25-сис

В. В. Компанец. Нравственная оценка современной западной социально-экономической системы глазами западных исследователей

Впервые опубликовано в Сборнике материалов Первого международного  Конгресса  православных  ученых. «Евангельские  ценности  и  будущее  православного  мира. Наука  и  православие: стратегии  развития» (20-26  февраля   2017  г.,  Великое  Тырново,  Болгария).  – Воронеж: ИСТОКИ, 2017. – 110с., ил., С. 73-81

 

В современной экономической науке доминирует представление о том, что состояние экономики никак не связано с нравственным состоянием общества, а если и признается действие нравственных факторов, то оно считается далеко не главным. Пагубность такого представления была бы минимальной, если бы теория оставалась всего лишь теорией, а не превращалась в мощное идеологическое орудие. На самом деле такая идеология экономики без нравственности воплощается в реальную жизнь через экономическую политику государства и корпораций, экономическое поведение предпринимателей,  ведь носителями идей являются люди, которые пишут и исполняют законы, осуществляют реформы, предпринимают те или иные действия в экономической сфере. Мы стали забывать о мощи идеологического орудия, которым в т.ч. являются идеи экономистов. Недаром известный западный экономист  Д.М. Кейнс отмечал, что: «Идеи экономистов и политических мыслителей более могущественны, чем обычно думают. В действительности мир почти этим только и управляется» [1]. Поэтому экономика без нравственности, в т.ч. отсутствие нравственной оценки экономики, смертельно опасны для общества.

Мы в своих публикациях уже неоднократно обращались к проблеме действия Нравственного закона в экономической жизни, нравственной оценке социально-экономических систем показывали ценностную основу  современной антиэкономики, пользуясь в основном трудами богословов и ученых – носителей православной веры и культуры [2-4].

В этой публикации хотелось бы остановиться на трех основных тезисах, доказывая их истинность на основе взгляда изнутри западной цивилизации, взгляда ученых и общественных деятелей живущих (или живших) в современном западном обществе.

Вот эти тезисы: современная экономическая система аморальна; ее аморальность не просто результат объективного и естественного падения нравственности общества, а следствие управляемого процесса по изменению культуры, ее дехристианизации, изменения сознания людей, в т.ч. на основе системного обмана; общество западной цивилизации, в т.ч. его экономическая система, обречены на гибель.

Современная западная экономическая система, господствующая и в мировой экономике, превратилась в антиэкономику — деятельность, направленную на обогащение, накопление, разрушение личности и общества в целом. Такую антиэкономическую систему еще называют виртуальной, поскольку она не имеет под собой реальной основы и построена по принципу финансовой пирамиды, наверху которой стоят крупнейшие финансовые корпорации. Именно виртуальная экономика позволяет тем, кто ее создал, получать за короткое время максимальные сверхприбыли. Но, как любая финансовая пирамида, она обречена на разрушение, которое сопровождается массовыми банкротствами и значительным снижением уровня жизни населения.

Эта пирамида существует благодаря двум основным причинам. Первая заключается в создании «эффективного» механизма существования виртуальной экономики [подробнее см. 4].

Вторая — находится в области духовно-нравственной. Она связана с изменением ценностных, культурных характеристик современного общества, и соответственно господством так называемой денежной (постхристианской) цивилизации, в которой главным символом веры для общества становятся деньги, направляемые на гедонистическое счастье, ничем не ограниченную свободу действий, получение власти.
Средства целенаправленно создаваемого ценностного основания антиэкономики (виртуальной экономики) — обман людей, изменение их сознания, наращивание и эксплуатация их пороков и страстей. Без этого она не будет действовать.

Аморальность современной экономической системы, огромный и системный обман людей как средство жизни антиэкономики признают даже западные специалисты. Так, известный западный экономист Джон Кеннет Гэлбрейт в своей последней книге «Экономика невинного обмана» по сути обличает современную западную экономику [5]. Он отмечает, что современной экономикой и политикой руководят крупные корпорации, которые имеют своих многочисленных представителей в государственной власти. Поэтому корпорации определяют политику государства, в т.ч. в сфере экономики. И эта политика направлена против общества.

