27 октября в РЭОШ состоялся круглый стол под «предводительством» отцов-основателей РЭОШ Александра Ивановича Нотина и Валентина Юрьевича Катасонова. Участникам заседания был заранее разослан текст А. И. Нотина «Народ Божий в судьбах России и мира», и автор изложил свои тезисы в первой части заседания (см. видеосюжет справа, в колонке ВИДЕО (кликабельно)).
«Для корабля, у которого нет курса, любой ветер – не попутный», — начал докладчик вдумчивый анализ современного состояния России — «Мы болтаемся всем Русским миром в бушующем и неспокойном море мировых общественных процессов, не имея чётких курсов, чётких ориентиров».
«Мир переживает очень серьёзный системный и цивилизационный кризис. «Кризис» – это в переводе с греческого «суд Божий», и человечество судится, наказуется за то, что оно натворило, за те злодеяния, за преступления в отношении духовных законов Бытия, указанных в Евангелии».
Докладчик говорил о причинах нынешнего форсированного давления на Россию со стороны Запада: «Запад сошёл с ума – я имею в виду не западные народы, а западные элиты. Они потеряли не только чувство здравого смысла, историческую опытность (они не преемники своих предшественников – де Голля, Аденауэра, даже Черчилля), это политические карлики, которые только имитируют активность. Но они потеряли даже инстинкт самосохранения. <…> Вопрос: почему Запад, собственно, давит на Россию? Ведь они здесь установили свою модель. Откуда такое ожесточение, ярость, русофобия? Откуда потоки лжи, беснования? Ответа два: это или высокая степень безумия западных элит, или то, что Россия не поддаётся попыткам её «приручить». Заработали внутренние цивилизационные российские механизмы – генетические, социальные, традиционные».
Александр Иванович указал на то, что «в Россию была имплантирована, ей искусственно привита западная, неолиберальная модель, парадигма развития» — и объяснил историю и «технику» перекодирования страны.
«Народ Божий – это Церковь вся целиком: это монашество, священство, миряне, небесная Церковь (Церковь торжествующая), мы – земная Церковь (церковь воинствующая и кающаяся), в том числе почившие члены Церкви, которые молятся за нас на небесах. Церковь – это сообщество, глава которому – Христос», — так докладчик определил основную категорию обсуждения. Эта категория и дала основной повод для прений: отождествим ли «народ Божий» и «народ церковный»? Где границы «народа Божьего», кто их определяет?
«Граница Церкви определяется только Господом: внутри Церкви могут быть люди, не имеющие к Церкви никакого отношения, за пределами же официальной Церкви могут быть люди, в подлинном смысле церковные». «Определить Церковь можно так — Единство Духа Святаго, почивающего в душах, добровольно принимающих благодать Господа нашего Иисуса Христа».
Александр Иванович рассуждал о нашем сегодняшнем состоянии и положении: «Когда развивается гигантский глобальный цивилизационный процесс, и мы находимся внутри него – нам очень трудно его осознавать, потому что нам трудно дистанцироваться, отстраниться и поглядеть на него со стороны, и нам трудно осознавать его изнутри».
Докладчик рассказал о «верующих профессионалах» (не путать с «профессиональными верующими»), о соотношении «старой партийности» и народа Божьего: «Главное отличие в том, что организм (Церкви) живой. Каждый из нас – клетка. А клетки партбилетами, клятвами и списочными составами не меряются. Каждая клетка суверенна, уникальна, и в то же время она является частью большого общего организма. Если она здоровая и работает в согласии с организмом – то и организм здоров, и ей хорошо. Если она болеет – то от неё может заразиться, заболеть и погибнуть целый организм».
Далее А. И. Нотин описал признаки «каинитской цивилизации» — непрерывное развитие города, пороки, война.
«Народ Божий как единственный проводник Божьей благодати несёт прямую ответственность за судьбу этого мира. Россия должна выйти и скоро выйдет из неолиберального этапа. Мы позже других вошли туда и раньше других выйдем».
«Задач сейчас очень много – и перед РЭОШ, и перед «Переправой», и перед другими братьями, которые сейчас много думают на эту тему. Мы обладаем монополией на Истину. Только народ Божий знает, почему всё это произошло – не только в России, но и на Западе. Все остальные философские или политические «галлюцинации», которые нам предлагают в объяснение, гроша ломаного не стоят. И второе – мы знаем, что делать. Сделаем или не сделаем – во многом зависит от нас. Мы должны сформировать образ русского будущего. Мы должны предложить власти конкретную программу действий. Мы должны её заявить очень громко и очень объективно».
Александр Иванович призвал не прятаться в «келью под елью», но и не перегнуть палку в своих пассионарных устремлениях: «Народ Божий против революции. Революция – это дело рук дьявольских, это дух разделения. Мы контрреволюция».
Сессия вопросов и ответов охватила массу тем – Новороссия и Русский мир, вновь — термины «народ Божий» и «народ церковный», мировые войны и социальные эксперименты ХХ века, конец времён, духовное падение человека, «закваска» русского общества, бедность и богатство.
Прения открыл Валентин Юрьевич Катасонов, председатель РЭОШ, прокомментировав основной текст встречи «Народ Божий в судьбах России и мира». Он отметил особую важность миссии просвещения от народа Божьего, высказав сомнение в политических задачах и чаяниях.
Александр Иванович, в свою очередь, повторил, что «сцепка между властью и народом Божьим произойдёт, она просто необходима и она удержит Россию от разложения и распада». «И речь идёт не о годах. Речь идёт о месяцах».