрд руб. или — на 13,4%. В частности, нефтегазовые доходы «ужались» на 788,5 млрд руб. (31,9%). — Я думаю, что если не повышаются налоги, то неизбежно будет расширяться набор инструментов финансирования бюджетного дефицита, — говорит главный экономист Евразийского банка развития, доктор экономических наук Ярослав Лисоволик. — И действительно, о чем упомянул Кудрин, это может означать задействование как внутренних, так и внешних заимствований, и более активное использование такого метода, как приватизация. При этом, видимо, задача все равно будет стоять следующая: если не повышается ставка, то тогда надо будет повышать собираемость этих налогов. И для этого могут быть применены определенные резервы. Возникнет серьезная задача укрепления администрирования налогов, чтобы минимизировать угрозу ухода в тень налогооблагаемой базы, — после того, как эти ставки будут повышены.
«СП»: — После реализации названных бывшим министром финансов мер будет ли, на ваш взгляд, выполнено условие «сдерживания» налогов?
— Думаю, что данных мер всё равно будет недостаточно. Неизбежным будет замедление роста расходов в номинальном выражении, а с другой стороны, — будет очевидней необходимость повышения эффективности и адресности этих расходов. Тут, если разобраться, много резервов; и это можно будет сделать без чрезмерного и болезненного, в социальном плане, изменения параметров по расходам.
«СП»: — Упования на внешние заимствования, и это в условиях плохого инвестиционного климата, а также на результаты приватизации (имеется в виду крупных госкомпаний) — еще, согласитесь, не гарантия того, что российская экономика будет застрахованной от вынужденной необходимости повышать налоги. Какой сценарий развития вам видится возможным, если отдачи от реализаций предложений Кудрина не будет?
— Проблема в том, что всё равно придется повышать налоги; но на данном этапе, в ближайшие годы, если грамотно задействовать все инструменты, о которых я сказал, можно будет обойтись без серьезной корректировки действующих налоговых ставок. В приоритете задач — нужно совершенствовать систему расходов; и именно в этом направлении можно добиться большей эффективности, чем, например, с привлечением внешних заимствований или иных источников восполнения бюджетного разрыва. И ключевое значение здесь приобретают направления расходов.
— Во-первых, заявление о том, что до 2019 года налоги увеличиваться не будут на фоне намерений Минфина повысить НДС, а также обязательные социальные взносы для значительной части населения, производит впечатление откровенной неправды, — комментирует новость директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук Михаил Делягин.
— Во-вторых, предлагаемые Кудриным меры являются фактическим возвратом в 90-е годы, иначе говоря — к закабалению России, потому что инициатива его, например, о займах как раз и будет напрямую способствовать этому состоянию. Заимствования на сегодня могут быть преимущественно внешними и предоставляться нам только на политических условиях. Так что Россия — при предоставлении таких займов — непременно столкнется с политическими требованиями извне. Думаю, что сегодня г-н Кудрин, конечно, не может отдать Крым. Но не будем забывать, он же многократно заявлял о необходимости сократить расходы на оборону, и тем самым оставить Россию безоружной перед лицом западной агрессии.
Что касается его предложений по приватизации, то и канадские, и американские исследователи многократно отмечали, что в случае проведения масштабной приватизации российская экономика перейдет под контроль западных корпораций и тем самым утратит суверенитет. Понятно, что Кудрин, как человек из 90-х годов, как верный соратник Чубайса, скорее всего, стремится именно к этому.
«СП»: — Получается, инструмент выхода из этой ловушки только один — остатки, как выразился сам Кудрин, Резервного фонда…
— Отдельно — «по остаткам». Возникает ощущение, что г-н Кудрин, который не знал параметров исполнения федерального бюджета в бытность свою министром финансов РФ, и однажды под телекамеру опозорился в беседе с Путиным, продолжает оставаться в неведении об этих параметрах и поныне. На самом деле, Резервный фонд — лишь часть резервов федерального бюджета. По данным на 1 сентября нынешнего года, эти резервы составляют 7,8 трлн. рублей. Это — колоссальные средства.
Однако Кудрин и его идейные последователи из правительства Медведева намерены по-прежнему направлять деньги российских налогоплательщиков на поддержку финансовых систем тех стран, которые с этими налогоплательщиками ведут холодную (пока) войну, — войну на уничтожение.
Позиция Кудрина верна в том, что если по-медведевски ничего не делать, что если продолжать политику принципиального отказа от развития, отказа от ограничения финансовых спекуляций и произвола монополий, политику фактического поощрения коррупции, — которую проводят российские либералы и которую, собственно, яростно проводил сам Кудрин, то действительно, единственным способом отсрочки повышения налогов и краха России являются описанные им бухгалтерские меры.
Хотел бы в этой связи напомнить, что обязанностью государства является организация развития. И если оно вернется к исполнению своих конституционных обязанностей, то тогда и господин Кудрин, и все его преемники отправятся, в лучшем случае, на свалку истории.
http://svpressa.ru/economy/article/157194/