При этом основой корпоративной системы (другое название этой системы – рынок или капитализм), как отмечает автор, является неукротимая тяга к самообогащению. Для того, чтобы получить сверхприбыли, корпорации управляют потребительским спросом и контролируют его, используя СМИ и обманывая потребителя различными способами. То, что потребитель влияет на рыночную ситуацию и, соответственно, деятельность корпораций, по словам Гелбрейта – миф, ведь «покупатель вовлечен в хорошо финансируемый процесс управления общественным мнением» [5, с. 23]. Более того, в крупных корпорациях процветают воровство, злоупотребления и обман (собственников, потребителей, государства).

Корпоративная власть, руководствуясь мотивами власти и обогащения, навязывает обществу ценности, которые приводят к его постепенной смерти. Вот что по этому поводу пишет Гэлбрейт: «Корпоративная власть провозглашает, что успех общества — это еще больше автомобилей, телевизоров, разнообразной одежды и других потребительских товаров. А также все больше и больше смертоносного оружия. Таково мерило достижений человечества. Негативные последствия для общества — загрязнение окружающей среды, разрушение природного ландшафта, ничем незащищенные здоровье и гражданские права, угроза военных действий и гибели — в счет не принимаются» [5, с 82].

Корпоративная власть приводит и к прямому уничтожению общества, поскольку крупнейшие корпорации связаны не только с финансовой сферой (собственно они через эту сферу и управляют виртуальной экономикой), но и с ВПК. А война, как известно, приводит к большим прибылям таких компаний. И как отмечает Гэлбрейт, представители ВПК успешно реализуют свои интересы в американской  внешней политике, тем самым разрушая разные страны и цивилизации.

Очень примечателен вывод, который делает автор, о будущем корпоративной системы, никак не укладывается в позицию экономического детерминизма, а напротив, соответствует действию Нравственного закона в экономике: «Общество в котором правит бал экономика корпоративных злоключений и преступлений, не способно приносить пользу и в конце концов оно прекратит свое существование» [5, с.74].

О том, что западное общество ожидает смерть пишет в книге с ярким названием «Смерть Запада» и  известный американский общественный и политический деятель Джозеф Патрик Бьюкенен [6]. В ней автор, опираясь на анализ демографической ситуации в мире и ее прогнозы, разработанные демографических отделом ООН, констатирует реальную смерть Западной цивилизации выражающуюся в беспрецедентном сокращении численности населения, его старении и вымирании.

Причины такой катастрофы Бьюкенен видит в нарушении Нравственного закона – в середине ХХ столетия в пределах Западной цивилизации произошла культурная революция, которая привела к окончательной отмене христианских ценностей и строительству постхристианской цивилизации.

Бьюкенен анализирует изменения, которые произошли в культурном пространстве и констатирует, что общество изменило свою веру: на первом месте оказались материальные ценности и стремление к наслаждению – гендонистическому счастью,  индивидуализм и эгоизм, стремление к свободе без ответственности, свободы разврата и греха. В западном обществе уже не признаются абсолютные ценности, «Бог умирает» и каждый создает свой символ веры.

При этом, Бькенен подчеркивает, приводя конкретные факты, что эти процессы деградации западного общества являються управляемыми. Элита демонстрирует и поддерживает аморальный образ жизни, СМИ его распространяют, законы защищают, а образование с воспитанием — закладывают его базовые основы. И везде, в том числе в странах православной цивилизации, изменение культуры происходит именно по этой схеме.

Одним из «достижений» современной западной цивилизации (а в историческом прошлом, христианской цивилизации), которое надвинулось и на постсоветские страны (прежде всего страны православной цивилизации), стала сексуальная революция. Именно «эта зараза тянет в могилу» Запад и не только его: «Сексуальная революция пожирает наших детей. Статистика абортов, разводов, падения рождаемости, неполных семей, самоубийств среди подростков, криминализации школ, наркомании, педофилии, рукоприкладства в браке, тяжких преступлений, заболеваемости раком, внебрачного сожительства и падения образованности показывает, насколько глубок кризис в обществе, пораженном культурной революцией» [5].

Хорошо показывает Бьюкенен взаимосвязь между культурными изменениями в обществе, экономикой и демографией. Во-первых, он отмечает, что, гедонизм, который навязывается обществу с экономической целью, не дает объяснения, зачем продлевать жизнь. Гедонизм и эгоизм  порождают культуру смерти —  когда успех и материальное благополучие достигается за счет избавления от любых проблем, связанных с заботой о детях, о больных, об инвалидах и пожилых и в конечном итоге выражается в распространении абортов, контрацепции, стерилизации, в требованиях законодательного разрешения эвтаназии. Во-вторых, подчеркивает губительные последствия изменения экономической политики государства для института семьи, а именно уравнение в  экономических правах и возможностях  женщин и мужчин. Эти последствия – изменение ролей женщины и мужчины в обществе, нежелание многодетного материнства, ответственного отцовства, разрушение семьи и резкое снижение рождаемости. Кстати экономическая политика развитых государств поддерживает культуру смерти и путем финансирования абортов, эвтаназии, выплаты всех социальных льгот нетрадиционным «семьям» за счет налогов тех граждан, которые не согласны с такими «этическими нормами».

Бьюкенен активно критикует «ересь экономизма», господствующую в современной экономической теории (в т.ч. преподаваемой и нашим студентам) и воплощаемую в либеральной экономической политике, которая утверждает, что человек является экономическим животным, потому его счастье определяется исключительно количеством материальных благ, а свободная торговля и рынки — это путь к процветанию и счастью. В противовес общепринятой зависимости между ростом материального достатка и демографическим развитием, автор констатирует: «чем богаче становится страна, тем меньше в ней детей и тем быстрее ее народ начнет вымирать. Общества, создаваемые с целью обеспечить своим членам максимум удовольствия, свободы и счастья, в то же время готовят этим людям похороны»[6]. Думается, что преподавателям экономики стоит обратить внимание на этот вывод.

Однако, хотя культурная и экономическая политика, разрушающая традиционные ценности, невыгодна для государства, она выгодна для транснациональных корпораций, руководство которых пойдет на любое нарушение моральных норм ради получения денег и власти. Поэтому автор резюмирует: транснациональная корпорация является антитезой традиции, а глобальный капиталист — это Каин нашего времени. При этом, нужно понимать, что власть корпораций превышает власть национальных государств: «пятьдесят из ста экономических структур мира, которые наиболее успешно и динамично развиваются — это транснациональные корпорации, и сорок восемь – государства» [6].

Таким образом и Гелбрейт, и Бьюкенен, изнутри знающие социально-экономическую систему западной цивилизации, подчеркивают  господство в экономике и политике аморальной корпоративной власти и целенаправленное изменение культуры общества в угоду этой власти.

И в конце хотелось бы уделить внимание еще одному важному вопросу. Одним из заблуждений современных экономистов и управленцев является оценка деятельности социально-экономической системы какого либо уровня, в т.ч. макроуровня, на основе лишь количественных критериев, без учета развития нравственности и культуры общества. И за такое заблуждение приходиться платить высокую цену, выражающуюся в падении культуры, интеллекта и нравственности, а потом и депопуляции, в угоду экономическому росту, а реально – обогащению узкой группы людей, стоящих у власти, в т.ч. корпоративной власти.

Поэтому особо важно, что западный экономист Гэлбрейт утверждает:  главными критериями развития общества не должны быть экономические критерии — измерение прогресса общества показателями объема производства и ростом ВВП является отнюдь не невинной ошибкой [5, с. 32]. Наиболее значимые достижения человечества появились в обществах, в которых критериям успеха были развитие религии, культуры, науки. А вот самым высоким достижением современной цивилизации, в которой царит ложь экономизма, по мнению ученого, стало «тотальное уничтожение». Думается к такому выводу стоит прислушаться нашим ученым экономистам и политикам, тем, кто определяет стандарты экономического образования и экономическую политику государства.

Итак, постепенная смерть западного общества неизбежна (вымирает население, разрушается экономика), поскольку своей культурой оно выбирает культуру смерти, а ее символом веры становятся деньги. По мнению некоторых экспертов, мир стоит на пороге глобальных изменений, которые приведут к окончательному разрушению современной экономической системы и построения жестко тоталитарной модели общества и экономики (глобальной экономики распределительного типа). «Триумфальный марш денег приведет к гиперимперии, она создаст огромные состояния и ужасающую нищету, погрузит человечество в регрессивное варварство, противостоять друг другу будут государства, религиозные группировки, террористические организации — это может привести к уничтожению человечества», — вот какой неутешительный вывод о будущем мира делает известный представитель западного мира, сторонник мондиализма, экономист и политик Жак Аталли [цит. по 7].

Вывод. Современная западная социально-экономическая система, распространяемая на весь мир, превратилась в антисистему, разрушающую личность и общество. Качественные изменения в ней обусловлены нарушением Нравственного закона. Антиэкономика является плодом бесконечной жажды власти и денег корпоративной элиты мира. Ее существование обеспечивается управлением общественным сознанием в т. ч. через обман, раскручивание в обществе иррационального стремления к обогащению и потреблению культивирования грехов и пороков.

К сожалению, современное общество в большинстве своем не понимает, что согласие на нарушение Нравственного закона в жизни в целом и в экономике в т.ч., ведет к его смерти. Это подтверждается беспрецедентным демографическим кризисом в  благополучных материально странах западной цивилизации. Смерть Запада по причине нарушения норм нравственности признают и доказывают даже западные специалисты, живущие в этом обществе. Почему же мы слепо копируем модель культуры и экономики западного общества, обреченного на смерть. Неужели у нас нет выбора?

Выбор есть всегда: «жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое.. » — так обращается Господь к людям  (Второзаконие гл. 30 стих 19) [7, с. 32].

Мы думаем, что нашим ученым и политикам, преподавателям и студентам необходимо прислушаться к выводам западных ученых.

Нам нужно вернуться к ценностям своей веры и культуры, выстроив в этих ценностных координатах нашу жизнь, образование и модель нравственного хозяйствования.

Литература

  1. Естественные и общественные науки (Причина отсутствия в общественных науках открытий и теорий первого типа). — [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nichukanov.narod.ru/kniga/1.3..htm
  2. Компанієць В. В. Управління розвитком соціально-економічних систем у духовно-моральному та соціокультурному вимірі. Частина 1. Розвиток соціально-економічних систем у духовно-моральному та соціокультурному вимірі. Духовно-моральна соціально-економічна система [Текст] : монографія / В. В. Компанієць. – Харків : УкрДАЗТ, 2011. – 305 с.
  • Компаниец В.В. О внеэкономических законах развития экономики и доминантах экономического образования/ В.В. Компаниец/ Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции «Православный ученый в современном мире. Ценности православного мира и современное общество» (Салоники, Греция 25-26 сентября 2015г.).- Воронеж, «ИСТОКИ», 2015. 330 с. — 30-46 с.)
  • Компаниец В.В. О сущности, механизмах и ценностных основах виртуальной мировой экономики / В.В. Компаниец // Финансы, экономика, стратегия. — 2015- Вип. 6., С. 15-18
  • Джон Кеннет Гэлбрейт. Экономика невинного обмана: правда нашего времени. / Джон Кеннет Гэлбрейт// – М.: Издательство «Европа», 2009.- 88 с.

6. Бьюкенен Патрик Джозеф «Смерть Запада» [электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://royallib.com/read/byukenen_patrik/smert_zapada.html

7. Фурсов А. И. Мировая капиталистическая система: новые сценарии развития (версия Жака Аттали)/ А. И. Фурсов, К.А.  Фурсов.- [электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://cyberleninka.ru/article /n/ mirovaya — kapitalisticheskaya -sistema-novye-stsenarii-razvitiya-versiya-zhaka-attali

  1. 8. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета канонические в русском переводе с параллельными местами [Текст] / Издание Миссионерского Общества «Новая жизнь – Советский Союз» «Кэмпус Крусейд Фор Крайст». – СССР. – 1991. Перепечатано с Синодального издания, 1220 с.

 

 

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar

wpDiscuz

Смотрите также